Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Воспитание нравственных ценностей современного офицера средством профориентации

  Гумматов Насиб Габиб оглы
Ценностное отношение к тому или иному явлению окружающей действительности определяет степень его важности для жизни человека и по своей сути является субъективной стороной взаимодействия человека с действительностью.
Ценностное отношение имеет трёхкомпонентную структуру (когнитивный, эмоциональный, поведенческий компоненты), четыре уровня развития (начальный, конкретно-эмоциональный, конкретно-личностный, собственно-духовный), формируется при усвоении социального опыта, проявляется в целях, идеалах, убеждениях, интересах человека, ориентирует его поведение [1].
Становление ценностного отношения подростка происходит в процессе его социализации и воспитания. В подростковом возрасте (13-16 лет) нормативная регуляция уступает место ценностной регуляции поведения. Интернализация ценностей подростком происходит в процессе деятельности. При этом эмоциональный фон играет важную регулирующую роль. Интернализованные ценности проявляются в ценностных установках, т.е. осознании внутренней позиции и готовности к деятельности в соответствии с этими ценностями, и ценностных ориентациях, т.е. системе устойчивых отношений к окружающему миру и самому себе [2].
Самоактуализации, т.е. выработке индивидуального стиля деятельности подростка, способствует его самоопределение. Средствами для этого выступают выбор будущей профессии и выбор социальной роли [3]. Поэтому, в образовании современного подростка важен процесс становления его ценностных отношений, вхождения в какую-либо социальную общность. Этот процесс имеет две стадии. На первой у подростка вырабатывается комплекс стойких реакций на представителей социальной группы, на второй – формируются представления о своей социальной ценности. Критериями самооценки служат мнения представителей референтной группы. Результатом самоопределения подростка является его ценностно-смысловая сфера, которая образуется в процессе понимания того, что является значимым для других, эмоционально принято и осознано, т.е. наделено собственным смыслом.
Известно, что именно работа позволяет человеку чувствовать себя полноценным членом общества. Профессиональное самоопределение и самореализация служат причиной успеха или неуспеха человека на жизненном пути. Поэтому обращение к проблеме профессиональной ориентации и подготовки юношества к трудовой деятельности является одним из основных направлений любого образовательного процесса. Профессиональную ориентацию можно рассматривать как этап подготовки личности к будущей профессиональной деятельности.
Важным моментом профессиональной ориентации является целостный процесс изучения, формирования, развития и коррекции профессионального становления личности.[4] .
Выделяются следующие цели профориентации:
- обеспечения социальных гарантий в сфере свободного выбора профессии, формы занятости и путей самореализации личности в условиях рыночных отношений;
- достижения сбалансированности между профессиональными интересами человека, его психофизиологическими особенностями и возможностями рынка труда;
- прогнозирования профессиональной успешности в какой-либо сфере трудовой деятельности;
- содействия непрерывному росту профессионализма личности как важнейшего условия ее удовлетворенности трудом и собственным социальным статусом, реализации индивидуального потенциала, формирования здорового образа жизни и достойного благосостояния.
Профессиональная ориентация осуществляется, как уже было сказано, в следующих направлениях: профессиональное просвещение, т.е. предоставление молодежи информации о различных профессиях, о потребностях рынка труда в кадрах, психофизиологических требованиях профессии, способах получения образования для той или иной профессии и т.п., данное направление включает в себя профпропаганду (формирование у молодежи интереса к определенным видам труда изходя из потребностей предприятия, разъяснение престижности рабочих профессий, воспитание у молодежи чувства уважения к этим профессиям), профинформирование и профагитацию. Профессиональное просвещение может проводиться как во время уроков, так и внеурочное время; профконсультация – это система оказания действенной помощи в трудовом самоопределении учащихся, основанная на изучении личности. Профконсультация может проводиться при помощи беседы, тестирования, анкетирования.
На практике система профориентации в РФ включает в себя совместные мероприятия учебных заведений, служб занятости, организаций и т.п. или сложившуюся сеть органов и организаций, занимающихся профориентацией.
Таким образом, профессиональная ориентация молодежи – целостная система мер, включающая в себя формирование нравственных качеств и развитие профессиоведческой компетенции, обеспечение психологически компетентного сопровождения профессиональной жизни человека.
 
 
Литература
  1. Якунин В.А. Педагогическая психология: Учебное пособие. – СПб.: Издательство Михайлова В.А., 2000. – 349с.
  2. Кон И.С. Ребенок и общество: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: «Академия», 2003.- 336с.
  3.  Батаршев А.В. Базовые психологические свойства и профессиональное самоопределение личности: Практическое руководство по психологической диагностике. – СПб.: «Речь», 2005. – 208с.
  4. Бархаев Б.П. Педагогические технологии воспитания и развития //Школьные технологии. - 1998. - № 1, № 4; 1997. – № 4.
 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»