Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Система дистанционного образования в России
Статья

Использование информационно-коммуникационных
технологий в целях активизации познавательной
деятельности обучающихся на уроках биологии
и химии и внеурочной деятельности 
(из опыта работы)

                                                                                                                        Самохвалов Андрей Сергеевич,
                                                                                                                        учитель биологии и химии
                                                                                                                        ГБОУ Лицея №486 Санкт-Петербурга
 
Проблема. В современной России особое значение для развития цивилизации и для обеспечения благосостояния людей приобретает система образования. Только высоко и всесторонне образованные специалисты смогут обеспечить дальнейший прогресс науки, техники, технологии и обратить их достижения на пользу общества. В настоящее время в России идёт интенсивный поиск новых форм обучения на основе компьютерных технологий, разрабатываются программные средства учебного назначения, которые могут быть использованы в обучении обучающихся различным общеобразовательным предметам, то есть сегодня назрела необходимость вовлечения компьютера в массовую систему образования.
В концепции и модернизации образования ведущим аспектом является подготовка подрастающего поколения к жизни в быстро меняющемся информационном обществе в мире, в котором постоянно возникает потребность в новых профессиях, в непрерывном повышении квалификации, поэтому современный образовательный процесс должен использовать не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к обучению.
Сегодня мы не можем уже представить свой день без телевизора, телефона, компьютера. Каждый год в нашу жизнь входят различные новейшие технологии, облегчающие работу и позволяющие в кратчайший срок получить необходимую информацию, оптимально удовлетворяющие наши потребности и делающие наш быт более комфортным.
Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе – это не веяние моды, а необходимость, продиктованная современной системой образования. Применение ИКТ в воспитательно-образовательном процессе позволяет увеличить объём работы, так как высвобождает время и помогает систематизировать теоретический и практический материал по различным направлениям.
Актуальность. Использование информационно-коммуникационных технологий в образовании является одним из значимых направлений развития информационного общества. Обучающиеся должны уметь самостоятельно находить информацию, анализировать, обобщать и передавать её другим, осваивать новые технологии. Большая роль в этом отводится информационно-коммуникационным технологиям в учебном процессе. Существует много технологий, которые, выполнив свою миссию, ушли в прошлое, но ИКТ к таковым не относятся, так как за ними стоит будущее. Они со временем будут расширяться, углубляться, модернизироваться, но останутся в системе образования навсегда.
В настоящее время расширение информационного пространства – это основная тенденция общественного развития, соответствующая социальному заказу, и поэтому нужны постоянные модернизация и поиск более эффективных методов работы в системе образования.
Цели использования ИКТ на уроках и внеурочной деятельности:
1). Стимулирование учебно-познавательной активности каждого обучающегося через вовлечение его в творческую деятельность;
2). Повышение результативности обучения детей и их интеллектуального развития, эффективности образовательного процесса и качества образования.
Информационно-коммуникационные технологии – это совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, объединённых в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, обработку, хранение, распространение и отображение информации с целью снижения трудоёмкости процессов использования информационного ресурса, а также повышения их надёжности и оперативности.
Информационно-коммуникационные технологии – это обобщающее понятие, открывающее различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации. Под ИКТ подразумевается использование участниками образовательного процесса компьютера, принтера, сканера, системы Интернет, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, фотоаппарата, то есть всего того, что может представлять широкие возможности для коммуникации.
Основная воспитательная ценность ИКТ в том, что они позволяют создать мультисенсорную интерактивную среду воспитания с почти неограниченными потенциальными возможностями, оказывающимися в распоряжении учителя и каждого обучающегося. В отличие от обычных технических средств воспитания ИКТ позволяют повысить ребят количеством понятий, развить интеллектуальные, творческие способности детей, их умения самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации.
Современная образовательная парадигма, строящаяся на компьютерных средствах обучения, берёт за основу не передачу обучающимся готовых знаний, умений и навыков, а привитие ребятам умений самообразования. При этом работа обучающихся на уроке носит характер общения с учителем с применением интерактивных компьютерных программ и аудиовизуальных средств. В нынешних условиях требуется подготовить ребят к быстрому восприятию и обработке поступающей информации, успешно её отображать и использовать. Результатом внедрения информационных технологий в процесс обучения является овладение детьми компьютером в качестве средства познания процессов и явлений, происходящих в природе и используемых в практической деятельности, компьютерной поддержке процесса изложения учебного материала. Интернет обладает колоссальными информационными возможностями и не менее впечатляющими услугами: он со всеми своими возможностями и ресурсами является средством реализации целей и задач педагогов. По этой причине следует определить, для решения каких целей и задач могут оказаться полезными ресурсы и услуги, которые предоставляет Всемирная компьютерная сеть. Дидактические возможности (свойства и функции) сети Интернет связаны с её вещательными, интерактивными и поисковыми услугами, а также с информационными ресурсами, которые могут быть полезны в образовательном процессе. А сколько дополнительных возможностей открывает Интернет: вашему вниманию открываются книги, газеты, журналы, электронные библиотеки, базы данных, информационные системы, словари и справочники разных авторов и на разных языках.
При традиционных методах ведения урока главным носителем информации для обучающихся выступает учитель, требующий от них концентрации внимания, сосредоточенности, напряжения памяти. Не каждый ребёнок способен работать в таком режиме. Психологические особенности характера и тип восприятия ребят становятся причиной их неуспеваемости. При этом современные требования к уровню образованности не позволяют снизить объём информации, необходимый детям для усвоения темы урока. Однако при организации урока с использованием компьютерных программ, информация предоставляется обучающимся красочно оформленной, с использованием эффектов анимации – в виде текста, диаграммы, графика, рисунка. Всё это позволяет более наглядно и доступно, чем в устной форме, объяснить учебный материал. Очень важно и то, что на таких уроках ребята могут работать в индивидуальном режиме, продвигаясь в постижении нового материала в своём темпе, возвращаясь к непонятному, если это требуется, или забегать вперёд.
Компьютер лоялен к разнообразию ответов обучающихся: он не сопровождает работу детей хвалебными или порицательными комментариями, что развивает их самостоятельность и создаёт благоприятную социально-психологическую атмосферу на уроке, придавая им уверенность в себе, что является немаловажным фактором для развития их индивидуальности. Компьютер является самым терпеливым педагогом, способным сколько угодно повторять любые задания, добиваясь правильного ответа и, в конечном счёте, автоматизировать отрабатываемый навык.
Современный урок рассматривается сегодня не только как деятельность учителя (как форма обучения), но и как деятельность обучающегося (как форма учения). При подготовке и анализе урока нужно решить, целесообразно ли применение компьютерной техники на данном уроке. Во многом это зависит от выбранной педагогом методики, поэтому необходимо оценить обоснованность и правильность отбора методов, приёмов, средств обучения, их соответствие содержанию учебного материала, поставленным целям урока, учебным возможностям класса, соответствие методического аппарата урока каждому его этапу и задачам активизации обучающихся. Компьютер не должен применяться на уроке ради формы. При оценке урока необходимо определить, как использование компьютерной техники отражается на активности ребят, их работоспособности на различных этапах урока, как реализуется самостоятельная деятельность, возникает ли возможность реализации личностно-ориентированного подхода в обучении.
Современный учитель должен считаться с тем, что информационно-коммуникационные технологии обучения прочно вошли в жизнь. Использование новых информационных технологий расширяет рамки образовательного процесса, повышает его практическую направленность, способствует повышению мотивации обучающихся в образовательном процессе, развитию интеллектуальных и творческих способностей детей, их умений самостоятельно приобретать новые знания и созданию условий для их успешной самореализации в будущем. Необходимо, чтобы каждый учитель понял, что компьютер в учебном процессе – не механический педагог, не заместитель или аналог учителя, а активное средство развития обучающихся, усиливающее и расширяющее возможности их познавательной деятельности. Компьютер предоставляет учителю возможность высвобождения времени для творческой деятельности и создания индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся.
Использование информационно-коммуникационных технологий в преподавании является одним из важнейших аспектов совершенствования и оптимизации учебного процесса, обогащения арсенала методических средств и приёмов, позволяющих разнообразить формы работы и сделать урок интересным и запоминающимся для ребят. ИКТ позволяют решать в кратчайшие сроки широкий круг задач, недоступных ранее, а именно: долговременно и компактно хранить, оперативно искать, быстро обрабатывать, продуцировать новую, передавать на любые расстояния и предъявлять в требуемом виде мультимедийную (текстовую, табличную, графическую, анимированную, звуковую и видео-) информацию.
У меня в кабинете биологии и химии установлен интерактивный комплекс: интерактивная доска, проектор, компьютер, принтер.
Одной из форм применения мной ИКТ является разработка дидактического материала для урочных и внеурочных занятий: карточек-заданий для проверочных и контрольных работ, тестов, сценариев уроков и интеллектуальных игр, презентаций, электронных образовательных ресурсов. Для этого я использую текстовый редактор Microsoft Word, графический редактор Microsoft Paint, редактор создания презентаций Power Point.
По всем разделам и темам курса биологии и химии на своих уроках и внеурочных занятиях я использую и разнообразное программное обеспечение: электронные учебники и энциклопедии, программы-тренажёры и видеоуроки, словари и справочники, библиотеки наглядных пособий. Применение данных электронных пособий позволяет мне индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения, стимулировать разнообразную творческую деятельность ребят, воспитывать у них навыки самоконтроля и рефлексии. Всё это вышеописанное изменяет роль детей в учебном процессе от пассивных наблюдателей до активных исследователей.
Мультимедийная техника предполагает вывод на экран любой информации и в любом масштабе. Другое преимущество мультимедийной техники в том, что информация на экране может появляться частями. Такая информация лучше запоминается, а сам текст можно представлять другим цветом. При этом не возникает никаких сложностей при возврате текста или любой информации назад для повторного объяснения, повторения или закрепления пройденного материала.
Использование компьютерных презентаций на уроках и внеурочной работе делает изложение учебного материала наглядным, доступным, интересным. Такие презентации частично заменяют доску, различные плакаты и иллюстрации в учебниках.
Использование электронных презентаций делает мои уроки интересными, насыщенными, иллюстративными. Я применяю презентации на таких этапах урока как проверка домашнего задания, объяснение нового материала, проверке обучающей самостоятельно работы, выполнении практических заданий, при организации текущего контроля знаний, при повторении пройденного материала, на вводном инструктаже. Например, очень удобно с помощью подготовленной компьютерной презентации осуществлять проверку домашнего задания, показав несколько способов решения одной задачи, при обучении ребят отбирать рациональное решение.
В зависимости от построения сценариев уроков я включаю в свои презентации текстовые или графические фрагменты, анимацию, музыкальное или голосовое сопровождение. Я строю свои презентации так, чтобы наиболее оптимально решать поставленные на уроках задачи. Презентации позволяют не просто проводить беседы с ребятами, а задавать им вопросы по темам, заставлять их актуализировать знания, полученные ранее по другим предметам, высказывать предположения. Анализ представленной информации способствует развитию мышления обучающихся. После высказываний версий ответов детей с использованием анимации и других возможностей программы MS Office Power Point следует правильный ответ на экране и все ребята сравнивают свой ответ с электронным.
Для создания эмоциональных ситуаций в ходе урока большое значение имеет художественность, яркость, эмоциональность, речь учителя. Однако элементы занимательности на уроках, усиленные звуком, графикой, видеоинформацией, используемой в презентации, на мой взгляд, воздействуют на обучающихся намного сильнее, чем только слово, вызывают неподдельный интерес к изучаемой теме, желание узнать и научиться большему, в дальнейшем формируют устойчивую мотивацию изучения химии и биологии или овладения теми или иными практическими навыками.
Сформировать глубокий познавательный интерес к предметам у всех обучающихся невозможно, а важно, чтобы всем им на уроке было интересно и тогда у многих из них первоначальная заинтересованность перерастёт в стойкий интерес к обучению.
Применение мной разнообразных форм обучения с помощью ИКТ на уроках и во внеурочное время (упражнения, конкурсы, викторины, интеллектуальные игры, составление и разгадывание кроссвордов, поиск интересной и нужной информации для рефератов, стенгазет, посещение элективных курсов, кружков) создаёт положительный эмоциональный фон у моих ребят.
При проведении интеллектуальной игры я использую электронные презентации как наглядно-демонстративный материал и для создания спокойной и приятной атмосферы для участников и присутствующих на игре. На экране воспроизводится красочными слайд-шоу методический комментарий к игре, цель, задачи, атрибуты и эпиграфы к мероприятию, туры игры, ответы к турам, итоговая таблица результатов игры. Демонстрация осуществляется музыкальным сопровождением, что способствует созданию благоприятного микроклимата в классе.
На уроках обобщающего повторения часто бывает необходимо вспомнить большой объём теоретического материала и основные приёмы решения практических задач, но нашим ребятам давно наскучили учебники и конспекты, а урок на экране монитора или проектора, выполненный в виде презентаций, подготовленных самими ребятами, наверно, как мне кажется, в этом смысле более заманчив и привлекателен, тем более, что он даёт возможность приобрести или закрепить некоторые навыки пользования персональным компьютером и восполнить пробелы в знаниях по конкретным темам. Весь изученный материал в компактной и структурированной форме излагается ими на слайдах и иллюстрируется конкретными практическими примерами. При этом защищающие презентацию ребята комментируют свою работу и отвечают на вопросы одноклассников, которые, являясь рецензентами, также активно участвуют в работе на уроке.
Безусловно, повторительно-обобщающие уроки, проведённые мной в такой форме, вызывают у ребят большой интерес, так как носителем информации здесь является не учебник и не учитель, а работа обучающихся, выполненная на компьютере. Ребята принимают активное участие в оценивании её, причём работа рассматривается не только с точки зрения заложенной в неё информации, но и с точки зрения грамотности использования компьютерных технологий. Это даёт возможность внести профессиональную направленность в учебный процесс и, конечно, привить интерес обучающихся к изучению химии и биологии.
Использование технологии мультимедиа – это есть применение наглядного метода иллюстраций, который во взаимосвязи с другими методами позволяет не только экономить время на уроке, занятии, но и увеличить яркость восприятия материала, внести элементы занимательности, оживить учебный процесс. Иллюстрации особенно необходимы тогда, когда объекты недоступны непосредственному наблюдению, а слово учителя оказывается недостаточным, чтобы дать представление об изучаемом объекте. Информация, размещённая на слайде и появляющаяся в нужные моменты объяснения и показа практических приёмов и операций, воспитывает интерес к уроку, делает его более привлекательным.
Удивить, – значит заинтересовать. Необычность действий, фактов, явлений, парадоксальность опыта, демонстрируемого обучающимся, – всё это вызывает у окружающих какие-то эмоциональные проявления, а значит и интерес.
Изучение теоретической части многих тем образовательной области предусматривает поиск дополнительных сведений. Начиная с 5 класса обучающиеся получают от меня задания очно и по электронной почте для участия в конкурсах различного уровня, предметных неделях и других внеклассных мероприятий по поиску дополнительной и занимательной информации для подготовки стенгазет, рефератов, электронных презентаций, докладов, сообщений, различных упражнений. Во время поиска у детей формируются коммуникационные умения и навыки самостоятельной работы с учебным материалом, с использованием средств информационно-коммуникационных технологий, так как приходится искать информацию в библиотеке, в книге, в словаре, в компьютерной базе данных, в электронном документе, в Интернете с использованием поисковых систем. Поиск и обработка информации могут рассматриваться как интерактивное диалоговое взаимодействие обучающихся с компьютером. При работе с большим объёмом информации у обучающихся формируются умения и навыки критического мышления, способности осуществлять выбор и нести за него ответственность.
Работая с рейтинговой системой контроля качества учебно-воспитательного процесса в классах, я также использую информационно-коммуникационные технологии. Основная цель рейтинговой системы оценки качества – стимулирование равномерной учебно-воспитательной деятельности обучающихся в течение всего учебного года, создание условий для проявления их творческих способностей, предоставление каждому из них возможности самостоятельно выбирать уровень своей подготовки. Результаты рейтингового контроля я отображаю в электронных таблицах MS EXEL, что позволяет ребятам объективно и открыто оценивать свои результаты и результаты одноклассников.
Я думаю, что информационные технологии – это как раз тот инструмент, который помогает педагогу вдохновить детей на тернистый путь познания и сформировать необходимые для него профессиональные и личностные качества, так как правильно организованная им учебная деятельность с применением информационно-коммуникационных технологий вооружает обучающихся знаниями, умениями, навыками в соответствии с программными требованиями, содействует воспитанию ряда нравственных качеств личности ребят, развивает их познавательные силы, личностные образование, активность, самостоятельность, познавательный интерес, выявляет и реализует потенциальные возможности школьников, приобщает их к поисковой и творческой деятельности.
Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную систему образования. Очевидно, что в ближайшие десятилетия роль персональных компьютеров будет возрастать, а в соответствии с этим будут возрастать и требования к компьютерной грамотности детей и самого учителя. Уроки с использованием ИКТ становятся привычными для ребят нашего лицея, а для педагогов становятся нормой работы. Это, на мой взгляд, является одним из важнейших результатов инновационной работы в лицее, так как роль учителя на уроке с использованием ИКТ изменяется: педагог уже теперь не только источник знаний, но и менеджер процесса обучения, главной задачей которого становится управление познавательной деятельностью обучающихся. Учитель, умело и эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности.
В соответствии с новыми "квалификационными характеристиками должностей работников образования" каждый педагог просто обязан уметь работать с современными средствами обучения хотя бы ради того, чтобы обеспечить одно из главнейших прав детей – право на качественное образование. Сегодня педагог, действующий в рамках привычной "меловой технологии", существенно уступает своим коллегам, ведущим уроки и занятия с использованием мультимедиапроектора, электронной доски и компьютера, обеспечивающего выход в Интернет.
Нынешние учителя, как мне кажется, которым небезразличен уровень своей профессиональной компетентности, кого беспокоит, насколько они, педагоги современной системы образования, соответствуют требованиям века грядущего, должны применять в своей урочной и внеурочной деятельности информационно-коммуникационные технологии.
Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод о том, что использование информационно-коммуникационных технологий в воспитательно-образовательном процессе не только целесообразно, но и позволяет достичь целей, которые ставит перед педагогами концепция модернизации российского образования в подготовке разносторонне развитой личности.

 
Список используемой литературы
1). Бабанский Ю.К.  Как оптимизировать процесс обучения? – М.: Просвещение, 2018. – 168 с., илл.
2). Боголюбов В.И.  Инновационные технологии в педагогике. – М.: Просвещение, 2019. – 158 с.
3). Брыксина О.Ф.  Конструирование урока с использованием средств информационных технологий и образовательных электронных ресурсов. – Барнаул: Демидовский фонд, 2018. – 226 с., илл.
4). Гершунский Б.С.  Компьютеризация в сфере обучения: проблемы и перспективы. – М.: Педагогика, 2019. – 196 с., илл.
5). Горвиц Ю.В., Поздняк Л.С.  Кому работать с компьютером в средней школе? – Новосибирск: НИПКиПРО, 2021. – 94 с.
6). Гузеев В.В.  Образовательная технология XXI века: деятельность, ценности, успех. – М.: Педагогический поиск, 2019. – 246 с., илл.
7). Калинина Т.В.  Управление инновационными процессами в средней школе. – М.: Сфера, 2019. – 112 с., илл.
8). Ковалёва А.Г.  Использование информационно-коммуникационных технологий при обучении в средней и старшей школе. – М.: Можайск-Терра, 2020. – 324 с., илл.
9). Матрос Д.Ш., Полев Д.М.  Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга. – М.: Педагогическое общество России, 2020. – 108 с.
10). Некрасова Г.Н.  Педагогические основы проектирования мультимедиаурока. – Киров: ВГГУ, 2019. – 94 с.
11). Полат Е.С.  Новые педагогические и информационные технологии в системе   образования. – М.: Академия, 2014. – 324 с.
12). Ремнев А.А.  Методические аспекты сочетания традиционной и информационной технологий в обучении.– М.: Новая школа, 2020. – 88 с.
13). Руденко Т.В.  Дидактические функции и возможности применения информационно-коммуникационных технологий в образовании. – М.: Филинъ, 2018. – 626 с., илл.
14). Симонович С.В.  Компьютер в вашей школе. – М.: Информком-Пресс, 2020. – 134 с., илл.
15). Соловьёва Е.Н., Апальков В.Г.  Развитие и контроль коммуникативных умений. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2018. – 96 с.
 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»