Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Методические рекомендации по проведению классного часа

Комева Наталия Васильевна
Как бы хороши или плохи ни были различные книги об Эрмитаже, главное в проведении экскурсии – прямое общение классного руководителя и студента. Необходимо заинтересовать, увлечь студентов. Важно выбрать тему экскурсии. Если, в Вашей группе в основном иногородние студенты, которые еще не были в Эрмитаже или посетили его 1-2  раза,, то  для начала лучше провести обзорную экскурсию, рассказав об истории создания Эрмитажа, не останавливаясь подробно на каждом экспонате. Ведь, если бы вы ежедневно будете проводить в Эрмитажа  по 8 часов, и возле каждого экспоната  останавливаться всего лишь на одну минуту, то на осмотр собраний музея вам понадобится 11 лет.
Задачи профессионального роста классного руководителя можно условно разделить на 3 группы:
  1. Содержательные, то есть имеющие отношение к содержанию экскурсии. Для наполнения содержания конкретным материалом существует обширная литература.
  2. Коммуникативные проблемы, связанные с утверждением стиля общения. Их основу должно составлять уважение к человеку, его права, .своим правом. Уважение не абстрактная категория. Она материализуется в конкретных действиях: «больших» (считаемся ли с желанием студентов, стремимся ли увидеть в студентах лучшее и опереться на него, умеем ли во имя человека сдержать собственные чувства, как сохраняем достоинство, не за чужой ли счет …) и «малых» (как смотрим на человека, как обращаемся к нему, как выглядим, и хороши ли наши манеры, как говорим – с увлечением. эмоционально, грамотно или путанно, монотонно, косноязычно). В общении классный руководитель получает возможность познать внутренний мир студентов.
  3. Методические проблемы, сводящиеся к одному: сделать экскурсию интересной, познавательно насыщенной, творческим процессом.
Интерес студентов к экскурсии обеспечивается любимыми всеми видами деятельности: думать, играть, действовать.
  • – значит проживать условную, но очень похожую на жизнь ситуацию, соревноваться, дискутировать.
  • –значит максимально включать органы уыств, двигательную систему.
  • - значит сопоставить сведения, полученные с помощью органов чувств, с некоторой схемой, формировать понятия, осмысливать личный опыт.
Экскурсия по Эрмитажу
Тема: Шедевры живописи и скульптуры эпохи Возрождения в собрании Эрмитажа
В Италии в эпоху Возрождения (XIII – XVI вв.) в борьбе с отживающим свой век феодальным строем шло утверждением новых буржуазных отношений. Изменился и взгляд на человека и его роль в мире. Постепенно завоевывая позиции, утверждается светское. Гуманистическое мировозрение. В этом процессе зарождения новой ренессансной культуры важную роль сыграли живописцы и скульпторы Италии. В силу раздробленности страны на отдельные города – государства в Италии формируется ряд художественных школ (флорентийская, римская. Венецианская и др.)
Крупнейшие достижения искусства Высокого Возрождения (конец XV – первая половина XIV в.) связаны с именами Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело, Джорджоне, Тициана.
«Мадонна с цветком» Леонардо да Винчи.
Из немногих сохранившихся до наших дней живописных работ Леонардо да Винчи (1452-1519) две находятся в Эрмитаже В основе «Мадонна с цветком» («Мадонна Бенуа») –одно из ранних произведений художника, лежит живое, конкретное содержание, выражающее гуманистическую мысль о человеке как наиболее  совершенном создании природы. С любовью и радостью молодая женщина за пробуждением сознания у ребенка.  По –детски сосредоточенно он пытается ухватить лепестки цветов, которые подносит ему мать, и внимательно рассматривает их. Сценка. Запечатлевшая момент познания, в картине важна не только для раскрытия идейного содержания – она способствует более логичной и естественной композиционной связи фигур.
Свет из окна позволяет лишь в общих чертах представить себе пространство комнаты. Другой источник света. Находящийся спереди слева и чуть сверху. Мягко выделяет фигуры мадонны и младенца, подчеркивает их объемность, помогает ощутить теплоту человеческого тепла, рассмотреть ткань, украшенную камнями.
Здесь, как и в других произведениях великого мастера. Сказалась неразрывная связь живописного творчества Леонардо с его деятельностью в качестве ученого. Уверенно, основываясь на знании анатомии и изучении пропорций человеческого тела. Передает Леонардо фигуру сидящей женщины и особенности тельца ребенка.
Появление в произведениях Леонардо «сфкнато» окутывающую фигуры людей, основываясь на его собственном научным выводе том, что воздух имеет цвет. Леонардо, много эспериментировавший в поисках состава красок, одним из первых в Италии перешел от темперной живописи к работе масляными красками, что обогащало возможности художника.  «Мадонна с цветком», исполненная в этой, тогда еще редкой, технике –свидетельство того, что двадцатишестилетний мастер быстро освоил новый материал и методы работы, создав один из своих шедевров.
«Мадонна с младенцем» Леонардо да Винчи.
Вторая эрмитажная картина Леонардо - Мадонна с младенцем» («Мадонна Литта») –была закончена, в то время, когда художник переехал в Милан. Если в «Мадонна с цветком» он добивался основанной на научном познании мира жизненной достоверности в изображении матери с младенцем, то теперь стремится к еще большей обобщенности и воплощению черт идеального прекрасного человека. Леонардо не просто изображает конкретную женщину, кормящую грудью ребенка. В возвышенных и одухотворенных образах он утверждает как величайшую человеческую ценность чувство материнской любви.
«Мадонна Конестабим» Рафаэля
«Мадонна Конестабим» исполнена Рафаэлем –творцом одного из выдающихся созданий человеческого гения «Сикстинской мадонны2 (Дрезден, ,Картинная галерея) – еще в начале творческого пути. Используя композицию своего учителя Перуджино, молодой Рафаэль,  силуэтно  выделяет фигуру мадонны, спокойно стоящей на фоне пейзажа. Настроению мадонны созвучна умиротворенность весеннего пейзажа. Слияние человека с природой, покой и равновесие в картине подчеркнуты и формой тондо (круг)
Главные контуры фигур перекликаются с кругом нарядного обрамления. Это небольшое произведение вводит нпс в возвышенный и поэтический мир тонких и искренних чувств.
«Юдифь» Джорджоне.
У числу лучших произведений венецианской школы относится «Юдифь»  Джорджоне. Желая выразить чувства и настроения своего времени, художники нередко обращались к героическим сюжетам библейских легенд. Одна из них плвествует о подвиге Юдифи. Пробравшись в шатер ассирийского военачальника Олоферна, войска которого окружили ее родной город. Молодая женщина покоряет вражеского полководца своей красотой, а затем его обезглавливает. Войско неприятеля, лишившись предводителя, в страхе отступает.
По характеру дарования Джорджоне –лирик. И это сказалось в своеобразной трактовке образа Юдифи. Ясный. Плавный контур головы и плеч, мягкость движений, легкие тени на лице, безмятежный  пейзаж. Окружающий героиню. Казалось бы. Не связаны с только что происшедшими драматическими событиями.  Но именно этот покой составляет выразительный контраст с тем, что свершилось, заставляя нас всматриваться в атрибуты, доносящие основную героическую идею произведения –мысль о победе добра и справедливости над силами зла. Об этом напоминают тяжелый меч в маленькой хрупкой руке женщины и голова поверженного врага, которую Юдифь попирает ногой.
«Даная» Тициана
Тициан, неоднократно обращавшийся к мифологическим сюжетам, никогда не стремился слепо копировать древние образцы. Культура античности с ее страстным утверждением земной красоты была близка ему по духу. На тему греческого мифа о Данае художник создал пять картин, включая эрмитажный вариант.
Согласно мифу, оракул предупредил царя Акрисия о том, что причиной его гибели будет внук. Желая обмануть судьбу и избежать смерти, Акрисий обрекает единственную дочь – Данаю –на безбрачие. Однако Зевс, под видом золотого дождя,  проникает в башню Данаи. От руки сына Данаи и Зевса  в дальнейшем, как гласит легенда, царь действительно умрет. Тициан воплощает в картине свое представление о прекрасном, утверждая гуманистическую мысль о праве человека на любовь и счастье.
«Кающаяся Мария Магдалина» Тициана.
Прославление земной красоты человека, сильного духом и глубоко чувствующего, лежит и в основе образа Марии Магдалины, хотя в данном случае Тициан писал картину уже не на мифологическую тему, а на евангельскую. Вопреки аскетическому смыслу церковной легенды об ушедшей в  пустыню раскаявшейся грешнице, художник изобразил прекрасную в своем страстном порыве, цветущую венецианскую женщину. Ведущее в картине Тициана имеет цвет.
«Святой Себастьян» Тициана
В годы кризиса Возрождения в Венеции и наступления реакции Тициан обращается к изображению сцен мученичества. Как истинный гуманист. Он выступает против всего. Что причиняет страдания и боль человеку. В одной из лучших работ этой поры – «Се. Себастьян» художник показал одинокую фигуру мученика, пронзенного стрелами, в мрачном окружении враждебного к нему мира. Если в произведениях Леонардо, Рафаэля и др. мастеров Высокого Возрождения человек находился в гармоническом единстве с окружающей средой, то в последних картинах Тициана эта связь оказалась разрушенной. В искусстве некогда жизнерадостного художника появляются трагические ноты, тревога за человека. Меняется и живописная техника. Эта картина – замечательный образец поздней манеры Тициана, оказавшей влияние на творчество ряда живописцев последующих.
Список литературы:
  1. В.Н. Тяжелов «Малая история искусств».: Москва. Искусство, 2001 г.
  2. Эудженио Гарэн «Проблемы итальянского Возрождения».: Москва. «Прогресс», 2002 г.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»