Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Методическая разработка

Влияние повторного и переменного метода тренировок
на развитие порога анаэробного обмена у бегунов
на средние дистанции 14-16 лет

Тучин Станислав Сергеевич,
учитель физической культуры ГБОУ школа № 53
Приморского района Санкт-Петербурга
Аннотация к методической разработке
  1. Успешные практики трансляции/адаптации известных методик, технологий, отдельных методических приёмов (5-9 классы). Лучшие педагогические практики проведения внеурочных занятий.
  2. Влияние повторного и переменного метода тренировок, на развитие порога анаэробного  обмена у бегунов на средние дистанции 14-16 лет.
  3. В нашей методической разработке, мы выясним, как отразится введение в тренировочный процесс, в специально подготовительном  периоде, повторного и переменного метода выполнения работ, на развитие аэробных возможностей юных бегунов на средние дистанции. Предложенную методику мы взяли из практических исследований В.Н. Селуянова. Затронем вопросы функциональных возможностей скелетных мышц, средств и методов воздействия на мышечную систему и их взаимосвязи с формированием рациональной техники бега. Выскажем некоторые гипотезы о совершен­ствовании структуры многолетней подготовки юных спорт­сменов в циклических видах спорта.
  4. В ходе нашей практической деятельности были проведены занятия включающие практические разработки в спортивной деятельности В.Н. Селуянова и Р.М. Городничева. Разработка применялась на   юных бегунах 14-16 лет специализирующихся в беге на средние  дистанции. После практической деятельности которая длилась на протяжении 28 дней мы можем сделать  определенные выводы, которые подробно изложим в нашей методической разработке.
Актуальность исследования.  Физическое воспитание в школе призвано укреплять здоровье детей, способствовать нормальному физическому развитию ребенка. На уроках физической культуры ученики получают важные навыки в двигательной деятельности —  в беге, ходьбе, метании предмета и так далее. Легкая атлетика в школе развивает все эти виды физических упражнений. Это главный раздел в программе физической подготовке школьников.
В нашей стране легкая атлетика составляет основную часть программы школьного  физического  воспитания. И это не случайно, так как эти упражнения развивают организм наиболее равномерно и гармонично. Системы легкоатлетических упражнений имеют оздоровительный эффект для всего организма в целом. Помимо мышечной активности они развивают сердечно – сосудистую систему, дыхание, вестибулярный аппарат, реакцию. Совершенствуются все группы мышц, равномерные нагрузки  доставляют удовольствие в процессе урока.
Урок легкой атлетики в школе воспитывает командный дух, чувство коллективизма. В дальнейшей жизни навыки, полученные на уроках легкой атлетики,  пригодятся в трудовой деятельности, в армейской жизни.Подростки 14-16 лет, постепенно увеличивая расстояние, могут пробегать 5-10 км и более. Тренировки следует проводить 3-4 раза в неделю, причем на беговую подготовку отводится от 30 до 45 мин, на каждом занятии. В соревнованиях по бегу детям рекомендуется участвовать не ранее чем через 3-4 месяца после начала занятий. Тренировка юношей и девушек этого возраста проводится, в соответствии с принятой у нас для легкоатлетов периодизацией на основе годичного цикла. Интенсивность тренировочных занятий повышается, однако эта задача второстепенная и увлекаться ею ни в коем случае не следует. Как и раньше соревнования, за исключением 2-3 раз в году, должны рассматриваться как особая форма тренировки и готовиться к ним специально не нужно. Отсюда и широкий диапазон соревновательных дистанций от коротких до длинных. Продолжительность основных тренировочных занятий в закрытом помещении и на местности - 1,5-2 часа.
Основная часть
Методы и организация исследований. В эксперименте приняли участие  учащиеся  школы  № 575 Приморского района, от 14 до 16 лет , специализирующиеся в беге на средние дистанции. Юные спортсмены имели квалификацию от 3 юношеского до 1 юношеского разряда. Исследования были одобрены администрацией 575 школы .
Общее число участников эксперимента 12 которые в свою очередь были поделены на 2 группы, контрольная и экспериментальная,  по 6 человек в каждой группе.В свою очередь группы были сформированы таким образом, что бы силы были примерно равны,  ни одна из групп не имела явного преимущества над второй. Тренировочный процесс проходил в спорткомплексе имени В.И.Алексеева.
 Эксперимент длился четыре календарные недели. Суть нашей методики заключается в следующем: в начале эксперимента группы пробегали  контрольный тест (1000 метров) результаты фиксировались до десятых долей секунды. После чего экспериментальной группа выполняла два раза в неделю тренировки, которые включали в себя пробегание отрезков от 200 до 800 метров. Отличием выполнения этих тренировок заключалось в том, что контрольная группа выполняла их в повторном режиме ( с полным восстановлением между подходами , до чсс 110/120 уд/мин). А экспериментальная группа  в переменном ( без полного восстановления, а с четким периодом отдыха).   [4]
Таким способом мы хотели создать специфический стресс на мышечные волокна, который в свою очередь вызовет лучшее усвоение кислорода митохондриями .[1]

Результаты и их обсуждения. До начала эксперимента и после нами был проведен тест , испытуемые пробегали 1000 метров в соревновательных условиях , результаты этих испытаний вы можете увидеть в таблице  1.
 
Таблица 1-Контрольный тест бег на 800 метров.
Контрольная группа Экспериментальная группа
Ф.И.О. До После Ф.И.О. До После
1 Новиков Антон 03:18,0 03:16,5 Плиев Афанасий 03:17,0 03:13,2
2 Залогин Дмитрий 03:22,0 03:20,9 Лебединский Валерий 03:25,9 03:20,2
3 Флотский Алексей 03:30,9 03:31,7 Карпинский Руслан 03:24,2 03:21,0
4 Дмитриев Андрей 03:15,9 03:10,1 Андронов Дмитрий 03:20,5 03:15,0
5 Акулов Гордей 03:09,1 03:08,3 Чернышов Антон 03:10,8 03:07,6
6 Боровиков Всеволод 03:08,4 03:05,0 Рыжук Александр 03:11,3 03:08,0
  ИТОГ 19:44,3 19:32,5   19:49,7 19:25,0
 
В данной таблице мы  фиксировали результаты на дистанции в 1000 метров   ( 5 кругов по 200 метров в манеже ). До начало эксперимента и после.
Группы нами были поделены на относительно равные силы, так что бы погрешность эксперимента была минимальная. Из приведенных данных в таблице мы видим, что общее время прохождение дистанции  в контрольной группе поставило 19:44,3 а в экспериментальной 19:32,5  что свидетельствует о том что на начальном этапе группы были относительно равные по своим скоростным качествам.
После четырех недельного мезоцикла подготовки юных атлетов, , мы видим что результаты групп изменились в лучшую сторону. Но в контрольной группе этот результат был 11,8 секунды а в экспериментальной 24,7 секунды. Эти же данные мы можем увидеть в  рисунках 1 и 2 в приложении.
  
Заключение
Специальная выносливость в беге на средние дистанции очень важна. При беге на средние дистанции у спортсменов спортсмен борется с очень сильным утомлением, вызванным огромным кислородным долгом. Наш эксперимент показал что при подготовке к  средним дистанциям важно не только максимальное потребление кислорода (МПК), как многие полагают, но и уровень порога анаэробного обмена так же является очень важным показателем. Спортсмены выполняющие  тренировочную работу в переменном режиме, показали более высокие  результаты в контрольных тестах, чем спортсмены , которые выполняли ту же самую нагрузку но в повторном режиме.
 Так же вместе с анаэробными возможностями организма бегунов на средние дистанции важными являются и аэробные возможности. Которые стоит активно развивать в процессе тренировок. За аэробные возможности отвечают  такие органеллы как митохондрии, количество которых напрямую влияет на аэробную производительность организма .
На основании проделанной работы мы можем выдвинуть следующие практические рекомендации:
  1. В тренировочной деятельности хорошо использовать различные методики тренировки, но в специально подготовительном периоде акцент лучше делать на тренировки в переменном  режиме.
  2. Следует четко регламентировать периоды отдыха, что бы спортсмены не выполняли  нагрузку с которой они не могут справиться , но в ту же очередь и не отдыхали очень много.
  3. Для  увеличения аэробной выносливости следует выполнять тяжелые тренировки не более двух раз в неделю.

 
Список литературы
  1. Городничев, Р.М. Физиология силы: монография / Р.М. Городничев, В.Н. Шляхтов. – М.: Спорт, 2016. – 232 с.
  2. Гилев, Г.А. Об активности мышц при выполнении спортивных движений / Г.А. Гилев, Н.Е. Максимов, И.В. Удилов // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура и спорт. – 2015. - С. 93-97.
  3. Гилев, Г.А. Об активности мышц при выполнении спортивных движений / Г.А. Гилев, Н.Е. Максимов, И.В. Удилов // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура и спорт. – 2015. - С. 93-97.
  4. Е.Б. Мякинченко, В. Н. СелуяновМ99 Развитие локальной мышечной выносливости в циклических видах спорта. — М. ТВТ Дивизион, 2005. — 338 с.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»