Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Развитие волевых качеств кадет при помощи игровых технологий

Сухарев Игорь Васильевич

Игра – пространство
"внутренней социализации" ребенка,
средство усвоения социальных установок.
Л.С. Выготский

Воля – это сознательное регулирование человеком собственного поведения и деятельности, которые связаны с преодолением внутренних и внешних препятствий. Умение принимать волевые решения – важное качество человека. И формируется, развивается оно в зависимости от условий жизни и воспитания.

Одной из задач воспитательных мероприятий в ФГКОУ «Санкт-Петербургский кадетский военный корпус» (СПбКВК) является развитие волевых качеств у кадет, мотивация желания самостоятельно вырабатывать силу воли.
Понимание таких понятий как «самовоспитание» и «саморазвитие» помогают воспитанникам позволяет ребятам проложить свою траекторию личностного роста, сформировать навыки, необходимые конкретной личности для успешного вхождения в профессию.

Воспитание воли - педагогически управляемый процесс. И в основе его лежит тренировка волевых усилий, что тесным образом соотносится с обогащением мотивационной и нравственной сферы кадет.

Для достижения результатов в решении данной задачи я использую различные технологии. Но лучший результат, на мой взгляд, дают игровые технологии, т.к. понятие «игровые воспитательные технологии» включает целую группу форм, методов и приемов организации воспитательного процесса. При этом педагогическая игра обладает четко поставленной целью и соответствующим ей результатом.

Игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

В воспитательной работе СПбКВК игры являются важным средством воспитания личности детей и подростков. Они дают возможность моделировать разные жизненные, нравственные, профессиональные и т.д. ситуации. Процесс игры – это пространство самореализации формирующейся личности.
Игровые технологии стимулируют развитие всех сфер личности– мотивационной, интеллектуальной, эмоционально-волевой, коммуникативной, деятельностной, морально-нравственной, что особенно важно при работе над развитием волевых качеств кадет.
Типология педагогических игр очень обширна. Активнее всего для развития волевых качеств кадет воспитатели СПбКВК используют в своей деятельности игры творческой, коммуникативной, профориентационной направленности. По характеру игровой методики чаще всего это сюжетные, ролевые, имитационные и некоторые другие игры, позволяющие формировать у обучающихся личностные и профессиональные качества военного человека, в том числе, умение принимать решения и нести за результаты своей деятельности персональную ответственность.
Чем же различаются игровые методики?
Ролевая игра – предполагает отработку тактики поведения, действий, выполнения функций и обязанностей конкретных лиц. Для проведения этих игр разрабатывается ситуация, между кадетами распределяются роли с обязательным содержанием. Именно к этой категории игр относится, например, «Зарница».
Инновационная игра - это метод коллективного решения сложных проблем. Инновационные игры в педагогическом процессе выполняет, прежде всего, развивающую задачу. Особенностями инновационной игры являются рефлексивность и направленность на самоорганизацию. Участники попадают в конкретные игровые ситуации, каждый со своей точкой зрения. Для того чтобы соорганизовать их действия в единой коллективной деятельности, необходимо направлять их в продуктивное взаимодействие. Эту игровую методику можно использовать для развития любой из сфер личности.
Дидактическая игра – основной акцент делается на занимательность, которая реализуется с помощью игровых атрибутов, вспомогательных средств. Элементы забавы при этом служат также средством развития мотивационной сферы деятельности воспитанников, что способствует повышению результатов обучения, так как для победы в дидактической игре необходимо, прежде всего, знание предмета. Эта методика подходит и для  профориентационной работы.
Элементы занимательности в дидактической игре служат своеобразной разрядкой напряженной обстановки в коллективе и способствуют концентрации внимания кадет для последующей углубленной работы над изучаемым материалом.
Дидактические игры, различны по цели, форме, содержанию, в сущности своей представляют разнообразные интеллектуальные задачи, облеченные в занимательную форму.
Использование игровых технологий для развития волевых качеств кадет дает возможность воспитателю СПбКВК придерживаться основных правил:  

  • не делать за воспитанника то, что он должен уметь делать сам; необходимо лишь научить его и создать условия для успеха его деятельности;

  • стимулировать самостоятельную деятельность, укреплять веру в способность кадета преодолевать трудности;

  • объяснять целесообразность требований, приказов, решений, которые предъявляются ребенку, и учить самостоятельно принимать разумные решения.

Применение игровых технологий в воспитательном процессе дает возможность воспитанникам СПбКВК:

  • без опаски выражать эмоции;

  • понять себя и испытать на пределе возможностей свои внутренние ресурсы;

  • освоить новые способы поведения;

  • оперативно анализировать собственные реакции.

Таким образом, игровые технологии решают одну из важных задач воспитания кадет:
Формирование и развитие стойких убеждений и целостного мировоззрения, что является основой волевой организации личности.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»