Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Сценарий внеклассного мероприятия

День славянской письменности и культуры
“Лишь слову жизнь дана…”

Киселева Вера Александровна;
Зайкина Ольга Евгеньевна,
преподаватели русского языка и литературы
Линева Евгения Викторовна, 
методист
​СПбГБПОУ "
Пожарно-спасательный колледж"
"Санкт-Петербургский центр подготовки спасателей"

 
Цель:

  • формировать духовно-нравственные ценности студентов, приобщать их к истории родного языка, к духовным истокам русской культуры. 
  • познакомить с просветительской деятельностью святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, определить значение их вклада в просвещение славянских народов;
  • развивать способности, направленные на раскрытие познавательного интереса к истории своего Отечества, к истории русского языка;
  • развивать речевую культуру, обогатить словарный запас студентов;
  • воспитывать внимательное и бережное отношение к слову;
  • способствовать формированию нравственных качеств студента, на основах истоков славянского языка (любовь к родному слову, патриотические чувства).

Место проведения: кабинет литературы и русского языка
Предварительная работа
 Выставка: студенческих письменных работ, посвященная Дню славянской письменности и культуры. 
Ход
Преподаватель: Вступительное слово.
Наш родной “Великий и могучий русский язык”, возникший более шести столетий тому назад, принадлежит к славянской группе индоевропейской семьи языков и наряду с украинским и белорусским относится к восточнославянским языкам.
Вот об истории нашей устной и письменной речи мы поведём свой разговор. 
Ведущий 1. Что такое Родина? Родина – это просторы родной земли, люди, живущие на планете – “Россия”, и наш родной, славянорусский язык, который по словам А.С. Пушкина, “имеет неоспоримое превосходство перед всеми европейскими” 
Ведущий 2. Язык, великолепный наш язык, 
Речное и степное в нем раздолье, 
В нем клёкоты орла и волчий рык,
Напев, и звон, и ладан богомолья.
В нем воркованье голубя весной, 
Взлет жаворонка к солнцу – выше, выше. 
Березовая роща: свет сквозной, 
Небесный дождь, просыпанный по крыше.
Ведущий 1. Для любого человека понятие Родины неотделимо от родного языка. Н.В. Гоголь сказал о русском языке так: «Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок; всё зернисто, крупно, как сам жемчуг, и право, иное название еще драгоценнее самой вещи». 
Ведущий 2. Под пером наших писателей и поэтов оживает все богатство и великолепие русского языка.
Под пером ученых рождаются научные трактаты.
Ведущий 1. Как здорово, что к нам дошли великие творения человеческого разума, как здорово, что мы можем это прочитать.
Ведущий 2. Как здорово, что у нас есть письменная речь. Многие из нас никогда не задумывались над тем, как же появилась письменность, кто придумал буквы – графические знаки, передающие звучащую речь; кто же создал русский алфавит? 
Чтец 1: 
- Все народы, что пишут кириллицей,
Что зовутся издревле славянскими,
Славят подвиг первоучителей,
Христианских своих просветителей. 
- Что значит слово «славяне»? (русичи, русские).
Своею статью все пригожие,
Все разные и все похожие,
Зовётесь ныне – россияне,
Издревле, кто вы?
 Мы – славяне! (хором) 
Чтец 2: Всё умели  наши  предки: и землю пахать, и  холсты ткать, и дома-терема рубить. Много чего умели, да вот грамоты не ведали, книг не знали. И должен был кто-то научить их.
Было это давно, более 1150 лет назад – в IX веке. На границе с Болгарией, находилась одна из крупнейших провинций Византии, столицей которой был город Солуний (Солуни). В семье военного начальника было  семеро детей. Отец был болгарином, мать – гречанкой; поэтому, в семье было два родных языка – греческий и болгарский.
Чтец 3: Старшим в семье был Михаил, младшим – Константин. Именно они впоследствии станут известны как просветители Мефодий и Кирилл, создатели славянской азбуки.
Михаил Солунский – старший из братьев пошел по стопам отца и выбрал себе военную карьеру. В 20 лет он уже был управляющим Славинии, находившейся в подчинении Византии. Но через 10 лет он решил изменить свою жизнь. Михаил оставил военную службу и отправился на Афон. Постригся в монахи и получил имя Мефодий. (Слайд 4) 
Чтец 4: Константин был на 12 лет младше своего брата. Как способный юноша был принят в школу при дворе византийского императора Михаила III. Там он изучал философию, грамматику, риторику, все эллинские художества, а также изучал языки. Знал он 22 языка. Константин был лучшим учеником и прозвали его Философом. 
Окончив курс наук, Константин стал патриаршим библиотекарем, затем преподавал в университете философию. Но уготована ему была судьба иная – нести веру христианскую на земли славянские, на земли язычников.  
Ведущий 1: Византийский император отправил братьев Солунских в царство Хазарское, а затем в славянскую страну Моравию, к князю Ростиславу, чтобы принести этому народу свет истины, свет христианства, веру христианскую. 
Ведущий 2: Константин проповедовал им идеи добра, советовал жить праведно, не обижать друг друга и соседей, просвещать свой разум. Но он понимал, что советы пропадут даром. 
Ведущий 1: Как научить христианскому учению людей, у которых нет письменности? Ведь они не смогут прочесть ни Священного Писания, ни других святых книг! По поручению византийского императора Михаила III Кирилл приступил к созданию Славянской  Азбуки. Он отправился в монастырь к своему старшему брату Мефодию, который стал первым  помощником Кирилла. Он освоил новую азбуку, составленную братом, и приступил к переводу церковных книг на язык славян. (Слайд 5-7)
Чтец 5: 
Тихо тлеет огонек лампады,
Дремлет тишина в монастыре,
Только слышно, как звенят цикады
В зарослях колючих на горе.
Хорошо навек уединиться
Средь седых и величавых гор,
Размышлять о Боге, и молиться,
И смотреть в сияющий простор.
Ведущий 2: После молебна братья и пятеро их верных учеников приступили к созданию славянской азбуки. Все получалось у них легко, потому что Сам Господь руководил ими. Азбука складывалась, как мозаичная картина. (Слайд 8)
После создания Азбуки братья приступили к переводу церковных книг на язык славян и, наконец, Константин написал новыми красивыми буквами первую строку Евангелия от Иоанна: «В начале было  Слово…». (Слайд 9) 
Чтец 6:
Азбука наша (по другим наречиям, буквица) письменами или буквами своими, по порядку читаемыми, составляет некоторый полный смысл, содержащий в себе наставление тому, кто начинает их произносить, напоминая и твердя юному ученику о важности своей и пользе обучаться языку. Она говорит: аз, буки, веди, глагол, добро, живете, земля, иже, како, люди, мыслете, наш, он, покой, рцы, слово, твёро, то есть: я есть нечто великое, ведай глаголание добро есть, живете на земле и мыслите, наш это покой, рцы слово твердо.
Из книги: “Славянорусский корнеслов. Язык наш – древо жизни на земле и отец наречий иных”. Адмирал А.С. Шишков, президент РАН. 
Ведущий 1: Труд этот был великий, потому что всю работу приходилось делать вручную, а не как сейчас – на станках и машинах. На изготовление одной книги уходило иногда пять – семь лет. Переписанные листы украшали рисунками, одевали в переплеты из деревянных досок, обтянутых кожей. На обложках помещали драгоценные камни, золотые или серебряные застежки. 
Ведущий 2: 24 мая 863 года в городе Плиске, в Болгарии, Константин и Мефодий огласили славянский алфавит. Этот алфавит состоял из 43 букв, каждая из которых имела свое сложное название. 
Преподаватель:
- Посмотрите на этот алфавит перед собой и скажите, какие буквы вам знакомы? (работа с наглядным материалом).
- Какие буквы вы не знаете?
- Этот алфавит назвали кириллица. Кириллицей мы пользуемся и сегодня, и пишем теперь в своих тетрадях именно кириллицей. Сейчас наша азбука, составленная Кириллом и Мефодием, является самой простой и удобной. Святых Кирилла и Мефодия помнят и чтят. Во многих городах им воздвигнуты памятники.
Русская азбука – уникальное явление среди всех известных способов буквенного письма.  В азбуке и только в ней есть содержание. Праславянская азбука представляет собой послание – совокупность кодирующихся фраз.
Вот оно, азбучное послание! В современном переводе это звучит так :
Я знаю буквы:
Письмо – это достояние.
Трудитесь усердно, земляне,
Как подобает разумным людям,
Постигайте мироздание!
Несите слово убежденно:
Знание – дар божий!
Дерзайте, вникайте, чтобы
Сущего свет постичь!
 (Чтение слайда). (Слайд 15) 
Релаксация.( Слайд 16) 
Звучит Гимн «Кириллу и Мефодию» (муз. М. П. Розейнгейма, слова В. И. Главача).
Слава Вам, братья, славян просветители,
Церкви Славянской Святые Отцы!
Слава Вам, правды Христовой учители,
Слава Вам, грамоты нашей творцы!  / 2 раза 
Будьте ж славянству звеном единения,
Братья святые: Мефодий, Кирилл!
Да осенит его дух примирения
Вашей молитвой пред Господом сил! / 2 раза 
Задание 1:
1.Назвать древнейшие славянские азбуки –
(к.р.л.и.а)
и
(.л.г.л.ц.)
2.На основе кириллицы построены алфавиты большинства народов России, кроме каких? – (Грузинского, армянского, латышского, литовского, эстонского)
3.Откуда происходит название “кириллица”? – (От имени болгаро – византийского ученого и просветителя середины X века)
4.Кроме создания первой славянской азбуки, что Кирилл перевел на славянский язык? – (Христианские богослужебные книги)
5.До какого времени кириллица и глаголица применялись параллельно? – (До XI – XII вв.)
6.Изменился ли буквенный состав кириллицы за тысячелетие? – (Неоднократно изменялся)
7.Кто в 1708 – 1710 гг. ввел вместо полууставного новый гражданский шрифт? – (Петр I)
*Преподаватель дает студенту задание собрать листы, проверить и проставить баллы. 
Ведущий 1: Русский алфавит – это наше национальное достояние. Именно он отражает всё богатство нашего великого русского языка, именно он и есть стержень нашей культуры, нашего самосознания, нашего бытия как русской нации. (17-20 Слайд)
Ведущий 2:
Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. И все, что мы делаем доброго, прибавляет ему сил. Но всякое дерево имеет корни. Корни питают дерево, связывают его с землей. 
Чтец 7:
И.А. Крылов
“Мы те, -
Которые, здесь роясь в темноте,
Питаем вас. Ужель не узнаете ?
Мы корни дерева, на коем вы цветете.
Красуйтесь в добрый час!
Да только помните ту разницу меж нас:
Что с новою весной лист новый народится,
А если корень иссушится, -
Не станет дерева, ни нас” 
Чтец 8:
Ничего нет лучше, краше
Милой Родины твоей!
Оглянись на предков наших,
На героев прошлых дней!
Вспоминай их добрым словом –
Слава им, борцам суровым.
Слава нашей стороне!
Слава русской старине! 
Ведущий 1:

  • После того, как Кирилл и Мефодий создали письменность, на Руси стали появляться первые школы, обучающие грамоте. В 988 году в Киеве была открыта дворцовая школа «учения Книжного». Возник новый центр книжной культуры.​ (Слайд 23)

Ведущий 2:
Во времена славного князя Владимира принял русский народ православную веру. И пришли на Русь учителя из Болгарии. Были они учениками учеников Кирилла и Мефодия.​ (Слайд 24)​
Все знания христианского мира стали доступны русскому человеку. Например, Нестор летописец, один из авторов «Повести временных лет» рассказал об истории Древней Руси. В свою очередь, в 16 веке Иван Фёдоров издал первую печатную книгу «Апостол». Каждый, кто учился славянской грамоте, хранил в памяти имена первых учителей Кирилла и брата его Мефодия.  (Слайды 25-26) 
Чтец 9:
Русский язык
Если ты хочешь судьбу переспорить,
Если ты ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твердой опоре,-
Выучи русский язык!
Он твой наставник великий, могучий,
Он переводчик, он проводник.
Если штурмуешь познания кручи -
Выучи русский язык!
Горького зоркость, бескрайность Толстого,
Пушкинской лирики чистый родник
Блещут зеркальностью русского слова.
Выучи русский язык! 
Задание 2:
(для выполнения методом малых групп)
-I-
1.Что такое “азбука”? – (Название славянского алфавита)
2.Кто ввёл букву “ё” в 1797 году? – (Н.М. Карамзин)
3.Сколько букв включает современная русская азбука? – (33)
4.Что такое “азбуковники”? – (Древнерусские анонимные рукописи справочники энциклопедического и филологического характера)
-II-
1.Когда и где появились первые “азбуковники”?  - (Это списки толкуемых слов, появились в 1282 году, в Новгороде)
2.Для каких народов русская “гражданская” азбука послужила базой для письменности? – (Якутской, башкирской и др.)
3.Что означает каждый знак алфавита ? – (Отдельный звук в составе слова)
4.Какие системы письма вы знаете, кроме алфавита? – (В мире существуют: словесно – слоговая, силлабическая, а первая  - пиктограмма)
-III-
1.Как вы думаете, сколько лет сохранялось рукописное письмо? – (До XIV в.)
2.В каком году Кирилл создал первую славянскую азбуку? – (В 863 году)
3.Почему кириллица еще в IX веке подвергалась преследованиям со стороны Византийского католического духовенства? – (Из – за похожести на византийское письмо)
4.Назовите древнейшие памятники русской бытовой переписки – (Берестяные грамоты XI – XV вв.)
*Преподаватель подводит итог, озвучивает верные ответы.      
 Преподаватель:  Буквы Люди и Мыслите, мудрые буквы спешат узнать у вас, в чем же заслуга первоучителей Кирилла и Мефодия?
Самая большая ценность народа – его язык, на котором он пишет, говорит, думает. Ведь это значит, что вся сознательная жизнь человека проходит через родной ему язык. Русский язык – один из совершеннейших языков мира, язык, развивавшийся более тысячелетия, давший в 19 веке лучшую в мире литературу и поэзию. 
Задание 3:
Учебная группа делится на 2 команды, условно называемые I – «Кирилл», II – «Мефодий».
На электронной доске “Кириллица” – (43 буквы)
Студентам предлагается назвать все буквы. Чья команда быстро и правильно назовет, та и станет лидером. 
Преподаватель: Заключительное слово.
 Сохранение языка, забота о его дальнейшем развитии и обогащении – гарантия сохранения и развития русской национальной культуры. Поэтому все мы несем ответственность за состояние языка своей страны, своего народа. Вот почему мы регулярно проводим такие мероприятия в колледже. Каждому гражданину необходимо иметь представления о развитии и положении русского языка в разные периоды его существования, поскольку настоящее глубоко и всесторонне осмысливается и познается только в сравнении с прошлым.
- Недавно я читала статью, в которой автор советует нам русским, россиянам, для пользы языка бросить свои буквы и принять чужие. Это похоже на то, как если бы кто хозяину каменного дома советовал снести его и построить деревянный из колышков. Горе языку нашему, если подобные мысли будут размножаться! 
Чтец 10: И.С. Тургенев писал:
И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бессмертный – речь!
Приложение 1
(Во вложении)
Приложение 2

  • презентация к празднику “День славянской письменности и культуры”;
  • “Гимн Кириллу и Мефодию”;
  • Тест “Лишь слову жизнь дана”, созданный на портале Конструктортестов.ру;
  • Информационный бюллетень;
  • Портреты лингвистов;
  • Высказывания – мудрые мысли о языке

 



You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»