Информационно-коммуникационные технологии
в образовательном процессе
Горланова Елена Геннадьевна
Мировое сообщество в последние годы образовало информационную сеть глобального масштаба на базе компьютерных коммуникаций, что определило принципиально новый уровень развития самого общества. В настоящее время основными процессами, которые определяют развитие всех сфер жизни, являются процессы информатизации и глобализации. Информационно-мультимедийные технологии – материальная основа этих процессов.
Быстрое развитие информационно-мультимедийных технологий, характерное для конца XXв. – начала XIв., открывает новые возможности для процесса информатизации в сфере образования. Данный процесс предполагает использование возможностей информационных и коммуникационных технологий, методов и средств информатики для реализации идей развивающего обучения, интенсификации всех уровней учебно-воспитательного процесса, оптимизации методов обучения, повышения качества и эффективности обучения.
В настоящее время большое внимание уделяют использованию информационных технологий в школе. Задача современной школы заключается не только в том, чтобы дать детям знания, но и в том, чтобы научить своих воспитанников искать их и осваивать самостоятельно. Умение обрабатывать информацию на сегодняшний день является весьма ценным достоянием.
Информационно-коммуникационные технологии- это технологии, позволяющие искать, обрабатывать и усваивать информацию из различных источников, в том числе и из Интернета, а также использовать сам компьютер, различные программы.
В настоящее время в образовательных учреждениях учителя широко применяют ИКТ-инструменты, которые могут быть использованы на всех этапах обучения. При этом для ребёнка они выполняют функции учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, игровой среды. В функции учителя компьютер представляет источник учебной информации (частично или полностью заменяющий учителя и книгу); наглядное пособие (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникаций); индивидуальное информационное пространство; тренажёр; средство диагностики и контроля.
Применение информационно-коммуникационных технологий чаще всего основано на использовании программ MicrosoftWord, MicrosoftOfficePowerPaint, MicrosoftOfficePublisher, которые стимулируют познавательную деятельность школьников через участие ребенка в создании презентаций по новому материалу, подготовке докладов, самостоятельному изучению дополнительного материала; способствуют пониманию изучаемого материала через моделирование основных учебных ситуаций; визуализируют учебный материал; повышают мотивацию учения школьников и закрепляют интерес к изучаемому предмету; стимулируют воображение учащихся; способствуют развитию творческого подхода при выполнении учебных заданий.
Информационные технологии сами по себе не осуществляют познавательной функции. Только при определённой системе применения ИКТ в процессе обучения школьников можно говорить о наличии информационной технологии обучения.
Наилучшее запоминание и понимание учебного материала осуществляется при использовании разных каналов восприятия. Компьютерная техника, а в особенности интерактивная доска, даёт для этого массу возможностей, позволяя демонстрировать видео-, аудиофайлы без применения каких-то дополнительных устройств.
Каждый год появляются новые и усовершенствованные ИКТ-инструменты, которыми могут воспользоваться все участники образовательного процесса. В 2015 году на одной из крупнейших европейских образовательных выставок была представлена маркерная доска нового поколения. Чтобы видеть записи на данной доске не обязательно находиться с нею даже в одном помещении. Достаточно отсканировать штрих-код на данном устройстве с помощью смартфона или открытьссылку на компьютере. Это позволит увидеть на экране смартфона или ПК всё происходящее на маркерной доске в режиме реального времени. Кроме того, всё, что обсуждалось во время встречи или урока, можно сохранить в несколько кликов.
Также к новинкам ИКТ этого года относится приложение, позволяющее преподавателю управлять процессом обучения из любой точки класса посредством iPad, а учащемуся взаимодействовать с интерактивным содержанием урока со своего личного устройства. Эти функции освобождают учителя от необходимости перелистывать страницы интерактивного урока, дают свободу перемещения по классу и позволяют привлечь к работе с интерактивной доской детей с ограниченными возможностями здоровья.
Ещё одной разработкой стало облачное приложение на платформе Google Cloud для работы с мобильных устройств. Оно позволяет организовать совместную деятельность учеников в пределах общего виртуального поля, а также получать от них обратную связь в ходе урока. Учащиеся могут выполнять задания как в классе, так и любом другом месте и в удобное для них время.
Применение информационных технологий на уроках необходимо, и мотивировано это тем, что они позволяют эффективно организовать групповую и самостоятельную работу на уроке, позволяют индивидуализировать процесс обучения, способствуют совершенствованию практических умений и навыков учащихся, повышают интерес к урокам, активируют познавательную деятельность учащихся и развивают творческий потенциал учащихся. Но не стоит забывать и об отрицательных последствиях, в числе которых можно отметить ряд негативных факторов психолого-педагогического характера и влияние на физиологическое состояние и здоровье обучаемого. Поэтому важно, чтобы педагог всегда учитывал санитарно-гигиенические нормы относительно применения данной технологии в образовательном процессе.