Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Классные часы как средство формирования
семейных ценностей у обучающихся 2 классов
во внеклассной деятельности

Боталова София Эдуардовна
Семья – это составляющая жизни каждого человека, именно в ней ребенок получает необходимые знания об окружающем мире, его правилах и нормах. В семье человек проводит большую часть своей жизни, и если данный институт имеет благоприятные и комфортные условия для развития ребенка, то он сможет стать полноценным гражданином общества.
Понятие семейных ценностей рассмотрено в нормативно-правовой литературе, такой как, «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности», так и в трудах многих педагогов-психологов: Н.А. Валеева, Р.А. Валеевой, В.В. Николина, Н.В. Гибадуллина и других, рассматривающих важность деятельности классного руководителя по формированию ценностей семьи.
Актуальность нашей работы подтверждается тем, что в настоящее время общество переживает кризис семьи. Поэтому именно сейчас так важно прививать младшим школьникам семейные ценности. Для этого требуется подготовка новых педагогических средств и способов освоения младшими школьниками семейных ценностей. Современное общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и семейным воспитанием.
Согласно «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации. Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования. Следовательно, важность формирования семейных ценностей регламентируется на федеральном уровне. 
Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности, хранимые в социально-исторических, культурных, семейных традициях многонационального народа России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях. Среди которых, согласно «Стратегии развития воспитания в Свердловской области до 2025 года», «любовь и верность в семейных взаимоотношениях, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода».
Формирование семейных ценностей с младшего школьного возраста поможет ребенку в осознании принадлежности к своей семье, в близком родстве, в решении бытовых проблем, в установлении связи между членами семьи. Ведь в это время родители еще являются самыми близкими людьми.
Поэтому актуальность состоит в том, что важной задачей деятельности образовательных учреждений, а в главной мере деятельности классных руководителей, становится оказание помощи растущему человеку в процессе обретения ценностей. Таким образом, такая форма воспитательной работы - классный час - становится основной опорной точкой в развитии личности, а классный руководитель - главным творцом и помощником.
1.1. Сущность понятия «семейные ценности» в психолого-педагогической литературе
Среди ценностей, созданных человечеством за десятки тысяч лет, семья является одним из традиционных источников нравственности. Ни одна культурная общность не обошлись без семьи. В ее сохранении, упрочнении заинтересовано общество, государство; в надежной семье нуждается каждый человек, независимо от возраста.
К вопросу о раскрытии семейных ценностных ориентаций мы подходим через рассмотрение таких понятий, как ценности, ценностные ориентации.
Демографический энциклопедический словарь так определяет значение слова «семья» – основанное на браке или кровном родстве объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью.
Рассматривая Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее: ФГОС НОО), мы обратили внимание на одну из педагогических задач, которая заключается в необходимости приобщения младшего школьника к основному содержанию нравственно-духовного развития, воспитания, и социализации, то есть базовым национальным ценностям. Эти ценности мы храним в культурных и семейных традициях, передаем от поколения к поколению. Опора на эти ценности помогает человеку противостоять разрушительным влияниям.
Следует заметить, что под одним из важнейших источников нравственности в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» понимается «семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода».
По мнению социолога Д. И. Антонова, семья – это группа людей, связанных узами супружества-родительства-родства. Также родство – это отношения между поколениями.
В. М. Целуйко считает, что семья – это общность людей, связанная родственными отношениями, совместным бытом и ответственностью друг за друга. Также автор разделяет понятия супружество, т.е. брачные отношения между мужем и женой и родство – родственные отношения родителей детей, между детьми, родственниками.
Современная наука выделяет, что семья важна для личностного развития ребенка, потому что она помогает адаптироваться в социуме, отразить свое положение и роль в обществе.
В философском энциклопедическом словаре под «ценностями» понимаются «специфические социальные определения объектов окружающего мира, выявляющие их положительное или отрицательное значение для человека и общества (благо, добро и зло, прекрасное и безобразное, заключенные в явлениях общественной жизни и природы)». Данные проявления можно назвать как ценностные категории, которые отражают формы сознания, описывают разные объекты и явления, а также дают им оценку.
Анализ теоретических исследований К. А. Абульхановой-Славской свидетельствует о том, что понятие «ценность» необходимо раскрывать через ее параметры, а именно значимость, нормативность, полезность, целесообразность, отношение. Они отражены в следующих характеристиках:
  • ценность как способ использования тех или иных явлений, а также то, что включается в общественный процесс, служит ему;
  • ценность как осведомленность об объекте, его свойствах и отношениях;
  • ценность как личностное отношение к миру, его многообразию, зарождающееся на основе своего опыта;
  • ценность как объекты, которые исторически сложились и очень полезны человеку, отражающие реальную действительность;
  • ценность как дефиниции явлений, объектов, необходимых для удовлетворения потребностей человека.
Ценности выступают одними из важнейших компонентов структуры личности и выполняют разные функции. С одной стороны, ценности регулирует активность человека. С другой стороны, ценности выступают внутренним источником жизненных целей человека.
Общечеловеческие ценности рассматриваются отечественными и зарубежными учеными как нравственные ориентиры, которым следует человек, независимо от его взглядов. Общечеловеческие ценности могут являться характеристиками свойств (доброта), отношений (любовь), более сложных понятий (свобода).
В.А. Сухомлинский писал, что «семейный коллектив, где ребенка вводят в мир зрелости, и мудрости старших, – это такая основа детского мышления, которую не может заменить в этом возрасте никто». Он показал, в совместной деятельности школьного и семейного коллектива детям «приходят мысли о вечности материи, о безграничном разнообразии природы и необходимости разумного использования природных сил и богатств; о человеке как вершине природы; о времени и пространстве, смерти и бессмертии». Из этого следует, что Василий Сухомлинский подчеркивает, что мысли детей являются для них открытием, таким образом, они становятся активными участниками духовной жизни. Большое значение в воспитании ребенка он придавал матери: «в школе должны царить четыре культа: культ слова, культ книги, культ матери, культ Родины». Таким образом, автор был убежден, что семейное воспитание является частью общественного, государственного воспитания гражданина страны.
Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности. Базовые национальные ценности производны от национальной жизни России во всей её исторической и культурной полноте, этническом многообразии. В сфере национальной жизни можно выделить источники нравственности и человечности, т.е. те области общественных отношений, деятельности и сознания, опора на которые позволяет человеку противостоять разрушительным влияниям и продуктивно развивать своё сознание, жизнь, саму систему общественных отношений, среди таких источников в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России рассматривается семья. Одной из задач духовно-нравственного развития и воспитания является: понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших и старших, ответственность за другого человека, другими словами, формирование у младшего школьника понятия «семейные ценности» и установление его содержания.
Базовые национальные ценности лежат в основе целостного пространства духовно-нравственного развития и воспитания школьников, то есть уклада школьной жизни, определяющего урочную, внеурочную и внешкольную деятельность обучающихся. Для организации такого пространства и его полноценного функционирования требуются согласованные усилия всех социальных субъектов – участников воспитания, семьи в том числе.
Семейные ценности – это любовь, свобода ребенка и неприкосновенность его личности; дисциплина; нормальные гигиенические условия жизни; положительный пример родителей; совместный труд; общий досуг; устное народное творчество; искусство; национальная культура. Они нацелены на воспитание ядра личности, основаны на личностном опыте, обращены к целостному человеку – его разуму, воле, чувствам, представляют собой совокупность общих принципов поведения человека по отношению друг к другу, природе, обществу, основаны на формировании общественных норм, правил и принципов.
Важнейшей задачей общества является создание единой системы, направленной на укрепление и сохранение семьи как основной микросреды социализации и защиты человека с целью формирования у него истинных общечеловеческих ценностей, которые с изменением исторических условий трансформировались, модифицировались, но вместе с тем, остались признанными всем цивилизованным обществом.
Исходя из вышесказанного, существует большая понятийная база семейных ценностей в психолого-педагогической литературе. Многие ученые рассматривали данные ценности как одни из ключевых в личностном развитии ребенка. Каждый из нас должен иметь четкое представление о сущности семейных ценностей. Для формирования семейных ценностей необходимо выбрать такие традиции, которые остаются важными, значимыми в любые времена для создания, укрепления и сохранения семьи, как социального института. Семейные ценности имеют важную роль в воспитательной работе классного руководителя. Для их формирования учитель должен уметь прослеживать связь семейных ценностей и преподаваемого им материала, поэтому, дабы облегчить и систематизировать работу педагога, существуют направления, организовывающие воспитательный процесс в начальной школе.
  1. Актуальные направления воспитательной работы в начальной школе
Современные требования ФГОС НОО, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России, Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», Стратегии развития воспитания в Свердловской области до 2025, отражают важнейшие позиции, связанные с укреплением и популяризацией семейных ценностей и традиций, воспитанием семейной культуры.
Основной целью системы работы по формированию семейных ценностей в условиях деятельности образовательной организации является воспитание отношения к семье как к высшей ценности для человека, пропаганда духовно-нравственных семейных традиций и базовых ценностей, психологическая и педагогическая поддержка семьи.
В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности граждан России указано, что процесс образования связан с развитием личности, принятием духовно-нравственных, социальных, семейных ценностей. Здесь семья занимает первые позиции и находится в ряду важнейших национальных ценностей.
Качество жизни ребенка напрямую связано с тем, какие условия существуют в семье, в системе образования, в окружающей среде. И в этом контексте еще большее значение приобретает семья. Как отмечают исследователи, воспитание детей сохраняется в российской семье как ведущая функция. Семья как социальный институт остаётся посредником между ребенком и обществом, фактором становления его в реальной жизни, в социально-культурном пространстве. Общая культура родителей, ценностные ориентации семьи, умение и желание передать их детям являются основой духовного развития ребенка. В семье человек представляет ценность сам по себе, его любят за то, что он есть.
В педагогической теории и практике семья рассматривается как первичный социальный институт развития и воспитания ребенка.
Гармоничная семья — это один из ресурсов воспитания ребенка на основе духовно-нравственных ценностей и традиций, изменения демографической ситуации в России.
Важно обратить внимание на то, что семейные ценности начинают формироваться с момента формирования личности ребенка и продолжают развиваться на протяжении всей жизни. Однако именно в период начальной школы ребенок идентифицирует себя как часть настоящей и будущей семей.
Формирование системы устойчивого взаимодействия семьи и детей в конструктах «родитель-ребенок», «родитель-родитель», «ребенок-школа», «родитель-школа», «ребенок-социум», в современном обществе возможно только в условиях диалогово-коммуникационного подхода, а в этой связи – с переосмыслением форм взаимоотношений всех участников воспитательного процесса.
Воспитательные функции в общеобразовательной организации выполняют все педагогические работники. Однако ключевая роль в решении задач воспитания принадлежит педагогическому работнику, на которого возложены функции классного руководителя.
Воспитательная работа, согласно педагогическому словарю Г.М. Коджаспирова, это вид педагогической деятельности, направленный на организацию воспитательной среды и управления разнообразными видами деятельности школьников с целью решения вопросов гармоничного развития личности учащегося.
Воспитательная работа может осуществляться как родителями школьника, так и классным руководителем, поскольку процесс образования подразумевает и обучение, и воспитание ребенка.
Классный руководитель – это человек творческий. Как всякий исследователь, он создает среду, которая помогает ему сделать воспитательную работу с обучающимися увлекательной и захватывающей.
Деятельность классного руководителя начинается с общения с учениками и их родителями. Стремление младшего школьника к яркому и необычному, желание познать прекрасный мир чудес – всё это должно удовлетворяться в разумной, приносящей пользу и удовольствие деятельности, которую организует педагог. Для этого классный руководитель должен разработать для себя направления воспитательной работы, чтобы реализовать освоение младшим школьником базовых ценностей, семейных ценностей в частности.
Существует огромное количество классификаций направлений воспитательной работы в деятельности классного руководителя, рассмотрим некоторые из них.
В Стратегии развития воспитания в Свердловской области до 2025 года утверждено, что воспитательная работа должна быть простроена по следующим направлениям развития личности:
1) приобщение детей к культурному наследию малой и большой родины;
2) гражданско-патриотическое воспитание и формирование гражданской идентичности;
3) духовно-нравственное воспитание детей на основе ценностей отечественной, мировой и региональной культуры;
4) физическое развитие и формирование культуры здоровья;
5) трудовое воспитание и профессиональное самоопределение;
6) эстетическое воспитание на основе приобщения к классической и современной художественной культуре;
7) семейное воспитание и его педагогическое сопровождение;
8) расширение информационных ресурсов субъектов и организаций, занимающихся реализацией научно обоснованных программ воспитания детей и молодежи.
Рассмотрим более подробно седьмое направление «семейное воспитание и его педагогическое сопровождение».
Семейное воспитание и его педагогическое сопровождение направлены на формирование и развитие у родителей знаний, умений и навыков для выработки у детей и молодежи ориентации и установок на освоение семейных ценностей, умение проявлять заботу о близких людях, способность дорожить любовью родителей, готовность к реализации в будущем материнских и отцовских обязанностей. Актуализируется задача активного включения семьи в принятие детьми ценностей добросовестного труда на благо родного края, Отечества, обеспечения его социально-экономического, социокультурного развития, защиты интересов страны в современном мире.
Семейное воспитание и его педагогическое сопровождение на региональном уровне содержательно предполагают формирование системы ценностных ориентаций и нравственных установок: приоритет семьи как главной сферы жизнедеятельности и основного субъекта социализации детей; приоритет современных представлений родителей о содержании и методах и семейного воспитания, обеспечивающего выработку у детей умения проявлять любовь, заботу о родителях; гражданская ответственность каждого члена семьи перед семьей и обществом; уважение к представителям старшего поколения в семье; значимость семейной культуры организации быта, межличностного общения на основе чуткого, тактичного, уважительного отношения между всеми членами малой группы; признание потенциала семьи в патриотическом, трудовом, нравственном, эстетическом воспитании детей; признание образовательной организации как основного партнера семьи при реализации целей и задач современного воспитания; ценность нравственных, бесконфликтных внутрисемейных отношений на основе формирования у членов семьи навыков диалогового общения, доверия и уважения между всеми членами семьи.
Стоит отметить, что в Концепции духовно-нравственного воспитания личности выделяется десять направлений воспитательной работы, непосредственно связанными с ними базовыми ценностями:
  • патриотизм – любовь к России, к своему народу, к своей малой Родине, служение Отечеству;
  • социальная солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
  • гражданственность – служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;
  • семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
  • труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость;
  • наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;
  • традиционные российские религии – представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;
  • искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;
  • природа  – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
  • человечество – мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.
В сборнике методических материалов «Современные подходы к организации деятельности классного руководителя» для учителей начальных классов предлагается всего три направления воспитательной работы:
  • «БЫТЬ ГРАЖДАНИНОМ» – формирование у школьников современного патриотического сознания, чувства верности культуре своей Родины (большой и малой), готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей.
  • «МОЕ ЗДОРОВЬЕ - МОЕ БУДУЩЕЕ» – формирование в сознании учащихся понятий ценности здоровья и здорового образа жизни.
  • «МОЯ СЕМЬЯ» – привлечение семей учащихся к заинтересованному активному участию в жизни класса, в воспитательном процессе.
Таким образом, в различных образовательных организациях, любое направление может быть так или иначе связано с привлечением семей к воспитательной работе, или воспитанием семейных ценностей. Однако каждый учитель должен понимать значение роли семейного воспитания младших школьников, соответственно, опираясь на вышеупомянутые направления, может быть составлен грамотный тематический план воспитательной работы, а классному руководителю необходимо подобрать подходящие способы формирования семейных ценностей у младших школьников.
  1. Способы формирования семейных ценностей младших школьников в деятельности классного руководителя
Семья — это школа, где человек учится, как жить в обществе, воспитание человека начинается с воспитания его семьи. Поэтому, при поступлении ребёнка в школу с родителями и ребенком проводится анкетирование, позволяющее ближе узнать семью, индивидуальные консультации по вопросам организации быта и досуга в семье, изучаются семейные ценности и правила, по которым живет семья, при необходимости организуются пути решения проблем. На основе полученной информации составляются социальные паспорта классов, школы.
Каждый ребенок по мере взросления пытается осмыслить информацию и события вокруг него. Таким образом, формируются жизненные ценности человека. Важно, чтобы ребенок как можно раньше осознал главные гуманистические установки, определяющие его жизненную позицию. Размышления о себе и своей Родине, о роли семьи в жизни человека, о любви и верности, о дружбе и ответственности формируют мировоззрение и создают предпосылки для успешности в жизни.
Формирование семейных ценностей тесным образом связано с воспитанием нравственных начал личности в условиях конкретной семьи. Это очень важный и сложноорганизованный процесс, требующий больших затрат со стороны всех членов семьи в течение длительного времени.
Каждая семья уникальна и неповторима, но существует ряд неизменных во все времена семейных ценностей, таких как взаимопонимание, внимательное отношение к родным и близким, доверительные и уважительные отношения между членами семьи, готовность прийти на помощь и оказать поддержку, сохранение семейных традиций.
На формирование семейных ценностей у детей и молодежи серьезное влияние оказывают такие негативные факторы, как: разрушение нравственных представлений о семье и браке; смещение традиционного понимания роли родительства; падение престижа материнства и отцовства, утрата семейных традиций и так далее.
В этих условиях на школу ложится сложнейшая задача противостоять рискам, «находящим свое выражение в дезадаптации родительской семьи (неполная семья, конфликтная семья, семья с асоциальной атмосферой), семейной дестабилизации и неэффективном выполнении семьей функции социализации и индивидуализации личности ребенка».
Воспитательная работа по формированию семейных ценностей у детей младшего школьного возраста способствует развитию представлений о семье как высшей жизненной ценности, даёт возможность последовательно и всесторонне осваивать опыт, нормы, правила и законы жизни в семье, расширять знания об истории своей семьи, родственниках, семейных традициях.
Условия для стабильного существования семьи, определенные общественным сознанием: постоянный труд для всей семьи; любовь, чуткое отношение  друг  к  другу  членов  семьи  и,  прежде  всего,  мужа  и  жены; определенный семейный уклад и роль человека, умеющего вести хозяйство; родители  должны  соответствовать  идеалу,  выработанному  народной моралью
Задача образовательного учреждения – актуализировать чувство сопричастности ребенка с семьей, родом, родственниками; дать возможность осознать правила, регулирующие взаимоотношения в семье; инициировать осознание детьми семейных ценностей, традиций, обычаев.
Младший школьный возраст является тем периодом формирования ценностного отношения у подрастающего человека, в ходе которого он выступает как субъект деятельности и как субъект отношения к окружающим близким к нему социальным объектам. Ценностные отношения в педагогическом процессе образуют четырехуровневую систему:
  • дети младшего школьного возраста воспринимают семейно-бытовые традиции как элементарные  установки  отношения  к  семейным традиционным ценностям;
  • осознание - три основных компонента: когнитивный (рассудочный), эмоциональный (оценочный) и поведенческий;
  • ценностные отношения к семейным традициям как ценности культуры;
  • направленность интересов личности младшего школьника, которая вместе с ценностными ориентациями регулирует ее поведение.
Процесс принятия, понимания культурных ценностей начинается с дошкольного возраста и продолжается всю жизнь. Однако важно научить младших школьников умению понимать содержание и значение ценностей.
Это одна из задач культурного образования, которое создает условия для активизации внимания детей к культурному наследию предшествующих поколений.
Этот процесс реализуется через различные способы работы:
  • учебная работа;
  • внеклассная воспитательная работа;
  • дополнительное образование.
Далее мы подробнее рассмотрим внеклассную воспитательную работу как один из способов деятельности классного руководителя по приобщению младших школьников к семейным ценностям.
В школе сложилась система работы по формированию семейных духовно–нравственных ценностей. Она проводится с родителями обучающихся, с обучающимися, с педагогическими кадрами. Работа с кадрами традиционно осуществляется через педагогические советы, теоретические семинары, совещания при директоре, методическое объединение классных руководителей.
В работе с родителями выделяются три основных направления:
  • просвещение родителей;
  • управление;
  • совместные мероприятия.
Просветительская деятельность осуществляется через организацию психолого-педагогического обучения, педагогическое просвещение родителей по формированию у них ценностей семьи, сознательного родительства, индивидуальное и групповое консультирование, выпуск буклетов, памяток.  Управленческая деятельность заключается в содействии работе родительского комитета класса, решении организационных вопросов на собраниях, в совместном планировании воспитательной работы в классе и школе, работе Управляющего Совета школы.
Классные руководители организуют совместную с родителями внеклассную деятельность. В школе проводятся совместные мероприятия:
  • досуговые;
  • спортивные;
  • учебные;
  • трудовые.
Традиционные родительские лектории различной тематики проводятся ежемесячно в течение учебного года, ведётся просветительская работа через информационные уголки, школьный интернет-сайт, на родительских собраниях, в анкетированиях, в форме лекций, в форме круглого стола, практикумов, тренингов, диспутов, в процессе индивидуальных консультаций, на родительском часе.
Способы взаимодействия школы и семей обучающихся разнообразны: творческие отчеты; турниры знатоков; недели семьи; семейные праздники; дни отцов; семейные фотоконкурсы; круглые столы по обсуждению различных аспектов воспитания детей; книжные выставки, родительские собрания и конференции; конкурсы, участие родителей в организации внеклассных мероприятий. Также сюда относятся письма благодарности родителям; работа родительских комитетов; спонсорская помощь; работа психологической службы для родителей; ярмарки семейных поделок; пополнение школьных библиотек; туристские походы; совместные спортивные соревнования; выставки семейного творчества; озеленение кабинетов и школьного двора; экскурсии; фотовыставки; совместные экологические действия; прогулки и путешествия.
Вовлечение ребенка и взрослого в реальную совместную деятельность позволяет решать воспитательные задачи в процессе познания окружающего мира, в адекватной для него форме решает задачи формирования нравственных ценностей. Таким образом, реализуется основная идея – формирование семейных ценностей через организацию совместной деятельности ребенка и взрослых в семье.  Важно побуждать младшего школьника через сюжетно–ролевые игры к использованию приобретенного опыта в практической жизнедеятельности. В начальной школе тематика семейных ценностей развивается также в рамках предмета ОРКСЭ, на внеклассных воспитательных мероприятиях, семейных праздниках. Традиционная семейная мораль, уважительное отношение к другим, забота о старых и немощных членах семьи, культура семейных отношений, семейные праздники и традиции, нравственные семейные ценности: уважение, понимание, поддержка, милосердие, доброжелательность, честность — самые актуальные темы бесед с младшими школьниками – это самый благоприятный для этого период времени, когда личность наиболее открыта влияниям, а взгляды и впечатления, полученные в юности, — глубокие и сознательные.
Основными методами воспитания ценностного отношения к семье могут быть:
  • метод примера, а также наглядно - иллюстративный метод с применением мультимедийных технологий;
  • воспитывающие ситуации;
  • беседа или дискуссия.
Основной целью работы в данном направлении является подготовка школьников к семейным отношениям, усвоение ими моделей семейных отношений, информации о роли мужа и жены, отца и матери, повышения социальной престижности отцовства и материнства, ознакомление с вопросами ведения домашнего хозяйства, организации бюджета семьи.  Эти задачи успешно решаются на занятиях с классным руководителем (индивидуальных и групповых классных часах). На классных часах дети ведут разговор о семейном воспитании, традициях, необходимости взаимопонимания и взаимопомощи.
Способы работы классных руководителей по формированию семейных ценностей - классные часы и беседы, вечера, лектории для школьников, клубы семейного творчества, семейные фотоконкурсы, конкурсы рисунков, выставки поделок семейного творчества, семейные праздники, выездные мероприятия (экскурсии, походы, посещение театров и т.д.). Осуществляются детско-взрослые проекты по изучению школьниками и их родителями истории жизни своего рода, исследованию семейных традиций и т.д.
Формирование семейных духовно-нравственных ценностей у подрастающего поколения является базовой основой формирования у них готовности к семейной жизни и ответственному родительству, интеграции в современное общество, что способствует решению таких социальных проблем, как преодоление демографического кризиса, социального сиротства, асоциального поведения детей и молодежи, распада семьи. Кроме того, привлечение семьи в процесс социокультурного образования будет развивать личность, способную к  сохранению и продолжению культурных  традиций своего народа, пониманию и уважению культур древних  народов нашей многонациональной страны.
В педагогической теории и практике воспитание нравственных качеств будущего семьянина, ответственного отношения к семье всегда рассматривались как главное направление воспитательной работы.  Важно помнить, что воспитывает ребенка все — отдельные слова, жесты, суждения о  чем-либо, отношения с друзьями, прочитанная сказка и просмотр телепередачи. Картина будущего «взрослого» поведения ребенка пишется маленькими мазками ежеминутно, ежедневно, непроизвольно срисовывается с окружающего мира. Значимым фоном, а часто и прямым руководством к определенным действиям являются авторитет и поведение родителей. Успешность воспитания зависит от сложившихся отношений между членами семьи, ее ценностей, традиций. В.А. Сухомлинский отмечает, что «духовное формирование человека, повторение в человеке себя, совершенствование самого себя в своем сыне и в своей дочери — это благородное гражданское творчество». В этих высказываниях, как нам кажется, содержится основа воспитательного момента, ценное руководство, способ формирования реального, а не формального статуса родителя. Воля, не подчиненная эмоциям; мудрость как постоянное качество родителя (а не проявляемое в особых условиях: визит гостей, выходной, просто хорошее настроение); единство требований со стороны всех членов семьи к ребенку - все вышеперечисленные моменты упорядочивают процесс воспитания, делая его понятным, а значит, приемлемым для ребенка.
Таким образом, эффективность усвоения семейных ценностей зависит от правильно подобранных классным руководителем способов организации социального воспитания и форм работы, которые непосредственно способствует возникновению взаимопонимания между поколениями, заинтересованности младших поколений культурой, образом жизни, бытом предшествующих поколений. Далее изучим одну из таких форм работы в деятельности классного руководителя.


 
  1. Классный час как форма воспитательной работы по формированию семейных ценностей у младших школьников
Формы внеклассной работы сегодня - это широкий спектр самых различных мероприятий. Существуют классические формы внеклассной работы, такие как классный час и классное собрание, час общения и информационный час. Помимо классических форм внеклассной работы в методическом арсенале педагога существуют игры, праздники, викторины, марафоны, состязания, турниры и т.д.
Главной формой внеклассной работы является классный час. Классный час – это форма воспитательной работы, при которой школьники под руководством педагога включаются в специально организованную деятельность, способствующую формированию системы отношений к окружающему миру .
В психолого-педагогической литературе выделяют несколько видов классных часов: тематический, плановый и организационный. Так как в нашей работе мы рассматриваем конкретное направление базовых ценностей, то подходящим видом классных часов, который мы будем рассматривать далее, является тематический вид.
Классный час выполняет следующие функции:
1) просветительскую - дает возможность расширить круг тех знаний учеников, которые не нашли отражения в учебных программах. Эти знания могут содержать в себе информацию о событиях, проходящих в стране, за рубежом. Объектом обсуждения может быть любое явление или событие.
2) ориентирующую - способствует формированию отношения к окружающему миру, выработке иерархии материальных и духовных ценностей. Помогает оценивать явления, происходящие в жизни.
Эти две функции тесно связаны, т.к. нельзя научить учащихся оценивать явления, с которыми они незнакомы. Хотя классный час может выполнять чисто ориентирующую функцию.
3) направляющую - призвана переводить обсуждение того или иного явления в рамки реального опыта учащихся.
4) формирующую - формирует у учеников навыки обдумывания и оценки своих поступков и самих себя, навыки ведения диалога и построения высказывания, отстаивания своего мнен

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»