Актуальность и оригинальность замысла
внеурочного учебного занятия
Холодцова Оксана Геннадьевна
Великий педагог Ян Амос Коменский сравнивал жизнь человека с жизнью дерева. Он писал: «Дерево также нуждается в испарении и частом освежении при помощи ветров, дождей, холодов, иначе оно легко слабеет и вянет. Точно так же человеческому телу необходимы вообще сильные движения, деятельность и серьезные упражнения». Уроки физической культуры в школе – это уроки движения. Привычно думать, что это движение тела, но нельзя сегодня забывать о важной роли, которую играют уроки физкультуры в нравственном становлении личности. Деятельность тела тесно связана с деятельностью души.Сегодня учитель физкультуры должен учитывать, что необходимо расширить межпредметные связи. Планировать учебный материал так, чтобы решать задачу формирования целостного мировоззрения учащихся, уважительного отношения к окружающим, проявление культуры взаимодействия, терпения в достижении общих целей при совместной деятельности не только на уроке, но и на внеурочных занятиях и в обычной жизни. Решить задачу формирования целостной картины мира, а также культуры взаимодействия поможет игра.
С одной стороны это и волейбол, и баскетбол. Знакомство с правилами организации игры и соревнований по этим видам спорта позволяют учителю развивать основные физические качества и повышать функциональные возможности организма и воспитывать положительные качества личности, умение взаимодействовать и сотрудничать в учебной и соревновательной деятельности.
Культура взаимодействия тесно связана с культурой общения. В игре ребенок учится подчиняться правилам, преодолевать горечь поражения, учится радоваться успеху, победе противника.
Веками игра сопровождала человека с раннего детства. Учила преодолевать трудности и выстраивать отношения в коллективе. Использование народных игр на внеклассных мероприятиях – это путь формирования культуры оптимизма и приобщения к национальной культуре.
Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; самореализовать себя как личность любящую свою Родину, свой народ и все что связано с народной культурой: считалки, народные игры, в которые дети очень любят играть.
Радость движения сочетается с духовным обогащением учащихся. Формируя у них устойчивое отношение к культуре родной страны, создаем эмоционально-положительную основу для развития чувств.
Игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания детей разного возраста. Игра – это школа воспитания. В ней свои «учебные предметы». Одни из них развивают у детей ловкость, меткость, быстроту и силу; другие учат премудростям жизни, добру и справедливости, чести и порядочности, любви и долгу. Игра формирует высокую нравственность.
Детская игра «Пень»
Дети взбираются на новые избы, имеющие один только потолок, или на другое какое-либо здание с одним потолком. Вскарабкавшись по лестнице, становятся четверо по углам, а пятый, став посредине, прыгает на обеих ногах и поет: "Пень, пень, дай конопель.
Трошку, горошку,
Масла с ложку"
При последнем слове все меняются местами, пень же старается захватить чье бы то ни было место, потерявший же его играет пня. Игра продолжается, пока она не наскучит; но кто остался в последний раз пнем, тот долго носит это название. Игра в «пень» — это одна из детских шалостей.
Игра "Квинта"
Игра популярна в Литве. Играют пять человек. На земле или в спортзале вычерчивают квадрат со стороной 10 м. Четверо игроков становятся по его углам. В центре вычерчивают круг диаметром 1,5 м, куда становится пятый игрок, кого и зовут квинта. Четверка игроков кидает в него мячом, а квинта пытается увернуться от ударов. Квинта прыгает, нагибается, отскакивает в сторону, иногда даже ложится, но только в пределах круга. Когда мяч его настигает, в центр становится попавший в квинту — самый меткий. Игроки, стоящие по углам, стараются поймать мяч, чтобы не дать времени квинте приготовиться к новому броску. Игра динамична, проходит в высоком темпе, требует необычайной ловкости, быстроты реакции, прыгучести и собранности.
Игра «Платочек»
В эту игру играют во всех странах, поэтому игра имеет разные названия и варианты. Например, в Калмыкии проводится под названием «Серебряный пояс».
Для игры требуется платочек или небольшой предмет (шапка, мячик).
Все, за исключением водящего, становятся в тесный круг, руки кладут за спину. Водящий с платочком в руках ходит за кругом и, выбрав себе игрока, кладет ему в руки платочек, после чего бежит по кругу. Получивший платочек бежит за ним, стараясь догнать его и дотронуться до него платочком. Если догонит, то водящий берет у него платочек и продолжает водить. Если не догонит, они меняются ролями.
Игра «Лебедь, рак и щука»
Перетягивание каната в три стороны.
Игра «Пузырь»
Все играющие берутся за руки. По команде ведущего под слова, круг начинает растягиваться до тех пор, пока кто-либо из игроков расцепит руки. Двое расцепившихся встают в центр круга.
Выбор игр на внеурочных занятиях можно соотнести с календарным годом, народными обычаями и обрядами.
В среднем звене можно организовать проектную деятельность учащихся с учетом их возрастных особенностей. Каждая группа готовит проекты по темам:
«Осенние народные игры и обычаи»
«Зимние народные игры и обычаи»
«Весенние народные игры и обычаи»
«Летние народные игры и обычаи»
Далее учащиеся защищают проекты и готовят для других классов подвижную игру. Цель: научить сверстников играть в нее, не нарушая правил. Разве это не способ формирования коммуникативной компетенции?
Игра – школа воспитания чувств и эмоций. Эмоций положительных, радостных, которые и формируют культуру оптимистического отношения к миру. К тем, кто тебя окружает. Воспитание любви к игре честной и справедливой ведет к объединению детского школьного коллектива.
Формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры, — главная цель развития отечественной системы образования. Приобщение к культуре национальной развивает и коммуникативную культуру. Знакомясь с новой игрой, ученик должен владеть культурой речи, чтобы вести диалог, проявляя уважение к собеседникам. А также владеть умением компромиссы при принятии решений, обсуждать внесение изменений в правила игры и результаты совместной деятельности.
Еще в 18 веке мыслители обратили внимание на то, что человек – это «общественное животное», он не может без общения. Формирование культуры общения – одна из важнейших задач школьного образования. Каждый предмет – часть огромного целого в формировании ученика.