Внеурочное мероприятие для учащихся 5-х классов на предметной неделе математики
Игра «Познай самого себя»
Дмитриева Наталия Алексеевна,
учитель математики ГБОУ лицей № 623
им. И.П. Павлова Санкт-Петербурга;
Кирнас Марина Владимировна,
учитель информатики ГБОУ лицей № 623
им. И.П. Павлова Санкт-Петербурга
учитель математики ГБОУ лицей № 623
им. И.П. Павлова Санкт-Петербурга;
Кирнас Марина Владимировна,
учитель информатики ГБОУ лицей № 623
им. И.П. Павлова Санкт-Петербурга
Внеклассная работа является неотъемлемой частью учебно-воспитательной работы в школе. Она углубляет знания учащихся, способствует развитию их способностей, расширяет кругозор, а также развивает интерес к изучаемому предмету. В настоящее время существует много разновидностей внеклассной работы по математике, олимпиады, различные математические эстафеты, марафоны. Данные виды внеклассной работы, как правило, охватывают учащихся, имеющих хорошие способности в области точных дисциплин, а, следовательно, не позволяют вовлечь большое число учеников, что может привезти к потере интереса к предмету учащихся, не вовлеченных в мероприятие.
Предлагаемая игра позволяет вовлечь в учебно-познавательный вид деятельности всю параллель 5-х классов, проходит на высоком эмоциональном уровне, позволяет выполнить все требования, предъявляемые к методам и формам внеурочной деятельности в рамках ФГОС ОО.
Продолжительность занятия: 45 минут (1 академический час).
Целевая аудитория: учащиеся 5-х классов, число участников: 75 человек.
Участники:
-учащиеся 11-х классов, число участников: 7 человек, из них 3 ученика становятся заведующими отделениями, 3 ученика являются ординаторами (помощниками в проведении игры), 1 ученик является представителем министерства (проводит конкурс «Быстрые вопросы»);
-учителя математики.
Формы проведения: работа в группах, беседа, игра, соревнование, танцевальная пауза.
Особенности занятия:
Предлагаемая игра позволяет вовлечь в учебно-познавательный вид деятельности всю параллель 5-х классов, проходит на высоком эмоциональном уровне, позволяет выполнить все требования, предъявляемые к методам и формам внеурочной деятельности в рамках ФГОС ОО.
Продолжительность занятия: 45 минут (1 академический час).
Целевая аудитория: учащиеся 5-х классов, число участников: 75 человек.
Участники:
-учащиеся 11-х классов, число участников: 7 человек, из них 3 ученика становятся заведующими отделениями, 3 ученика являются ординаторами (помощниками в проведении игры), 1 ученик является представителем министерства (проводит конкурс «Быстрые вопросы»);
-учителя математики.
Формы проведения: работа в группах, беседа, игра, соревнование, танцевальная пауза.
Особенности занятия:
- Использование различных форм работы с учащимися с учетом требований к внеурочной деятельности ФГОС ОО;
- Участие в игре учеников разного возраста (5 кл., 11 кл.);
- Вовлечение в игру классов в полном составе, а не групп учащихся, проявляющих повышенный интерес к предмету;
- Использование театрализации для создания благоприятного психологического климата, ситуации успеха и эмоциональной разрядки.
Цель: формирование культуры здорового образа жизни, понимание значения здоровья для развития гармоничной личности, умение видеть систему истинных ценностей в современном обществе
Задачи:
Обучающие: совершенствование навыков нахождения числового значения выражений, нахождения компонентов при различных арифметических действия, совершенствование работы над текстовыми задачами.
Развивающие: повысить степень вовлеченности учащихся в учебную деятельность, развивать познавательный интерес к математике за счет решения задач, содержащих жизненно необходимые знания.
Воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД): воспитывать учащихся умению ценить, уважать и беречь свое здоровье путем правильного образа жизнедеятельности.
Ожидаемый результат: мероприятие будет способствовать формированию у детей устойчивого положительного интереса к математике и ценностного отношения к собственному здоровью.
Оборудование и материалы: персональный компьютер, проектор, презентации, подготовленные учащимися 11 классов по темам «Пищеварительная система человека», «Сердечно-сосудистая система человека», «Кожный покров человека», «Время быстрых вопросов», 3 набора карточек с задачами по темам: «Здоровое питание», «Сердечно-сосудистая система человека», «Кожный покров человека».
Подготовительный момент
- до начала игры в каждом из трех классов формируется три команды по 6 человек путем жеребьевки. В каждом классе выбираются по три капитана (капитан «Желтых», капитан «Красных», капитан «Зеленых»), которые готовят 6 кружков своего цвета. В своем классе все кружки смешиваются, ученики вытаскивают кружок определенного цвета и попадает в команду «Желтых» («Красных», «Зеленых»).
- готовится медицинский антураж, все ведущие одеты в медицинские халаты; заведующие отделениями и ординаторы имеют опознавательные бейджики.
Организация игрового пространства. Игра проводится в актовом зале, имеющий 3 маркированных стола для каждой команды и зрительские места.
Ход проведения игры
1. Организационный момент
2. Основная часть
1 учитель приветствует участников:
- Ребята, вы учитесь в замечательном лицее имени И.П. Павлова, наши выпускники готовятся стать врачами, медицинскими сестрами. Эта неделя посвящена в лицее увлекательной, интересной науке – математике. Попробуем объединить два понятия – медицина и математика.
Тогда наше учебное заведение будет называться Медико-математическим лицеем, я буду вашим главврачом, а все ученики 5-х классов будут интернами.
(Далее идет представление заведующих гастро – математического, кардио – математического, кожно – математического отделений, ординаторов – учащихся 11 класса.)
- В наш лицей приехал с проверкой представитель Министерства математического здравоохранения. Он проверит ваши знания, интерны.
2 учитель приглашает для решения задач последовательно команды «Желтых» из всех трех классов. Команда «желтых» решает задачи, связанные с кожным покровом человека. Ответы фиксирует ординатор. В это время заведующий кожно –математическим отделением демонстрирует остальным участникам презентацию «Кожный покров человека», задает вопросы. По истечении времени заведующий кожно –математическим отделением разбирает задачи.
Задача №1
Одна клетка кожи живет 1 месяц (30 дней), потом отпадает и ее заменяет новая. Сколько клеток сменится одна за другой на одном и том же месте за всю жизнь мужчины, если продолжительность его жизни составляет 60 лет?
Задача №2
Ноготь длиной в 1 см вырастает примерно за 4 месяца. Сколько времени потребовалось одному не совсем разумному жителю Индии, чтобы вырастить ноготь длиной 94см.
Задача №3
Дедушка Вити Верхоглядкина — генерал-майор в отставке, он лично стрижет внука "под ноль" 1 июня и 30 августа. В остальное время года Витя избегает парикмахерских. На какую длину успевают вырасти несчастные волосы Вити с 1 сентября до 30 мая, если в среднем за месяц волосы отрастают на 9 мм?
Команда «желтых» занимает места в зале.
Представитель министерства приглашает для решения задач команды «Зеленых» из всех трех классов. Команда «зеленых» решает задачи, связанные с пищеварительной системой человека. Ответы фиксирует ординатор. В это время заведующий гастеро –математическим отделением демонстрирует остальным участникам игры презентацию «Пищеварительная система человека», задает вопросы. По истечению времени заведующий гастеро –математическим отделением разбирает задачи.
Задача №1
Ежедневный рацион ученика 5 класса должен включать как минимум 200 мл молока или кефира. При условии правильного питания сколько лет потребуется пятикласснику, чтобы выпить 300 литровую ванну кефира? В каком классе к моменту окончания эксперимента будет учиться школьник? 1 л = 1 000 мл
Задача №2
В среднем человек за 70 лет съедает 40 тонн продуктов, а воды выпивает на 5 тонн больше. Сколько приблизительно воды выпьет человек за 14 лет жизни?
Задача №3
Дети и молодые женщины должны съедать ежедневно 300 г хлеба; дамы среднего возраста – 250 г, молодые мужчины – 400 г, более зрелые – 350г, норма для пожилого человека старше 65 лет – 200 г. В семье моего одноклассника 6 человек: трое детей, мама, папа, бабушка. Сколько батонов хлеба необходимо купить этой семье на день, если вес одного батона 400 граммов?
Команда «зеленых» занимает места в зале.
Представитель министерства приглашает для решения задач команды «Красных» из всех трех классов. Команда «красных» решает задачи, связанные с сердечно-сосудистой системой человека. Ответы фиксирует ординатор. В это время заведующий кардио-математическим отделением демонстрирует остальным участникам игры презентацию «Сердечно-сосудистая система человека», задает вопросы. По истечению времени заведующий кардио –математическим отделением разбирает задачи.
Задача №1
Сердце здорового человека делает 75 ударов в минуту. Сколько ударов делает сердце за 11 минут? Можно ли считать человека здоровым, если за 15 секунд его сердце делало 19 ударов?
Задача №2
Средняя частота пульса у 10-летнего ребёнка во время бодрствования 85 ударов в минуту. Сколько приходится в день совершить толчков его сердцу, если разбудили его в 7 часов утра, а оторвали от телевизора и сунули под одеяло в 10 часов вечера?
Задача №3
За день сердце может перекачать 10 000 л крови. За сколько дней насос такой мощности смог бы заполнить бассейн длиной 20 м шириной 10 м и глубиной 2 м?
Команда «красных» занимает места в зале.
Представитель министерства приглашает своего помощника для проведения конкурса «Время быстрых вопросов!» (коллективная игра). Помощник комментирует ответы учеников, выбирает правильные, ординаторы фиксируют дополнительные баллы каждой команды.
Вопрос 1
Вы участвуете в соревнованиях и обогнали бегуна, занимающего вторую позицию. Какую позицию вы теперь занимаете?
Вопрос 2
Вы обогнали последнего бегуна, на какой позиции вы теперь находитесь?
Вопрос 3
Что все люди на земле делают одновременно?
Вопрос 4
Как может брошенное яйцо пролететь три метра и не разбиться?
Вопрос 5
Последний дом на одной из сторон улицы имеет номер 34. Сколько всего домов на этой стороне улицы?
Вопрос 6
Один оборот вокруг Земли спутник делает за 1 час 40 минут, а другой — за 100 минут. Как это может быть?
Вопрос 7
В 12-этажном доме есть лифт. На первом этаже живет всего 2 человека, от этажа к этажу количество жильцов увеличивается вдвое. Какая кнопка в лифте этого дома нажимается чаще других?
Вопрос 8
Сын отца профессора разговаривает с отцом сына профессора, причем сам профессор в разговоре не участвует. Может ли такое быть?
Вопрос 9
Если в 11 часов ночи идет дождь, то возможно ли через 48 часов солнечная погода?
Вопрос 10
У одного старика спросили, сколько ему лет. Он ответил, что ему сто лет и несколько месяцев, но дней рождения у него было всего 25. Как это могло быть?
Представитель министерства с ординаторами осуществляют подсчет баллов каждой команды. По их количеству выявляют победителя и призеров.
В это время главврач приглашает заведующих отделениями для проведения танцевальной физкультминутки с участниками игры.
Подведение итогов
Представитель министерства зачитывает приказ:
Приказ министерства математического здравоохранения
от 16 ноября 2019г. №555
На основании результатов проведенной проверки медико-математического лицея имени И.П. Павлова
ПРИКАЗЫВАЮ:
Задачи:
Обучающие: совершенствование навыков нахождения числового значения выражений, нахождения компонентов при различных арифметических действия, совершенствование работы над текстовыми задачами.
Развивающие: повысить степень вовлеченности учащихся в учебную деятельность, развивать познавательный интерес к математике за счет решения задач, содержащих жизненно необходимые знания.
Воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД): воспитывать учащихся умению ценить, уважать и беречь свое здоровье путем правильного образа жизнедеятельности.
Ожидаемый результат: мероприятие будет способствовать формированию у детей устойчивого положительного интереса к математике и ценностного отношения к собственному здоровью.
Оборудование и материалы: персональный компьютер, проектор, презентации, подготовленные учащимися 11 классов по темам «Пищеварительная система человека», «Сердечно-сосудистая система человека», «Кожный покров человека», «Время быстрых вопросов», 3 набора карточек с задачами по темам: «Здоровое питание», «Сердечно-сосудистая система человека», «Кожный покров человека».
Подготовительный момент
- до начала игры в каждом из трех классов формируется три команды по 6 человек путем жеребьевки. В каждом классе выбираются по три капитана (капитан «Желтых», капитан «Красных», капитан «Зеленых»), которые готовят 6 кружков своего цвета. В своем классе все кружки смешиваются, ученики вытаскивают кружок определенного цвета и попадает в команду «Желтых» («Красных», «Зеленых»).
- готовится медицинский антураж, все ведущие одеты в медицинские халаты; заведующие отделениями и ординаторы имеют опознавательные бейджики.
Организация игрового пространства. Игра проводится в актовом зале, имеющий 3 маркированных стола для каждой команды и зрительские места.
Ход проведения игры
1. Организационный момент
2. Основная часть
1 учитель приветствует участников:
- Ребята, вы учитесь в замечательном лицее имени И.П. Павлова, наши выпускники готовятся стать врачами, медицинскими сестрами. Эта неделя посвящена в лицее увлекательной, интересной науке – математике. Попробуем объединить два понятия – медицина и математика.
Тогда наше учебное заведение будет называться Медико-математическим лицеем, я буду вашим главврачом, а все ученики 5-х классов будут интернами.
(Далее идет представление заведующих гастро – математического, кардио – математического, кожно – математического отделений, ординаторов – учащихся 11 класса.)
- В наш лицей приехал с проверкой представитель Министерства математического здравоохранения. Он проверит ваши знания, интерны.
2 учитель приглашает для решения задач последовательно команды «Желтых» из всех трех классов. Команда «желтых» решает задачи, связанные с кожным покровом человека. Ответы фиксирует ординатор. В это время заведующий кожно –математическим отделением демонстрирует остальным участникам презентацию «Кожный покров человека», задает вопросы. По истечении времени заведующий кожно –математическим отделением разбирает задачи.
Задача №1
Одна клетка кожи живет 1 месяц (30 дней), потом отпадает и ее заменяет новая. Сколько клеток сменится одна за другой на одном и том же месте за всю жизнь мужчины, если продолжительность его жизни составляет 60 лет?
Задача №2
Ноготь длиной в 1 см вырастает примерно за 4 месяца. Сколько времени потребовалось одному не совсем разумному жителю Индии, чтобы вырастить ноготь длиной 94см.
Задача №3
Дедушка Вити Верхоглядкина — генерал-майор в отставке, он лично стрижет внука "под ноль" 1 июня и 30 августа. В остальное время года Витя избегает парикмахерских. На какую длину успевают вырасти несчастные волосы Вити с 1 сентября до 30 мая, если в среднем за месяц волосы отрастают на 9 мм?
Команда «желтых» занимает места в зале.
Представитель министерства приглашает для решения задач команды «Зеленых» из всех трех классов. Команда «зеленых» решает задачи, связанные с пищеварительной системой человека. Ответы фиксирует ординатор. В это время заведующий гастеро –математическим отделением демонстрирует остальным участникам игры презентацию «Пищеварительная система человека», задает вопросы. По истечению времени заведующий гастеро –математическим отделением разбирает задачи.
Задача №1
Ежедневный рацион ученика 5 класса должен включать как минимум 200 мл молока или кефира. При условии правильного питания сколько лет потребуется пятикласснику, чтобы выпить 300 литровую ванну кефира? В каком классе к моменту окончания эксперимента будет учиться школьник? 1 л = 1 000 мл
Задача №2
В среднем человек за 70 лет съедает 40 тонн продуктов, а воды выпивает на 5 тонн больше. Сколько приблизительно воды выпьет человек за 14 лет жизни?
Задача №3
Дети и молодые женщины должны съедать ежедневно 300 г хлеба; дамы среднего возраста – 250 г, молодые мужчины – 400 г, более зрелые – 350г, норма для пожилого человека старше 65 лет – 200 г. В семье моего одноклассника 6 человек: трое детей, мама, папа, бабушка. Сколько батонов хлеба необходимо купить этой семье на день, если вес одного батона 400 граммов?
Команда «зеленых» занимает места в зале.
Представитель министерства приглашает для решения задач команды «Красных» из всех трех классов. Команда «красных» решает задачи, связанные с сердечно-сосудистой системой человека. Ответы фиксирует ординатор. В это время заведующий кардио-математическим отделением демонстрирует остальным участникам игры презентацию «Сердечно-сосудистая система человека», задает вопросы. По истечению времени заведующий кардио –математическим отделением разбирает задачи.
Задача №1
Сердце здорового человека делает 75 ударов в минуту. Сколько ударов делает сердце за 11 минут? Можно ли считать человека здоровым, если за 15 секунд его сердце делало 19 ударов?
Задача №2
Средняя частота пульса у 10-летнего ребёнка во время бодрствования 85 ударов в минуту. Сколько приходится в день совершить толчков его сердцу, если разбудили его в 7 часов утра, а оторвали от телевизора и сунули под одеяло в 10 часов вечера?
Задача №3
За день сердце может перекачать 10 000 л крови. За сколько дней насос такой мощности смог бы заполнить бассейн длиной 20 м шириной 10 м и глубиной 2 м?
Команда «красных» занимает места в зале.
Представитель министерства приглашает своего помощника для проведения конкурса «Время быстрых вопросов!» (коллективная игра). Помощник комментирует ответы учеников, выбирает правильные, ординаторы фиксируют дополнительные баллы каждой команды.
Вопрос 1
Вы участвуете в соревнованиях и обогнали бегуна, занимающего вторую позицию. Какую позицию вы теперь занимаете?
Вопрос 2
Вы обогнали последнего бегуна, на какой позиции вы теперь находитесь?
Вопрос 3
Что все люди на земле делают одновременно?
Вопрос 4
Как может брошенное яйцо пролететь три метра и не разбиться?
Вопрос 5
Последний дом на одной из сторон улицы имеет номер 34. Сколько всего домов на этой стороне улицы?
Вопрос 6
Один оборот вокруг Земли спутник делает за 1 час 40 минут, а другой — за 100 минут. Как это может быть?
Вопрос 7
В 12-этажном доме есть лифт. На первом этаже живет всего 2 человека, от этажа к этажу количество жильцов увеличивается вдвое. Какая кнопка в лифте этого дома нажимается чаще других?
Вопрос 8
Сын отца профессора разговаривает с отцом сына профессора, причем сам профессор в разговоре не участвует. Может ли такое быть?
Вопрос 9
Если в 11 часов ночи идет дождь, то возможно ли через 48 часов солнечная погода?
Вопрос 10
У одного старика спросили, сколько ему лет. Он ответил, что ему сто лет и несколько месяцев, но дней рождения у него было всего 25. Как это могло быть?
Представитель министерства с ординаторами осуществляют подсчет баллов каждой команды. По их количеству выявляют победителя и призеров.
В это время главврач приглашает заведующих отделениями для проведения танцевальной физкультминутки с участниками игры.
Подведение итогов
Представитель министерства зачитывает приказ:
Приказ министерства математического здравоохранения
от 16 ноября 2019г. №555
На основании результатов проведенной проверки медико-математического лицея имени И.П. Павлова
ПРИКАЗЫВАЮ:
- Утвердить следующие результаты испытаний:
Интерны 5 «А» класса получают ____________ основных баллов,
____________дополнительных баллов. ВСЕГО ________________баллов.
Интерны 5 «Б» класса получают ____________ основных баллов,
____________дополнительных баллов. ВСЕГО ________________баллов.
Интерны 5 «В» класса получают ____________ основных баллов,
____________дополнительных баллов. ВСЕГО ________________баллов.
____________дополнительных баллов. ВСЕГО ________________баллов.
Интерны 5 «Б» класса получают ____________ основных баллов,
____________дополнительных баллов. ВСЕГО ________________баллов.
Интерны 5 «В» класса получают ____________ основных баллов,
____________дополнительных баллов. ВСЕГО ________________баллов.
- Признать интернов 5 «А», 5 «Б», 5 «В» классов успешно сдавшими экзамен; перевести их на должность ординаторов.
- Вручить лучшим интернам грамоты на директорском часе 18 ноября 2019г.
Представитель Министерства математического здравоохранения
__________________________/____________/
Победители, призеры, номинанты награждаются именными дипломами и призами.
Список используемой литературы
__________________________/____________/
Победители, призеры, номинанты награждаются именными дипломами и призами.
Список используемой литературы
- Восьмая территориальная научно-практическая конференция педагогов «Наша новая школа: проблемы и перспективы реализации» (сборник тезисов) - Новокуйбышевск, 2011. - 129 с.
- Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии (Педагогика. Психология. Управление.) - М.: “ВАКО”, 2004. - 296 с.
- Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. — М.: Издательская корпорация “Логос”, 1999. — 272 с.
- Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе - М.: АПК и ПРО, 2002. - 121с.
- http://www.shkolnymir.info/. О. А. Соколова. Здоровьесберегающие образовательные технологии.