Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Методическая разработка внеклассного мероприятия для параллели четвёртых классов

Я иду за музыкой Шопена

Шипова Галина Борисовна,
педагог-организатор ГБОУ лицея № 384
Кировского района Санкт-Петербурга
 
Цель мероприятия: обобщить представления о творчестве Ф.Шопена, полученные на уроках музыки  и дополнительных занятиях.
Задачи:
создать предпосылки к пониманию стиля музыки Шопена, его важных слагаемых элементов;
через коммуникацию со сверстниками повысить рейтинг собственной музыкальной деятельности;
создать условия для выработки личностного отношения к  классической музыке.
Видеоматериалы:
документальный фильм из серии «По следам великих композиторов» Ф.Шопен ((In the Footsteps of Chopin, 2007, Франция).  Авторы: Ал. Дуалт, В. Экспозито;
документальный фильм из серии «Энциклопедия»  (Encyclopedia Channel) 2006-2008.  Серия №264 Ф.Шопен;
мультипликационный фильм из серии «Сказки старого пианино. Ф Шопен» (2014).  Автор идеи проекта, сценарист и продюсер — И. Марголина, режиссёр серии о Ф.Шопене И. Кодюкова.
Сценарий мероприятия.
1.Вводная часть. Вступительное слово ведущего педагога: сегодня у нас необычная встреча – мы собрались, чтобы собственным исполнением музыки  выразить отношение к творчеству великого польского композитора Фридерика Шопена. Каждому из вас я желаю проникнуться теми чувствами, о которых высоким поэтическим слогом рассказала белорусская поэтесса Э.С.Огнецвет в своём стихотворение «Мелодии Шопена».
Я иду за музыкой Шопена,
Открываюсь радости сама:
Плещут искры Вислы белопенной,
И мазуркой взвихрена корчма.
В чёрно-белых клавишах рояля
Есть волынки, скрипки, контрабас,
Разом загудели, заиграли -
И кого же не подхватит пляс!
(………………………………….)
И в Париже шумном, и в Ноане
Снилась Польша, звон её лугов.
Он бы вёрсты отсчитал ногами
До родных зелёных берегов.
Только бы крестьянскую, простую
Песенку влюблённых подстеречь,
Только бы услышать дорогую
Польскую взволнованную речь.
2.В произведениях  Шопена, подобно творчеству П.И. Чайковского, мы можем услышать звуки природы, почувствовать её красоту через мелодическое обаяние произведений Шопена. Эти особенности музыки Ф. Шопен полюбил и перенял от  народных польских песен. Одна из них, очень известная, сейчас прозвучит в исполнение ансамбля четвёртого класса. Своё название песня получила по имени главной польской реки – «Висла».  Это – популярная в нашей стране детская мелодия, привлекающая яркостью сопоставлений повторов – «эхо» и мелодическими «переливами» мажорной и минорной окраски.
3.Вы увидите фрагменты документальных фильмов, которые представят интересные факты детских лет Ф.Шопена. (Документальное кино о детских годах Шопена переносят нас на родину композитора, в Желязову Волю нашего времени, где в парке, окружающем дом-музей  Шопенов, мы слушаем доносящиеся из открытых дверей звуки знаменитого полонеза ля-мажор. Далее, вместе с посетителями дома-музея мы «отправляемся» на праздник в народных традициях, где звучат польские народные инструменты и танцуют польскую народную мазурку. Искусство мультипликации помогает нам увидеть первое выступление юного Фридерика, а сотрудники музея в Варшаве бережно демонстрируют школьные тетради Шопена, его первые поздравительные открытки).
4.Впечатления от польской народной музыки композитор сделал основой своего фортепианного творчества, сочинив большое количество танцев в народных  ритмах, среди них – свыше 50 мазурок. Знаменитая современница, с которой Ф.Шопен нередко участвовал в концертах, французская певица Полина Виардо, создала обработку мазурки ля-минор для пения. Сейчас мы услышим это оригинальное произведение со словами С.Болотина. Его исполнит сводный хор 2-х четвёртых классов (мелодия, адаптированная для детских голосов).
5.Одно из самых знаменитых произведений Ф.Шопена для фортепиано, заставившее немецкого композитора и критика Р.Шумана сравнить музыку польского современника с «пушками, прикрытыми цветами» - «Революционный» этюд. Своей музыкой Ф.Шопен отстаивал и защищал  польскую национальную культуру.
Мы посмотрим видеофрагменты о том, как музыка Шопена участвовала в борьбе за независимость Польши (просмотр фильма о времени создания «Революционного» этюда  и роли музыки Ф.Шопена в годы оккупации Польши фашистской Германией. В почти полностью разрушенной Варшаве музыка Шопена стала гимном политического сопротивления).
6.Ансамблем 4-го класса исполняется песня Ф.Шопена «Воин» (сл. С.Витвицкого, пер. Вс.Рождественского). Несмотря на определённые трудности в  исполнение песни, предназначенной для взрослого певца, музыка Шопена очень понравилась ребятам.  Её  мелодия заражает  своей энергией, чувством нетерпеливого ожидания боя, увлекает стремительным характером движения.   
7.Важным событием в жизни Шопена стало знакомство с французской писательницей Жорж Санд (творческий псевдоним Авроры Дюдеван). Общение в семейном кругу доставило композитору немало приятных и весёлых моментов. Например, во время игр с маленькой собачкой Авроры родилась мелодия вальса, получившего название «Вальс маленькой собачки» (звучит фрагмент записи). Просмотр видеоблока документального и мультипликационного фрагментов, рассказывающих о домашних праздниках в Ноане.
В исполнение ансамбля четвёртого класса звучит  популярная песня Ф.Шопена «Желание» (слова Витвицкого).
8.Заключительная часть. Жизнь Шопена была короткой, но очень плодотворной. Объём его творческого наследия велик, несмотря на верность единственному инструменту – фортепиано, которому он отдал свою любовь с раннего детства. Кадры документального фильма представят нам место траурной церемонии в день смерти  Ф.Шопена – церковь Святой Марии Магдалины в Париже, но сердце композитора тайно перевезут в Польшу, Варшаву. После фильма учащиеся услышат в исполнение педагога прелюдию си-минор Шопена, звучавшую на похоронах композитора.
Заключительное слово ведущего педагога
В конце нашей встречи прозвучали печальные мелодии, но свет их красоты, мощный заряд духовной энергии, который они не растратили за время, прошедшее после ухода композитора, всегда оставляет ощущение личного общения с живым творцом.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»