Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Здоровьесберегающие технологии при работе с детьми с ОВЗ

Блинова Оксана Николаевна
воспитатель ГБОУ школа №502
Кировского района Санкт-Петербурга

      Главная цель работы с учащимися с умеренной умственной отсталостью – научить детей ориентироваться в социально-бытовых условиях.
      Здоровьесберегающие технологии при работе с детьми с легкой умственной отсталостью можно и нужно использовать на каждом занятии. В первую очередь это упражнения на развитие мелкой моторики.
Вот несколько эффективных способов развития мелкой моторики:
• игры с мелкими предметами (мозаика, пазлы, бусы, конструкторы и т. д.);
• пальчиковые игры;
• лепка;
• массаж пальцев и кистей.
     Очень важно использовать ряд упражнений, которые готовят руку ребенка к письму. - Простой и эффективный способ подготовки руки к письму — книжки-раскраски. Это занятие тренирует мелкие мышцы руки, делает ее движения сильными и координированными.
     Копировать понравившиеся рисунки на прозрачную бумагу. Очень полезны орнаменты и узоры, так как в них присутствует большое количество изогнутых линий, что является хорошей подготовкой руки ребенка к написанию прописных букв.
     Нельзя забывать о регулярных занятиях с пластилином или глиной. Разминая, вылепливая пальчиками фигурки из этого материала, ребенок укрепляет и развивает мелкие мышцы пальцев. Существует интересный способ развития пальцев руки — отщипывание. От листа бумаги дети кончиками пальцев отщипывают клочки и создают своего рода аппликацию.
     Очень эффективны игры с песком как обычным: рисование песком на доске с подсветкой; нахождение мелких предметов в песочнице или в ёмкости с горохом. Так и с кинетическим песком: лепка фигур, письмо или рисование узоров на песке стекой.
     Так же проектная деятельность не обходится без здоровьесберегающих технологий. Например проект «Покормите птиц зимой»:
Слайд 1
  • Прогулки с детьми зимой (изучаем птичьи следы); затем рисуем их в классе по памяти или с опорой на образец. (прогулки, закаливание, развитие мелкой моторики, развитие внимания и памяти)
Слайд 2
  • Вместе с родителями дети делают кормушки, приносят в класс, на уроке идем их развешивать и раскладывать корм. (прогулки, закаливание, развитие мелкой моторики – завязывание узелков на веревочках, удерживающих кормушку, социальная адаптация – забота о птицах).
  • Каждый день выходим с детьми наполнять кормушки новым кормом (прогулки, закаливание, развитие мелкой моторики – насыпать крупы в кормушки, развитие внимания, социальная адаптация – забота о птицах).
Проект «Пузыри»:
Слайд 3
  • Выдувание мыльных пузырей (развитие легких)
Слайд 4
  • Знакомство с мыльной пеной (познакомить детей со свойством пены: «воздушная», «легкая», «белая», развивать познавательную активность и любознательность, гигиенические навыки – мытье рук с мылом)
Слайд 5
  • «Купаем куклу Машу» (развитие предметных действий, экспериментальной деятельности в игре: дети активно участвуют: наливают воду в ванночку, намыливают мылом губку и моют кукле лицо, ручки и т.д.)- санитарно-гигиенические навыки, мелкая моторика
Слайд 6
  • «Стираем платочки» (развитие тактильных ощущений, координации движений).
Слайд 7
  • «Рисуем пеной по зеркалу» Дети рисуют пеной прямо на стекле, для этого могут подойти и маленькие пальчики малышей, кисточки и губки.
Слайд 8
  • «Волны из пены» Педагог предлагает детям пустить в плавание по пенящимся волнам губки и мыльницы, затем то же самое проделать в тазу с водой, сравнить, как они себя будут вести. Дети наблюдают за тем, в каком случае  легче плыть: просто по воде или по поверхности густой пены. Педагог просит, чтобы малыши подули  на свои лодочки. Малыши убеждаются в том, что не так-то просто лодочкам  двигаться по поверхности из пены.(дыхание)
Слайд 9
  • «Ах, какая пенка!» Педагог показывает малышам, как можно взбить пену венчиком и предлагает  самим сделать пену. При необходимости педагог помогает  детям справиться с экспериментом. (развитие координации движений).
    Не обойтись без здоровьесберегающих технологий и на уроках ручного труда, которые представляют собой целенаправленную, осмысленную, разнообразную деятельность, имеющую личностною и социальную направленность, учитывающую психофизические особенности учащихся. Включаясь в труд, дети вступают в отношения с предметами, средствами, результатами труда, самим трудом, в межличностные отношения с участниками труда. На основе, возникающей в процессе труда отношений, формируются личностные качества, происходит коррекция психических процессов.
   И в заключении выступления хочется сказать: Сбережение и укрепление здоровья детей – одна из острых проблем современной жизни. Она многогранна и требует усилий со стороны многих специалистов. Грамотное применение здоровьесберегающих технологий позитивно сказывается на микроклимате урока, способствует лучшему овладению материалом и повышению мотивации, снимает трудности и сводит к минимуму учебный стресс.
 
Литература
  1. Горячева Е.А. Воспитание чувства ответственности за свое здоровье // Начальная школа. -2009. -№6
  2. Баряева Л. Б., Яковлева Н. Н. Программа Образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, СПб. ЦДК проф. Баряевой Л. Б. 2011г.
  3. Змановский Ю.Ф. Воспитаем детей здоровыми. Москва, 2006
  4. Каганович А.А. Проблема формирования личности в истории отечественной педагогики. Ульяновск. -2007.
  5. Митина Е.П. Здоровьесберегающие технологии сегодня и завтра // Начальная школа. - 2006. - №6
  6. Нефедова Л.А. Работа с родителями по пропаганде здорового образа жизни //Начальная школа. -2011. -№1.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»