Методическая разработка
Использование инновационной игровой технологии
в развитие математических представлений детей
младшего дошкольного возраста
Валова Виктория Юрьевна
воспитатель ГБДОУ №104
Невского района Санкт-Петербурга
I.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данный курс направлен на развитие математических представлений детей младшего дошкольного возраста и имеет дальний «прицел», то есть те знания и умения, которые формируются у детей в процессе обучения в данном курсе, являются базой для выполнения заданий в следующих возрастных группах.
Учитывая тот факт, что в настоящее время педагоги дошкольных учреждений активно внедряют в свою работу инновационные образовательные технологии, в данном курсе используется такая инновационная технология, как игровая.
Применение данной технологии обусловлено тем, что у детей младшего дошкольного возраста наглядно-действенное мышление, имеющее в своей основе развитуюсенсорику, реализующуюся во время действий ребенка с разнообразными предметами, а ведущей деятельностью младших дошкольников является игровая.
Именно поэтому использование инновационной игровой технологии является эффективным способом реализации задач по развитию математических представлений у детей младшего дошкольного возраста и полностью соответствует поставленной цели развития личности, реализуя тем самым государственные стандарты дошкольного образования.
В данном курсе инновационная игровая технология используется в качестве как самостоятельной образовательной технологии, так и в качестве непосредственной образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста и включает в себя достаточно обширную группу методов и приемов организации образовательного процесса в форме различных игр. Игровая технология построена как целостное образование и обхватывает ту часть образовательного процесса как развитие математических представлений младших дошкольников. В нее включены последовательно игры и игровые упражнения, направленные на развития зрительной и словестной памяти, на формирование концентрации и расширения объема внимания, на развитие восприятия и воображения, на формирование умения абстрагироваться, развитие умственных умений, таких как: обобщение, сериация, сравнение, анализа и синтеза, счета и количественных представлений.
В арсенале игровой технологии присутствуют игры, способствующие обогащению бытового словаря, связной речи, игры, развивающие наблюдательность, укрепляющие волю и развивающие вариативное мышление.
Так же в данном курсе используется игроваятехнология развивающих игр как часть общей инновационной игровой технологии. В нее включены игры, такие как: предметные развивающие игры Б.П. Никитина, логические блоки Дьенеша, счетные палочки Кюизенера и тому подобные. Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, рамок и вкладышей Монтессори. Развивающие игры, как элемент игровой технологии, дают возможность объединять один из основных принципов обучения «От простого к сложному» с очень важным принципом творческой деятельности самостоятельно по способностям. Используемые развивающие игры разнообразны по своему содержанию, они не терпят принуждения и в процессе образовательной деятельности создают атмосферу свободного и радостного творчества.
Каждая игра или игровое упражнение, являющиеся элементом инновационной игровой технологии, сами по себе имеют методическую, дидактическую и психологическую цели, но объединяя несколько игр в одну образовательную систему, что является необходимым критерием инновационной игровой технологии, я объединяю их одним содержанием, сюжетом и персонажем. Это дает возможность в данном курсе выйти на качественно новый уровень воздействия на детей в процессе образовательной деятельности. Одним словом, использование игровой технологии дает мне возможность так организовать процесс образовательной деятельности, что она представляет собой систему специально подобранных развивающих, дидактических, познавательных игр и упражнений, которые во всем своем разнообразии исходят из общей идеи, обладают характерными особенностями и строятся, в основном, на действии детей с разнообразными предметами. Это дает возможность детям приобрести свой опыт освоения математических премудростей.
Образовательная деятельность в форме игры в данном курсе интересна, занимательна, но не развлекательна. Игры, входящие в состав инновационной игровой технологии обладают существенным признаком - четко поставленной образовательной целью, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются познавательной направленностью. Игры, элементы, используемые в инновационной игровой технологии, придают образовательной задаче конкретный, актуальный смысл, что позволяет сделать более доступным решение сложных задач и способствует становлению осознанной, познавательной мотивацииу детей дошкольного возраста.
Реализация игровой технологии, в процессе образовательной деятельности, в данном курсе происходит по следующим основным направлениям: дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой ситуации, образовательная деятельность подчинена правилам игры, материалы используются в качестве её средства, а в образовательную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую, успешно выполненное задание связывается с игровым результатом.
Таким образом, использование игровой технологии на данном возрастном этапе, является введением детей в специально организованную ситуацию, которая образует в их восприятии ряд живых ассоциаций, имеющих в подтексте математическое содержание. Для реализации такого подхода структура инновационной игровой технологии, используемой в данном курсе, соответствует структуре инновационных образовательных технологий. Она обладает целеполаганием, планированием, реализацией цели, а так же анализом результатов, содержит четко обозначенную пошаговую систему игровых заданий и различных игр, что дает мне возможность уверенно сказать, что используя данную инновационную игровую технологию, я получаю гарантированный уровень усвоения детьми знаний по математическому развитию.
II.ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ
Цель: использование инновационной игровой технологии как метода и формы эффективной организации образовательной работы с детьми младшего дошкольного возраста по развитию математических представлений.
Основные задачи:
1.Обучение ребенка доступным ему видом моделирования и формирования на этой основе математических представлений ( «число», «величина», «геометрическая фигура»).
2.Формирование общих приемов умственной деятельности ( классификация, сравнение, обобщение, анализ, синтез, конкретизация, аномалия).
3.Формирование и развитие пространственного мышления.
4.Формирование конструктивных умений и развитие на этой основе конструктивного мышления.
5.Формирование простейших графических умений и навыков.
6.Развитие вариативного мышления, фантазии, воображения, творческих способностей.
7.Формирование произвольности поведения, умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми.
8.Формирование общеучебных умений и навыков.
III.СТРУКТУРА ЗАНЯТИЙ
Структура занятий имеет следующий вид:
1.Введение в игровую ситуацию.
2.Актуализация и затруднения в игровой ситуации.
3.Открытие детьми нового знания.
4.Включение нового знания в систему знаний ребенка.
5.Итог занятия.
IV.ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ НА ГОД
Непосредственно образовательная деятельность один раз в неделю.
Тема |
Цель |
Игры и упражнения |
|
Октябрь |
|||
1 |
Много, мало, один |
Формировать умение составлять группы отдельных предметов |
Д/и “Медведь и пчелки”, “Цветочная поляна”, “Возьми лодочку” |
2 |
Круг, квадрат |
Познакомить детей с квадратом, различать и называть круг, квадрат |
Д/и “Найди свой домик” Р/и Логические блоки Дьенеша Д/и “Наведи порядок” |
3 |
Круг, квадрат (закрепление) |
Формировать умение различать и называть круг и квадрат. Классифицировать предметы по признаку формы. Создавать образы на основе характерных признаков |
Д/и “Цветные автомобили” вкладыши Монтессори Р/и Логические блоки Дьенеша Д/и “Подбери картинку”
|
4 |
Много, мало, один (закрепление) |
Упражнять составление групп отдельных предметов, находить сходство между ними, различать и называть формы предметов |
Д/и “Зоопарк”, “Поезд”, “Соберем букет” |
Ноябрь |
|||
1 |
Круг, квадрат, треугольник |
Познакомить детей с треугольником. Формировать умение различать его, обследовать осязательно-зрительным путем, классифицировать фигуры по цвету и названию |
Д/и “Найди такую же фигуру”, “Что изменилось?”, “Догадайся что я вижу” |
2 |
Круг, квадрат, треугольник (закрепление) |
Формировать умение различать и называть геометрические фигуры |
Д/и “Чудесный мешочек”, “Отгадай”, “Геометрическое лото” Р/и Логические блоки Дьенеша |
3 |
Столько…сколько |
Формировать умение сравнивать одну группу предметов с другой, различать равенство и не равенство |
Счетные палочки Кюизенера Д/и “Бабочки и цветы”, “Воробушки и автомобиль” |
4 |
Столько…сколько поровну |
Формировать умение сравнивать количество предметов в двух группах использую слова: столько…сколько, поровну, много, мало, один |
Д/и “Накормим зайчиков”, “Зайцы на лужайке”, “Что изменилось?” |
Декабрь |
|||
1 |
Ориентировка в пространстве |
Закреплять умение находить предметы в пространстве. Упражнять в сравнение двух групп предметов |
Д/и “Строим дом”, “Забор”, “Куда спряталась мышка?” |
2 |
Сравнение предметов по длине |
Формировать умение сравнивать предметы по длине, рассказывать о результатах сравнения |
Д/и “На прогулке”, “Дорожки” Счетные палочки Кюизенера Р/и “Сложи узор”
|
3 |
Сравнение предметов по длине (закрепление) |
Закреплять умение сравнивать предметы по длине, ориентироваться в пространстве |
Д/и “Шарфы”, “Куда пойдешь, то и найдешь”, “Угадай, что загадали?” |
4 |
День-ночь |
Формировать умение различать части суток, сравнивать предметы по длине |
Д/и “Мы шагаем”, “Что длиннее?”, “День-ночь” |
Январь |
|||
1 |
Круг, квадрат, треугольник |
Формировать умение называть геометрические фигуры, ориентироваться в пространстве, различать один-много |
Д/и “Поезд”, “Волшебный мешочек”, “Геометрическое лото” |
2 |
Сравнение предметов по ширине |
Формировать умение сравнивать два предмета по ширине. Различать и называть геометрические фигуры |
Д/и “Ручеёк”, “Пройди по мостику”, “Одеяло” |
3 |
Сравнение предметов по ширине (закрепление) |
Закреплять умение сравнивать два предмета по ширине, обозначать словами результат сравнения |
Д/и “Два бассейна”, “Едим в гости”, “На другой берег” |
4 |
Время: утро, вечер, день, ночь |
Формировать умение называть временные отрезки |
Д/и “Где больше?”, “Назови пропущенное слово”, “Найди предмет” |
Февраль |
|||
1 |
Сравнение двух групп предметов |
Формировать умение сравнивать количество предметов (равное и не равное) |
Д/и “Найди свою варежку”, “Скорый поезд”, “Чего не хватает?” |
2 |
Сравнение предметов по ширине (закрепление) |
Упражнять детей в сравнение предметов по ширине, умение ориентироваться во времени и пространстве |
Д/и “Скажи, куда мы положили?”, “Собери цепочку”, “Скатай ленту” |
3 |
Сравнение двух групп предметов (закрепление) |
Формировать умение устанавливать равенство между двумя группами предметов |
Д/и “Будь внимательным”, “Зайчики и волк”, “Чего не хватает?” |
4 |
Сравнение двух групп предметов (закрепление) |
Формировать умение сравнивать две группы предметов по величине, ориентироваться во времени |
Д/и “Ищи и найдешь”, “Зеркало”, “Скажи наоборот” Р/и Логические блоки Дьенеша
|
Март |
|||
1 |
Геометрические фигуры. Освоение последовательности действий |
Закреплять умение группировать геометрические фигуры по форме. Развивать воображение, память |
Д/и “Поведи дорожки”, “Чем это может быть?”, “Разложи правильно” |
2 |
Сравнение предметов по характерным признакам |
Развивать аналитические способности. Умение сравнивать предметы по цвету, форме, величине |
Р/и Логические блоки Дьенеша Д/и “Что изменилось?”, “Чем похожи, чем отличаются?” Р/и “Уголки” |
3 |
Равенство и не равенство групп предметов. Сравнение предметов по высоте |
Формировать умение различать равенство и не равенство групп предметов. Умение сравнивать предметы по высоте |
Д/и “Собери ягодки”, “Продолжи ряд”, “Помоги достать” |
4 |
Сравнение предметов по длине и ширине |
Формировать умение сравнивать предметы контрастных и одинаковых размеров по длине и ширине |
Д/и “У кого хвост длиннее”, “Веселый гном”, “Купим пуговицы” |
Апрель |
|||
1 |
Геометрические фигуры |
Формировать умение распознавать, называть, узнавать геометрические фигуры, находить сходства и различия |
Д/и “Находить сходства и различия”, “Чем похожи, чем отличаются?, “Подбери пару”, “Волшебный мешочек” |
2 |
Нахождение предметов с заданными свойствами |
Формировать умение выделять основные признаки предметов. Освоение приемов мнемотехники |
Д/и “Геометрическое лото” Р/и “Счетные палочки” |
3 |
Ориентировка на плоскости |
Формировать умение ориентироваться на листе бумаги |
Д/и “Кто быстрее пройдет свой лабиринт”, “Что сначала, что потом?”, “Справа как слева” |
4 |
Ориентировка в пространстве |
Формировать умение ориентироваться в пространстве, выделение характерного признака предмета |
Д/и “На что похоже?”, “Заплатки” |
Май |
|||
1 |
Группировка предмета по двум признакам. Счет |
Формировать умение выделять основные признаки предметов, умение пересчитывать предметы в пределах трех |
Д/и “Найди столько же”, “Кто быстрее соберет бусы”, “Волшебные дорожки” |
2 |
Количественное представление |
Развивать умение считать и отсчитывать предметы в пределах трех. Развивать умение выделять несколько признаков |
Д/и “Собери цепочку”, “Игра с обручем”, “Огоньки” |
3 |
Классификация множеств |
Формировать умение классифицировать множество по двум свойствам |
Р/и Логические блоки Дьенеша Д/и “Геометрическая мозаика”, “Чудесный мешочек”
|
4 |
Геометрические тела |
Формировать умение различать шар и куб. Развивать умение анализировать предметы по признакам. Считать предметы |
Д/и “Прокати до ворот”, “Найди лишнюю фигуру”, “Разложи правильно” |