Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Развитие познавательной активности воспитанников
с нарушением слуха во время экскурсии

Косенкова Анна Васильевна
Наша цель в развитии учащихся с нарушением слуха сводится к рассмотрению мотивации познавательной деятельности и к способам формирования познавательных интересов.
Познавательная активность является социально-значимым качеством личности и формируется у школьников в учебной деятельности. Требования к познавательной деятельности школьников с каждым годом все более возрастают. Важным средством повышения эффективности обучения детей является коррекционно-развивающая работа, которая органически сочетается с учебным процессом как в урочное, так и во внеурочное время. 
Таким образом, активизация познавательной деятельности учащихся c нарушением слуха на уроках, занятиях, экскурсиях – это система педагогических воздействий учителя и воспитателя, направленная на формирование у всех учеников способности к усвоению новых знаний, новых способов деятельности, потребности в познании, в обновлении информации и преобразовании окружающей действительности с помощью усвоенных знаний, умений и навыков.
Проблемой изучения познавательной активности занимались Л.С. Выготский, М.А. Данилов, Э.А. Красновский, Е.С. Орлова, С.Л. Рубинштейн, Т.И. Шамова, Г.И. Щукина и др. Познавательная активность, согласно утверждению данных учёных, является важнейшей областью феномена активности, предметом которой выступает самое значительное свойство человека: познавать окружающий мир, не только с целью биологической и социальной ориентировки в действительности, но и самом существенном отношении человека к мину – стремление проникнуть в его многообразие, отражать в сознании сущностные стороны причинно-следственных связей, противоречивость, закономерность.
Познавательная активность – это личностное образование, которое выражает взаимосвязь регулятивных процессов, познавательного эмоционального отношения к объекту, процессу и результатам познания (Т.И. Шамова).
Познавательная активность отражает определенный интерес учащихся к получению новых знаний, умений и навыков, внутреннюю целеустремленность и постоянную потребность использовать разные способы действия к накоплению, расширению знаний и кругозора.
Таким образом, анализируя психолого-педагогические исследования по проблеме активности в целом, обобщая опыт учебных и педагогов-практиков по вопросам формирования познавательной активности, мы пришли к выводу, что познавательная активность учащихся есть деятельно-практического инициативное отношение ребенка к миру, проявляющееся под влиянием мотивов и волевых актов, в основе которых лежат общественно значимые потребности.
Федеральный государственный образовательный стандарт нацелен на приобщение учащихся к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; формирование познавательных интересов и познавательных действий учащихся в различных видах деятельности.
Одной из многофункциональных и эффективных форм работы с учащимися является экскурсия. Экскурсии, безусловно, сложны организационно, в связи, с чем и оказались мало востребованы системой образования. Однако правильно организованная экскурсионная деятельность воздействует на формирование общей культуры личности, развивает социальные, нравственные, коммуникативные, эстетические, интеллектуальные, физические качества ребят, побуждает в нем познавательную активность и живой интерес к миру, в котором он живет.
Многие знания современных детей об окружающем мире не подкреплены личным практическим, чувственным опытом, что становится серьезным препятствием для последующего усвоения материала школьных учебников.
При этом важно осознавать, что социокультурные и цивилизованные процессы имеют глобальный и необратимый характер, поэтому задача педагогов сегодня – поиск ресурсов и педагогических решений, которые могут стать источниками полноценного психологического и личностного развития современных детей. Экскурсионная деятельность имеет мощный потенциал для развития познавательной активности учащихся, а также реализации общепедагогических принципов наглядности, культуросообразности, природосообразности и нравственно эстетического воспитания.
М.П. Анциферов характеризовал экскурсию, как «прогулку, ставящую своей задачей изучение определенной темы на конкретном материале, доступном созерцанию». Л. Баршах считал, что экскурсия – это наглядный метод получения определенных знаний, воспитания путем посещений по заранее разработанной теме определенных объектов.
Обобщая данные понятия, можно прийти к современной трактовке понятия «экскурсия» — это методически продуманный показ достопримечательных мест, памятников истории и культуры, в основе которого лежит анализ находящихся перед глазами экскурсантов объектов, а также умелый рассказ о событиях, связанных с ним.
Основное значение экскурсий для школьников в том, что они обеспечивают формирование у них конкретных представлений и впечатлений об окружающей жизни. Включение в ход экскурсий разнообразных заданий для ребят, использование тех или иных методов должно отвечать основной задаче – обеспечить яркие, эмоциональные и конкретные представления о наблюдаемых объектах.
Каждая экскурсия разрабатывается и проводится с учетом ее значения в системе работы по конкретному разделу знаний. Для экскурсии отбирается небольшой объем образовательных задач, но шире, чем на обычном занятии, может быть представлено развивающее и воспитательное содержание: развитие наблюдательности, интереса, положительного отношения и т.д.
На экскурсии основной метод – наблюдение. По мнению психологов, наблюдение – это сложная деятельность, основу которой составляет сознательное целенаправленное восприятие. Восприятие экскурсионного материала основано на сочетании трех видов психических процессов: познавательных (ощущение, представление, мышление, воображение); эмоциональных (переживание); волевых (усилие для сохранения внимания, активизация работы памяти). Эти процессы связаны между собой. Их эффективность определяется внешними воздействиями. В экскурсионной деятельности важным является то, что ребенок эмоционально глубоко вовлечен в процесс познания. То, что еще вчера было для ребенка лишь условным набором знания, после посещения экскурсии может стать личностно значимым.
Подготовка к экскурсии, составление плана похода, сама экскурсия, обсуждение впечатлений – все это не может не иметь мощного педагогического эффекта, не способствовать развитию познавательной активности школьника.
Таким образом, экскурсионная деятельность, организованная для школьников, позволят охватить образовательную и воспитательную составляющие, нравственно патриотическое, экологическое воспитания, развить художественно эстетическое восприятие.


 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»