Методическая разработка проведения
лицейского бала по мотивам произведений
А.С.Пушкина, Л.Н.Толстого для 10-11 классов
А.С.Пушкина, Л.Н.Толстого для 10-11 классов
Какая радость! Будет бал!
Романова Наталия Алексеевна,
заместитель директора по ВР,
педагог дополнительного образования
ГБОУ лицей № 387 имени Н.В.Белоусова
Кировского района Санкт-Петербурга
заместитель директора по ВР,
педагог дополнительного образования
ГБОУ лицей № 387 имени Н.В.Белоусова
Кировского района Санкт-Петербурга
Цель:
- Способствовать духовно-нравственному воспитанию и образовательному росту участников бала.
- Расширить литературный кругозор учащихся.
- Привлечь учащихся к лучшим образцам русской художественной литературы
- Формировать положительные межличностные отношения между учащимися, навыки общения и навыки групповой работы
- Раскрывать творческий потенциал, развивать способности и таланты детей.
- Обогатить знания о классической музыке, композиторах
- Формировать речевую культуру учащихся через выразительное чтение поэтических и прозаических текстов.
- Показать красоту танцев, исполняемых на балах, приобщить учащихся к прекрасному через знакомство с лучшими классическими произведениями русской музыкальной культуры.
- аудиоаппаратура;
- ноутбук;
- звукозаписи;
- реквизит
Действующие лица.
Ведущий 1
Ведущий 2
Распорядитель бала
А.С.Пушкин
А.А.Дельвиг
Татьяна Ларина
Ольга Ларина
Евгений Онегин
Владимир Ленский
Секундант
Томский
Лиза
Германн
Призрак графини
Старуха
Чекалинский
Нарумов
Наташа Ростова
Андрей Болконский
Пьер Безухов
Гости бала
Под музыку гости и учащиеся занимают свои места.
Распорядитель бала выкрикивает имена прибывающих гостей.
- Герцогиня ____________________, граф ______________________.
- Княгиня __________________________________________ с детьми.
- Графиня _____________________________________ с дочерями и сыновьями.
- Баронесса ________________________________________ с племянниками.
И т.д.
Звучат фанфары. Выходят ведущие.
Ведущий1. Я свечи зажигаю и молчу,
И смотрит мне в глаза волшебник – вечер,
Рукою тьмы притронувшись к плечу.
Впервые бала зажигаю свечи.
Ведущий 2. От танца к танцу по невидимой дороге
От кринолинов и корсетов до шелков,
Скользим сквозь время, сквозь великую эпоху,
Где танцы появлялись вновь и вновь.
Ведущий1 Сегодня в праздник нашего лицея
Мы времени прокрутим оборот,
И окунемся в атмосферу бала,
Где встреча нас с литературой ждет.
Ведущий 2 Ах, сколько на балах
Всего бывало. Трагедий, карточных долгов,
Интриг любовных, игр, дуэлей,
Романов тайных и стихов.
Ведущий 1 Так вот оно, начало бала,
Когда сквозь времени порез,
Колонна пар затрепетала,
С балкона грянул Полонез!
Распорядитель бала. Я приглашаю всех на полонез.
10-11 классы танцуют ПОЛОНЕЗ.
После полонеза все расходятся на свои места.
Распорядитель бала объявляет.
- Его сиятельство, Александр Сергеевич Пушкин и барон Антон Антонович Дельвиг.
В зал входит Пушкин. К нему на встречу идет А.Дельвиг
Дельвиг. Друг Пушкин!
Пушкин. Дельвиг, друг!
Дельвиг. Как я встрече рад!
Припомним юности уклад,
Наши лицейские года
И братство верные всегда!
Что твой Онегин?
Пушкин. Славный малый.
Повеса, дуэлянт удалый.
Все разъезжал он по балам,
Смущая там прелестных дам.
Сейчас, в одной деревне он,
Проводит время.
Сцена 10 тех. класса. По мотивам «Евгения Онегина»
Звучит музыка. Появляется Татьяна. Выходит на сцену.
Татьяна, держа в руке письмо произносит:
Я к вам пишу — чего же боле?
Что я могу еще сказать?
Теперь, я знаю, в вашей воле
Меня презреньем наказать.
Но вы, к моей несчастной доле
Хоть каплю жалости храня,
Вы не оставите меня.
Сначала я молчать хотела;
Поверьте: моего стыда
Вы не узнали б никогда,
Когда б надежду я имела
Хоть редко, хоть в неделю раз
В деревне нашей видеть вас,
Чтоб только слышать ваши речи,
Вам слово молвить, и потом
Все думать, думать об одном
И день и ночь до новой встречи.
Но, говорят, вы нелюдим;
В глуши, в деревне все вам скучно,
А мы... ничем мы не блестим,
Хоть вам и рады простодушно.
Пушкин.
Когда б он знал, какая рана
Моей Татьяны сердце жгла!
Когда бы ведала Татьяна,
Когда бы знать она могла,
Что завтра Ленский и Евгений
Заспорят о могильной сени;
Ах, может быть, ее любовь
Друзей соединила б вновь!
Под музыку вальса выходят Онегин и Ольга. Танцуют.
Выходит Ленский, смотрит на танцующую пару, ревнует.
Ленский. Возможно ль? Чуть лишь из пеленок,
Кокетка, ветреный ребенок!
Уж хитрость ведает она,
Уж изменять научена!
Бросает Онегину перчатку со словами:
Пистолетов пара,
Две пули — больше ничего —
Вдруг разрешат судьбу его.
Онегину и Ленскому подносят два пистолета. Они их берут, расходятся.
Секундант (тот, кто поднес пистолеты)- «Теперь сходитесь».
Звучит музыка.
Пушкин читает слова. Онегин с Ленским действуют по словам.
Пушкин. Хладнокровно,
Еще не целя, два врага
Походкой твердой, тихо, ровно
Четыре перешли шага,
Четыре смертные ступени.
Свой пистолет тогда Евгений,
Не преставая наступать,
Стал первый тихо подымать.
Вот пять шагов еще ступили,
И Ленский, жмуря левый глаз,
Стал также целить — но как раз
Онегин выстрелил... Пробили
Часы урочные: поэт
Роняет молча пистолет…
Все застывают. На первый план выходят Пушкин и Дельвиг.
Пушкин, обращаясь к Дельвигу. Что ж, друг, изволь.
Здесь всем урок,
Никто не знает, в какой срок
Судьба отпустит свой курок.
Чужими чувствами играя,
Не стоит только забывать,
Что жизнь все любит возвращать.
Пушкин с Дельвигом и все герои встают к гостям. Выходят ведущие.
Ведущий 1. Друзья, встречайте.
Знаменитая пианистка из Европы.
Исполняет Ф.Шопен. Вальс.
Ведущий 2. Забавы ради, мой дружок
Мы поиграем в Ручеек.
Распорядитель бала. Приглашаем всех желающих парами встать друг за другом.
Игра «Ручеек»
После игры все возвращаются на свои места.
Ведущий 1. Балы, красавицы, лакеи, юнкера…
То была дивная пора,
Но как в любые времена
Бурных страстей была полна.
Кто-то мечтал о бренной славе,
Кто-то мечтал служить державе.
Другой - о власти и чинах,
Чтоб непременно в орденах.
Но всех сильней было желанье разбогатеть,
И чтоб владеть и умножать, и расточать, и покорять,
Но только где же деньги взять?
Графиня старая откроет свой секрет,
Хотя дала она обет.
Но помнить Германн должен быть запрет:
Три карты не играют к ряду,
Он может потерять, что выиграл и сразу.
Сцена 10 ест. По мотивам «Пиковой дамы»
Звучит ВАЛЬС-МАЗУРКА. Выходят танцующие ее пары.
После танца остаются Томский, Германн, Лиза.
Лиза, обращаясь к Томскому. Кто ж этот замечательный человек?
Томский. Его зовут Германном. Этот Германн лицо истинно романтическое: у него профиль Наполеона, а душа Мефистофеля. Я думаю, что на его совести, по крайней мере, три злодейства.
Оставляет Лизу, идет к карточному столу.
Томский, подходя к карточному столу. Не могу постигнуть, каким образом бабушка моя не понтирует, ведь она знает тайну, за которую всякий из нас дорого бы дал…
Германн. Как! У тебя есть бабушка, которая угадывает три карты сряду, а ты до сих пор не перенял у ней ее кабалистики?
Томский. Да. Черта с два! У ней было четверо сыновей, в том числе и мой отец, и ни одному не открыла она своей тайны.
Лиза, Томский уходят. Германн остается на сцене.
Звучит музыка. На сцену выходит Призрак графини.
Графиня, обращаясь к Германну. Я пришла к тебе против своей воли, но мне велено исполнить твою просьбу. Тройка, семерка и туз выиграют тебе сряду, - но с тем, чтобы во всю жизнь уже после не играл. Прощаю тебе мою смерть, с тем чтобы ты женился на моей воспитаннице Лизавете Ивановне…
Разворачивается и уходит.
К карточному столу подходят и садятся за стол: Чекалинский, Нарумов, Германн, ребята, участвующие в танцевальном номере «Три карты»
Германн. Позвольте поставить карту?
Чекалинский. — Сколько-с?— извините-с, я не разгляжу.
Германн. Сорок семь тысяч.
Чекалинский. Позвольте заметить вам, что игра ваша сильна: никто более двухсот семидесяти пяти семпелем здесь еще не ставил.
Германн. Что ж, бьете вы мою карту или нет?
Чекалинский стал метать. Раскладывает карты.
Германн. Выиграла!
Чекалинский снова мечет карты. Раскладывает карты.
Германн открывает семерку.
Германн. Выиграла!
Чекалинский снова мечет карты, руки его трясутся. Раскладывает карты.
Германн. Туз выиграл!
Чекалинский. Дама ваша убита!
Германн. (кричит с ужасом) Старуха!
Герои застывают на местах. Танцевальный номер на музыка из к/ф «Свадьба Кречинского»
После номера уходят на свои места.
Ведущий1. После бала, когда гости расходятся, случается нередко так, что слуги находят множество потерянных вещей, так, например, один из королей долго разыскивал девушку, которая потеряла на балу туфельку.
Ведущий 2. Мы хотели бы узнать, кому принадлежат потерянные вещи.
Ведущие по очереди. За правильный ответ отдают угаданные вещи (перо, букетик фиалок и т.д.)
• это перо принадлежит дворянину, который учился и в России, и в Германии, танцевал на балу с дочерью Пушкина, очень любил русскую природу и охоту. (Тургенев)
• эта литературная героиня жила в деревне, после трагической гибели жениха вышла замуж достаточно быстро, а это её кукла. (Ольга Ларина)
• букетик фиалок… он стал поводом для встречи двух молодых людей, но их любовь была несчастной. («Бедная Лиза»)
• Это книга Вольтера, её привез из-за границы один молодой дворянин, он три года путешествовал за границей, а потом вернулся в Москву устраивать свои личные дела. (Чацкий)
Этот предмет мадмуазель уронила в речку и долго страдала, стараясь его оттуда достать (Мячик Тани. А.Барто).
• А это сундучок. Его возил за собой один очень известный дворянин, он работал и на строительстве казенных зданий, и на таможне, правда, потом оказалось, что он известный аферист, однако он чуть не женился на губернаторской дочке, но один изрядно подвыпивший помещик, приехав на бал и увидев мошенника, разоблачил его. (Чичиков)
• Этот пистолет… наверно, хозяину было не очень приятно вспоминать о нем, ведь он убил из него на дуэли друга… (Онегин)
• Это толстая тетрадь.. в ней какие-то записки.. По-моему, это записки офицера…Как же его звали? (Печорин)
Ведущий 1 Я помню вальса звук прелестный
Весенней ночью в поздний час
Его пел голос неизвестный,
И песня чудная лилась.
Ведущий 2. Да, то был вальс прелестный, томный,
Да, то был дивный вальс.
Сцена 11 тех. по мотивам романа «Война и мир».
Звучит музыка. Выходит Наташа Ростова.
Ростова. Неужели так никто не подойдет ко мне, неужели я не буду танцевать, неужели меня не заметят все эти мужчины, которые теперь, кажется, и не видят меня, а ежели смотрят на меня, то смотрят с таким выражением, как будто говорят: «А! это не она, так и нечего смотреть!». Нет, этого не может быть! Они должны знать, как мне хочется танцевать, как я отлично танцую и как им весело будет танцевать со мною.
Пьер Безухов подходит к Андрею Болконскому.
Безухов, обращаясь к Болконскому. Вы всегда танцуете. Тут есть моя протеже, Ростова молодая, пригласите ее.
Болконский идет к Наташе Ростовой.
Болконский. Разрешите пригласить вас на тур вальса.
Танцуют вальс.
Распорядитель бала. Дамы и господа. Приглашаю вас на вальс.
Все танцуют заключительный вальс. Сначала 10-е классы, затем 11 тех. Возвращаются на свои места.
Вед.1. Дамы и господа, сейчас каждый из Вас получит записку с пожеланием. Оно обязательно сбудется, стоит только в него поверить.
В зал выносят поднос с записками, на каждой записке должно быть написано пожелание, например: «Выбрав дорогу, не сворачивай!», «Загляни к себе в душу, спроси своё сердце!», «Верь в себя, ведь для того, кто верит, нет ничего невозможного!», «Не забывай о себе!», «Помни, пущенная стрела не возвращается», «Найди счастье в дне сегодняшнем», «Знай, рассеются облака, покажется вершина», «Помни, как бы медленно ты ни двигался, главное - не останавливаться», «Зная меру, будешь иметь всего вдоволь».
Ведущие 1. Мы вспомнили великие творенья,
Считайте, как наказ, предупрежденье.
Пусть жизни бал кружит и манит.
Пусть только радость, счастье дарит.
Да будет так: улыбки, смех,
Соблазны прочь, нас ждет успех.
Окончен бал, погасли свечи.
Кареты ждут. До скорой встречи!