Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Комиксы как средство воспитания и развития детей в группе продлённого дня

Иванова Мария Викторовна,
воспитатель ГБОУ средняя школа № 561
Санкт-Петербурга
Цель данной статьи показать, что на сегодняшний день комикс может рассматриваться как одно из эффективных образовательных средств, способствующее воспитанию и развитию детей в группе продленного дня (ГПД).
Качественное образование и воспитание подрастающего поколения на сегодняшний день может быть с полным основанием отнесено к наиболее приоритетным направлениям современных научно-педагогических исследований. Этой проблеме посвящено много трудов и исследований. Однако, среди всех этих трудов, довольно немногие посвящены работе именно в группе продленного дня. А между тем ГПД призвана обеспечить единство урочной и внеурочной деятельности учащихся, способствовать укреплению их здоровья, обеспечивать высокий уровень работоспособности, хорошее физическое и нравственно-эстетическое самочувствие детей. В таком контексте особую актуальность приобретает поиск технологий, средств, методов воспитания в ГПД, обеспечивающих всестороннее развитие ребенка.
Кроме того, к сожалению, сегодня у довольно большой части школьников наблюдается низкая мотивация к работе в группе продленного дня. Низкая мотивация обусловлена многими факторами, к числу которых относится и отсутствие интереса у детей к выполнению заданий, которые им предлагаются. Но процесс работы в группе продленного дня можно сделать интересным, если грамотно подбирать для этого средства. 
К числу таких средств, на мой взгляд, относятся комиксы. Образовательные комиксы позволяют развивать активно-познавательную и мыслительную деятельности обучающихся, вовлекать их в процесс познания, усвоения материала не в качестве пассивных слушателей, а в качестве активных участников. То есть, можно использовать комиксы не только как наглядный материал, но и обучать детей создавать комиксы самостоятельно на определённую тему. Например, при изучении правил дорожного движения в группе продленного дня, можно детям дать задание создать комикс самостоятельно, который станет руководством по правилам дорожного движения для любого школьника. При этом, предлагаю, детей разбить на пары и каждой паре дать задание нарисовать одну страничку комикса. То есть, у каждой пары будет свое задание:
- светофор и его сигналы;
- пешеход и дорога;
- знаки, которые должен знать пешеход;
- запрещается-разрешается и т.п.
Подобная серия комиксов будет способствовать воспитанию у детей таких качеств, как самостоятельность, ответственность, креативность. Кроме того, использование комиксов в группе продленного дня поможет сделать процесс работы более интересным, что в свою очередь повысит мотивацию детей к обучению.
В толковом словаре русского языка С. И. Ожегова имеется определение понятия «комикс»: это «небольшая, наполненная иллюстрациями книжка лёгкого, обычно приключенческого содержания, а также серия рисунков с соответствующими подписями». [4, с.45]. В данном случает, стоит понимать, что образовательный комикс отличается от книжки с сюжетными картинками. Так, свойственной чертой комиксов является последовательность иллюстраций, в то время как взаимосвязь текста и изображения в книжке с картинками считается менее тесной. Кроме того, в комиксе не только картинка является визуальным элементом, но и текст к этой картинке. Шрифт, размер, цвет текста – это, в комиксе, выразительное средство и зависимости от того, как меняются интонации говорящего может меняться и внешний вид текста – от размера и цвета до формы.
Процесс работы в группе продленного дня с использованием комиксов можно организовывать как целостное воспитание, которое будет охватывать определенную часть деятельности детей и объединенное общим содержанием. К примеру, в ГПД часто реализуется воспитание у школьников основ безопасности жизнедеятельности, и, по моему мнению, более эффективно этот процесс будет проходить, если применять для этого комиксы. То есть, если в работу ГПД по воспитанию у детей основ безопасности жизнедеятельности будут включаться упражнения в виде комиксов, а также задания по созданию собственных комиксов детьми на эту тему, то это приведет к более эффективному усвоению материала детьми, а также будет способствовать развитию смекалки, умению творчески мыслить.
При этом сюжет комикса может развивается параллельно основному содержанию деятельности ГПД, помогать активизировать процесс работы школьников, усваивать лучше ряд основных понятий.
Я считаю, что очень важно при работе в ГПД построить деятельность детей так, чтобы то время, которое осталось свободным после выполнения учебных заданий, было организовано с пользой для школьников. Комиксы прекрасно справляются с этой задачей. Они помогают детям воссоздавать и ситуации на основе собственного опыта, что позволяет им лучше усваивать материал.
Деятельность, организованная с использованием комиксов может выполнять множество функций:
- развлекательную – развлечь школьников, например, с помощью смешных подписей к картинкам комикса, доставить им удовольствие, воодушевить, пробудить интерес;
- коммуникативную: например, в процессе создания комикса дети будут придумывать подписи к картинкам, что будет способствовать освоению диалектики общения;
- самореализации в процессе создания комиксов;
- диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе создания комиксов;
- социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.
Таким образом, комикс можно отнести к действенным средствам воспитания, так как комиксы помогают решать современные задачи воспитателя группы продленного дня, к которым относятся: развитие осознанности, инициативности, творческих способностей, мышления. Это подтверждается исследованиями многих авторов, среди которых С.В. Дармилова, А.С. Петрова, Т.А. Макаренко и др.
Результаты исследования С.В. Дармиловой показывают, что применение комиксов на занятиях повышает результативность учебного процесса, обеспечивая внутреннюю мотивацию учащихся [1].
А.С. Петрова и Т.А. Макаренко отмечают, что методика работы с комиксами предполагает постепенное перемещение внимания учащихся с одной картинки на другую с проговариванием увиденного, в результате чего дети учатся устанавливать причинно-следственные связи и видеть конечный результат [5].
Таким образом, современные исследования показывают, что комикс как средство обучения является эффективным, помогая делать процесс обучения наглядным, результативным и осмысленным. Использование такой наглядности позволяет научить школьников читать и видеть суть проблемы, развивать логическое и образное мышление, самостоятельность и мотивацию к учению.
 При правильном использовании комиксов в ГПД можно организовать работу, направленную на формирование детского интеллекта, развивать умственные способности школьников, их внимание, воображение, восприятие, память, а также воспитывать интерес к познанию и учению.
Образовательные комиксы могут быть направлены на формирование у детей наблюдательности, гибкости, умения анализировать, сравнивать, использовать аналогию, мыслить логически, классифицировать и систематизировать материал. Благодаря комиксам учащимся даются не только знания, но и происходит воспитание школьника, что влияет на физическое, интеллектуальное, умственное и гармоничное развитие учащегося.
Использование комиксов может помочь воспитателю ГПД учесть индивидуальные способности школьников.
С целью развития интереса учащихся, активного отношения к работе в ГПД, а также для смены вида деятельности и снижения нагрузок, можно предлагать детям проигрывать сценки по ролям на основе комиксов. Ведь, дети, посещающие группу продленного дня, часто испытывают дефицит двигательной активности, так как находятся в школьных помещениях по 8–9 часов ежедневно. Поэтому исполнение ролей по картинкам из комиксов поможет повысить двигательную активность детей. Однако, для этого следует учесть следующие особенности построения работы с комиксом:
- картинки в комиксе должны включать разнообразные движения по форме и характеру;
- задания должны быть эмоционально насыщенными.
Таким образом, комиксы по своему воздействию становятся более эффективным средством обучения, чем традиционные учебники. Наиболее важной функцией комикса в качестве образовательного инструмента является его способность мотивировать школьников.
Планируя работу в ГПД с использованием комиксов, воспитатель должен четко осознавать, на формирование каких навыков и умений должен быть направлен комикс и какие способности детей он должна развивать.
Каждый воспитатель в своей копилке должен иметь свою коллекцию комиксов, которую он мог бы предложить ученикам в зависимости от их индивидуально-типологических особенностей и темы занятия. Правильно подобранные, умело и уместно использованные комиксы следует считать таким же важным и необходимым элементом образовательной работы, как и урок. 
Таким образом, за счет применения комиксов более успешно будут усваиваться разнообразные знания, умения и навыки. Также можно реализовать при грамотном подборе комиксов умственное, эстетическое, нравственное воспитание ребенка, формировать такие ценные качества честность, объективность. Можно организовывать работу в группе, например, при создании комикса детьми, тогда школьники получают навыки групповой работы, то есть происходит развитие коммуникативных способностей и создается радостное рабочее настроение, что тоже немаловажно в условиях работы ГПД.
Конечно, сегодня еще нельзя назвать комикс укоренившемся средством образования, его использование находится пока на ранней стадии распространения. Однако, я уверена, что в скором времени, положительное влияние этого средства обучения на школьников будет замечено и оно получит широкое распространение в сфере образования. Ведь, комикс упрощает и ускоряет процесс познания, он выражает мысли и идеи наглядными средствами, способен оказывать влияние на сознание школьников.
Список литературы:
1. Дармилова С.В. К вопросу об оптимизации процесса обучения иностранным языкам и культуре посредством наглядности // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. — 2008. — № 5. — С. 188-190
2. Калитина К. В. Использование комиксов в образовательных технологиях как важного инструмента для передачи знаний // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 2256–2260. – URL: http://e-koncept.ru/2013/53454.htm (дата обращения: 09.09.2020)
3. Молчанова, Н. И. Образовательные комиксы как средство мотивации в обучении иностранному языку в школе / Н. И. Молчанова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, сентябрь 2015 г.). — Краснодар : Новация, 2015. — С. 79-82. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/203/8661/ (дата обращения: 10.09.2020).
4. Ожегов, Сергей Иванович. Толковый словарь русского языка : [А-Я] : 80000 слов и фразеол. выражений / С. И. Ожегов и Н. Ю. Шведова; Рос. акад. наук, Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова. - 4-е изд., доп. - Москва : ИТИ Технологии, 2005. – 938 с.
5. Петрова А.С., Макаренко Т.А. Комикс как средство обучения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2017. Т. 32. С. 119–121 [Электронный ресурс]. URL: http://ekoncept.ru/2017/771035.htm (дата обращения: 09.09.2020)
 

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»