Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Внеклассное занятие

Сказки для малышей

Гринина Татьяна Григорьевна

Цели занятия:

1.Способствовать воспитанию люб­ви к родному языку, интереса к народ­ному и авторскому творчеству.

Задачи:

1.Развитие умения обобщать и срав­нивать собранный материал.

2.Развивать речь через использова­ние выразительных средств языка.

3.Развивать интерес к авторской сказке.

Оборудование: 

Рисунки детей к народным и авторским сказкам; материалы, собранные детьми

Ход занятия.

1. Организационный момент

2. Работа над материалом занятия

1.Вступительное слово учителя

Много жанров есть на свете

Басня, повесть и рассказ,

Но с рожденья любят дети

Волшебство и мир прекрас.

- О каком из жанров устного народного творчества я прочитала?( О сказке)

- Что такое сказка?(Это устный рассказ о чём-то необычном, во что трудно поверить, о невероятном, фантастическом. )

-Любите ли вы сами сказки? Кто их вам рассказывает?

( Чтение отрывка В. Берестова )

В мире много сказок,

Грустных и смешных,

И прожить на свете

Нам нельзя без них.

2. Почему нельзя прожить без ска­зок? Поделитесь своими размышлениями (дети готовили маленькие зарисовки по этому вопросу дома)

(В них заключены знания о мире, о взаимоотношениях людей, мечты о будущем; они предупреждают о проблемах и препятствиях, возникающих у человека в жизни; они рисуют фантастический мир, наполненный чуде­сами, тайнами, волшебством; они показывают взрослую жизнь; учат пре­одолевать трудности и верить в силу добра, любви и справедливости и т.п.)

3.Особенности русских народных и авторских сказок.

А)  -Как делятся сказки по авторству, на какие группы?(Народные, литературные ( авторские))

-А чем же народная сказка отличается от авторской сказки?

- А какие бывают по содержанию?( Волшебные. бытовые, о животных )

- Раскройте ключевой признак каждого вида сказки.

( Волшебные – происходит какое - то волшебство с главным героем.

О животных – главные герои животные.

Бытовые – в сказке присутствуют люди и описывается их быт.)

- Сказка занимает одно из первых мест в словесном творчестве любого народа. По содержанию народные сказки можно разделить на волшеб­ные, повествующие о победе человеческого разума и воли над стихиями природы; исторические предания (былины); сказки-анекдоты, в которых высмеивались суеверие; сатирические сказки, в которых пока­зано моральное и умственное превос­ходство бедняка-труженика над бога­тыми; сказки о животных и легенды.

Во многих сказках бедняки ниспро­вергают богатого, делят между со­бой его имущество и скот, после чего начинают жить хорошо. В борьбе геро­ям помогают «чудесные помощники»: животные, волшебные предметы и др. В благополучных концовках сказок виден оптимизм народа, его вера в тор­жество добра над злом.

- У сказок много дорог. Можно пойти дорогой волшебных сказок и узнать чудо – чудное и диво – дивное. Можно пойти дорогой бытовых сказок или сказок о животных. Посмотрим на карту этих дорог и назовем сказки, которые мы с вами уже проходили.

Сказки

1.Народные                                                                     2. Литературные (авторские)

Сказки бывают

1.О животных                                  2.  Бытовые                     3. Волшебные

- А что самое главное в сказке?( Сказка чему – то учит.)

Да, «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок» -  гласит народная мудрость.  

Б) Речевая разминка.

- Как и сказки, русские пословицы очень популярны. Каждый человек, живущий в нашей стране, обязательно знает, хотя бы несколько пословиц.

- Выполните задание: объясните смысл пословиц (работа в группах).

1-я группа:

Всякому мила своя сторона.

Добрая слава лучше богатства.

2-я группа:

Во зле жить – по миру ходить.

Всякая работа мастера боится.

3-я группа:

Кто за счастье берется, тому оно и достается.

Корень учения горек, да плод сладок.

- Какие Великие мудрости отражены в народных сказках и это помогают понять пословицы?

Мечта о счастье

Борьба с угнетателями

Любовь к родине

Радость мыслить

Радость завершенного труда

Радость созерцать прекрасное

-Какие герои противопоставляются в сказках?

(Положительные и отри­цательные, богатые и бедные, умные и глупые, освободители и завоеватели.)

Проверим, знаете ли вы сказочных героев?

В) Викторина

  • Как называется аппарат, на котором Баба - Яга совершает полеты? (Метла).
  • Кто хвостом рыбу ловит? ( Волк).
  • Кто говорил такие слова: « Несет меня лиса, за высокие горы, в дальние просторы.»( Петух).
  • Не лежалось на окошке, покатилось по дорожке.( Колобок.)
  • Красна девица грустна, ей не нравится весна,

Ей на солнце тяжко, слезы льет бедняжка.(Снегурочка.)

-Какие качества характера ценит русский народ в любимых героях?

(Ум, сообразительность, красоту ду­ши, чувство долга, щедрость, доброту, находчивость, простоту, трудолю­бие, выдумку.)

-Какие качества характера ценит автор в своих сказках? Почему?

-Где в сказках находится душа автора (народа)?

-Какие заветные мысли автора (народа) выражают герои сказок?

(Любовь, искренность и доброта, спо­собность творить чудеса.)

-Каждый человек может научиться видеть красоту мира?

-Итальянский писатель Альберто Моравиа писал: «Чтобы сказка стала действительно сказкой, а не просто вымыслом, нужно два элемента: необычность сюжета и наличие морали»

Сказка

1.необычность сюжета                                                            2. наличие морали

4.Основные этапы сказки

- Давайте назовем приметы сказки

Сказка( ее приметы)

  • Зачин
  • Присказка
  • Сказочные явления
  • Сказочные предметы
  • Сказочные герои
  • Троекратный повтор
  • Добро побеждает зло
  • Устаревшие слова
 

-Докажите, что все прочитанные сказки является не вымыслом, а настоящими сказками.

-Какие признаки сказки вы знаете?

-А в авторской сказке присутствую все перечисленные признаки? Докажите.

5  Физкультминутка

Музыкальная релаксация.

- Представьте себе, что вы оказались в сказке. на несколько минут.

Вы -  маленькое зёрнышко, и вы глубоко в земле. (Дети сидят на корточках, голову нагнув к коленям) А сейчас мы начнём расти : медленно, но уверенно. Один - медленно выпрямляются ноги; два –постепенно выпрямляется позвоночник; три- поднимаем руки вверх, смотрим вверх; Мы красивые стройные деревья. Наши листики тянутся к ласковому солнышку. И вдруг подул холодный порывистый ветер. Он раскачивает стволы деревьев: назад, вперед, влево, вправо. Но крепко мы держимся корнями за землю. Ветер не смог сломить красивые , стройные деревья. Вот так добро побеждает зло.

6. Что такое счастье?

- К чему же стремились герои всех сказок? (К счастью.)

- Кто является символом счастья в сказках?

- А что такое счастье?

1).- Назовите синонимы этого слова. (Блаженство, удача, красота, судьба и т.д.)

2).- Назовите однокоренные слова. (Счастливый, счастливец, счастли­во, счастливчик.)

-Какими частями речи являются однокоренные слова?

3) - Назовите синонимы этих слов.
(Счастливый - блаженный, райский ,удачливый, успешный. Счастливец - баловень, любимец судьбы.)

4) - Назовите антонимы слова счастье. (Беда, горе, неудача, крах, несчастье, промах, злосчастье.)

-В «Словаре русского языка» СИ. Ожегова говорится: «Счастье. 1. Чувство и состояние полного высшего удовлетворения. 2. Удача, успех».

Работа в группах

Заменить предло­женные устойчивые словосочетания -подобрать фразеологизмы.

1-я группа:

Относиться к кому-либо искренне, доверчиво, откровенно, без предубеж­дения (с открытой душой).

Быть удачливым, успешным во всем (родиться под счастливой звездой).

2-я группа:

Испытывать острое чувство душев­ной боли, жалости, сострадания (серд­це болит и т.п.).

Пожелание удачной поездки, путешествия тому, кто уезжает (счастливого пути)

3-я группа:

Кто-либо испытывает острое чувство душевной боли, жалости, сострадания (сердце кровью обливается и т.п.).

Быть счастливым, удачливым (ро­диться в сорочке).

-Объясните следующие фразеологизмы:

Попытать счастья.

Счастливые часов не наблюдают.

Не в деньгах счастье.

7. Игра «Сказочная эстафета»

(Учитель показывает иллюстрации из сказок. Учащиеся,  используя памятку, рассказывают о сказке).

Название сказки

 Вид сказки

 Автор,  герои

 Волшебные предметы          

8. Подготовка к сочинению.

-Давайте ещё раз подведём итог, что же мы повторили о сказках?

(Что это за жанр, виды сказок, авторские и народные, «сказочные приметы», структура сказки).

- Вы любите фантазировать? Наверное, вам не один раз хотелось попасть в сказку, встретиться со сказочными героями. Когда ваши родители были маленькими, открою вам тайну, они тоже мечтали об этом. Потому что все люди на земле очень любят сказки.

-Вы скажите: а зачем читать сказки. Ведь их можно посмотреть, послушать в записи. Ведь так? (Мнения детей.)

-Оказывается, только наедине с книгой можно придумать свой собственный сказочный мир и отправиться в незабываемое путешествие.

- А всем ли это удается? (Мнения детей.)

- Так, кому же открыта дорога в сказку?

-Я думаю, что у всех у нас очень хорошо развито воображение. Мы уже многое знаем. Сегодня  мы будем сочинять, писать и оформлять свою сказку для малышей.

Этапы работы

  • Определитесь в своём выборе: какую сказку вы будете сочинять – волшебную, бытовую, о животных.
  • Выберите героев, подумайте об их именах.
  • Определите сюжет – последовательность событий.
  • Подумайте о морали – чему учит ваша сказка, на какой вопрос отвечает.
  • Расскажите себе свою любимую сказку шёпотом.
  • Отбросьте всё лишнее и запишите её.
  • Оформите свою сказку: выполните рисунки.

(Первый вариант сказки пишется на черновике, учитель оказывает индивидуальную помощь).

10. Итог занятия

-Почему дети и взрослые любят сказки?

-В чем же счастье в сказке?

(В мечте, в поиске смысла жизни, в достижении цели, красоте души, в творчестве и т.д.)

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»