Статья
Развитие познавательного интереса обучающихся
через внеклассную работу по химии
Кулакова Татьяна Викторовна
учитель химии ГБОУ СОШ № 512
Невского района Санкт-Петербурга
учитель химии ГБОУ СОШ № 512
Невского района Санкт-Петербурга
Постановка проблемы и ее актуальность:
- пробуждение и развитие устойчивого интереса обучающихся к химии;
- расширение и углубление представлений обучающихся о практическом значении химии;
- разностороннее развитие личности.
Правильно поставленная внеклассная работа в школе имеет большое образовательное и воспитательное значение. Она расширяет и углубляет знания, полученные на уроке, позволяет приобрести многие полезные навыки, а следовательно, приближает обучение и воспитание к жизни. Внеклассная работа облегчает индивидуальный подход к обучающимся, создает благоприятные условия для развития у них самостоятельности.
Замечательный педагог В.А. Сухомлинский писал: «Логика учебного процесса таит в себе опасность замкнутости и обособленности, потому что в школе на каждом шагу подчеркивается: достигай успеха собственными усилиями, не надейся на кого - то и результаты умственного труда оцениваются индивидуально. Чтобы школьная жизнь была проникнута духом коллективизма, она не должна исчерпываться уроками». Внеклассная работа объединяет обучающихся в дружные коллективы, связанные общими интересами и увлечениями. Она помогает преодолевать такие отрицательные черты характера, как замкнутость, эгоизм, недисциплинированность. (2)
Развитие познавательного интереса обучающихся при изучении химии - одна из основных задач, которые приходится решать учителю в современной школе. Ещё Д.И. Менделеев отмечал, что без эмоций нет учения.
Развитию познавательного интереса способствуют различные интеллектуальные игры, тематические вечера, олимпиады, кружковая работа, предметные декады, современные информационные технологии, которые углубляют знания учебного материала, пробуждают интерес к предмету, развитию мышления, пытливости, любознательности, расширению кругозора.
В нашей школе постоянно проходят декада или месячник естественных наук (химия, физика, география, биология), где участвуют обучающиеся 5-11-х классов.
Цели подобного мероприятия:
- повышение интереса к химии;
- выявление наиболее способных обучающихся к химии.
В план проведения декады или месячника включаются следующие мероприятия:
- олимпиады по предметам: химия, физика, биология, география;
- устный журнал «М.В. Ломоносов – самородок науки»;
- презентация предметов естественных наук для 8-11 классов;
- праздник осени для 5-6 классов;
- фотоконкурс «Мои любимые домашние животные» для 5-8-х классов;
- экскурсии в музей гигиены (9 класс), музей Арктики и Антарктики (8 класс), музей железнодорожного транспорта (9 класс);
- зоологический КВН для 7-х классов;
- интегрированная интеллектуальная игра «Созвездие естественных наук» (химия, биология, физика, география) для 9-11-х классов
и многое другое.(2)
Внеклассная работа по предмету должна не развлекать школьника, а развивать и совершенствовать его личность.
Значимость внеклассных мероприятий
- повышают интерес к предмету;
- усиливают работу мысли;
- воспитывают чувство ответственности и коллективизма;
- дают возможность проявлять себя в нестандартных ситуациях;
- вызывают желание нестандартно думать, изобретать, разобраться самостоятельно в трудных вопросах;
- сплачивают детские коллективы.(3)
Литература
1. Внеклассная работа по химии: методические разработки.- М:МГПИ им. Ленина.1991.
2.Байкова В.М. Химия после уроков. В помощь школе. – Петрозаводск, «Карелия», 1984
3. Сонин Л. Увлекательная химия. – М. Просвещение. 1989