Внеклассное занятие
Сказки для малышей
Гринина Татьяна Григорьевна
Цели занятия:
1.Способствовать воспитанию любви к родному языку, интереса к народному и авторскому творчеству.
Задачи:
1.Развитие умения обобщать и сравнивать собранный материал.
2.Развивать речь через использование выразительных средств языка.
3.Развивать интерес к авторской сказке.
Оборудование:
Рисунки детей к народным и авторским сказкам; материалы, собранные детьми
Ход занятия.
1. Организационный момент
2. Работа над материалом занятия
1.Вступительное слово учителя
Много жанров есть на свете
Басня, повесть и рассказ,
Но с рожденья любят дети
Волшебство и мир прекрас.
- О каком из жанров устного народного творчества я прочитала?( О сказке)
- Что такое сказка?(Это устный рассказ о чём-то необычном, во что трудно поверить, о невероятном, фантастическом. )
-Любите ли вы сами сказки? Кто их вам рассказывает?
( Чтение отрывка В. Берестова )
В мире много сказок,
Грустных и смешных,
И прожить на свете
Нам нельзя без них.
2. Почему нельзя прожить без сказок? Поделитесь своими размышлениями (дети готовили маленькие зарисовки по этому вопросу дома)
(В них заключены знания о мире, о взаимоотношениях людей, мечты о будущем; они предупреждают о проблемах и препятствиях, возникающих у человека в жизни; они рисуют фантастический мир, наполненный чудесами, тайнами, волшебством; они показывают взрослую жизнь; учат преодолевать трудности и верить в силу добра, любви и справедливости и т.п.)
3.Особенности русских народных и авторских сказок.
А) -Как делятся сказки по авторству, на какие группы?(Народные, литературные ( авторские))
-А чем же народная сказка отличается от авторской сказки?
- А какие бывают по содержанию?( Волшебные. бытовые, о животных )
- Раскройте ключевой признак каждого вида сказки.
( Волшебные – происходит какое - то волшебство с главным героем.
О животных – главные герои животные.
Бытовые – в сказке присутствуют люди и описывается их быт.)
- Сказка занимает одно из первых мест в словесном творчестве любого народа. По содержанию народные сказки можно разделить на волшебные, повествующие о победе человеческого разума и воли над стихиями природы; исторические предания (былины); сказки-анекдоты, в которых высмеивались суеверие; сатирические сказки, в которых показано моральное и умственное превосходство бедняка-труженика над богатыми; сказки о животных и легенды.
Во многих сказках бедняки ниспровергают богатого, делят между собой его имущество и скот, после чего начинают жить хорошо. В борьбе героям помогают «чудесные помощники»: животные, волшебные предметы и др. В благополучных концовках сказок виден оптимизм народа, его вера в торжество добра над злом.
- У сказок много дорог. Можно пойти дорогой волшебных сказок и узнать чудо – чудное и диво – дивное. Можно пойти дорогой бытовых сказок или сказок о животных. Посмотрим на карту этих дорог и назовем сказки, которые мы с вами уже проходили.
Сказки
1.Народные 2. Литературные (авторские)
Сказки бывают
1.О животных 2. Бытовые 3. Волшебные
- А что самое главное в сказке?( Сказка чему – то учит.)
Да, «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок» - гласит народная мудрость.
Б) Речевая разминка.
- Как и сказки, русские пословицы очень популярны. Каждый человек, живущий в нашей стране, обязательно знает, хотя бы несколько пословиц.
- Выполните задание: объясните смысл пословиц (работа в группах).
1-я группа:
Всякому мила своя сторона.
Добрая слава лучше богатства.
2-я группа:
Во зле жить – по миру ходить.
Всякая работа мастера боится.
3-я группа:
Кто за счастье берется, тому оно и достается.
Корень учения горек, да плод сладок.
- Какие Великие мудрости отражены в народных сказках и это помогают понять пословицы?
Мечта о счастье
Борьба с угнетателями
Любовь к родине
Радость мыслить
Радость завершенного труда
Радость созерцать прекрасное
-Какие герои противопоставляются в сказках?
(Положительные и отрицательные, богатые и бедные, умные и глупые, освободители и завоеватели.)
Проверим, знаете ли вы сказочных героев?
В) Викторина
- Как называется аппарат, на котором Баба - Яга совершает полеты? (Метла).
- Кто хвостом рыбу ловит? ( Волк).
- Кто говорил такие слова: « Несет меня лиса, за высокие горы, в дальние просторы.»( Петух).
- Не лежалось на окошке, покатилось по дорожке.( Колобок.)
- Красна девица грустна, ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко, слезы льет бедняжка.(Снегурочка.)
-Какие качества характера ценит русский народ в любимых героях?
(Ум, сообразительность, красоту души, чувство долга, щедрость, доброту, находчивость, простоту, трудолюбие, выдумку.)
-Какие качества характера ценит автор в своих сказках? Почему?
-Где в сказках находится душа автора (народа)?
-Какие заветные мысли автора (народа) выражают герои сказок?
(Любовь, искренность и доброта, способность творить чудеса.)
-Каждый человек может научиться видеть красоту мира?
-Итальянский писатель Альберто Моравиа писал: «Чтобы сказка стала действительно сказкой, а не просто вымыслом, нужно два элемента: необычность сюжета и наличие морали»
Сказка
1.необычность сюжета 2. наличие морали
4.Основные этапы сказки
- Давайте назовем приметы сказки
Сказка( ее приметы)
|
-Докажите, что все прочитанные сказки является не вымыслом, а настоящими сказками.
-Какие признаки сказки вы знаете?
-А в авторской сказке присутствую все перечисленные признаки? Докажите.
5 Физкультминутка
Музыкальная релаксация.
- Представьте себе, что вы оказались в сказке. на несколько минут.
Вы - маленькое зёрнышко, и вы глубоко в земле. (Дети сидят на корточках, голову нагнув к коленям) А сейчас мы начнём расти : медленно, но уверенно. Один - медленно выпрямляются ноги; два –постепенно выпрямляется позвоночник; три- поднимаем руки вверх, смотрим вверх; Мы красивые стройные деревья. Наши листики тянутся к ласковому солнышку. И вдруг подул холодный порывистый ветер. Он раскачивает стволы деревьев: назад, вперед, влево, вправо. Но крепко мы держимся корнями за землю. Ветер не смог сломить красивые , стройные деревья. Вот так добро побеждает зло.
6. Что такое счастье?
- К чему же стремились герои всех сказок? (К счастью.)
- Кто является символом счастья в сказках?
- А что такое счастье?
1).- Назовите синонимы этого слова. (Блаженство, удача, красота, судьба и т.д.)
2).- Назовите однокоренные слова. (Счастливый, счастливец, счастливо, счастливчик.)
-Какими частями речи являются однокоренные слова?
3) - Назовите синонимы этих слов.
(Счастливый - блаженный, райский ,удачливый, успешный. Счастливец - баловень, любимец судьбы.)
4) - Назовите антонимы слова счастье. (Беда, горе, неудача, крах, несчастье, промах, злосчастье.)
-В «Словаре русского языка» СИ. Ожегова говорится: «Счастье. 1. Чувство и состояние полного высшего удовлетворения. 2. Удача, успех».
Работа в группах
Заменить предложенные устойчивые словосочетания -подобрать фразеологизмы.
1-я группа:
Относиться к кому-либо искренне, доверчиво, откровенно, без предубеждения (с открытой душой).
Быть удачливым, успешным во всем (родиться под счастливой звездой).
2-я группа:
Испытывать острое чувство душевной боли, жалости, сострадания (сердце болит и т.п.).
Пожелание удачной поездки, путешествия тому, кто уезжает (счастливого пути)
3-я группа:
Кто-либо испытывает острое чувство душевной боли, жалости, сострадания (сердце кровью обливается и т.п.).
Быть счастливым, удачливым (родиться в сорочке).
-Объясните следующие фразеологизмы:
Попытать счастья.
Счастливые часов не наблюдают.
Не в деньгах счастье.
7. Игра «Сказочная эстафета»
(Учитель показывает иллюстрации из сказок. Учащиеся, используя памятку, рассказывают о сказке).
Название сказки
Вид сказки
Автор, герои
Волшебные предметы
8. Подготовка к сочинению.
-Давайте ещё раз подведём итог, что же мы повторили о сказках?
(Что это за жанр, виды сказок, авторские и народные, «сказочные приметы», структура сказки).
- Вы любите фантазировать? Наверное, вам не один раз хотелось попасть в сказку, встретиться со сказочными героями. Когда ваши родители были маленькими, открою вам тайну, они тоже мечтали об этом. Потому что все люди на земле очень любят сказки.
-Вы скажите: а зачем читать сказки. Ведь их можно посмотреть, послушать в записи. Ведь так? (Мнения детей.)
-Оказывается, только наедине с книгой можно придумать свой собственный сказочный мир и отправиться в незабываемое путешествие.
- А всем ли это удается? (Мнения детей.)
- Так, кому же открыта дорога в сказку?
-Я думаю, что у всех у нас очень хорошо развито воображение. Мы уже многое знаем. Сегодня мы будем сочинять, писать и оформлять свою сказку для малышей.
Этапы работы
- Определитесь в своём выборе: какую сказку вы будете сочинять – волшебную, бытовую, о животных.
- Выберите героев, подумайте об их именах.
- Определите сюжет – последовательность событий.
- Подумайте о морали – чему учит ваша сказка, на какой вопрос отвечает.
- Расскажите себе свою любимую сказку шёпотом.
- Отбросьте всё лишнее и запишите её.
- Оформите свою сказку: выполните рисунки.
(Первый вариант сказки пишется на черновике, учитель оказывает индивидуальную помощь).
10. Итог занятия
-Почему дети и взрослые любят сказки?
-В чем же счастье в сказке?
(В мечте, в поиске смысла жизни, в достижении цели, красоте души, в творчестве и т.д.)