Система дистанционного образования в России
Методическая разработка внеурочного мероприятия по биологии –
командной интеллектуальной игры для обучающихся 7-8 классов
Растительный и животный мир ООПТ «Сестрорецкое болото»
Самохвалов Андрей Сергеевич,
учитель биологии и химии
ГБОУ Лицея № 486 Санкт-Петербурга
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Данная методическая разработка актуальна, так как обучающиеся продуктивно и деятельностно работают на уроках и внеурочных мероприятиях.
Новизна. Изложенный в настоящей методической разработке педагогический опыт является комбинаторным, новаторским. Изюминка педагогической деятельности в том, что обучающиеся выполняют самостоятельно экспериментальные задания и лабораторные опыты с выездом на природу (в заказники).
Оригинальность методической разработки в том, что в ней представлены удачно подобранные цитаты, афоризмы, различный иллюстративный материал, методические приёмы.
Педагогическая целесообразность методической разработки заключается в социальной адаптации обучающихся, в их дальнейшей самостоятельной творческой жизни (педагогический опыт направлен на развитие ″интеллектуалов″).
Востребованность. Данная методическая разработка является востребованной, так как занятия-игры способствуют интеллектуальному развитию детей, расширяют словарный запас и раскрывают индивидуальный потенциал каждого ребёнка. Учитель же, в свою очередь, чутко реагирует на требования общества к обучению и воспитанию подрастающего поколения и находит эффективные пути совершенствования и модернизации педагогического процесса в соответствии с этими требованиями.
Целесообразность использования ИКТ в том, что:
1). Педагог создаёт наглядно, красочно, информативно собственные дидактические программные продукты;
2). У детей повышается интерес к обучению;
3). Активизируется внимание обучающихся в новых условиях;
4). У детей развиваются умения и навыки работы с информационными ресурсами;
5). У детей повышается информационная культура и самооценка;
6). У детей развивается критическое мышление и навыки самообразования;
7). Обучающиеся приобретают опыт публичных выступлений;
8). Занятие с применением ИКТ позволяет педагогу работать с детьми дифференцированно и индивидуально;
9). Занятие с применением ИКТ даёт возможность педагогу оперативно проконтролировать и оценить результативность обучения, экономит его и обучающихся время.
Оригинальность методической разработки в том, что в ней представлены удачно подобранные цитаты, афоризмы, различный иллюстративный материал, методические приёмы.
Педагогическая целесообразность методической разработки заключается в социальной адаптации обучающихся, в их дальнейшей самостоятельной творческой жизни (педагогический опыт направлен на развитие ″интеллектуалов″).
Востребованность. Данная методическая разработка является востребованной, так как занятия-игры способствуют интеллектуальному развитию детей, расширяют словарный запас и раскрывают индивидуальный потенциал каждого ребёнка. Учитель же, в свою очередь, чутко реагирует на требования общества к обучению и воспитанию подрастающего поколения и находит эффективные пути совершенствования и модернизации педагогического процесса в соответствии с этими требованиями.
Целесообразность использования ИКТ в том, что:
1). Педагог создаёт наглядно, красочно, информативно собственные дидактические программные продукты;
2). У детей повышается интерес к обучению;
3). Активизируется внимание обучающихся в новых условиях;
4). У детей развиваются умения и навыки работы с информационными ресурсами;
5). У детей повышается информационная культура и самооценка;
6). У детей развивается критическое мышление и навыки самообразования;
7). Обучающиеся приобретают опыт публичных выступлений;
8). Занятие с применением ИКТ позволяет педагогу работать с детьми дифференцированно и индивидуально;
9). Занятие с применением ИКТ даёт возможность педагогу оперативно проконтролировать и оценить результативность обучения, экономит его и обучающихся время.
ЗАМЫСЕЛ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ
Идея автора в том, что:
1) происходит увеличение полезного времени на занятии;
2) с помощью интеграции развиваются и совершенствуются мыслительные способности детей;
3) создаются ситуации, в которых активизируется мыслительная позиция каждого ребёнка.
Методический подход автора состоит в умении создать собственную систему обучения детей и представить её в методических рекомендациях. Это также способность автора применять свою методику обучения ребят на практике.
Аннотация к методической разработке. У каждого интересующегося или изучающего биологию может появиться желание проверить свои знания. Это можно легко и с достаточной надёжностью сделать с помощью интеллектуальной игры с тестовыми заданиями. Такой метод самоконтроля способствует сознательному изучению биологии, исключает формальный подход к усвоению фундаментальных биологических понятий и фактического материала. Тестовые задания не только помогают реализовать самоконтроль, но и позволяют самостоятельно совершенствовать и углублять знания по биологии, что в свою очередь способствует развитию интереса к этому предмету, к использованию полученных знаний в повседневной жизни, на практике.
В интеллектуальной игре собраны тесты с выборочным типом ответа, тесты соотнесения, тесты с самостоятельно конструируемым ответом.
Тестовые задания с выборочным типом ответа предполагают обязательное наличие в каждом наборе альтернативных ответов лишь одного, который является полным и правильным. В тестах соотнесения необходимо выбрать правильные ответы для каждого случая. Тестовые задания с самостоятельно конструируемым ответом составлены таким образом, чтобы можно было сконструировать максимально краткий и однозначный ответ.
Используемое в тестах обозначение (…) означает, что здесь должно быть либо текстовое его продолжение, сконструированное вами, либо соответствующее числовое или буквенное значение ответа. На каждом столе игроков лежат листы для письменных ответов формата А4 с номерами и названиями туров. Для облегчения работы, лучшего восприятия материала, экономии времени игрокам на листах для письменных ответов приведены таблицы, рисунки.
В конце игры содержатся ответы и пояснения к тестам. В тех случаях, когда ответ очевиден и не требует каких-либо пояснений, приведён только его номер (буква), в других же случаях дано либо краткое, либо подробное пояснение к нему.
Место проведение занятия: классная комната в школе.
Характеристика целевой группы. Возраст участников занятия-игры – 13-15 лет. Участвуют 2-3 команды игроков в составе по 4-7 человек. Учителем заранее, до дня проведения занятия, на адреса электронной почты игрокам высылалось задание для подготовки (смотрите в интернет-источниках позиции [1], [2] и в списке используемой литературы позицию [9]).
1) происходит увеличение полезного времени на занятии;
2) с помощью интеграции развиваются и совершенствуются мыслительные способности детей;
3) создаются ситуации, в которых активизируется мыслительная позиция каждого ребёнка.
Методический подход автора состоит в умении создать собственную систему обучения детей и представить её в методических рекомендациях. Это также способность автора применять свою методику обучения ребят на практике.
Аннотация к методической разработке. У каждого интересующегося или изучающего биологию может появиться желание проверить свои знания. Это можно легко и с достаточной надёжностью сделать с помощью интеллектуальной игры с тестовыми заданиями. Такой метод самоконтроля способствует сознательному изучению биологии, исключает формальный подход к усвоению фундаментальных биологических понятий и фактического материала. Тестовые задания не только помогают реализовать самоконтроль, но и позволяют самостоятельно совершенствовать и углублять знания по биологии, что в свою очередь способствует развитию интереса к этому предмету, к использованию полученных знаний в повседневной жизни, на практике.
В интеллектуальной игре собраны тесты с выборочным типом ответа, тесты соотнесения, тесты с самостоятельно конструируемым ответом.
Тестовые задания с выборочным типом ответа предполагают обязательное наличие в каждом наборе альтернативных ответов лишь одного, который является полным и правильным. В тестах соотнесения необходимо выбрать правильные ответы для каждого случая. Тестовые задания с самостоятельно конструируемым ответом составлены таким образом, чтобы можно было сконструировать максимально краткий и однозначный ответ.
Используемое в тестах обозначение (…) означает, что здесь должно быть либо текстовое его продолжение, сконструированное вами, либо соответствующее числовое или буквенное значение ответа. На каждом столе игроков лежат листы для письменных ответов формата А4 с номерами и названиями туров. Для облегчения работы, лучшего восприятия материала, экономии времени игрокам на листах для письменных ответов приведены таблицы, рисунки.
В конце игры содержатся ответы и пояснения к тестам. В тех случаях, когда ответ очевиден и не требует каких-либо пояснений, приведён только его номер (буква), в других же случаях дано либо краткое, либо подробное пояснение к нему.
Место проведение занятия: классная комната в школе.
Характеристика целевой группы. Возраст участников занятия-игры – 13-15 лет. Участвуют 2-3 команды игроков в составе по 4-7 человек. Учителем заранее, до дня проведения занятия, на адреса электронной почты игрокам высылалось задание для подготовки (смотрите в интернет-источниках позиции [1], [2] и в списке используемой литературы позицию [9]).
Правила игры. Интеллектуальная игра по биологии "Растительный и животный мир ООПТ «Сестрорецкое болото»" представляет собой сборник комплектов проверочных заданий по биологии, составленных в виде разнообразных тестов и индивидуальных заданий (с возможностью работать с биологическими объектами как с объектами культуры).
В игре участвуют: команды обучающихся 7-8 классов в составе по 4-7 человек (количество команд – от 2 до 5); 2-3 человека члены жюри (обучающиеся, не задействованные в командах игроков, либо учителя-предметники); один ведущий учитель-предметник.
Учитель-предметник заранее расставляет в классе "круглые" столы от 2 до 5 (в зависимости от количества обучающихся в данном классе) и раскладывает на каждом из столов карточки с номерами команд и наглядный раздаточный материал (листы для письменных ответов формата А4 с номерами и названиями туров, листы формата А4 с заданиями некоторых туров, а также рефлексивные листы-карточки на каждого из обучающихся в классе). На листах у каждой командной группы, чтобы избежать путаницы, определённым цветом написаны её название, номера и названия туров. Для облегчения работы, лучшего восприятия материала, экономии времени игрокам на листах для письменных ответов приведены таблицы, рисунки. Отдельно для жюри учитель также ставит стол, сценарии игры с ответами и критериями оценивания, и итоговой таблицей результативности, грамоты для командных групп.
При работе с заданиями каждого тура важно, чтобы вы их внимательно изучили (слушали вопросы), так как в них содержится большая и полезная информация. Иногда эта информация помогает составить правильный ответ.
Задания (туры) с помощью проекционной системы демонстрируются учителем на интерактивной доске.
Задания (туры) построены так, что дают возможность учителю обширно обобщить, систематизировать и проверить знания обучающихся по ботанике и зоологии.
Тестовые и индивидуальные задания для каждого тура записаны на листах формата А4 и положены на игровые столы каждой из команд (на листах у каждой командной группы определённым цветом для удобства проверки членам жюри написаны её название, номера и названия туров).
Каждая из групп выбирает себе капитана команды. Участники команд внимательно выслушав ведущего, обсуждают между собой варианты ответов, пишут ответы на листах формата А4 данного тура и после времени, отведённого на размышления, капитаны команд несут листки с ответами членам жюри для проверки. Критерии оценивания каждого тура изложены на листках с заданиями. У каждого члена жюри имеется по экземпляру распечатанной игры, листки с ответами, итоговая таблица результатов игры, итоговый критерий оценивания игры.
В игре 10 туров. Длительность игры 2 часа (117 минут сама игра, 3 минуты резерв). В конце занятия после работы над всеми турами кто-нибудь из членов жюри озвучивает общее количество баллов, набранное каждой командой игроков, место, которое заняла каждая из команд, и оценки за работу на занятии, которые получает каждый из обучающихся данной командной группы в зависимости от набранного ими общего количества баллов за игру.
В заключение игры проводится награждение команд игроков-победителей почётными грамотами.
Краткие сведения о заказнике "Сестрорецкое болото". Государственный природный заказник регионального значения ″Сестрорецкое болото″ является особо охраняемой природной территорией регионального значения и имеет комплексный (ландшафтный) профиль.
Заказник (ООПТ) ″Сестрорецкое болото″ расположен в Курортном районе Санкт-Петербурга на территории муниципальных образований – посёлке Белоостров, городе Сестрорецке, посёлке Песочный. Площадь заказника составляет 1877 га, в том числе акватория водохранилища Сестрорецкий Разлив – 243 га. Границы ООПТ и зоны охраны отображены на картах (картах-схемах) рисунков 1, 2, 3 в приложении 1. Границы обозначаются специальными информационными знаками на территории ООПТ.
Около ¾ территории заказника занимают болота (торфяники). На верховых болотах встречаются как полностью безлесные участки, так и сомкнутые сосняки. На грядово-мочажинных верховых болотах произрастают сосняки, безлесные кустарничково-сфагновые и пушицево-сфагновые сообщества. В северной части болота находится грядово-озёрный комплекс с кустарничково-сфагновыми сообществами, лишайниками, вереском и болотной сосной. Многочисленные озерки у своих берегов поросли осоками и пушицей многоколосковой, в воде обильна кувшинка чисто белая.
Переходные болота распространены на западе ООПТ. Такие торфяники представляют собой плоские равнины, покрытые сообществами с пушицей влагалищной, осоками, сфагновыми мхами. Иногда встречается подрост берёзы и сосны. В таких местах много клюквы.
Низинные торфяники встречаются по западной, северо-западной и восточной периферии болотного массива и вдоль северо-восточного берега Сестрорецкого Разлива. Низинные болота наиболее обводнены, моховой покров почти отсутствует. Растительность представлена безлесными травяными болотами, зарослями кустарниковых ив и берёзово-черноольховыми топями.
Болото трудно проходимо, поэтому фактор беспокойства здесь снижен. В заказнике обитают 5 видов амфибий, 3 вида пресмыкающихся, 162 вида птиц и 19 видов млекопитающих.
На территории ООПТ ″Сестрорецкое болото″, представленного всеми основными болотными растительными сообществами восточно-прибалтийского региона, сохранились древние песчаные дюны и морские террасы, покрытые сосновыми и смешанными лесами. Акватория и прибрежная зона водохранилища Сестрорецкий Разлив, приустьевые участки реки Сестры и реки Чёрной (Песочное), Сестрорецкое болото являются местами гнездования, кормёжки и массовых миграционных стоянок многих видов птиц. В границах заказника расположены водные объекты, находящиеся на основании Водного кодекса РФ в федеральной собственности: водохранилище Сестрорецкий Разлив, река Чёрная (Песочное), река Сестра.
Климат на территории ООПТ переходный – от морского к умеренно-континентальному. Здесь наиболее тёплые зимы и продолжительный вегетационный период на территории Санкт-Петербурга.
Государственный природный заказник регионального значения ″Сестрорецкое болото″ образован постановлением правительства Санкт-Петербурга от 15 февраля 2011 года №169 в целях сохранения и восстановления в естественном состоянии существующего в черте города чрезвычайно ценного природного комплекса, включающего Сестрорецкое болото, часть акватории озера Сестрорецкий Разлив, нижнее течение и приустьевые участки рек Сестра и Чёрная, а также для поддержания его экологического баланса.
Особо ценными природными комплексами и объектами охраны, расположенными в границах ООПТ, являются:
1). Сестрорецкое болото;
2). Водохранилище Сестрорецкий Разлив;
3). Долины реки Сестры и реки Чёрной (Песочное);
4). Древние морские террасы и дюны;
5). Месторождения лечебных гиттиевых глин;
6). Виды, занесённые в Красную книгу РФ: белая куропатка, большой кроншнеп, чернозобая гагара, белоглазый нырок, филин, полушник озёрный, полушник щетинистый;
7). Вид, занесённый в Красную книгу Международного союза охраны природы – скопа;
8). Виды, занесённые в Красную книгу природы Санкт-Петербурга: жулан обыкновенный, малая и красношейная поганки, выпь, серая утка, дупель, дубровник, лесной жаворонок, дербник, погоныш, коростель, средний кроншнеп, белоспинный дятел.
Расположение озера Сестрорецкий Разлив с его богатейшей флорой и фауной в городской черте Санкт-Петербурга и в непосредственной близости от курортного центра (города Сестрорецка), предоставляет возможность на базе данной ООПТ развернуть программу по экологическому образованию и воспитанию населения, организовать выставочный центр для потока иностранных туристов – любителей природы.
Государственное управление и государственный контроль в области организации и функционирования заказника осуществляет Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности.
Обеспечение функционирования заказника и соблюдение режима его особой охраны осуществляет ГКУ ″Дирекция особо охраняемых природных территорий Санкт-Петербурга″.
Заказник патрулируется сотрудниками охранного предприятия, которые ведут свою деятельность в униформе с наименованием ООПТ и шевроном ″охрана″ и имеют при себе удостоверяющие документы. Сотрудники охранного предприятия имеют право пресекать нарушения режима особой охраны ООПТ.
В игре участвуют: команды обучающихся 7-8 классов в составе по 4-7 человек (количество команд – от 2 до 5); 2-3 человека члены жюри (обучающиеся, не задействованные в командах игроков, либо учителя-предметники); один ведущий учитель-предметник.
Учитель-предметник заранее расставляет в классе "круглые" столы от 2 до 5 (в зависимости от количества обучающихся в данном классе) и раскладывает на каждом из столов карточки с номерами команд и наглядный раздаточный материал (листы для письменных ответов формата А4 с номерами и названиями туров, листы формата А4 с заданиями некоторых туров, а также рефлексивные листы-карточки на каждого из обучающихся в классе). На листах у каждой командной группы, чтобы избежать путаницы, определённым цветом написаны её название, номера и названия туров. Для облегчения работы, лучшего восприятия материала, экономии времени игрокам на листах для письменных ответов приведены таблицы, рисунки. Отдельно для жюри учитель также ставит стол, сценарии игры с ответами и критериями оценивания, и итоговой таблицей результативности, грамоты для командных групп.
При работе с заданиями каждого тура важно, чтобы вы их внимательно изучили (слушали вопросы), так как в них содержится большая и полезная информация. Иногда эта информация помогает составить правильный ответ.
Задания (туры) с помощью проекционной системы демонстрируются учителем на интерактивной доске.
Задания (туры) построены так, что дают возможность учителю обширно обобщить, систематизировать и проверить знания обучающихся по ботанике и зоологии.
Тестовые и индивидуальные задания для каждого тура записаны на листах формата А4 и положены на игровые столы каждой из команд (на листах у каждой командной группы определённым цветом для удобства проверки членам жюри написаны её название, номера и названия туров).
Каждая из групп выбирает себе капитана команды. Участники команд внимательно выслушав ведущего, обсуждают между собой варианты ответов, пишут ответы на листах формата А4 данного тура и после времени, отведённого на размышления, капитаны команд несут листки с ответами членам жюри для проверки. Критерии оценивания каждого тура изложены на листках с заданиями. У каждого члена жюри имеется по экземпляру распечатанной игры, листки с ответами, итоговая таблица результатов игры, итоговый критерий оценивания игры.
В игре 10 туров. Длительность игры 2 часа (117 минут сама игра, 3 минуты резерв). В конце занятия после работы над всеми турами кто-нибудь из членов жюри озвучивает общее количество баллов, набранное каждой командой игроков, место, которое заняла каждая из команд, и оценки за работу на занятии, которые получает каждый из обучающихся данной командной группы в зависимости от набранного ими общего количества баллов за игру.
В заключение игры проводится награждение команд игроков-победителей почётными грамотами.
Краткие сведения о заказнике "Сестрорецкое болото". Государственный природный заказник регионального значения ″Сестрорецкое болото″ является особо охраняемой природной территорией регионального значения и имеет комплексный (ландшафтный) профиль.
Заказник (ООПТ) ″Сестрорецкое болото″ расположен в Курортном районе Санкт-Петербурга на территории муниципальных образований – посёлке Белоостров, городе Сестрорецке, посёлке Песочный. Площадь заказника составляет 1877 га, в том числе акватория водохранилища Сестрорецкий Разлив – 243 га. Границы ООПТ и зоны охраны отображены на картах (картах-схемах) рисунков 1, 2, 3 в приложении 1. Границы обозначаются специальными информационными знаками на территории ООПТ.
Около ¾ территории заказника занимают болота (торфяники). На верховых болотах встречаются как полностью безлесные участки, так и сомкнутые сосняки. На грядово-мочажинных верховых болотах произрастают сосняки, безлесные кустарничково-сфагновые и пушицево-сфагновые сообщества. В северной части болота находится грядово-озёрный комплекс с кустарничково-сфагновыми сообществами, лишайниками, вереском и болотной сосной. Многочисленные озерки у своих берегов поросли осоками и пушицей многоколосковой, в воде обильна кувшинка чисто белая.
Переходные болота распространены на западе ООПТ. Такие торфяники представляют собой плоские равнины, покрытые сообществами с пушицей влагалищной, осоками, сфагновыми мхами. Иногда встречается подрост берёзы и сосны. В таких местах много клюквы.
Низинные торфяники встречаются по западной, северо-западной и восточной периферии болотного массива и вдоль северо-восточного берега Сестрорецкого Разлива. Низинные болота наиболее обводнены, моховой покров почти отсутствует. Растительность представлена безлесными травяными болотами, зарослями кустарниковых ив и берёзово-черноольховыми топями.
Болото трудно проходимо, поэтому фактор беспокойства здесь снижен. В заказнике обитают 5 видов амфибий, 3 вида пресмыкающихся, 162 вида птиц и 19 видов млекопитающих.
На территории ООПТ ″Сестрорецкое болото″, представленного всеми основными болотными растительными сообществами восточно-прибалтийского региона, сохранились древние песчаные дюны и морские террасы, покрытые сосновыми и смешанными лесами. Акватория и прибрежная зона водохранилища Сестрорецкий Разлив, приустьевые участки реки Сестры и реки Чёрной (Песочное), Сестрорецкое болото являются местами гнездования, кормёжки и массовых миграционных стоянок многих видов птиц. В границах заказника расположены водные объекты, находящиеся на основании Водного кодекса РФ в федеральной собственности: водохранилище Сестрорецкий Разлив, река Чёрная (Песочное), река Сестра.
Климат на территории ООПТ переходный – от морского к умеренно-континентальному. Здесь наиболее тёплые зимы и продолжительный вегетационный период на территории Санкт-Петербурга.
Государственный природный заказник регионального значения ″Сестрорецкое болото″ образован постановлением правительства Санкт-Петербурга от 15 февраля 2011 года №169 в целях сохранения и восстановления в естественном состоянии существующего в черте города чрезвычайно ценного природного комплекса, включающего Сестрорецкое болото, часть акватории озера Сестрорецкий Разлив, нижнее течение и приустьевые участки рек Сестра и Чёрная, а также для поддержания его экологического баланса.
Особо ценными природными комплексами и объектами охраны, расположенными в границах ООПТ, являются:
1). Сестрорецкое болото;
2). Водохранилище Сестрорецкий Разлив;
3). Долины реки Сестры и реки Чёрной (Песочное);
4). Древние морские террасы и дюны;
5). Месторождения лечебных гиттиевых глин;
6). Виды, занесённые в Красную книгу РФ: белая куропатка, большой кроншнеп, чернозобая гагара, белоглазый нырок, филин, полушник озёрный, полушник щетинистый;
7). Вид, занесённый в Красную книгу Международного союза охраны природы – скопа;
8). Виды, занесённые в Красную книгу природы Санкт-Петербурга: жулан обыкновенный, малая и красношейная поганки, выпь, серая утка, дупель, дубровник, лесной жаворонок, дербник, погоныш, коростель, средний кроншнеп, белоспинный дятел.
Расположение озера Сестрорецкий Разлив с его богатейшей флорой и фауной в городской черте Санкт-Петербурга и в непосредственной близости от курортного центра (города Сестрорецка), предоставляет возможность на базе данной ООПТ развернуть программу по экологическому образованию и воспитанию населения, организовать выставочный центр для потока иностранных туристов – любителей природы.
Государственное управление и государственный контроль в области организации и функционирования заказника осуществляет Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности.
Обеспечение функционирования заказника и соблюдение режима его особой охраны осуществляет ГКУ ″Дирекция особо охраняемых природных территорий Санкт-Петербурга″.
Заказник патрулируется сотрудниками охранного предприятия, которые ведут свою деятельность в униформе с наименованием ООПТ и шевроном ″охрана″ и имеют при себе удостоверяющие документы. Сотрудники охранного предприятия имеют право пресекать нарушения режима особой охраны ООПТ.
ПЛАН-КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
Тема занятия: ʺРастительный и животный мир ООПТ «Сестрорецкое болото»ʺ.
Тип занятия: занятие общеметодологической направленности (по дидактической цели – занятие совершенствования знаний, по способу организации – обобщающее занятие).
Вид занятия: занятие-интеллектуальная игра, занятие на основе групповой технологии.
Форма занятия: занятие-игра с элементами беседы и самостоятельной работы обучающихся.
Цели занятия:
1). Приобщить обучающихся к экологической культуре и расширить их знания об особо охраняемых природных территориях;
2). Пробудить у школьников интерес к предмету, расширить их кругозор, выявить смекалистых, пытливых, наблюдательных обучающихся, побудить их к чтению и изучению биологической литературы.
Задачи занятия:
1). Повысить творческий потенциал детей, раскрыть их как индивидуальностей и личностей;
2). Развить у ребят умение работать в команде, отвечать за свои действия;
3). Развить у школьников умения слышать и слушать;
4). Формировать и совершенствовать навыки самостоятельной и коллективной творческой работы;
5). Формировать у обучающихся ценностное отношение к природе и активную жизненную позицию в деле её охраны.
Прогнозируемые результаты:
1). Ребёнок проявляет любознательность и интерес к изучению биологии, экологии, памятников ООПТ;
2). У ребёнка обогащается личный опыт положительного гуманного взаимодействия с природой, расширяются ценностные контакты с природными памятниками, закрепляется познавательный интерес к окружающему миру;
3). Ребёнок самостоятельно размышляет о важности природы для жизни человека в настоящем и в будущем, бережно и заботливо относится к объектам окружающей природной среды;
4). Ребёнок самостоятельно объясняет явление природы и поступки людей, наблюдает, замечает и сравнивает природные объекты, находит необходимую информацию при слушании и исследовании и делает выводы на её основе;
5). Ребёнок понимает уникальность создания заказников в охране окружающей природной среды, осознаёт и понимает, как он может помочь сохранить памятники природы, какие проблемы может решить;
6). Ребёнок умеет работать в группе со сверстниками и взрослыми, уважает их и их мнения и высказывания, способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности;
7). Ребёнок развивает самостоятельность и ответственность за свои поступки, в том числе и при соблюдении общепринятых норм поведения на природе;
8). Ребёнок мотивирован к творческому труду, логически размышляет, адаптируется к окружающей обстановке, излагает и оценивает свои ответы и ответы товарищей, проявляет сообразительность и быстроту реакций в принятии решений;
9). Ребёнок извлекает информацию при чтении и изучении биологической литературы, а также материалов экологического обследования по государственным природным заказникам регионального значения;
10). Ребёнок обладает развитым воображением, различает условную и реальную ситуацию, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам.
Средства обучения: учебник авторов В.Б. Захарова, Н.И. Сонина Биология: Многообразие живых организмов. Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2017; интерактивная доска, проекционная система для демонстрации слайдов (таблиц, рисунков, цитат, тестовых вопросов).
Оборудование: тетради, ручки, наглядный раздаточный материал, листы формата А4 для письменных ответов обучающихся.
Форма работы с обучающимися: фронтальная, групповая.
Методы обучения: словесный (беседа, описание, объяснение), проблемный (мотивация для формулирование темы, целей и задач занятия, выполнение некоторых заданий учебных туров), наглядный (эвристическая беседа с использованием иллюстраций в презентации), дедуктивный (на примере изложения и исследования темы к частному – личностная значимость для каждого обучающегося), самоконтроль (выполнение заданий туров).
Методы контроля и самоконтроля: устный, письменный, наблюдение.
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: самостоятельная работа, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.
Образовательные технологии: диалог, беседа, игровые технологии, обучение в сотрудничестве, проблемное обучение, технология критического мышления, самостоятельная работа обучающихся.
Методические приёмы: рассказ учителя, беседа, диалог, мозговой штурм, интеллектуальная разминка, работа с иллюстративным материалом, групповая дискуссия, перепутанные логические цепочки, ассоциация, опрос-итог.
Каналы общения: «ученик-литературный источник», «родитель-литературный источник», «ученик-ученик», «ученик-родитель», «ученик-учитель», «родитель-учитель».
Ход занятия
I.Организационный момент: приветствие друг друга, проверка готовности учащихся к уроку, работа с журналом («отсутствующие»). [Методический приём «диалог»] {0,5 мин}
II.Мотивация учебной деятельности: формулирование темы занятия, постановка целей и задач (вызов). [Приёмы: «мозговой штурм», «беседа», «диалог»] {4 мин}
Создание ситуации, в результате которой обучающиеся самостоятельно выдвинут цели занятия в виде вопросов или гипотез. Демонстрация слайдов на интерактивной доске.
Учитель просит обучающихся отгадать загадку:
″Скатерть зелена
На весь мир расстелена″.
Ответ обучающихся: растительный покров на Земле (растения).
Затем учитель просит обучающихся подобрать синоним к слову ″братья наши меньшие″.
Ответ обучающихся: животные.
Учитель просит обучающихся подобрать антоним к слову ″ссора″.
Ответ обучающихся: мир.
Далее учитель просит обучающихся дать названия (назвать слова-термины) и зачитывает им определения:
- Природная территория или акватория, частично исключённая из хозяйственного пользования, созданная с целью сохранения, воспроизводства и восстановления отдельных или нескольких компонентов природы и поддержания экологического баланса, называется…
Ответ обучающихся: заказником.
- Умственная способность, включающая возможность делать заключения, планировать, решать проблемы, абстрактно мыслить, понимать сложные идеи, быстро обучаться и учиться на основании опыта, называется …
Ответ обучающихся: интеллектом.
- Вид осмысленной непродуктивной деятельности, мотив которой лежит как в её результате, так и в самом процессе, называется …
Ответ обучающихся: игрой.
Ведущий учитель задаёт вопросы обучающимся.
- А теперь, уважаемые ребята, как вы думаете, как называется тема нашего занятия?
- Обучающиеся излагают свои варианты ответов.
Далее учитель спрашивает: «Исходя из темы, что мы будем изучать на занятии»?
- Обучающиеся излагают свои варианты ответов.
III.Осмысление: выполнение интеллектуальной игры по учебным турам (по составленному сценарию, смотрите приложение 3). [Методические приёмы: «рассказ учителя», «беседа», «диалог», «мозговой штурм», «интеллектуальная разминка», «работа с иллюстративным материалом», «групповая дискуссия», «перепутанные логические цепочки», «ассоциация» при работе обучающихся в группах] {100 мин}
IV.Рефлексия. [Методический приём «опрос-итог»] {4 мин}
Пока члены жюри проверяют последний тур, считают общее число баллов, заработанное каждой командой игроков за игру, определяют призовые места и ставят оценки каждой из командных групп, ведущий учитель просит каждого обучающегося взять со стола рефлексивные карточки, заполнить и сдать ему их после занятия.
Обучающиеся внимательно слушают учителя и заполняют рефлексивные карточки (смотрите приложение 5).
V.Домашнее задание. [Методический приём «беседа»] {1 мин}
Учитель задаёт домашнее задание написать мини-сочинение по теме: «Каждый из нас в силах изменить».
Обучающиеся внимательно слушают учителя и записывают домашнее задание.
VI.Подведение итогов. [Методические приёмы «беседа», «диалог»] {2 мин}
Резервное время – 3 минуты.
Кто-нибудь из членов жюри озвучивает призовые места командных групп, называет общее число баллов, набранное каждой из командных групп, и оценки каждому из игроков данной командной группы.
Ведущий учитель благодарит обучающихся за работу на занятии, членов жюри за помощь при проведении занятия и прощается с классом.
Обучающиеся сдают учителю рефлексивные листы-карточки.
Тип занятия: занятие общеметодологической направленности (по дидактической цели – занятие совершенствования знаний, по способу организации – обобщающее занятие).
Вид занятия: занятие-интеллектуальная игра, занятие на основе групповой технологии.
Форма занятия: занятие-игра с элементами беседы и самостоятельной работы обучающихся.
Цели занятия:
1). Приобщить обучающихся к экологической культуре и расширить их знания об особо охраняемых природных территориях;
2). Пробудить у школьников интерес к предмету, расширить их кругозор, выявить смекалистых, пытливых, наблюдательных обучающихся, побудить их к чтению и изучению биологической литературы.
Задачи занятия:
1). Повысить творческий потенциал детей, раскрыть их как индивидуальностей и личностей;
2). Развить у ребят умение работать в команде, отвечать за свои действия;
3). Развить у школьников умения слышать и слушать;
4). Формировать и совершенствовать навыки самостоятельной и коллективной творческой работы;
5). Формировать у обучающихся ценностное отношение к природе и активную жизненную позицию в деле её охраны.
Прогнозируемые результаты:
1). Ребёнок проявляет любознательность и интерес к изучению биологии, экологии, памятников ООПТ;
2). У ребёнка обогащается личный опыт положительного гуманного взаимодействия с природой, расширяются ценностные контакты с природными памятниками, закрепляется познавательный интерес к окружающему миру;
3). Ребёнок самостоятельно размышляет о важности природы для жизни человека в настоящем и в будущем, бережно и заботливо относится к объектам окружающей природной среды;
4). Ребёнок самостоятельно объясняет явление природы и поступки людей, наблюдает, замечает и сравнивает природные объекты, находит необходимую информацию при слушании и исследовании и делает выводы на её основе;
5). Ребёнок понимает уникальность создания заказников в охране окружающей природной среды, осознаёт и понимает, как он может помочь сохранить памятники природы, какие проблемы может решить;
6). Ребёнок умеет работать в группе со сверстниками и взрослыми, уважает их и их мнения и высказывания, способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности;
7). Ребёнок развивает самостоятельность и ответственность за свои поступки, в том числе и при соблюдении общепринятых норм поведения на природе;
8). Ребёнок мотивирован к творческому труду, логически размышляет, адаптируется к окружающей обстановке, излагает и оценивает свои ответы и ответы товарищей, проявляет сообразительность и быстроту реакций в принятии решений;
9). Ребёнок извлекает информацию при чтении и изучении биологической литературы, а также материалов экологического обследования по государственным природным заказникам регионального значения;
10). Ребёнок обладает развитым воображением, различает условную и реальную ситуацию, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам.
Средства обучения: учебник авторов В.Б. Захарова, Н.И. Сонина Биология: Многообразие живых организмов. Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2017; интерактивная доска, проекционная система для демонстрации слайдов (таблиц, рисунков, цитат, тестовых вопросов).
Оборудование: тетради, ручки, наглядный раздаточный материал, листы формата А4 для письменных ответов обучающихся.
Форма работы с обучающимися: фронтальная, групповая.
Методы обучения: словесный (беседа, описание, объяснение), проблемный (мотивация для формулирование темы, целей и задач занятия, выполнение некоторых заданий учебных туров), наглядный (эвристическая беседа с использованием иллюстраций в презентации), дедуктивный (на примере изложения и исследования темы к частному – личностная значимость для каждого обучающегося), самоконтроль (выполнение заданий туров).
Методы контроля и самоконтроля: устный, письменный, наблюдение.
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: самостоятельная работа, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.
Образовательные технологии: диалог, беседа, игровые технологии, обучение в сотрудничестве, проблемное обучение, технология критического мышления, самостоятельная работа обучающихся.
Методические приёмы: рассказ учителя, беседа, диалог, мозговой штурм, интеллектуальная разминка, работа с иллюстративным материалом, групповая дискуссия, перепутанные логические цепочки, ассоциация, опрос-итог.
Каналы общения: «ученик-литературный источник», «родитель-литературный источник», «ученик-ученик», «ученик-родитель», «ученик-учитель», «родитель-учитель».
Ход занятия
I.Организационный момент: приветствие друг друга, проверка готовности учащихся к уроку, работа с журналом («отсутствующие»). [Методический приём «диалог»] {0,5 мин}
II.Мотивация учебной деятельности: формулирование темы занятия, постановка целей и задач (вызов). [Приёмы: «мозговой штурм», «беседа», «диалог»] {4 мин}
Создание ситуации, в результате которой обучающиеся самостоятельно выдвинут цели занятия в виде вопросов или гипотез. Демонстрация слайдов на интерактивной доске.
Учитель просит обучающихся отгадать загадку:
″Скатерть зелена
На весь мир расстелена″.
Ответ обучающихся: растительный покров на Земле (растения).
Затем учитель просит обучающихся подобрать синоним к слову ″братья наши меньшие″.
Ответ обучающихся: животные.
Учитель просит обучающихся подобрать антоним к слову ″ссора″.
Ответ обучающихся: мир.
Далее учитель просит обучающихся дать названия (назвать слова-термины) и зачитывает им определения:
- Природная территория или акватория, частично исключённая из хозяйственного пользования, созданная с целью сохранения, воспроизводства и восстановления отдельных или нескольких компонентов природы и поддержания экологического баланса, называется…
Ответ обучающихся: заказником.
- Умственная способность, включающая возможность делать заключения, планировать, решать проблемы, абстрактно мыслить, понимать сложные идеи, быстро обучаться и учиться на основании опыта, называется …
Ответ обучающихся: интеллектом.
- Вид осмысленной непродуктивной деятельности, мотив которой лежит как в её результате, так и в самом процессе, называется …
Ответ обучающихся: игрой.
Ведущий учитель задаёт вопросы обучающимся.
- А теперь, уважаемые ребята, как вы думаете, как называется тема нашего занятия?
- Обучающиеся излагают свои варианты ответов.
Далее учитель спрашивает: «Исходя из темы, что мы будем изучать на занятии»?
- Обучающиеся излагают свои варианты ответов.
III.Осмысление: выполнение интеллектуальной игры по учебным турам (по составленному сценарию, смотрите приложение 3). [Методические приёмы: «рассказ учителя», «беседа», «диалог», «мозговой штурм», «интеллектуальная разминка», «работа с иллюстративным материалом», «групповая дискуссия», «перепутанные логические цепочки», «ассоциация» при работе обучающихся в группах] {100 мин}
IV.Рефлексия. [Методический приём «опрос-итог»] {4 мин}
Пока члены жюри проверяют последний тур, считают общее число баллов, заработанное каждой командой игроков за игру, определяют призовые места и ставят оценки каждой из командных групп, ведущий учитель просит каждого обучающегося взять со стола рефлексивные карточки, заполнить и сдать ему их после занятия.
Обучающиеся внимательно слушают учителя и заполняют рефлексивные карточки (смотрите приложение 5).
V.Домашнее задание. [Методический приём «беседа»] {1 мин}
Учитель задаёт домашнее задание написать мини-сочинение по теме: «Каждый из нас в силах изменить».
Обучающиеся внимательно слушают учителя и записывают домашнее задание.
VI.Подведение итогов. [Методические приёмы «беседа», «диалог»] {2 мин}
Резервное время – 3 минуты.
Кто-нибудь из членов жюри озвучивает призовые места командных групп, называет общее число баллов, набранное каждой из командных групп, и оценки каждому из игроков данной командной группы.
Ведущий учитель благодарит обучающихся за работу на занятии, членов жюри за помощь при проведении занятия и прощается с классом.
Обучающиеся сдают учителю рефлексивные листы-карточки.
Оценка результатов. Результаты работы детей на занятии-игре оцениваются жюри, учителем (смотрите описание оценивания на странице 62 после итоговой таблицы результативности занятия-игры).
Опыт апробации разработки. Представленная методическая разработка апробирована в реальном учебном процессе с 2 группами школьников 7А класса и их родителями 12 октября 2019 года в 353 школе Московского района и с 3 группами ребят 7А,Б классов 28 февраля 2020 года в 486 лицее Выборгского района (смотрите фотографии в приложении 4). На всём протяжении занятия команды обучающихся и ребят с родителями ожидали задания по различным турам игры, в которых им пришлось проявить не только свои знания, но и смекалку, творчество, умение работать вместе в команде.
Эффективность методической разработки. Для того, чтобы обучающиеся продуктивно и деятельно работали на уроках биологии, были заинтересованы в изучении этого предмета, воспитывали в себе хотя бы некоторые черты интеллектуалов, развивали коммуникабельность, ориентировались в вопросах биологических и экологических понятий, процессов и тому подобного, необходимо проводить систематически на протяжении учебного года в учебном процессе интеллектуальные игры. В таких играх интеграция знании обучающихся осуществляется за счёт комплексного использования материала различных областей знаний (биологии, экологии, химии, истории, медицины, географии) и активного поиска новой информации.
Материалы, подтверждающие эффективность настоящей методической разработки, представлены в приложении 2 (это составленные методические разработки подобных внеклассных мероприятий, которые были проведены с детьми в 2014-2015, 2015-2016, 2016-2017, 2017-2018, 2018-2019 учебных годах).
Заключение. Основные выводы по теме разработки.
Через игру и в игре постепенно готовится сознание ребёнка к предстоящим изменениям условий жизни, отношений со сверстниками и взрослыми, формируются качества личности, необходимые будущему школьнику. В игре формируются такие качества, как самостоятельность, инициативность, организованность, развиваются творческие способности, умение работать коллективно. Игра вызывает у школьника живой интерес к предмету, позволяет развивать индивидуальные особенности каждого обучающегося, воспитывает познавательную активность и способствует повышению уровня успеваемости детей: они легко переносят усвоенный опыт в новые ситуации. Так же мы хотим отметить, что игра помогает сдружиться классу, учит оказывать взаимопомощь, поддержку: ребёнок может не бояться быть отвергнутым, так как, если работает команда, то место в ней, для достижения высокого результата, найдется всем.
Рекомендации автора по использованию методической разработки.
Интеллектуальная игра по биологии ″Растительный и животный мир ООПТ «Сестрорецкое болото»″представляет собой сборник комплектов проверочных заданий по биологии, составленных в виде разнообразных тестов и индивидуальных заданий (с возможностью работать с биологическими объектами как с объектами культуры). Методическая разработка носит практический характер и может быть использована педагогами для работы с детьми среднего и старшего звена для ознакомления обучающихся с основами экологической культуры, приобщению к историческому наследию и сохранению природоохранных объектов. Интеллектуальная игра может быть применима не только к условиям заказника ″Сестрорецкое болото″, но и к другим ООПТ с небольшими изменениями некоторых исторических фактов и экологических объектов. В данной игре все задания универсальны и не требуют специальной подготовки детей.
При формировании команд игроков для участия в игре нужно учитывать разновозрастной состав детей и различные уровни их подготовки (в каждой команде игроков должны быть участники разного возраста и уровня подготовки при условии смешанных групп по возрасту их участников).
Настоящая методическая разработка предназначена учителям биологии для организации внеклассной работы, при проведении предметных недель, может быть полезна организаторам детского досуга. Коллеги могут использовать в своей работе какую-то часть предложенного занятия, уже ориентируясь на свои цели и задачи и уровень подготовки детей.
Опыт апробации разработки. Представленная методическая разработка апробирована в реальном учебном процессе с 2 группами школьников 7А класса и их родителями 12 октября 2019 года в 353 школе Московского района и с 3 группами ребят 7А,Б классов 28 февраля 2020 года в 486 лицее Выборгского района (смотрите фотографии в приложении 4). На всём протяжении занятия команды обучающихся и ребят с родителями ожидали задания по различным турам игры, в которых им пришлось проявить не только свои знания, но и смекалку, творчество, умение работать вместе в команде.
Эффективность методической разработки. Для того, чтобы обучающиеся продуктивно и деятельно работали на уроках биологии, были заинтересованы в изучении этого предмета, воспитывали в себе хотя бы некоторые черты интеллектуалов, развивали коммуникабельность, ориентировались в вопросах биологических и экологических понятий, процессов и тому подобного, необходимо проводить систематически на протяжении учебного года в учебном процессе интеллектуальные игры. В таких играх интеграция знании обучающихся осуществляется за счёт комплексного использования материала различных областей знаний (биологии, экологии, химии, истории, медицины, географии) и активного поиска новой информации.
Материалы, подтверждающие эффективность настоящей методической разработки, представлены в приложении 2 (это составленные методические разработки подобных внеклассных мероприятий, которые были проведены с детьми в 2014-2015, 2015-2016, 2016-2017, 2017-2018, 2018-2019 учебных годах).
Заключение. Основные выводы по теме разработки.
Через игру и в игре постепенно готовится сознание ребёнка к предстоящим изменениям условий жизни, отношений со сверстниками и взрослыми, формируются качества личности, необходимые будущему школьнику. В игре формируются такие качества, как самостоятельность, инициативность, организованность, развиваются творческие способности, умение работать коллективно. Игра вызывает у школьника живой интерес к предмету, позволяет развивать индивидуальные особенности каждого обучающегося, воспитывает познавательную активность и способствует повышению уровня успеваемости детей: они легко переносят усвоенный опыт в новые ситуации. Так же мы хотим отметить, что игра помогает сдружиться классу, учит оказывать взаимопомощь, поддержку: ребёнок может не бояться быть отвергнутым, так как, если работает команда, то место в ней, для достижения высокого результата, найдется всем.
Рекомендации автора по использованию методической разработки.
Интеллектуальная игра по биологии ″Растительный и животный мир ООПТ «Сестрорецкое болото»″представляет собой сборник комплектов проверочных заданий по биологии, составленных в виде разнообразных тестов и индивидуальных заданий (с возможностью работать с биологическими объектами как с объектами культуры). Методическая разработка носит практический характер и может быть использована педагогами для работы с детьми среднего и старшего звена для ознакомления обучающихся с основами экологической культуры, приобщению к историческому наследию и сохранению природоохранных объектов. Интеллектуальная игра может быть применима не только к условиям заказника ″Сестрорецкое болото″, но и к другим ООПТ с небольшими изменениями некоторых исторических фактов и экологических объектов. В данной игре все задания универсальны и не требуют специальной подготовки детей.
При формировании команд игроков для участия в игре нужно учитывать разновозрастной состав детей и различные уровни их подготовки (в каждой команде игроков должны быть участники разного возраста и уровня подготовки при условии смешанных групп по возрасту их участников).
Настоящая методическая разработка предназначена учителям биологии для организации внеклассной работы, при проведении предметных недель, может быть полезна организаторам детского досуга. Коллеги могут использовать в своей работе какую-то часть предложенного занятия, уже ориентируясь на свои цели и задачи и уровень подготовки детей.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1). Аксёнова А.К., Якубовская Э.В. Дидактические игры. – М.: ТЦ Сфера, 2018. – 256 с.
2). Балабанова В.В. Предметные недели в школе: биология, экология, здоровый образ жизни. – Волгоград: Учитель, 2017. – 186 с.
3). Васильева Л.С. В союзе с природой. Экологические игры-занятия с детьми. – М.: Илекса, Ставрополь: Сервисшкола, 2016. – 320 с, илл.
4). Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. – Санкт-Петербург: «Альянс Дельта», 2016. – 138 с., илл.
5). Зак А.З. Развитие интеллектуальных способностей у детей. – М.: Новая школа, 2016. – 116 с.
6). Захаров В.Б., Сонин Н.И. Биология: 7 класс. Многообразие живых организмов. Учебник для общеобразовательных учреждений. – 4-е издание, стереотипное. – М.: Дрофа, 2017. – 256 с., илл.
7). Касаткина Н.А. Биология: 6-7 классы: Нестандартные уроки и внеклассные мероприятия. – Волгоград: Учитель, 2017. – 228 с, илл.
8). Кельбас Р.В. Воспитание экологического сознания обучающихся посредством включения их в интеллектуальные игры. – М.: Педагогика, 2014. – 104 с., илл.
9). Материалы комплексного экологического обследования планируемой к организации особо охраняемой природной территории Санкт-Петербурга «Сестрорецкое болото» // ГКУ ″Дирекция особо охраняемых природных территорий Санкт-Петербурга″. Научный центр РАН. – Санкт-Петербург, 2007. – 143 с., илл.
10). Полат Е.С., Бухаркина М.Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для учителя. – 2-е издание, стереотип. – М.: Академия, 2013. – 378 с., илл.
11). Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. – М.: НИИ школьных технологий, 2009. – 870 с.
12). Селивёрстов В.И. Речевые игры с детьми. – М.: Глобус, 2018. – 216 с.
13). Сорокина Л.В. Тематические игры и праздники по биологии. – М.: ТЦ Сфера, 2016. – 96 с.
14). Шуркова Н.Е. Воспитание детей в школе: Новые подходы и новые технологии. – М.: Новая школа, 2015. – 210 с., илл.
15). Щербакова Ю.В. Занимательная биология на уроках и внеклассных мероприятиях: 6 – 9 классы. – М.: Глобус, 2018. – 386 с., илл.
2). Балабанова В.В. Предметные недели в школе: биология, экология, здоровый образ жизни. – Волгоград: Учитель, 2017. – 186 с.
3). Васильева Л.С. В союзе с природой. Экологические игры-занятия с детьми. – М.: Илекса, Ставрополь: Сервисшкола, 2016. – 320 с, илл.
4). Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. – Санкт-Петербург: «Альянс Дельта», 2016. – 138 с., илл.
5). Зак А.З. Развитие интеллектуальных способностей у детей. – М.: Новая школа, 2016. – 116 с.
6). Захаров В.Б., Сонин Н.И. Биология: 7 класс. Многообразие живых организмов. Учебник для общеобразовательных учреждений. – 4-е издание, стереотипное. – М.: Дрофа, 2017. – 256 с., илл.
7). Касаткина Н.А. Биология: 6-7 классы: Нестандартные уроки и внеклассные мероприятия. – Волгоград: Учитель, 2017. – 228 с, илл.
8). Кельбас Р.В. Воспитание экологического сознания обучающихся посредством включения их в интеллектуальные игры. – М.: Педагогика, 2014. – 104 с., илл.
9). Материалы комплексного экологического обследования планируемой к организации особо охраняемой природной территории Санкт-Петербурга «Сестрорецкое болото» // ГКУ ″Дирекция особо охраняемых природных территорий Санкт-Петербурга″. Научный центр РАН. – Санкт-Петербург, 2007. – 143 с., илл.
10). Полат Е.С., Бухаркина М.Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для учителя. – 2-е издание, стереотип. – М.: Академия, 2013. – 378 с., илл.
11). Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. – М.: НИИ школьных технологий, 2009. – 870 с.
12). Селивёрстов В.И. Речевые игры с детьми. – М.: Глобус, 2018. – 216 с.
13). Сорокина Л.В. Тематические игры и праздники по биологии. – М.: ТЦ Сфера, 2016. – 96 с.
14). Шуркова Н.Е. Воспитание детей в школе: Новые подходы и новые технологии. – М.: Новая школа, 2015. – 210 с., илл.
15). Щербакова Ю.В. Занимательная биология на уроках и внеклассных мероприятиях: 6 – 9 классы. – М.: Глобус, 2018. – 386 с., илл.
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЯ
Атрибуты игры: [Методический приём "беседа"] {2,25 мин}
Оформление кабинета (при условии, что игра проводится в классе):
1). На интерактивной доске:
а). Название мероприятия: интеллектуальная игра по биологии "Растительный и животный мир ООПТ «Сестрорецкое болото»";
б). Эпиграфы к мероприятию:
Эпиграф 1: "Природа, земля, человек – проблема нравственная, затрагивающая само существование людей как людей. Природа была и должна оставаться учителем человека".
(Николай Иванович Сладков)
Эпиграф 2: "Мы с нетерпением ждём сигнала из космоса от далёких цивилизаций. И как-то не прислушиваемся к сигналам, что непрерывно звучат у нас на земле, позывные птиц и зверей… Вслушивайтесь в голоса живого".
(Николай Иванович Сладков)
Эпиграф 3: "Когда я думаю, что весь мир обречён на гибель благодаря собственному
идиотизму, то даже Луна не кажется мне такой уж далёкой. С неё, наверное, хорошо видна наша бедная Земля – грязная, запакощенная человеком, самое несчастное из всех небесных тел".
(Дэвид Герберт Лоуренс)
Эпиграф 4: "Экология стала самым громким словом на земле, громче воды и стихии. Оно характеризует собой одно и то же понятие вселенской беды, никогда прежде не существовавшей перед человечеством".
(Валентин Григорьевич Распутин)
Эпиграф 5: "В экологии есть два раздела: экология биологическая и экология культурная или нравственная. Убить человека биологически может несоблюдение законов биологической экологии, убить человека нравственно может несоблюдение экологии культурной. И нет между ними пропасти, как нет чётко обозначенной границы между природой и культурой".
Оформление кабинета (при условии, что игра проводится в классе):
1). На интерактивной доске:
а). Название мероприятия: интеллектуальная игра по биологии "Растительный и животный мир ООПТ «Сестрорецкое болото»";
б). Эпиграфы к мероприятию:
Эпиграф 1: "Природа, земля, человек – проблема нравственная, затрагивающая само существование людей как людей. Природа была и должна оставаться учителем человека".
(Николай Иванович Сладков)
Эпиграф 2: "Мы с нетерпением ждём сигнала из космоса от далёких цивилизаций. И как-то не прислушиваемся к сигналам, что непрерывно звучат у нас на земле, позывные птиц и зверей… Вслушивайтесь в голоса живого".
(Николай Иванович Сладков)
Эпиграф 3: "Когда я думаю, что весь мир обречён на гибель благодаря собственному
идиотизму, то даже Луна не кажется мне такой уж далёкой. С неё, наверное, хорошо видна наша бедная Земля – грязная, запакощенная человеком, самое несчастное из всех небесных тел".
(Дэвид Герберт Лоуренс)
Эпиграф 4: "Экология стала самым громким словом на земле, громче воды и стихии. Оно характеризует собой одно и то же понятие вселенской беды, никогда прежде не существовавшей перед человечеством".
(Валентин Григорьевич Распутин)
Эпиграф 5: "В экологии есть два раздела: экология биологическая и экология культурная или нравственная. Убить человека биологически может несоблюдение законов биологической экологии, убить человека нравственно может несоблюдение экологии культурной. И нет между ними пропасти, как нет чётко обозначенной границы между природой и культурой".
(Дмитрий Сергеевич Лихачёв)
Девизы игры: [Методический приём "беседа"] {1,25 мин}
Девиз 1: "Успех – это когда ты девять раз упал, но десять раз поднялся".
(Уинстон Черчилль)
Девиз 2: "Успех – это умение двигаться от неудачи к неудаче, не теряя энтузиазма".
&