Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Информационно-коммуникационные технологии
в образовательном процессе

Горланова Елена Геннадьевна

     Мировое сообщество в последние годы образовало информационную сеть глобального масштаба на базе компьютерных коммуникаций, что определило принципиально новый уровень развития самого общества. В настоящее время основными процессами, которые определяют развитие всех сфер жизни, являются процессы информатизации и глобализации. Информационно-мультимедийные технологии – материальная основа этих процессов.

        Быстрое развитие информационно-мультимедийных технологий, характерное для конца XXв. – начала XIв., открывает новые возможности для процесса информатизации в сфере образования. Данный процесс предполагает использование возможностей информационных и коммуникационных технологий, методов и средств информатики для реализации идей развивающего обучения, интенсификации всех уровней учебно-воспитательного процесса, оптимизации методов обучения, повышения качества и эффективности обучения.

          В настоящее время большое внимание уделяют использованию информационных технологий в школе. Задача современной школы заключается не только в том, чтобы дать детям знания, но и в том, чтобы научить своих воспитанников искать их и осваивать самостоятельно. Умение обрабатывать информацию на сегодняшний день является весьма ценным достоянием.

     Информационно-коммуникационные технологии-  это технологии, позволяющие искать, обрабатывать и усваивать информацию из различных источников, в том числе и из Интернета, а также  использовать сам компьютер, различные программы.

          В настоящее время в образовательных учреждениях учителя широко применяют ИКТ-инструменты, которые могут быть использованы на всех этапах обучения. При этом для ребёнка они выполняют функции учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, игровой среды. В функции учителя компьютер представляет источник учебной информации (частично или полностью заменяющий учителя и книгу); наглядное пособие (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникаций); индивидуальное информационное пространство; тренажёр; средство диагностики и контроля.

        Применение информационно-коммуникационных технологий чаще всего основано на  использовании программ MicrosoftWord, MicrosoftOfficePowerPaint, MicrosoftOfficePublisher, которые стимулируют познавательную деятельность школьников через  участие ребенка в создании презентаций по новому материалу, подготовке докладов, самостоятельному изучению дополнительного материала; способствуют пониманию изучаемого материала через моделирование основных учебных ситуаций; визуализируют  учебный материал; повышают мотивацию учения школьников и закрепляют  интерес к изучаемому предмету; стимулируют воображение учащихся; способствуют развитию творческого подхода при выполнении учебных заданий.

      Информационные технологии сами по себе не осуществляют познавательной функции. Только при определённой системе применения ИКТ в процессе обучения школьников можно говорить о наличии информационной технологии обучения.

          Наилучшее запоминание и понимание учебного материала осуществляется при использовании разных каналов восприятия. Компьютерная техника, а в особенности интерактивная доска, даёт для этого массу возможностей, позволяя демонстрировать видео-, аудиофайлы без применения каких-то дополнительных устройств.

          Каждый год появляются новые и усовершенствованные ИКТ-инструменты, которыми могут воспользоваться все участники образовательного процесса. В 2015 году на одной из крупнейших европейских образовательных выставок была представлена маркерная доска нового поколения. Чтобы видеть записи на данной доске не обязательно находиться с нею даже в одном помещении. Достаточно отсканировать штрих-код на данном устройстве с помощью смартфона или открытьссылку на компьютере. Это позволит увидеть на экране смартфона или ПК всё происходящее на маркерной доске в режиме реального времени. Кроме того, всё, что обсуждалось во время встречи или урока, можно сохранить в несколько кликов. 

         Также к новинкам ИКТ этого года относится приложение, позволяющее преподавателю управлять процессом обучения из любой точки класса посредством iPad, а учащемуся взаимодействовать с интерактивным содержанием урока со своего личного устройства. Эти функции освобождают учителя от необходимости перелистывать страницы интерактивного урока, дают свободу перемещения по классу и позволяют привлечь к работе с интерактивной доской детей с ограниченными возможностями здоровья. 

      Ещё одной разработкой стало облачное приложение на платформе Google Cloud для работы с мобильных устройств. Оно позволяет организовать совместную деятельность учеников в пределах общего виртуального поля, а также получать от них обратную связь в ходе урока. Учащиеся могут выполнять задания как в классе, так и любом другом месте и в удобное для них время.

        Применение информационных технологий на уроках необходимо, и мотивировано это тем, что они позволяют эффективно организовать групповую и самостоятельную работу на уроке, позволяют индивидуализировать процесс обучения, способствуют совершенствованию практических умений и навыков учащихся, повышают интерес к урокам, активируют познавательную деятельность учащихся и  развивают творческий потенциал учащихся. Но не стоит забывать и об отрицательных  последствиях, в числе которых можно отметить ряд негативных факторов психолого-педагогического характера и влияние  на физиологическое состояние и здоровье обучаемого. Поэтому важно, чтобы педагог всегда учитывал санитарно-гигиенические нормы относительно применения данной технологии в образовательном процессе.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»