Методическая разработка
Влияние повторного и переменного метода тренировок
на развитие порога анаэробного обмена у бегунов
на средние дистанции 14-16 лет
Тучин Станислав Сергеевич,
учитель физической культуры ГБОУ школа № 53
Приморского района Санкт-Петербурга
Аннотация к методической разработке
учитель физической культуры ГБОУ школа № 53
Приморского района Санкт-Петербурга
- Успешные практики трансляции/адаптации известных методик, технологий, отдельных методических приёмов (5-9 классы). Лучшие педагогические практики проведения внеурочных занятий.
- Влияние повторного и переменного метода тренировок, на развитие порога анаэробного обмена у бегунов на средние дистанции 14-16 лет.
- В нашей методической разработке, мы выясним, как отразится введение в тренировочный процесс, в специально подготовительном периоде, повторного и переменного метода выполнения работ, на развитие аэробных возможностей юных бегунов на средние дистанции. Предложенную методику мы взяли из практических исследований В.Н. Селуянова. Затронем вопросы функциональных возможностей скелетных мышц, средств и методов воздействия на мышечную систему и их взаимосвязи с формированием рациональной техники бега. Выскажем некоторые гипотезы о совершенствовании структуры многолетней подготовки юных спортсменов в циклических видах спорта.
- В ходе нашей практической деятельности были проведены занятия включающие практические разработки в спортивной деятельности В.Н. Селуянова и Р.М. Городничева. Разработка применялась на юных бегунах 14-16 лет специализирующихся в беге на средние дистанции. После практической деятельности которая длилась на протяжении 28 дней мы можем сделать определенные выводы, которые подробно изложим в нашей методической разработке.
В нашей стране легкая атлетика составляет основную часть программы школьного физического воспитания. И это не случайно, так как эти упражнения развивают организм наиболее равномерно и гармонично. Системы легкоатлетических упражнений имеют оздоровительный эффект для всего организма в целом. Помимо мышечной активности они развивают сердечно – сосудистую систему, дыхание, вестибулярный аппарат, реакцию. Совершенствуются все группы мышц, равномерные нагрузки доставляют удовольствие в процессе урока.
Урок легкой атлетики в школе воспитывает командный дух, чувство коллективизма. В дальнейшей жизни навыки, полученные на уроках легкой атлетики, пригодятся в трудовой деятельности, в армейской жизни.Подростки 14-16 лет, постепенно увеличивая расстояние, могут пробегать 5-10 км и более. Тренировки следует проводить 3-4 раза в неделю, причем на беговую подготовку отводится от 30 до 45 мин, на каждом занятии. В соревнованиях по бегу детям рекомендуется участвовать не ранее чем через 3-4 месяца после начала занятий. Тренировка юношей и девушек этого возраста проводится, в соответствии с принятой у нас для легкоатлетов периодизацией на основе годичного цикла. Интенсивность тренировочных занятий повышается, однако эта задача второстепенная и увлекаться ею ни в коем случае не следует. Как и раньше соревнования, за исключением 2-3 раз в году, должны рассматриваться как особая форма тренировки и готовиться к ним специально не нужно. Отсюда и широкий диапазон соревновательных дистанций от коротких до длинных. Продолжительность основных тренировочных занятий в закрытом помещении и на местности - 1,5-2 часа.
Основная часть
Методы и организация исследований. В эксперименте приняли участие учащиеся школы № 575 Приморского района, от 14 до 16 лет , специализирующиеся в беге на средние дистанции. Юные спортсмены имели квалификацию от 3 юношеского до 1 юношеского разряда. Исследования были одобрены администрацией 575 школы .
Общее число участников эксперимента 12 которые в свою очередь были поделены на 2 группы, контрольная и экспериментальная, по 6 человек в каждой группе.В свою очередь группы были сформированы таким образом, что бы силы были примерно равны, ни одна из групп не имела явного преимущества над второй. Тренировочный процесс проходил в спорткомплексе имени В.И.Алексеева.
Эксперимент длился четыре календарные недели. Суть нашей методики заключается в следующем: в начале эксперимента группы пробегали контрольный тест (1000 метров) результаты фиксировались до десятых долей секунды. После чего экспериментальной группа выполняла два раза в неделю тренировки, которые включали в себя пробегание отрезков от 200 до 800 метров. Отличием выполнения этих тренировок заключалось в том, что контрольная группа выполняла их в повторном режиме ( с полным восстановлением между подходами , до чсс 110/120 уд/мин). А экспериментальная группа в переменном ( без полного восстановления, а с четким периодом отдыха). [4]
Таким способом мы хотели создать специфический стресс на мышечные волокна, который в свою очередь вызовет лучшее усвоение кислорода митохондриями .[1]
Результаты и их обсуждения. До начала эксперимента и после нами был проведен тест , испытуемые пробегали 1000 метров в соревновательных условиях , результаты этих испытаний вы можете увидеть в таблице 1.
Таблица 1-Контрольный тест бег на 800 метров.
Контрольная группа | Экспериментальная группа | |||||
№ | Ф.И.О. | До | После | Ф.И.О. | До | После |
1 | Новиков Антон | 03:18,0 | 03:16,5 | Плиев Афанасий | 03:17,0 | 03:13,2 |
2 | Залогин Дмитрий | 03:22,0 | 03:20,9 | Лебединский Валерий | 03:25,9 | 03:20,2 |
3 | Флотский Алексей | 03:30,9 | 03:31,7 | Карпинский Руслан | 03:24,2 | 03:21,0 |
4 | Дмитриев Андрей | 03:15,9 | 03:10,1 | Андронов Дмитрий | 03:20,5 | 03:15,0 |
5 | Акулов Гордей | 03:09,1 | 03:08,3 | Чернышов Антон | 03:10,8 | 03:07,6 |
6 | Боровиков Всеволод | 03:08,4 | 03:05,0 | Рыжук Александр | 03:11,3 | 03:08,0 |
ИТОГ | 19:44,3 | 19:32,5 | 19:49,7 | 19:25,0 |
В данной таблице мы фиксировали результаты на дистанции в 1000 метров ( 5 кругов по 200 метров в манеже ). До начало эксперимента и после.
Группы нами были поделены на относительно равные силы, так что бы погрешность эксперимента была минимальная. Из приведенных данных в таблице мы видим, что общее время прохождение дистанции в контрольной группе поставило 19:44,3 а в экспериментальной 19:32,5 что свидетельствует о том что на начальном этапе группы были относительно равные по своим скоростным качествам.
После четырех недельного мезоцикла подготовки юных атлетов, , мы видим что результаты групп изменились в лучшую сторону. Но в контрольной группе этот результат был 11,8 секунды а в экспериментальной 24,7 секунды. Эти же данные мы можем увидеть в рисунках 1 и 2 в приложении.
Заключение
Специальная выносливость в беге на средние дистанции очень важна. При беге на средние дистанции у спортсменов спортсмен борется с очень сильным утомлением, вызванным огромным кислородным долгом. Наш эксперимент показал что при подготовке к средним дистанциям важно не только максимальное потребление кислорода (МПК), как многие полагают, но и уровень порога анаэробного обмена так же является очень важным показателем. Спортсмены выполняющие тренировочную работу в переменном режиме, показали более высокие результаты в контрольных тестах, чем спортсмены , которые выполняли ту же самую нагрузку но в повторном режиме.
Так же вместе с анаэробными возможностями организма бегунов на средние дистанции важными являются и аэробные возможности. Которые стоит активно развивать в процессе тренировок. За аэробные возможности отвечают такие органеллы как митохондрии, количество которых напрямую влияет на аэробную производительность организма .
На основании проделанной работы мы можем выдвинуть следующие практические рекомендации:
- В тренировочной деятельности хорошо использовать различные методики тренировки, но в специально подготовительном периоде акцент лучше делать на тренировки в переменном режиме.
- Следует четко регламентировать периоды отдыха, что бы спортсмены не выполняли нагрузку с которой они не могут справиться , но в ту же очередь и не отдыхали очень много.
- Для увеличения аэробной выносливости следует выполнять тяжелые тренировки не более двух раз в неделю.
Список литературы
- Городничев, Р.М. Физиология силы: монография / Р.М. Городничев, В.Н. Шляхтов. – М.: Спорт, 2016. – 232 с.
- Гилев, Г.А. Об активности мышц при выполнении спортивных движений / Г.А. Гилев, Н.Е. Максимов, И.В. Удилов // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура и спорт. – 2015. - С. 93-97.
- Гилев, Г.А. Об активности мышц при выполнении спортивных движений / Г.А. Гилев, Н.Е. Максимов, И.В. Удилов // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура и спорт. – 2015. - С. 93-97.
- Е.Б. Мякинченко, В. Н. СелуяновМ99 Развитие локальной мышечной выносливости в циклических видах спорта. — М. ТВТ Дивизион, 2005. — 338 с.