Методические рекомендации по проведению классного часа
Комева Наталия Васильевна
Как бы хороши или плохи ни были различные книги об Эрмитаже, главное в проведении экскурсии – прямое общение классного руководителя и студента. Необходимо заинтересовать, увлечь студентов. Важно выбрать тему экскурсии. Если, в Вашей группе в основном иногородние студенты, которые еще не были в Эрмитаже или посетили его 1-2 раза,, то для начала лучше провести обзорную экскурсию, рассказав об истории создания Эрмитажа, не останавливаясь подробно на каждом экспонате. Ведь, если бы вы ежедневно будете проводить в Эрмитажа по 8 часов, и возле каждого экспоната останавливаться всего лишь на одну минуту, то на осмотр собраний музея вам понадобится 11 лет.Задачи профессионального роста классного руководителя можно условно разделить на 3 группы:
- Содержательные, то есть имеющие отношение к содержанию экскурсии. Для наполнения содержания конкретным материалом существует обширная литература.
- Коммуникативные проблемы, связанные с утверждением стиля общения. Их основу должно составлять уважение к человеку, его права, .своим правом. Уважение не абстрактная категория. Она материализуется в конкретных действиях: «больших» (считаемся ли с желанием студентов, стремимся ли увидеть в студентах лучшее и опереться на него, умеем ли во имя человека сдержать собственные чувства, как сохраняем достоинство, не за чужой ли счет …) и «малых» (как смотрим на человека, как обращаемся к нему, как выглядим, и хороши ли наши манеры, как говорим – с увлечением. эмоционально, грамотно или путанно, монотонно, косноязычно). В общении классный руководитель получает возможность познать внутренний мир студентов.
- Методические проблемы, сводящиеся к одному: сделать экскурсию интересной, познавательно насыщенной, творческим процессом.
- – значит проживать условную, но очень похожую на жизнь ситуацию, соревноваться, дискутировать.
- –значит максимально включать органы уыств, двигательную систему.
- - значит сопоставить сведения, полученные с помощью органов чувств, с некоторой схемой, формировать понятия, осмысливать личный опыт.
Тема: Шедевры живописи и скульптуры эпохи Возрождения в собрании Эрмитажа
В Италии в эпоху Возрождения (XIII – XVI вв.) в борьбе с отживающим свой век феодальным строем шло утверждением новых буржуазных отношений. Изменился и взгляд на человека и его роль в мире. Постепенно завоевывая позиции, утверждается светское. Гуманистическое мировозрение. В этом процессе зарождения новой ренессансной культуры важную роль сыграли живописцы и скульпторы Италии. В силу раздробленности страны на отдельные города – государства в Италии формируется ряд художественных школ (флорентийская, римская. Венецианская и др.)
Крупнейшие достижения искусства Высокого Возрождения (конец XV – первая половина XIV в.) связаны с именами Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело, Джорджоне, Тициана.
«Мадонна с цветком» Леонардо да Винчи.
Из немногих сохранившихся до наших дней живописных работ Леонардо да Винчи (1452-1519) две находятся в Эрмитаже В основе «Мадонна с цветком» («Мадонна Бенуа») –одно из ранних произведений художника, лежит живое, конкретное содержание, выражающее гуманистическую мысль о человеке как наиболее совершенном создании природы. С любовью и радостью молодая женщина за пробуждением сознания у ребенка. По –детски сосредоточенно он пытается ухватить лепестки цветов, которые подносит ему мать, и внимательно рассматривает их. Сценка. Запечатлевшая момент познания, в картине важна не только для раскрытия идейного содержания – она способствует более логичной и естественной композиционной связи фигур.
Свет из окна позволяет лишь в общих чертах представить себе пространство комнаты. Другой источник света. Находящийся спереди слева и чуть сверху. Мягко выделяет фигуры мадонны и младенца, подчеркивает их объемность, помогает ощутить теплоту человеческого тепла, рассмотреть ткань, украшенную камнями.
Здесь, как и в других произведениях великого мастера. Сказалась неразрывная связь живописного творчества Леонардо с его деятельностью в качестве ученого. Уверенно, основываясь на знании анатомии и изучении пропорций человеческого тела. Передает Леонардо фигуру сидящей женщины и особенности тельца ребенка.
Появление в произведениях Леонардо «сфкнато» окутывающую фигуры людей, основываясь на его собственном научным выводе том, что воздух имеет цвет. Леонардо, много эспериментировавший в поисках состава красок, одним из первых в Италии перешел от темперной живописи к работе масляными красками, что обогащало возможности художника. «Мадонна с цветком», исполненная в этой, тогда еще редкой, технике –свидетельство того, что двадцатишестилетний мастер быстро освоил новый материал и методы работы, создав один из своих шедевров.
«Мадонна с младенцем» Леонардо да Винчи.
Вторая эрмитажная картина Леонардо - Мадонна с младенцем» («Мадонна Литта») –была закончена, в то время, когда художник переехал в Милан. Если в «Мадонна с цветком» он добивался основанной на научном познании мира жизненной достоверности в изображении матери с младенцем, то теперь стремится к еще большей обобщенности и воплощению черт идеального прекрасного человека. Леонардо не просто изображает конкретную женщину, кормящую грудью ребенка. В возвышенных и одухотворенных образах он утверждает как величайшую человеческую ценность чувство материнской любви.
«Мадонна Конестабим» Рафаэля
«Мадонна Конестабим» исполнена Рафаэлем –творцом одного из выдающихся созданий человеческого гения «Сикстинской мадонны2 (Дрезден, ,Картинная галерея) – еще в начале творческого пути. Используя композицию своего учителя Перуджино, молодой Рафаэль, силуэтно выделяет фигуру мадонны, спокойно стоящей на фоне пейзажа. Настроению мадонны созвучна умиротворенность весеннего пейзажа. Слияние человека с природой, покой и равновесие в картине подчеркнуты и формой тондо (круг)
Главные контуры фигур перекликаются с кругом нарядного обрамления. Это небольшое произведение вводит нпс в возвышенный и поэтический мир тонких и искренних чувств.
«Юдифь» Джорджоне.
У числу лучших произведений венецианской школы относится «Юдифь» Джорджоне. Желая выразить чувства и настроения своего времени, художники нередко обращались к героическим сюжетам библейских легенд. Одна из них плвествует о подвиге Юдифи. Пробравшись в шатер ассирийского военачальника Олоферна, войска которого окружили ее родной город. Молодая женщина покоряет вражеского полководца своей красотой, а затем его обезглавливает. Войско неприятеля, лишившись предводителя, в страхе отступает.
По характеру дарования Джорджоне –лирик. И это сказалось в своеобразной трактовке образа Юдифи. Ясный. Плавный контур головы и плеч, мягкость движений, легкие тени на лице, безмятежный пейзаж. Окружающий героиню. Казалось бы. Не связаны с только что происшедшими драматическими событиями. Но именно этот покой составляет выразительный контраст с тем, что свершилось, заставляя нас всматриваться в атрибуты, доносящие основную героическую идею произведения –мысль о победе добра и справедливости над силами зла. Об этом напоминают тяжелый меч в маленькой хрупкой руке женщины и голова поверженного врага, которую Юдифь попирает ногой.
«Даная» Тициана
Тициан, неоднократно обращавшийся к мифологическим сюжетам, никогда не стремился слепо копировать древние образцы. Культура античности с ее страстным утверждением земной красоты была близка ему по духу. На тему греческого мифа о Данае художник создал пять картин, включая эрмитажный вариант.
Согласно мифу, оракул предупредил царя Акрисия о том, что причиной его гибели будет внук. Желая обмануть судьбу и избежать смерти, Акрисий обрекает единственную дочь – Данаю –на безбрачие. Однако Зевс, под видом золотого дождя, проникает в башню Данаи. От руки сына Данаи и Зевса в дальнейшем, как гласит легенда, царь действительно умрет. Тициан воплощает в картине свое представление о прекрасном, утверждая гуманистическую мысль о праве человека на любовь и счастье.
«Кающаяся Мария Магдалина» Тициана.
Прославление земной красоты человека, сильного духом и глубоко чувствующего, лежит и в основе образа Марии Магдалины, хотя в данном случае Тициан писал картину уже не на мифологическую тему, а на евангельскую. Вопреки аскетическому смыслу церковной легенды об ушедшей в пустыню раскаявшейся грешнице, художник изобразил прекрасную в своем страстном порыве, цветущую венецианскую женщину. Ведущее в картине Тициана имеет цвет.
«Святой Себастьян» Тициана
В годы кризиса Возрождения в Венеции и наступления реакции Тициан обращается к изображению сцен мученичества. Как истинный гуманист. Он выступает против всего. Что причиняет страдания и боль человеку. В одной из лучших работ этой поры – «Се. Себастьян» художник показал одинокую фигуру мученика, пронзенного стрелами, в мрачном окружении враждебного к нему мира. Если в произведениях Леонардо, Рафаэля и др. мастеров Высокого Возрождения человек находился в гармоническом единстве с окружающей средой, то в последних картинах Тициана эта связь оказалась разрушенной. В искусстве некогда жизнерадостного художника появляются трагические ноты, тревога за человека. Меняется и живописная техника. Эта картина – замечательный образец поздней манеры Тициана, оказавшей влияние на творчество ряда живописцев последующих.
Список литературы:
- В.Н. Тяжелов «Малая история искусств».: Москва. Искусство, 2001 г.
- Эудженио Гарэн «Проблемы итальянского Возрождения».: Москва. «Прогресс», 2002 г.