Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Система дистанционного образования в России
Статья

Исследовательская деятельность обучающихся
по биологии во внеурочное время

(из опыта работы)
 
                                                                                                                             Самохвалов Андрей Сергеевич,
                                                                                                                             учитель биологии и химии
                                                                                                                             ГБОУ Лицея №486 Санкт-Петербурга 
Проблема. XXI век называют временем "электронного общества и информационной цивилизации". В нашем обществе произошли изменения: появились педагоги с современными требованиями к проведению уроков и современные школьники, владеющие всеми достижениями научно-технического прогресса. Сейчас обществу нужны выпускники, самостоятельно мыслящие, умеющие видеть и творчески решать возникающие проблемы. Одним из важнейших критериев педагогического мастерства считается результативность работы учителя, проявляющаяся в стопроцентной успеваемости детей и таком же их интересе к предмету. Возникает вопрос о том, как повысить учебную мотивацию ребят к изучению предмета? В современной школе для этого существует исследовательская деятельность.
Школьный урок ограничен во времени и не даёт больших возможностей исследовать природные объекты, поэтому целесообразнее организовывать исследовательскую деятельность ребят во внеурочное время.
Актуальность данной темы обусловлена большими объёмами информации в обществе и развитием информационно-коммуникационных технологий. Для того, чтобы адаптироваться в жизни, стать востребованным и компетентным специалистом, обучающемуся нужно научиться самостоятельному исследованию и добыванию необходимых знаний и умений, используя при этом информационно-коммуникационные технологии.
Меня, как учителя, волнует нынешнее отношение ребят к предмету и пугает снижение уровня их заинтересованности и знаний. В современных условиях у меня имеется достаточно возможностей дать ребятам необходимые знания для познавания ими объектов окружающего мира. Для этого мне нужно правильно организовать обучение детей биологии на уроках и продолжить его с использованием исследовательских методов и инновационных средств обучения во внеурочное время.
Исследовательской деятельностью называют совокупность действий поискового характера, приводящая к открытию неизвестных для обучающихся фактов, теоретических знаний и способов деятельности.
Исследование – это процесс выработки новых знаний, истинное творчество, один из видов познавательной деятельности человека, не предполагающий создания какого-нибудь заранее планируемого объекта.
Цель исследовательской деятельности – стимулировать развитие интеллектуально-творческого потенциала обучающегося через развитие и совершенствование исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения.
Специфика исследовательской работы обучающегося заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для педагога – это увлечь детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в свои силы. В исследовательской деятельности возможно установление межпредметных связей: биологии, экологии, химии, физики, географии, ОБЖ, краеведения. Это вызывает наибольший интерес со стороны ребят, так как в одной работе они могут соединить разные предметы.
Для формирования исследовательских умений детей должны соблюдаться следующие условия:
1). Целенаправленность и систематичность. Работа по развитию исследовательских умений должна проходить в классе постоянно как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Учитель должен применять материал различных уроков с целью формирования умений исследовательской деятельности, постоянно использовать этот метод в преподавании разных тем.
2). Мотивированность. Педагогу необходимо помогать ребятам, видеть смысл их творческой исследовательской деятельности и возможность реализации их талантов, способы саморазвития и самосовершенствования.
3). Творческая среда. Учитель должен способствовать созданию творческой рабочей атмосферы, поддерживать интерес детей к исследовательским работам.
4). Психологический комфорт. Одна из задач учителя – поощрять творческие проявления обучающихся, их стремления к творческому поиску. Важно, чтобы дети не боялись допускать ошибок. Нужно воздержаться от негативных оценок. Каждому ребёнку необходимо дать возможность ощутить свои силы, поверить в себя.
5). Личность педагога. Для развития творческих исследовательских способностей ребят нужен творчески работающий учитель, стремящийся к созданию творческой рабочей обстановки, обладающий определёнными знаниями и подготовкой для проведения занятий по исследовательской деятельности.
6). Учёт возрастных особенностей школьников. При организации исследовательской работы в школе учителю необходимо учитывать возрастные психолого-физиологические особенности обучающихся.
Рассмотрим основную методику учебного исследования. Обычно в исследовательской работе 1/3 времени занимает правильные формулировки темы, целей и задач работы, а также выбор или отработка методики проведения исследования. 1/3 времени затрачивается на сбор материала во время наблюдений или при проведении опытов. 1/3 времени уходит на обработку материала, его анализ и обобщение, написание текста работы. Поэтому в подготовительный период рекомендуется не только выбрать тему для исследования и сформулировать его цели и задачи, но и собрать как можно больше информации о предмете изучения путём знакомства с литературой или обсуждения темы со специалистами. Всякому исследованию должно предшествовать полное изучение вопроса по литературным, опросным или любым другим данным.
Важнейшее основание для выбора темы исследования – наличие какого-либо противоречия или отсутствие объективных данных. Разработка темы представляет собой разрешение противоречия, приводит к развитию умений ребят и получению ими новых знаний.
Успех любой работы зависит от того, насколько ясно сформулированы цели и задачи исследования. Планирование работы подразумевает также необходимость в выборе методов работы и в определении методики проведения исследования. После постановки целей, задач и выбора методов исследования, учитель предоставляет обучающимся план исследования с приблизительным указанием временных промежутков.
Установление любых закономерностей начинается со сбора фактов, относящихся к теме исследования. Факты эти могут быть получены из опубликованной литературы и любых других источников. Исследования по биологии сложны тем, что ребятам необходимо получить экспериментальные данные обычно на большой выборке и с большим числом повторений.
Исследовательская деятельность требует много физических и моральных затрат, но имеет большое значение в учебно-воспитательном процессе. В ходе разработки той или иной темы обучающиеся расширяют свой кругозор, совершенствуют такие навыки как поиск исследуемого материала по библиотекам или сети Интернет, его конспектируют, выделяют главное и второстепенное, анализируют отобранные факты, подготавливают аргументированные выводы. Найденный и отобранный материал мы с ребятами вместе просматриваем и определяем попутно, что нужно ещё каждому из них провести – анкетирование, опрос или эксперимент, подобрать фотографии.
Исследовательская работа влияет на развитие речи, мышления, память ребят. Просто написать исследование недостаточно, его нужно представить и защитить, ответив на вопросы слушателей, а для этого необходимо хорошее знание материала, свободное владение речью и высокая скорость мышления.
Следующий этап работы – анализ и оформление исследований. Выводы должны быть чёткими и понятными и делаются в соответствии с поставленными целями и задачами. Верная оценка результатов исследований является одной из наиболее сложных и главных задач. Важно научить детей решать поставленные цели и задачи до конца, приводить любое начатое дело к логическому завершению.
Приведу примеры организации исследовательской деятельности обучающихся по биологии из своего педагогического опыта.
При изучении темы "Сельскохозяйственные растения" у ребят возник вопрос о том, какие культуры имеют родину Россия? Появилась проблема, выдвигались гипотезы обучающимися, нашлись ребята-исследователи, принявшиеся за эту работу.
Моя задача как педагога была подвести ребят к идее о том, что набор методов зависит от наших реальных возможностей. Чем их будет больше, тем лучше и интереснее пойдёт работа. Я предложил детям подготовить материал по данной проблеме, разделив ребят на группы. Вместе с ребятами мы поставили цели и задачи, составили план работы.
Определив последовательность выполнения работы, обучающиеся начали собирать материал. Первая группа ребят работала с энциклопедиями, вторая группа – узнавала информацию от взрослых, третья группа ребят использовала для этого Интернет-ресурсы. В целом информации подобралось достаточно много. Мы вместе пришли к выводу о том, что нужно создать схему-рисунок. Так с помощью учителя дети учились делать краткие записи, изобретать значки и условные обозначения, что в свою очередь, развивало мышление и творческие способности ребят. Затем ребята-исследователи выступили со своими сообщениями перед классом, отвечали на вопросы слушателей.
В качестве второго примера по теме работы "Красная книга Санкт-Петербурга" можно очень кратко сказать о том, что на основе детских исследований мы с ребятами составили свою Красную книгу, в которую вошли уязвимые, редкие и исчезающие виды растений и животных, произрастающие на нынешней территории Санкт-Петербурга.
В заключении хочется сказать о том, что учебное исследование становится реальным не тогда, когда нам, педагогам, захочется его вести, а тогда, когда мы сумеем подготовить к этому уровню работы и себя и детей. В приобщении детей к исследованиям учитель должен быть нацелен не на результат, а на сам процесс. Главное – это заинтересовать ребят, вовлечь их в атмосферу деятельности, и тогда результат будет высоким. Однажды совершив открытие, пусть даже маленькое, новое только для него, ребёнок начинает понимать ценность знания, что делает это знание более прочным и осознанным. К педагогу же приходит удовлетворение, когда он понимает, что помог ребёнку постичь азы своего предмета, способствовал развитию его личных качеств.
Организация исследовательской деятельности во внеурочное время заинтересовывает школьников, учит их эффективным методам сбора и анализа разнообразных данных, воспитывает любовь к родной местности. Исследовательская деятельность создаёт в школе особую образовательную атмосферу, даёт детям возможность попробовать себя в различных направлениях учебной работы.

 
 

Список используемой литературы
1). Андреев В.И.  Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности: Основы педагогики творчества.– Казань: ГКУ. – 2015. – 268 с.
2). Ашихлина Т.А.  Школьный экологический мониторинг. – М.: АГАР. – 2020. – 126 с.
3). Волкова Л.А.  Учебные исследования в школе: виды, алгоритмы, принципы. – М.: Наука, 2017. – 124 с.
4). Гилаева Е.А.  Исследовательский метод – эффективный способ повышения качества образования. – М.: Школа. – 2015. – 88 с.
5). Гузеева В.В.  Исследовательская работа школьников: суть, типы и методы. – М.: Школа. – 2016. – 94 с.
6). Дереклеева Н.И.  Научно-исследовательская работа в школе. – М.: Вербум-М, 2021. – 64 с.
7). Добрецова Н.В.  Как приобщить школьников к исследовательской деятельности? – М.: Глобус, 2019. – 74 с.
8). Жильцова О.А.  Возможности организации проектно-исследовательской деятельности учащихся в средней школе. – М.: Владос-Пресс, 2018. – 156 с.
9). Леонтович А.С.  Модель организации исследовательской деятельности учащихся. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2019. – 134 с.
10). Муравьёв А.Г., Пугал Н.А., Лаврова В.Н.  Экологический практикум: Учебное пособие с комплектом карт-инструкций. – СПб: Крисмасс+, 2016. – 180 с.
11). Николаева С.Н.  Методика экологического воспитания в основной и в старшей школе. – М.: Просвещение, 2016. – 226 с.
12). Поливанова К.Н.  Исследовательская деятельность школьников. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2020. – 96 с.
13). Татьянкин Б.А.  Исследовательская деятельность обучающихся в профильной школе. – М.: 5 за знания,  2017. – 284 с.
14). Тяглова Е.В.  Учебно-исследовательская работа учащихся по биологии. – М.: Глобус. – 256 с.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»