Здоровьесберегающие технологии при работе с детьми с ОВЗ
Блинова Оксана Николаевна
воспитатель ГБОУ школа №502
Кировского района Санкт-Петербурга
воспитатель ГБОУ школа №502
Кировского района Санкт-Петербурга
Главная цель работы с учащимися с умеренной умственной отсталостью – научить детей ориентироваться в социально-бытовых условиях.
Здоровьесберегающие технологии при работе с детьми с легкой умственной отсталостью можно и нужно использовать на каждом занятии. В первую очередь это упражнения на развитие мелкой моторики.
Вот несколько эффективных способов развития мелкой моторики:
• игры с мелкими предметами (мозаика, пазлы, бусы, конструкторы и т. д.);
• пальчиковые игры;
• лепка;
• массаж пальцев и кистей.
Очень важно использовать ряд упражнений, которые готовят руку ребенка к письму. - Простой и эффективный способ подготовки руки к письму — книжки-раскраски. Это занятие тренирует мелкие мышцы руки, делает ее движения сильными и координированными.
Копировать понравившиеся рисунки на прозрачную бумагу. Очень полезны орнаменты и узоры, так как в них присутствует большое количество изогнутых линий, что является хорошей подготовкой руки ребенка к написанию прописных букв.
Нельзя забывать о регулярных занятиях с пластилином или глиной. Разминая, вылепливая пальчиками фигурки из этого материала, ребенок укрепляет и развивает мелкие мышцы пальцев. Существует интересный способ развития пальцев руки — отщипывание. От листа бумаги дети кончиками пальцев отщипывают клочки и создают своего рода аппликацию.
Очень эффективны игры с песком как обычным: рисование песком на доске с подсветкой; нахождение мелких предметов в песочнице или в ёмкости с горохом. Так и с кинетическим песком: лепка фигур, письмо или рисование узоров на песке стекой.
Так же проектная деятельность не обходится без здоровьесберегающих технологий. Например проект «Покормите птиц зимой»:
Слайд 1
- Прогулки с детьми зимой (изучаем птичьи следы); затем рисуем их в классе по памяти или с опорой на образец. (прогулки, закаливание, развитие мелкой моторики, развитие внимания и памяти)
- Вместе с родителями дети делают кормушки, приносят в класс, на уроке идем их развешивать и раскладывать корм. (прогулки, закаливание, развитие мелкой моторики – завязывание узелков на веревочках, удерживающих кормушку, социальная адаптация – забота о птицах).
- Каждый день выходим с детьми наполнять кормушки новым кормом (прогулки, закаливание, развитие мелкой моторики – насыпать крупы в кормушки, развитие внимания, социальная адаптация – забота о птицах).
Слайд 3
- Выдувание мыльных пузырей (развитие легких)
- Знакомство с мыльной пеной (познакомить детей со свойством пены: «воздушная», «легкая», «белая», развивать познавательную активность и любознательность, гигиенические навыки – мытье рук с мылом)
- «Купаем куклу Машу» (развитие предметных действий, экспериментальной деятельности в игре: дети активно участвуют: наливают воду в ванночку, намыливают мылом губку и моют кукле лицо, ручки и т.д.)- санитарно-гигиенические навыки, мелкая моторика
- «Стираем платочки» (развитие тактильных ощущений, координации движений).
- «Рисуем пеной по зеркалу» Дети рисуют пеной прямо на стекле, для этого могут подойти и маленькие пальчики малышей, кисточки и губки.
- «Волны из пены» Педагог предлагает детям пустить в плавание по пенящимся волнам губки и мыльницы, затем то же самое проделать в тазу с водой, сравнить, как они себя будут вести. Дети наблюдают за тем, в каком случае легче плыть: просто по воде или по поверхности густой пены. Педагог просит, чтобы малыши подули на свои лодочки. Малыши убеждаются в том, что не так-то просто лодочкам двигаться по поверхности из пены.(дыхание)
- «Ах, какая пенка!» Педагог показывает малышам, как можно взбить пену венчиком и предлагает самим сделать пену. При необходимости педагог помогает детям справиться с экспериментом. (развитие координации движений).
И в заключении выступления хочется сказать: Сбережение и укрепление здоровья детей – одна из острых проблем современной жизни. Она многогранна и требует усилий со стороны многих специалистов. Грамотное применение здоровьесберегающих технологий позитивно сказывается на микроклимате урока, способствует лучшему овладению материалом и повышению мотивации, снимает трудности и сводит к минимуму учебный стресс.
Литература
- Горячева Е.А. Воспитание чувства ответственности за свое здоровье // Начальная школа. -2009. -№6
- Баряева Л. Б., Яковлева Н. Н. Программа Образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, СПб. ЦДК проф. Баряевой Л. Б. 2011г.
- Змановский Ю.Ф. Воспитаем детей здоровыми. Москва, 2006
- Каганович А.А. Проблема формирования личности в истории отечественной педагогики. Ульяновск. -2007.
- Митина Е.П. Здоровьесберегающие технологии сегодня и завтра // Начальная школа. - 2006. - №6
- Нефедова Л.А. Работа с родителями по пропаганде здорового образа жизни //Начальная школа. -2011. -№1.