Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Система дистанционного образования в России 
Методическая разработка внеурочного мероприятия по биологии – командной интеллектуальной игры

для обучающихся 7 классов

Растительный и животный мир заказника «Западный Котлин»

                                                                                           Самохвалов Андрей Сергеевич,
               учитель биологии и химии
 ГБОУ СОШ №353 Санкт-Петербурга
 
 
ВВЕДЕНИЕ
 
Актуальность.
Данная методическая разработка актуальна, так как обучающиеся продуктивно и деятельностно работают на уроках и внеурочных мероприятиях.
Новизна.
Изложенный в настоящей  методической разработке педагогический опыт является комбинаторным, новаторским. Изюминка педагогической деятельности в том, что обучающиеся выполняют самостоятельно экспериментальные задания и лабораторные опыты с выездом на природу (в заказники).
Оригинальность методической разработки в том, что в ней представлены удачно подобранные цитаты, афоризмы, различный иллюстративный материал, методические приёмы.
Педагогическая целесообразность методической разработки заключается в социальной адаптации обучающихся, в их дальнейшей самостоятельной творческой жизни (педагогический опыт направлен на развитие ″интеллектуалов″).
Востребованность.
Данная методическая разработка является востребованной, так как занятия-игры способствуют интеллектуальному развитию детей, расширяют словарный запас и раскрывают индивидуальный потенциал каждого ребёнка. Учитель же, в свою очередь, чутко реагирует на требования общества к обучению и воспитанию подрастающего поколения и находит эффективные пути совершенствования и модернизации педагогического процесса в соответствии с этими требованиями.
Целесообразность использования ИКТ в том, что:
1). Педагог создаёт наглядно, красочно, информативно собственные дидактические программные продукты;
2). У детей повышается интерес к обучению;
3). Активизируется внимание обучающихся в новых условиях;
4). У детей развиваются умения и навыки работы с информационными ресурсами;
5). У детей повышается информационная культура и самооценка;
6). У детей развивается критическое мышление и навыки самообразования;
7). Обучающиеся приобретают опыт публичных выступлений;
8). Занятие  с применением ИКТ позволяет педагогу работать с детьми дифференцированно и индивидуально;
9). Занятие с применением ИКТ даёт возможность педагогу оперативно проконтролировать и оценить результативность обучения, экономит его и обучающихся время.
 
 
ЗАМЫСЕЛ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ 
Идея автора в том, что:
1) происходит увеличение полезного времени на занятии;                         
2) с помощью интеграции развиваются и совершенствуются мыслительные способности детей;  
3) создаются ситуации, в которых активизируется мыслительная позиция каждого ребёнка.
Методический подход автора состоит в умении создать собственную систему обучения детей и представить её в методических рекомендациях. Это также способность автора применять свою методику обучения ребят на практике.
Аннотация к методической разработке.
У каждого интересующегося или изучающего биологию может появиться желание проверить свои знания. Это можно легко и с достаточной надёжностью сделать с помощью интеллектуальной игры с тестовыми заданиями. Такой метод самоконтроля способствует сознательному изучению биологии, исключает формальный подход к усвоению фундаментальных биологических  понятий и фактического материала. Тестовые задания не только помогают реализовать самоконтроль, но и позволяют самостоятельно совершенствовать и углублять знания по биологии, что в свою очередь способствует развитию интереса к этому предмету, к использованию полученных знаний в повседневной жизни, на практике.
В интеллектуальной игре собраны тесты с выборочным типом ответа, тесты соотнесения, тесты с самостоятельно конструируемым ответом.
Тестовые задания с выборочным типом ответа предполагают обязательное наличие в каждом наборе альтернативных ответов лишь одного, который является полным и правильным. В тестах соотнесения необходимо выбрать правильные ответы для каждого случая. Тестовые задания с самостоятельно конструируемым ответом составлены таким образом, чтобы можно было сконструировать максимально краткий и однозначный ответ.
Используемое в тестах обозначение (…) означает, что здесь должно быть либо текстовое его продолжение, сконструированное вами, либо соответствующее числовое или буквенное значение ответа. На каждом столе игроков лежат листы для письменных ответов формата А4  с номерами и названиями туров. Для облегчения работы, лучшего восприятия материала, экономии времени игрокам на листах для письменных ответов приведены таблицы, рисунки.
В конце игры содержатся ответы и пояснения к тестам. В тех случаях, когда  ответ  очевиден  и не требует каких-либо пояснений, приведён только его номер (буква), в других же случаях дано либо краткое, либо подробное пояснение к нему.
Место проведение занятия:  классная комната в школе.
Характеристика целевой группы.
Возраст участников занятия-игры – 13 – 14 лет. Участвуют 2 команды игроков в составе по   4 – 6 человек. Учителем заранее, до дня проведения занятия, на адреса электронной почты игрокам высылалось задание для подготовки (смотрите в интернет-источниках позиции [1], [2]).
Правила игры.
Интеллектуальная игра по биологии "Растительный и животный мир заказника «Западный Котлин»" представляет собой сборник комплектов проверочных заданий по биологии, составленных в виде разнообразных тестов и индивидуальных заданий (с возможностью работать с биологическими объектами как с объектами культуры).
В игре участвуют:  команды обучающихся 7 класса в составе по 4 – 6 человек (количество   команд  –  от  2  до  5);    2 – 3   человека   члены   жюри   (заранее   приглашаются  учителем-предметником свободные на данный момент времени учителя);  один ведущий учитель-предметник.
Учитель-предметник заранее расставляет в классе "круглые" столы от 2 до 5 (в зависимости от количества обучающихся в данном классе) и раскладывает на каждом из столов карточки с номерами команд и наглядный раздаточный материал (листы для письменных ответов формата А4  с номерами и названиями туров, листы формата А4  с заданиями некоторых туров, а также рефлексивные листы-карточки на каждого из обучающихся в классе). На листах у каждой командной группы определённым цветом для удобства проверки написаны её название, номера и названия туров. Для облегчения работы, лучшего восприятия материала, экономии времени игрокам на листах для письменных ответов приведены таблицы, рисунки.
Отдельно для жюри учитель также ставит стол, сценарии игры с ответами и критериями оценивания и итоговой таблицей результативности, грамоты для командных групп.
При работе с заданиями каждого тура важно, чтобы вы их внимательно изучили (слушали вопросы), так как в них содержится большая и полезная информация. Иногда эта информация помогает составить правильный ответ.
Задания (туры) с помощью проекционной системы демонстрируются учителем на интерактивной доске.
Задания (туры) построены так, что дают возможность учителю обширно обобщить, систематизировать и проверить знания обучающихся по ботанике и зоологии.
Тестовые и индивидуальные задания для каждого тура записаны на листах формата А4 и положены на игровые столы каждой из команд (на листах у каждой командной группы определённым цветом для удобства проверки написаны её название, номера и названия туров).
Каждая из групп выбирает себе капитана команды. Участники команд внимательно   выслушав   ведущего,   обсуждают   между   собой   варианты ответов, пишут ответы на листах формата А4   данного тура и после времени, отведённого на размышления, капитаны команд несут листки с ответами членам жюри для проверки. Критерии оценивания каждого тура изложены на листках с заданиями. У каждого члена жюри имеется по экземпляру распечатанной игры, листки с ответами, итоговая таблица результатов игры, итоговый критерий оценивания игры.
В игре 9 туров. Длительность игры 1,9 часа (111,5 минут). В конце занятия после работы над всеми турами кто-нибудь из членов жюри озвучивает общее количество баллов, набранное каждой командой игроков, место, которое заняла каждая из команд, и оценки за работу на занятии, которые получает каждый из обучающихся данной командной группы в зависимости от набранного ими общего количества баллов за игру.
В заключение игры проводится награждение команд игроков-победителей почётными грамотами.
Краткие сведения о заказнике "Западный Котлин".
Остров Котлин расположен в восточной части Финского Залива Балтийского моря у входа в Невскую губу. Он вытянут в направлении северо-запад – юго-восток. Остров Котлин невысокий: его абсолютная высота не более 4 м. Остров окаймлен каменистой отмелью с глубинами от 0,2 м до 4 м. Проектируемая особо охраняемая природная территория "Западный Котлин" расположена в Кронштадтском районе Санкт-Петербурга и занимает западную, суженную и наиболее низменную часть острова, с прилегающей акваторией, с абсолютными высотами естественного рельефа, не превышающими 2 м над уровнем моря. Территория характеризуется оригинальными ландшафтами и растительностью, существующими  в  условиях  частого  затопления  и  подвижности  субстрата в прибрежных
зонах. Акватория залива с обширными зарослями тростника и камыша служит местом массовых стоянок многих видов перелётных водоплавающих птиц.  Большое количество видов  птиц  и  растений,  обитающих  на  этой  территории,  являются  редкими и внесены в
Красные книги природы города и области. Площадь особо охраняемой природной территории (далее – ООПТ) составляет 102 га (смотрите приложение 1).
Небольшую площадь занимают кустарниковые, луговые и болотные сообщества. На ООПТ расположены семь водных объектов – прудов без названия. Границы заказника "Западный Котлин" обозначаются специальными информационными знаками и отображены на карте в приложении (смотрите рисунки 1, 2, 3 в приложении 1).
В зоне Финского залива, в которой находится ООПТ, практически пресная вода, по гидрологическим и гидробиологическим показателям она сходная с мезотрофными озёрами. Глубины в пределах обследованной акватории обычно не превышают 2 м. Дно песчаное с отдельными каменистыми участками.
В пределах ООПТ не ведётся коммерческий промысел рыбы, а большая её часть  расценивается  как  зона  любительского  рыболовства.  Здесь  обитают  следующие виды рыб: плотва, густера, окунь,  краснопёрка, ёрш, чехонь, лещ, судак, минога, трёхиглая колюшка, щука. Обследованная акватория имеет большое значение для нереста рыб ряда видов, в особенности карповых. Примерно половину акватории занимают заросли макрофитов, которые являются субстратом для откладывания их икры. В связи с этим, акватория нуждается в специальных мерах охраны.
Климат на острове переходный – от морского к умеренно-континентальному. Здесь наиболее тёплые зимы и продолжительный вегетационный период на территории Санкт-Петербурга.
Государственный природный заказник регионального значения "Западный Котлин" образован постановлением правительства Санкт-Петербурга от 26 июня 2012 года №648 в целях сохранения в естественном состоянии существующих в черте города ценных природных комплексов, включающих разнообразные лесные массивы, приморские растительные сообщества и часть акватории Финского залива с местами стоянок водоплавающих и околоводных птиц во время их миграций и местами гнездования. Природные комплексы "Западного Котлина" играют важнейшую роль в поддержании экологического баланса городской территории и имеют важнейшее рекреационное значение.
Важнейшие объекты охраны:
1. Мелководья вблизи острова Котлин с тростниковыми и камышовыми зарослями и пространствами открытой воды являются ценными биотопами для водоплавающих и околоводных птиц. Они выполняют важную роль как место стоянки водоплавающих птиц на весеннем пролете. Наиболее многочисленными видами, использующими акваторию этого района для длительных остановок и кормёжек, являются: обыкновенная чайка, лысуха, хохлатая чернеть, красноголовый нырок и кряква. Регулярно использует эту территорию для весенних миграционных остановок ряд редких и немногочисленных в Ленинградской области видов: лебедь-кликун, серая утка, шилохвость, большой, средний и малый крохали, галстучник, клуша, полярная и малая крачки.
2. Формирующиеся береговые валы,  на которых произрастают древесные ивняки из ивы пятитычинковой и осинники с травяным покровом из длиннокорневищных злаков; они являются уникальными природными комплексами побережий острова, нигде не встречающиеся на берегах восточной части Финского залива.
3. Черноольховые леса и топи – характерный и широко распространённый в прошлом компонент растительного покрова побережий Финского залива – хорошо сохранились в западной части  острова Котлин  и разнообразны по своему составу. Черноольховые леса служат биотопом для некоторых редких видов птиц (белоспинный дятел).
4. На песчаных берегах острова представлен комплекс приморской псаммофитной растительности.   Ни   на   одной  ООПТ  Санкт-Петербурга,  расположенной   на   побережье
Финского   залива,   псаммофитнотравяные  сообщества и заросли шиповника морщинистого не занимают такой площади, как на побережье Западного Котлина. Эти сообщества отличаются от сходных сообществ на побережье Карельского перешейка более богатым флористическим составом.  Высокая  рекреационная  ценность  песчаных  пляжей  Западного Котлина требует, с одной стороны, принятия мер по их охране как ценного рекреационного ресурса, а с другой стороны – регулирования потока отдыхающих для сохранения природных комплексов.
5.  Водные, прибрежные, лесные природные комплексы включают в себя большое число редких  и особо ценных (нуждающихся в охране и включенных в Красные книги) видов растений (10) и животных (17). Их сохранение имеет огромное значение с точки зрения поддержания должного уровня биоразнообразия.
6. На территории проектируемого заказника находятся объекты историко-культурного наследия, являющиеся памятниками федерального значения:
а) береговой форт «Шанец» (основан в 1706 г., впоследствии неоднократно перестраивался);   б) маяк «Толбухин» (основан в 1719 г., впоследствии неоднократно перестраивался);                    в) Северная батарея №1 (1855–1856 гг., впоследствии перестраивалась);   г) форт «Обручев» (1901–1914 гг.);   д) береговой форт «Риф» (1798–1912 гг.).
Кроме того,  в юго-восточной части проектируемой ООПТ находится комплекс так называемых "Южных оборонительных укреплений" конца XIX–начала ХХ вв. (мортирные батареи, капониры и прочее), сооружения которого официально не признаны памятниками. Все эти сооружения обладают крайне высокой привлекательностью в качестве объектов познавательного и военно-патриотического туризма. Северная батарея №1, кроме того, может быть использована для наблюдения за птицами в период весенних и осенних миграций. Современное состояние исторических оборонительных сооружений неудовлетворительное.
На ООПТ расположен один земельный участок, предоставленный юридическому лицу, площадью 43663 м2, кадастровый номер 78:34:10229:1108, по адресу: г. Кронштадт,                    ул. Кронштадтское шоссе, участок 14 (южнее дома N60, литера А), вид права – аренда, вид разрешённого использования – для размещения объектов физической культуры и спорта.
Территория заказника «Западный Котлин» является литоральной зоной и вместе с прилегающей к острову акваторией Финского залива представляет собой уникальный для Санкт-Петербурга природно-антропогенный комплекс. Охраняемые объекты этой территории уникальны и разнообразны: это редкие растительные сообщества на суше, специфические природные комплексы мелководий, места стоянок перелётных птиц на акватории, исторические фортификационные и навигационные сооружения XVII – XX веков. Поэтому здесь и организована правительством Санкт-Петербурга особо охраняемая природная территория в ранге регионального комплексного заказника.
Управление заказником «Западный Котлин» осуществляется государственным казённым учреждением «Дирекция особо охраняемых природных территорий Санкт-Петербурга», подведомственным комитету по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности.
 
 
ПЛАН-КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ 
Тема занятия:  "Растительный и животный мир заказника «Западный Котлин»".
Тип занятия:  занятие общеметодологической направленности (по дидактической цели – занятие совершенствования знаний, по способу организации – обобщающее занятие). 
Вид занятия:  занятие-интеллектуальная игра, занятие на основе групповой технологии. 
Форма занятия: занятие-игра с элементами беседы и самостоятельной работы обучающихся. 
Цели занятия:
1). Приобщить обучающихся к экологической культуре и расширить их знания об особо охраняемых природных территориях;
2). Пробудить у школьников интерес к предмету, расширить их кругозор, выявить смекалистых, пытливых, наблюдательных обучающихся, побудить их к чтению и изучению биологической литературы. 
Задачи занятия:
1). Повысить творческий потенциал детей, раскрыть их как индивидуальностей и личностей;
2). Развить у ребят умение работать в команде, отвечать за свои действия;
3). Развить у школьников умения слышать и слушать;
4). Формировать и совершенствовать навыки самостоятельной и коллективной творческой работы;
5). Формировать у обучающихся ценностное отношение к природе и активную жизненную позицию в деле её охраны. 
Прогнозируемые результаты:
1). Ребёнок проявляет любознательность и интерес к изучению биологии, экологии, памятников ООПТ;
2). У ребёнка обогащается личный опыт положительного гуманного взаимодействия с природой, расширяются ценностные контакты с природными памятниками, закрепляется познавательный интерес к окружающему миру;
3). Ребёнок самостоятельно размышляет о важности природы для жизни человека в настоящем и в будущем, бережно и заботливо относится к объектам окружающей природной среды;
4). Ребёнок самостоятельно объясняет явление природы и поступки людей, наблюдает, замечает и сравнивает природные объекты, находит необходимую информацию при слушании и исследовании и делает выводы на её основе;
5). Ребёнок понимает уникальность создания заказников в охране окружающей природной среды, осознаёт и понимает, как он может помочь сохранить памятники природы, какие проблемы может решить;
6). Ребёнок умеет работать в группе со сверстниками и взрослыми, уважает их и их мнения и высказывания, способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности;
7). Ребёнок развивает самостоятельность и ответственность за свои поступки, в том числе и при соблюдении общепринятых норм поведения на природе;
8). Ребёнок мотивирован к творческому труду, логически размышляет, адаптируется к окружающей обстановке, излагает и оценивает свои ответы и ответы товарищей, проявляет сообразительность и быстроту реакций в принятии решений;
9). Ребёнок извлекает информацию при чтении и изучении биологической литературы, а также материалов экологического обследования по государственным природным заказникам регионального значения;
10). Ребёнок обладает развитым воображением, различает условную и реальную ситуацию, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам.
Средства обучения: учебник авторов В.Б. Захарова, Н.И. Сонина  Биология: Многообразие живых организмов.  Учебник для 7 класса общеобразовательных   учреждений. – М.: Дрофа, 2015; интерактивная доска, проекционная система для демонстрации слайдов (таблиц, рисунков, цитат, тестовых вопросов).
Оборудование: тетради, ручки, наглядный раздаточный материал, листы формата А4 для письменных ответов обучающихся. 
Форма работы с обучающимися:  фронтальная, групповая.
Методы обучения: словесный (беседа, описание, объяснение), проблемный (мотивация для формулирование темы, целей и задач занятия, выполнение некоторых заданий учебных туров), наглядный (эвристическая беседа с использованием иллюстраций в презентации), дедуктивный (на примере изложения и исследования темы к частному – личностная значимость для каждого обучающегося), самоконтроль (выполнение заданий туров). 
Методы контроля и самоконтроля:  устный, письменный, наблюдение.
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: самостоятельная работа, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.
Образовательные технологии: диалог, беседа, игровые технологии, обучение в сотрудничестве, проблемное обучение, технология критического мышления, самостоятельная работа обучающихся.
Методические приёмы: рассказ учителя, беседа, диалог, мозговой штурм, интеллектуальная разминка, работа с иллюстративным материалом, групповая дискуссия, перепутанные логические цепочки, тестовый опрос, кроссворд, ассоциация, опрос-итог.
Каналы общения: "ученик-литературный источник", "родитель-литературный источник", "ученик-ученик", "ученик-родитель", "ученик-учитель", "родитель-учитель". 
Ход занятия
I.Организационный момент: приветствие друг друга, проверка готовности учащихся к уроку, работа с журналом ("отсутствующие").  [Методический приём "диалог"]            {0,5 мин
II.Мотивация учебной деятельности: формулирование темы занятия, постановка целей и задач (вызов).  [Приёмы: "мозговой штурм", "беседа", "диалог"]  {4 мин}                                                                                                                    
Создание  ситуации, в результате которой обучающиеся самостоятельно выдвинут цели занятия в виде вопросов или гипотез. Демонстрация слайдов на интерактивной доске.
     Учитель просит обучающихся отгадать загадку: 
″Скатерть зелена
  На весь мир расстелена″.
  Ответ обучающихсярастительный покров на Земле (растения).  
Затем учитель просит обучающихся подобрать синоним к слову ″братья наши меньшие″.
           Ответ обучающихся:  животные
Учитель просит обучающихся подобрать антоним к слову ″ссора″.
           Ответ обучающихся:  мир.
Далее учитель просит обучающихся дать названия (назвать слова-термины) и зачитывает им определения:
     - Природная территория или акватория, частично исключённая из хозяйственного пользования, созданная с целью сохранения, воспроизводства и восстановления      отдельных или нескольких компонентов природы и поддержания экологического баланса,      называется …
     Ответ обучающихсязаказником.
     - Умственная способность, включающая возможность делать заключения, планировать, решать проблемы, абстрактно мыслить, понимать сложные идеи, быстро обучаться и учиться на основании опыта, называется …
     Ответ обучающихся:  интеллектом.
     - Вид осмысленной непродуктивной деятельности, мотив которой лежит как в её результате, так и в самом процессе, называется …
     Ответ обучающихся:  игрой. 
Ведущий учитель задаёт вопросы обучающимся
- А теперь, уважаемые ребята, как вы думаете, как называется тема нашего занятия?
- Обучающиеся излагают свои варианты ответов. 
Далее учитель спрашивает: "Исходя из темы, что мы будем изучать на занятии"? 
- Обучающиеся излагают свои варианты ответов.
III.Осмысление: выполнение интеллектуальной игры по учебным турам (по составленному сценарию, смотрите приложение 3)[Методические приёмы: "рассказ учителя", "беседа", "диалог", "мозговой штурм", "интеллектуальная разминка", "работа с иллюстративным материалом", "групповая дискуссия", "перепутанные логические цепочки", "тестовый опрос", "кроссворд", "ассоциация"  при работе обучающихся в группах]  {92,5 мин
IV.Рефлексия[Методический приём "опрос-итог"]  {4 мин}
Пока члены жюри проверяют последний тур, считают общее число баллов, заработанное каждой командой игроков за игру, определяют призовые места и ставят оценки каждой из командных групп, ведущий учитель просит каждого обучающегося взять со стола рефлексивные карточки, заполнить и сдать ему их после занятия.
Обучающиеся внимательно слушают учителя и заполняют рефлексивные карточки (смотрите приложение 5). 
V.Домашнее задание[Методический приём "беседа"]  {1 мин}
Учитель задаёт домашнее задание написать мини-сочинение по теме: "Каждый из нас в силах изменить"
Обучающиеся внимательно слушают учителя и записывают домашнее задание. 
VI.Подведение итогов.  {1 мин}
Кто-нибудь из членов жюри озвучивает призовые места командных групп, называет общее число баллов, набранное каждой из командных групп, и оценки каждому из игроков данной командной группы.
Ведущий учитель благодарит обучающихся за работу на занятии, членов жюри за помощь при проведении занятия и прощается с классом.
Обучающиеся сдают учителю рефлексивные листы-карточки. 
Оценка результатов.
Результаты работы детей на занятии-игре оцениваются учителем (смотрите описание оценивания в приложении 1 после итоговой таблицы результативности занятия-игры). 
Опыт апробации разработки.
Представленная методическая разработка апробирована в реальном учебном процессе с 2 группами школьников 7 класса и их родителями 21 мая 2018 года (смотрите фотографии в приложении 4). На всём протяжении занятия команды обучающихся и их родителей ожидали заданий по различным турам игры, в которых им пришлось проявить не только свои знания, но и смекалку, творчество, умение работать вместе в команде. 
Эффективность методической разработки. 
Для того, чтобы обучающиеся продуктивно и деятельно работали на уроках биологии, были заинтересованы в изучении этого предмета, воспитывали в себе хотя бы некоторые черты интеллектуалов, развивали коммуникабельность, ориентировались в вопросах биологических и экологических понятий, процессов и тому подобного, необходимо проводить  систематически на протяжении учебного года в учебном процессе интеллектуальные игры. В таких играх  интеграция знании обучающихся осуществляется за счёт комплексного использования материала различных областей знаний (биологии, экологии, химии, истории, медицины, географии) и активного поиска новой информации.
Материалы, подтверждающие эффективность настоящей методической разработки, представлены в приложении 2 (это составленные методические разработки внеклассных мероприятий, которые были проведены с детьми в 2014 – 2015, 2015 – 2016, 2016 – 2017 учебных годах). 
 
Заключение 
Основные выводы по теме разработки.
Через игру и в игре постепенно готовится сознание ребёнка к предстоящим изменениям условий жизни, отношений со сверстниками и взрослыми, формируются качества личности, необходимые будущему школьнику. В игре формируются такие качества, как самостоятельность, инициативность, организованность, развиваются творческие способности, умение работать коллективно. Игра вызывает у школьника живой интерес к предмету, позволяет развивать индивидуальные особенности каждого обучающегося, воспитывает познавательную активность и способствует повышению уровня успеваемости детей: они легко переносят усвоенный опыт в новые ситуации. Так же мы хотим отметить, что игра помогает сдружиться классу, учит оказывать взаимопомощь, поддержку: ребёнок может не бояться быть отвергнутым, так как, если работает команда, то место в ней, для достижения высокого результата, найдется всем. 
Рекомендации автора по использованию методической разработки.
Интеллектуальная игра по биологии "Растительный и животный мир заказника «Западный Котлин»" представляет собой сборник комплектов проверочных заданий по биологии, составленных в виде разнообразных тестов и индивидуальных заданий (с возможностью работать с биологическими объектами как с объектами культуры). Методическая разработка носит практический характер и может быть использована педагогами для работы с детьми среднего и старшего звена для ознакомления обучающихся с основами экологической культуры, приобщению к историческому наследию и сохранению природоохранных объектов. Интеллектуальная игра может быть применима не только к условиям заказника "Западный Котлин", но и к другим ООПТ с небольшими изменениями некоторых исторических фактов и экологических объектов. В данной игре все задания универсальны и не требуют специальной подготовки детей.
При формировании команд игроков для участия в игре нужно учитывать разновозрастной состав детей и различные уровни их подготовки (в каждой команде игроков должны быть участники разного возраста и уровня подготовки при условии смешанных групп по возрасту их участников).
Настоящая методическая разработка предназначена учителям биологии для организации внеклассной работы, при проведении предметных недель, может быть полезна организаторам детского досуга. Коллеги могут использовать в своей работе какую-то часть предложенного занятия, уже ориентируясь на свои цели и задачи и уровень подготовки детей. 
 
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1). Балабанова В.В.  Предметные недели в школе: биология, экология, здоровый образ жизни. – Волгоград: Учитель, 2015. – 186 с.
2). Васильева Л.С.  В союзе с природой. Экологические игры-занятия с детьми. – М.: Илекса, Ставрополь: Сервисшкола, 2013. – 320 с, илл.
3). Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В.  Учим детей мыслить критически. – Санкт-Петербург: "Альянс Дельта", 2016. – 138 с., илл.
4). Зак А.З.  Развитие интеллектуальных способностей у детей. – М.: Новая школа, 2015. – 116 с.
5). Захаров В.Б., Сонин Н.И.  Биология: 7 класс. Многообразие живых организмов. Учебник для общеобразовательных учреждений. – 4-е издание, стереотипное. – М.: Дрофа, 2016. –  256 с., илл.
6). Касаткина Н.А.  Биология: 6 – 7 классы: Нестандартные уроки и внеклассные  мероприятия. – Волгоград: Учитель, 2015. – 228 с, илл.
7). Кельбас Р.В.  Воспитание экологического сознания обучающихся посредством включения их в интеллектуальные игры. – М.: Педагогика, 2014. – 104 с., илл.
8). Материалы комплексного экологического обследования планируемой к организации особо охраняемой природной те

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»