Урок-тренинг
Профилактика ВИЧ-инфекции
Прохорова Валентина Ивановна
Цель: привлечь внимание к проблемам, связанным с ВИЧ/ СПИДом и развитие навыков предотвращения заражения ВИЧ-инфекцией у подростков.Задачи
-выяснить уровень информированности учащихся и наличие у них навыков предотвращения заражения ВИЧ-инфекцией: ;
-сформировать навыки предотвращения заражения ВИЧ инфекцией, принятия ответственных решений и действий в ситуациях выбора;
- мотивировать к использованию полученных знаний и навыков в реальной жизни, к самостоятельному информированию друзей и знакомых;
-проверить уровень усвоения информации и закрепление навыков
Ход урока-тренинга
1-й этап . Организационный
Принятие правил работы в классе.
Для того чтобы работа вашего классадостигла своих целей , нужно, чтобы мы не отвлекались по пустякам, чтобы каждый из нас мог свободно высказывать свои мысли, не опасаясь насмешек. Любая деятельность нуждается в упорядочении, поэтому я, как ведущая предлагаю несколько правил:
Право говорящего. Редко можно встретить человека который испытывает радость когда его перебывают .Мир лишился гениальных идей , прерванных в зародыше. Чтобы этого не случилось на нашем тренингедавайте договоримся , что любой говорящий имеет право быть выслушаным до конца, И только после того, как он выразит свою мысль, можно начинать прения и дискусси.
Правило поднятой руки. Это правило является продолжением предыдущего. Оно преследует две цели: 1) чтобы не перебывать говорящего; 2) чтобы не сбивать с умной мысли, пришедшей в голову в процессе работы. Участник желающий дополнить ответ поднимает руку и ведущий, при появившейся возможности ,дает ему слово.
Конфиденциальнось. Это правило защищат любого участника и ведущего от сплетен и пересудов. Вся личная информация сообщающая о себе или о другом участнике в группе ,является закрытой. Ведь ее рассказывают только группе , а не всему городу.
Не давать оценок. Это важное правило мы часто нарушаем в жизни.Считаем вправе осуждать и оценивать чужие поступки, слова, поступки. Здесь мы не оцениваем других ,их мнение ,внешность, а принимаем ,какие они есть.
2-й этап. Актуализация проблемы. Чтобы не повторять хорошо известную вам информацию, я должна выяснить, что вы знаете о проблеме, для этого я предлагаю заполнить анкету
Анкета
Ваше мнение укажите ,выбрав один или несколько соответствующих тезисов из пяти предложенных ответов
Ваши откровенные ответы позволят предложить эффективные способы профилактики заболевания СПИДом
- Что такое СПИД?
б) смертельное ,передающееся половым путем инфекционное заболевание;
в)понижение сопротивляемостик инфекциям;
г) другое (что именно);
2.Какой путь распространения ВИЧ наиболее распространен ?
а) при половом контакте без презерватива;
б) при использовании зараженных шприцов и игл при распространении
наркотиков;
в) передача от матери ребенку при беременности;
г) ) другое (что именно);
3.Какое количество (примерно) заражены ВИЧ в мире?
а) 100 тысяч;
б) 100 миллионов;
в) примерно 1 миллиард;
г) другое (что именно);
4.Сколько человек ( среднем) ЕЖЕГОДНО заражается ВИЧ в Санкт-Петербурге?
а) 100 тысяч;
б) 1-2 человека;
в) больше 10 человек;
г) другое (что именно);
5.В каком возрасте чаще всего происходит заражение ВИЧ?
а) 10-20 лет;
б)16-20лет;
в)30-50 лет;
г) другое (что именно)
6.Какова продолжительность бессимптомного периода развития СПИДа, когда
даже сам зараженный может не знать о своей болезни?
а) несколько недель-месяцы;
б) несколько лет;
в) всю жизнь;
г) другое (что именно);
7. Можно ли на данном этапе развития медицины вылечится от ВИЧ?
а) да;
б) нет;
в) не знаю;
г) другое (что именно);
8.Какова примерная стоимость продления жизни для заболевших СПИДом?
а) 100 рублей в месяц;
б)10 000 руб в месяц;
в) 200 000 руб в месяц;
г) другое (что именно);
9. Известны ли вам лица с ВИЧ-инфекцией среди
а) друзей;
в) любимых актеров, певцов, спортсменов?
г) другое (что именно);
10.Если в Ваш класс пришел новый ученик и по секрету сказал что он
ВИЧ- инфицирован, что Вы предпримете?
а) никому не скажу, ведь он просил сохранить тайну, но прекращу с ним
всякие контакты;
б) сообщу родителям и учителям, ведь он может заразить весь класс и всю
школу;
в ) буду вести себя также, как и до сообщения
г) другое (что именно);
11.Откуда Вы впервые получили информацию о ВИЧ и СПИДе?
а) от друзей
б) из газет;
в) из Интернета;
г) от педагогов;
д) от родителей;
е) другое (что именно);
12. Какие формы информирования о ВИЧ и СПИДе Вы считаете наиболее
эффективными для старшеклассников?
а) самостоятельное получение информации из Интертета;
б) лекция приглашенного врача;
в) беседа хорошего учителя;
г) тренинги;
д) просмотр хорошего фильма;
е) другое (что именно);
Благодарим за ответы
3-й этап .Приобретение практических навыков
Упражнение «Степень риска»
Материалы: карточки с обозначением риска заражения
Линия риска: «Высокий риск». «Риск отсутствует». «Небольшой риск»
Каждому участнику дается карточка с ситуацией контакта с ВИЧ-инфицированным человеком:
Поцелуй в руку. Инфекция в лечебном учреждении. Плавание в басейне. Переливание крови. Половой акт с потреблением наркотиков. Глубокий поцелуй укус комара. Проживание в одной комнате(семье) с больным. При кашле. При использовании общей посуды или постельного белья . Множественные половые акты. Общественный транспорт. Занятие спортом. Нанесение татуировок. Укус постельного клопа
Каждый участник по очереди зачитывает свою карточку и клеит на тот участок ЛИНИИ РИСКА, который , по его мнению наиболее точно отражает степень риска заражения ВИЧ.
Упражнение «Жизнь с болезнью»
Материалы: небольшие листочки бумаги, ручки на каждого участника тренинга.
Ведущий раздает каждому участнику по 9 листочков бумаги и просит написать
- название любимых блюд
- название любимых занятий. увлечений
- имена близких или любимых людей
Когда все участники готовы, ведущий говорит, что такая опасная и тяжелая болезнь как СПИД требует от человека больших жертв, и просят выбрать и отдать по одному любимому блюду, занятию, близкому человеку. Далее болезнь требует следующих жертв и участники отдают еще три листочка.
После этого ведущий сам проходит по кругу и забирает, не глядя по одному листочку у каждого участника. Все, что осталось у участника , - это возможный вариант того , что болезнь может сделать с жизнью любого человека.
Обсуждение:
Как Вы себя чувствовали во время игры?
Как сейчас себя чувствуете?
С кем труднее всего было расстаться?
Эмоциональная разгрузка. После упражнения обязательно проводиться эмоциональная разгрузка для того, чтобы выз вас не столкнется с такой ситуацией в своей жизни и ваших близких. Я надеюсь ,никто ивести участников из игровой ситуации . ЕЕ текст может быть таким:» То что произошло сейчас было тольео игрой. Я очень надеюсь ,что это никогда не коснется вас
4- этап. Завершение работы
Ведущий может опросить участников о том, что понравилось , что нет. Оправдали ли их ожидания, какие чувства они испытывают в данный момент.
Анкета обратной связи. Итоги тренинга