Экскурсия как продолжение урока
Думаю, что со мной согласятся многие в том, что часто экскурсии для ребят – это просто освобождение от уроков, возможность покататься на автобусе. Будем честными по отношению к нашим ученикам: встречаются, к великому сожалению, экскурсоводы, которые не могут работать со школьной аудиторией.
Ситуация меняется в лучшую сторону, когда учитель сам ведёт экскурсию. Да, это трудно, потому что любая экскурсия требует тщательной подготовки и временных затрат. Но зато учителю легче овладеть вниманием своих учеников. Учитель лучше знает, где сделать паузу, где уместно обратиться с вопросом.
Можно начинать с совместных экскурсий – прогулок по городу, обмениваясь впечатлениями, слушая рассказы друг друга о тех местах, которые наиболее дороги.
Второй этап – экскурсия своим ходом в пригород. Потрясающей поездкой оказалось посещение восьмиклассниками усадьбы Олениных «Приютино». Класс так понравился сотрудникам музея, что нам разрешили свободно гулять по парку, отдохнуть на газонах. Ребята оценили такое доверие к себе и никаких беспорядков не допустили.
Третий этап – экскурсии по городу на автобусе, который просто является средством передвижения. Например, нам нужно в один день посетить три некрополя Санкт-Петербурга.
Готовясь к экскурсии, стараюсь пройти маршрутом несколько раз, отбираю для работы самые интересные материалы. Объемно? Да. Зато как здорово, когда всё удается!
Сегодня тема урока-экскурсии «Некрополи Санкт-Петербурга. Захоронения писателей, поэтов 18-20 веков»
Я стараюсь организовать работу так, чтобы ученики не были пассивными слушателями, а стали участниками диалога.
Представляю Вашему вниманию материалы из опыта своей работы:
Экскурсия сегодня необычная. Скорее это дань уважения, ибо вся она посвящена захоронениям известнейших людей живших в нашем городе, но чья слава перешагнула не только границы Санкт-Петербурга, но и России.
Нас с вами интересуют, прежде всего, имена писателей, поэтов. Для некоторых из них история захоронения – это как бы продолжение их земного пути. Как было с Ф.М.Достоевским. Кто-то умер далеко от родной страны, но по завещанию похоронен на родине (В.А.Жуковский, И.С.Тургенев).«Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости..»
А.С.Пушкин
Три некрополя мы посетим. Это некрополь Новодевичьего монастыря, некропль «Литераторские мостки» и некрополь Александро-Невской лавры.
Первая остановка – Новодевичий монастырь.
Некрополь – место, где похоронены знаменитые люди (есть более точный перевод, но об этом позже).
Не дай Бог, прожить нам всем жизнь так, что бы осталась лишь чёрточка между датами жизни и смерти. Имена людей, чью память мы чтим сегодня, пережили века.Два чувства дивно близки нам —
В них обретает сердце пищу —
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
Животворящая святыня!
Земля была б без них мертва…
А.С.Пушкин
Кладбище находится рядом с территорией монастыря и церковью Божией Матери Казанской.
Совсем рядом от входа могила Н.А.Некрасова, умершего 27.12.1877 года.
Хоронили поэта при огромном стечении народа. Говорили речи, выступил и Ф.М.Достоевский, так печалившийся, что, по сути, проглядел Некрасова при жизни. Был и И.Н.Крамской, который успел незадолго до смерти поэта написать его портрет (мы видели его на уроках литературы). Приехал и И.С.Тургенев, вспоминая, что когда-то они были «короткими, близкими друзьями..., но расстались, как враги. Смерть нас примирила...»
В этом её единственное достоинство.
Немного вправо,- и перед нами захоронения семьи Тютчевых: Ф.И.Тютчев, его вторая жена, Эрнестина Тютчева; дочь, Мария Бирилева, и сын поэта, Дмитрий Тютчев.
Сообщения учащихся о поэте, членах его семьи. Звучат стихи.
«Я более всего любил в мире отечество и поэзию...».
Перед смертью поэта беспокоила одна мысль: «Останутся ли жить уже без меня мои стихи?» Ведь широкой публике они стали известны тогда, когда поэт перешагнул полувековой рубеж. Как показало время, опасения были напрасны.
Недалеко находятся захоронения Аполлона Николаевича Майкова, поэта (долго колебался между выбором: поэзия или живопись), переводчика «Слова о полку Игореве», и его брата.На Новодевичьем кладбище похоронены художник Врубель, автор «Демона», создавший иллюстрации к творчеству М.Ю.Лермонтова основоположник русской школы шахматной школы Михаил Чигорин; актер Варгамов, игравший в пьесах Н.Гоголя и А.Островского; врач Сергей Боткин и многие другие выдающиеся россияне.
Жизнь замечательных людей, их дела, успехи, ошибки, любовь — это своего рода пожелание нам пройти земной путь так, чтобы не пожалеть о прожитых зря днях, годах. Давайте просто помолчим и подумаем каждый о своём, пока идём по дорожкам некрополя.
(В автобусе можно предложить вспомнить стихи Ф.И.Тютчева, поэзия которого нравится подросткам).
Вторая остановка — некрополь «Литераторские мостки». Перед нами часть Волковского православного кладбища, основанного в 1756 году. Некрополь не совсем соответствует своему названию, так как похороненные здесь учёные (И. Павлов, Д.Менделеев), художники, архитекторы, актёры, кинорежиссеры, танцоры (великая балерина Агреппина Ваганова), путешественник Н.Миклуха-Маклай и многие-многие другие. Здесь похоронен писатель-революционер Александр Николаевич Радищев, но к сожалению, его могила утеряна.
(По пути следования короткие сообщения учащихся о захоронении поэта, писателя).
Могила А.Н.Апухтина (1840-1893гг). (сообщение)
Идём дальше…
Вся жизнь А.А. Блока неотделима от Санкт-Петербурга (1880-1921гг). (сообщение)…ни на что не променяем пышный,
Гранитный город славы и беды,
Широкие сияющие льды,
Торжественные черные сады…
С 1861 года становится жителем Санкт-Петербурга Н.С. Лесков (1831-1895гг). (сообщение)
У самой дорожки скромная надгробная плита – А.И. Куприн (1870-1938гг). (сообщение)
Сворачиваем немного влево и видим могилу М.Е. Салтыкова-Щедрина (1826-1889гг). В завещании сыну находим слова, которые можно отнести ко всем нам: «Паче всего люби разную литературу…».
На смерть Салтыкова-Щедрина А.П. Чехов откликнутся словами: “Две трети читателей не любили его, но верили ему...”. Критики назвали Михаила Евграфовича Щедрина “человеком вечности”.
Вернёмся на дорожку, пройдём чуть вперёд и увидим могилы В.Г. Белинского (1811-1848гг) и Н.А. Добролюбова (1836-1861гг)
Поворачиваем вправо, перед нами могила Д.Н. Мамина-Сибиряка (1852-1912гг). К великому сожалению, вам известно лишь одно произведение этого писателя — “Серая шейка”. Ярко описал жизнь Урала и Сибири в конце 19 века в произведениях “Приваловские миллионы”, “Золото”.
И.А. Гончаров. Писатель-долгожитель (1812-1891гг), умер в возрасте 79 лет. Его жизнь вам хорошо известна. Большая часть жизни связана с СПб. (сообщение)
Не могу не обратить вашего внимания на две могилы. Захоронения В.М. Гаршина (1855-1888гг) и Д.В. Григоровича (1822-1899гг).
Могила И.С. Тургенева (1818-1883гг). Ничего не будем говорить. Просто помянем человека, который, несмотря на долгие годы жизни за границей, остался истинным русским писателем. Тело его было перевезено в Россию, похоронено в Санкт-Петербурге согласно завещанию писателя.
(По желанию можно вспомнить стихи Тургенева).
Третья остановка — некрополь Александро-Невская лавра. Здесь посетим некрополь 18 века и некрополь мастеров искусств.
Некрополь 18 век. Вернёмся к более точному переводу этого слова. В переводе с греческого означает "город мертвых", что особо очевидно в этой части. Здесь, на сравнительно небольшом участке, 1200 могил с каменными надгробиями. Подобное оформление могил пришло из Рима. В России могилы обстраивались проще: крест или плита (плита как вход в царство мертвых). Пройдём к захоронению М.В. Ломоносова (1711-1765гг) Великолепное белое надгробие, величественное без каких-либо изысков. Аллегорический рельеф напоминает о служении М.В. Ломоносова российской науке.
М.В. Ломоносову по необъятности его интересов принадлежит одно из самых видных мест в истории культуры всего человечества. Даже Леонард да Винчи, Гете — более специальны и узки. Замечательно, что ни одно дело, начатое учёным, не делалось им против его воли. М.В. Ломоносов всегда был увлечён работой до самозабвения:
Захоронение Д.И. Фонвизина (1744-1792гг) “Ума — палата, язык – бритва”, - говорили о Фонвизине. (сообщение)Я знак бессмертия себе воздвигнул,
Превыше пирамид и крепче меди...
(М.В. Ломоносов)
(Переходим в некрополь мастеров искусств. Эта часть заслуживает отдельного посещения, что можно сделать позже и самостоятельно.)
Великий русских баснописец И.А. Крылов (1769-1844гг), драматург, прослужил 30 лет библиотекарем в Публичной библиотеке, был похоронен на народные деньги. (сообщение учащегося)
Рядом похоронен Н.И. Гнедич (1784-1833гг), друг И.А. Крылова. В памяти поколений он остался, как автор полного перевода “Илиады” Гомера. (сообщение учащегося)
Перед нами три могилы: Антона Дельвига, Константина Данзаса, Федора Матюшкина; лицейские товарищи А.С. Пушкина. (Короткие сообщения учащихся о каждом из них)
Барон А.А. Дельвиг (1798- 1831гг) Уже в лицее зарекомендовал себя феноменальным лентяем, не было никакой тяги к науке. Но никогда не лгал во избежание вины. Стихи стал писать рано. Восхищался с юности стихами А. Пушкина, с которым дружил всю свою жизнь.
Надгробие В.Н. Жуковского (1783-1852гг.) выполнено в романтическом стиле. Поэт, член Санкт-Петербургской АН, воспитатель будущего императора Александра П. Благодаря влиянию при дворе, добивался смягчения участи сосланного А.С. Пушкина, с которым был очень дружен всю жизнь, с кем оставался рядом до последнего вздоха. (сообщение)
Наша последняя остановка сегодня у могилы Ф.М. Достоевского (1821-1881 г.г.). Внимательно рассмотрите надгробие. Вряд ли нужно объяснять, почему скульптор изобразил на челе писателя терновый венец. Мученической, страдальческой была вся жизнь Ф.М. Достоевского. Страдал он не только сам, был великим страдальцем за род человеческий.
Тело писателя и после смерти не могло обрести покоя. Жена просила похоронить на Новодевичьем кладбище, рядом с Некрасовым. Воспротивился монастырь. Только после вмешательства обер-прокурора Синода К.П. "Победоносцева" открылись ворота Александро-Невской лавры, «безвозмездно».
Хочется верить, что ваши сердца не остались безучастными к нашему уроку вне стен школы, вы многое узнали нового для себя, о чем-то задумалось, какие-то страницы русской литературы и истории привлекли ваше внимание‚ и вы узнаете о них ещё многое самостоятельно. Мне очень хочется, чтобы вы ощутили ещё и сопричастность к прошлому и настоящему нашего города.
Примечание: В автобусе, у захоронений писателей, поэтов звучат стихи. Учащиеся делятся фактами из жизни литераторов, дополняют сведенья учителя.
Предсказать все трудно.