В профессиональной деятельности преподавателя важнейшая роль принадлежит умению творчески использовать опыт психологического и педагогического взаимодействия обучаемых и обучающих.Для оптимизации выполнения поставленных перед ним задач преподаватель должен четко знать основные положения психологии и педагогики. Знание особенностей психики обучаемых необходимо умело использовать в учебном процессе. Психика человека - многокомпонентный феномен, включающий в себя:
ощущение и восприятие;
воображение и мышление;
внимание и память;
общение и поведение;
сознание и речь;
способности, свойства, качества личности и т.д.
Какие же из перечисленных «компонентов» психики человека развиваются у учащихся благодаря применению в их обучении модульно-рейтинговой технологии? Итак, перейдем к рассмотрению возможностей модульно-рейтинговой технологии для развития всех выше упомянутых психологических качеств личности. А также выделим положительные и отрицательные моменты этой технологии. Модульно-рейтинговая технология широко распространена в мировой практике и с середины восьмидесятых годов прошлого столетия используется в ряде образовательных учреждений нашей страны. Достоинства и недостатки этой технологии изучены достаточно глубоко, о чём свидетельствует значительное количество публикаций по этой тематике. Применение этой системы в процессе обучения и в технологии формирования оценки качества знаний остается актуальным, просматриваются перспективы ее совершенствования и развития в свете современных требований к образованию. В основе модульно-рейтинговой технологии лежит модульный принцип изучения дисциплины, деятельностный подход к организации самостоятельной работы обучаемых, рейтинговая оценка знаний. Модульность обучения подразумевает деление дисциплины на части (модули), имеющие логическую завершенность и несущие определенную функциональную нагрузку. Информация, заложенная в каждый модуль, при различной сложности и глубине должна иметь четкую структуру, единую целостность и направлена на достижение дидактических целей.
Модульно-рейтинговая технология ставит обучаемых перед необходимостью регулярной учебной работы , повышает заинтересованность в ее результатах, позволяет повысить роль, значение и эффективность самостоятельной работы в учебном процессе. Анализ литературы показывает, что из всех действующих в мировой высшей школе технологий оценивания учебных знаний и достижений обучаемых существенное преимущество имеют технологии, основанные на индивидуальном рейтинге обучаемых, определяемом по совокупности оценок в различных контрольных точках при изучении дисциплины. Рейтинг-контроль является главной компонентой модульно-рейтинговой технологии и предусматривает возможность дифференцированного подхода к контролю знаний обучаемых.
Психологическая сущность рейтинга заключается в том, что он затрагивает интеллектуальную, эмоционально-волевую, мотивационную, ценностно-ориентационную сферы обучаемого, влияет на формирование адекватной самооценки и формирует способность к самоанализу, самоорганизации своей самостоятельной работы. Рейтинг-контроль стимулирует повседневную самостоятельную работу, способствует возрастанию состязательности в учебе, усилению интереса к изучаемому предмету. Применение рейтинга позволяет соблюдать требования обоснованности и гласности оценок. Причём обучаемый четко должен знать систему оценок и формы поощрения в самом начале изучения дисциплины. Такой контроль необходим для осуществления обратной связи при корректировке обучения. Рациональная организация учебного процесса и четкий контроль успеваемости – это две стороны единого процесса обучения.
При разработке модульно-рейтинговой технологии необходимо также учитывать и то, что результат обучения определяется не столько учебником, сколько преподавателем, его позицией в преподавании, его методами обучения, его профессионализмом, той атмосферой, которая создается в классе, аудитории, отношением между преподавателями и обучаемыми и многим другим.От позиции преподавателя зависит и его роль, его место на занятии и, конечно, функции обучаемых, виды их деятельности. На занятиях учащиеся могут активно общаться друг с другом (на определенных этапах урока), присутствует совместная работа учителя и ученика, используется вопросно-ответный способ обучения, фронтальная работа с классом, очень часто ребята работают в группах (парах, тройках, четверках, пятерках), что позволяет реализовать познание материала на разных уровнях сложности. Работая в группах, ребята также могут обсуждать все вопросы друг с другом тем самым, развивая свою речь и запоминая предметные термины. Выполняя задание в группе, ребята увлекаются самим познавательным процессом, а оценка, желание, чтобы учитель тебя похвалил, соревнование в скорости выдачи ожидаемого результата исчезают из ориентиров их деятельности. Познавательные мотивы преобладают. Психологи заметили, что у людей страстно желающих победы над соперником, уровень интеллектуальной активности, как правило, ниже, чем у тех, которые такой ориентации не имеют.
При «реализации» модульно-рейтинговой технологии необходимо предоставить ученикам возможность общаться на уроке друг с другом и с учителем на равных, выражать свое мнение, развивать у ученика способность к самостоятельному сбору информации, к ее анализу и синтезу, развивать способность не только достигать результатов своей собственной деятельности, но и уметь оценить их.
Считаю необходимым обратить внимание на слова А. Ферьера: «Прежде всего не навреди». Из его слов следует, что искусство учителя состоит в том, чтобы создавать условия для становления личности. Очень сложная, огромная работа, немыслимая без творчества учителя, без его уважения к ученику. Также можно вспомнить, что писал Я. Корчак: «Уважайте его незнание!», «Уважайте труд познания!», «Уважайте неудачи и слезы!», «Уважайте текущий час и сегодняшний день!», «Как ребенок сумеет жить завтра, если мы не даем ему жить сегодня сознательной, ответственной жизнью?». А значит главным являются следующие положения:
– знания ученика – точка отсчета учебы, с их развития должен начинаться учебный процесс.
– проблемная ситуация сама по себе еще не ведет к обучению. Если проблема дана извне, то стараешься ее обойти, а не решить. Необходима ситуация, связанная с анализом препятствий, трудностей. Проблемная ситуация должна раскрыть ребенку, что он знает что-то, и в то же время недостаточно знает. Она должна вызывать «аппетит».
– никто не хочет учиться, все хотят знать. Поэтому у ребенка надо пробуждать не желание учиться, а понимание того, что учиться необходимо. Желание ведь быстро исчезнет...
– еще важно новые знания присоединить к тому, что ребенок уже знает.
– школа должна сделать детей способными прожить моменты поиска знания, анализа ситуации и момент теоретизации знаний, чтобы при выходе из школы они сами могли конструировать знания.
– необходимо освободить учебу от ненужных видов деятельности.
– человек осознает себя, когда пишет. Слово может человека освободить, из человека высвободить человека...
– пора отказаться от того, чтобы другие думали за меня
Пора воздержаться от того, чтобы думать за других.
Также необходимо учитывать разные способности каждого из обучаемых, конечно, «все способны» или иначе «все могут» учиться, но эти слова совсем не означают, что у каждого ученика удачи последуют мгновенно после занятия. Фактор времени играет при этом существенную роль, если есть стремление превратить, так называемые неудачи, в ступеньку к анализу, открывающему новый путь. Осознание слов «все способны», «все могут», позволяет человеку, даже в те моменты, когда его преследуют неудачи, верить, что для него и вообще для всех, нет запретных для понимания, для изучения зон, нет исключенных тем. Ну и, конечно, преподаватель должен постараться донести до обучаемых, что учеба не только удовольствие, но и труд. Исследования и наших психологов убедительно показывают, что одной из основных характеристик учебной деятельности является то, что она совершается осознанно, целенаправленно и произвольно, то есть через волевое усилие.
Свою стимулирующую роль модульно-рейтинговой технологии играет возможность получения студентом, учащимися зачёта или экзамена по результатам работы в семестре в зависимости от суммы набранных баллов. При этом речь может идти не только об оценке «отлично», но и менее высоких положительных оценках.
Итак, с психолого-педагогической точки зрения модульно-рейтинговая технология представляет собой технологию организации учебного процесса, в которой в качестве цели обучения выступает совокупность профессиональных компетенций обучающегося, в качестве средства ее достижения – модульное построение содержания. Также при условии, что при организации и внедрении в систему обучения модульно-рейтинговой технологии преподаватель учел все факторы, которые могут повлиять на процесс обучения учащихся, студентов (их возрастные и психологические особенности, уровень знаний и сплоченность коллектива и т.п.), эта технология способствует развитию мышления, воображения, внимания, памяти, способности к самоанализу, к организации самостоятельной работы обучаемых; сплочению коллектива. При разбиении содержания учебного материла любых дисциплин преподавателю необходимо построить занятия таким образом, чтобы постараться устранить как можно больше отрицательных моментов модульно-рейтинговой технологии (перечисленных выше), а именно:
– помочь обучаемым раскрыть, разглядеть весь свой внутренний потенциал;
– построить занятия таким образом, чтобы развивать не только мышление, воображение, память, но и коммуникабельность обучаемых;
– при организации рейтинга-контроля составить «особые» задания для детей, которые в силу своих умственных, психологических способностей, не могут стать лучшими в рейтинге;
– при составлении тестов включать в него задания не только на проверку минимального уровня усвоения материала обучаемыми (1, 2 уу), но и творческие задания (3 уу).
1.2 Методическая сущность модульно-рейтингового обучения в математике
Рассмотрим сущность модульно-рейтингового обучения с позиции различных методистов.
Левитес в своей книге [?, стр. ] описывает основы модульного обучения с позиции авторов Юцявичене П.А., Шамова Т.И. и Чошанов М. А.
У Юцявичене П.А. и Шамовой Т.И. сущность модульного обучения заключается в том, что ученик полностью самостоятельно (или с некоторой помощью педагога) достигает конкретных целей познавательной деятельности в процессе работы с модулем. Они разбивают модуль на три компоненты: целевой план действий; банк информации; методическое руководство по достижению дидактических целей. Авторы выделяют некоторые отличия модульного обучения от других систем обучения, которые заключаются в следующем:
1. содержание обучения должно быть представлено в законченных самостоятельных информационных блоках. Дидактическая цель формулируется для учащегося и содержит в себе указание на объем изучаемого содержания и на уровень его усвоения. Кроме этого, каждый ученик получает от учителя в письменной форме советы: как рациональнее действовать, где найти нужный учебный материал и т.д.
2. учитель общается с каждым учеником посредством модулей и индивидуально (субъект-субъектная основа).
3. учащиеся работают большую часть времени самостоятельно, учатся целеполаганию, планированию, организации и оценке своей деятельности
4. проведение индивидуальной консультации с каждым учащимся.
Также Юцявичене П.А. и Шамова Т.И. предлагают систему действий при переходе на модульное обучение: выделением учителем научных идей курса; выделить блоки в учебном материале в соответствии с этими идеями; сформулировать комплексную дидактическую цель (КДЦ) (цели изучения учебного содержания и применения его в практике; перспективный подход к учебному содержанию); из КДЦ выделить интегрирующие дидактические цели (ИДЦ); выделить из ИДЦ частные дидактические цели и на их основе выделить учебные элементы.
Для успешного применения модульного обучения авторы рекомендуют проводить входной контроль в начале изучения модуля (чтобы иметь информацию об уровне готовности учащихся к работе), текущий и промежуточный в течение изучения модуля и выходной контроль после завершения его изучения (для выяснения пробелов в знаниях учащихся и их доработки).
Чошанов М.А. [?, стр. ] основывают свою технологию проблемно-модульного обучения на единстве трех принципов: 1. системное квантование (методологическое основание для «сжатия» учебной информации); 2. принцип модульности; 3. принцип проблемности (дидактическое основание для формирования критического мышления учащихся).
Чошанов М.А. представляет модуль как учебный элемент «стандартизированного буклета», состоящего из следующих элементов: учебная цель; список необходимого оборудования, материалов и инструментов; список смежных учебных элементов; собственно учебный материал с иллюстрациями; практические занятия для отработки необходимых навыков; контрольная работа. Автор предлагает при конструировании учебных элементов проблемного модуля совмещать визуальные и вербальные языки представления (представлять информацию в виде последовательности символов и в виде картин-образов).
По мнению М.А. Чошанова, перестройка процесса обучения на проблемно-модульной основе позволяет: 1. Интегрировать и дифференцировать содержание обучения путем группировки проблемных модулей учебного материала; 2. Осуществлять самостоятельный выбор учащимися того или иного варианта курса в зависимости от уровня знаний и обеспеченности индивидуального темпа продвижения по программе; 3. Акцентировать работу преподавателя на консультативно-координирующие функции управления индивидуальной деятельностью учащихся; 4. Сократить курс обучения без особого ущерба для полноты изложения и глубины усвоения учебного материала.
В книге Булановой-Топорковой М.В. сущность модульного обучения состоит в том, чтобы обучающийся почти самостоятельно мог работать с предложенной ему индивидуальной учебной программой, включающей в себя целевой план занятий, банк информации и методическое руководство по достижению поставленных дидактических целей. Функции педагога варьируются от информационно-контролирующей до консультативно-координирующей.
Автор выделяет следующие принципы модульного обучения: модульность (обучение строится по модулям, предназначенных для достижения конкретных дидактических целей); выделение из содержания обучения обособленных элементов (рассмотрение учебного материала в рамках модуля как единую целостность, направление на решение интегрирующих дидактических целей); гибкость (приспособление содержания модулей и путей его усвоения к индивидуальным потребностям обучаемых); осознанной перспективы (глубокое понимание обучающимися близких, средних и отдаленных стимулов учения).
Для оценки знаний автор предлагает использовать рейтинговую систему. Под рейтингом он понимает – сумму баллов, набранную обучаемым в течение изучения темы.
К преимуществам модульного обучения автор относит: обеспечение методически обоснованного согласования всех видов учебного процесса внутри каждого модуля и между ними; гибкость структуры модульного построения курса; эффективный контроль за усвоением знаний обучаемых; выявление перспективных направлений научно-методической работы преподавателя; быстрая дифференциация обучаемых с помощью рейтинга.
Буланова-Топоркова М.В. считает, что модульный подход в обучении позволит более полно удовлетворить потребности творческой личности в образовательной деятельности, так как появится осознанная заинтересованность в получении знаний, возможность получать несколько специализаций, индивидуализировать процесс обучения, снизить фактор неудовлетворенности индивида в образовании.
Еще один автор Гузеев В.В. предлагает модульно-блочную технологию обучения. Здесь минимальной единицей учебного процесса является не урок, а цикл уроков или модуль. Цикл может быть одноурочным, двухурочным, или четырехурочным. Их расположение и количество может быть любым. Каждый цикл является своего рода мини-блоком и имеет жестко определенную структуру. Автор описывает четырехурочный цикл, который включает 4 урока. Первый урок цикла предназначен для изучения нового материала при помощи конспекта, который раздает учитель, и проведения первичного закрепления при помощи тетради. Второй урок называется «уроком общения», на котором прорабатывается домашняя работа, ребята работают в группах. Третий урок отводится для закрепления, выполнение индивидуальных заданий, где учитель сначала показывает образец решения некоторых заданий. Четвертый урок включает опрос по конспекту, подготовку к самостоятельной работе и ее проведение.
Основные методы в цикло-блочной технологии: объяснительно-иллюстративный, эвристический, программированный.
Итак, с точки зрения методики модульно-рейтинговая технология – это такая организация учебно-воспитательного процесса, где содержание обучения представляется в законченных, самостоятельных «функциональных узлах» (модулях), одновременно являющимися банком информации и методическим руководством по его применению, а оценивание успеваемости учащихся осуществляется при помощи рейтинговой системы оценивания их знаний. В основе такого обучения лежат субъект-субъектные отношения между преподавателем и обучаемым; обеспечивается самостоятельное, осознанное достижение определенного уровня в учении. К целям модульного обучения можно отнести: усвоение обучаемыми системы знаний и специальных умений по конкретной учебной теме; развитие способностей у обучаемых работать самостоятельно с учебным материалом, литературой, а также развивать умения обучаемых выделять главное, обобщать, проводить анализ и самоанализ. К ведущим принципам модульного обучения относятся: мобильность, структуризация содержания обучения, динамичность, гибкость, осознанная перспектива, разносторонность методического консультирования.
Таким образом, в этой главе мы рассмотрели психолого-педагогическую и методическую сущность модульно-рейтинговой технологии. Эта технология зародилась еще в 70-е гг. и на сегодняшний день является актуальной темой для рассуждения. Модульно-рейтинговая технология широко используется в различных учебных учреждениях, но больше всего применяется именно в вузах многих стран, однако, как и любая другая технология, находящая в стадии эксперимента, имеет и достоинства и недостатки. К достоинствам можно отнести следующие положения:
1. Цели обучения точно соотносятся с достигнутыми результатами каждого обучаемого.
2. Разработка модулей позволяет уплотнить учебную информацию и представить ее блоками.
3. Задается индивидуальный темп учебной деятельности.
4. Поэтапное – модульное оценивание знаний и практических умений дает определенную гарантию эффективности обучения.
5. Обеспечение высокого уровня активизации учащихся, студентов на занятии.
6. Первоочередное формирование навыков самообразования.
7. Снижается стрессовая ситуация во время самостоятельных, зачетных занятий как для учеников, так и для преподавателя;
К недостаткам модульно-рейтинговой технологии относится:
1. Большая трудоемкость при конструировании модулей.
2. Разработка модульных учебных программ требует высокой педагогической и методической квалификации, специальных учебников и учебных пособий.
3. Уровень проблемных модулей часто невелик, что не способствует развитию творческого потенциала обучающихся, особенно высокоодаренных.
4. В условиях модульного обучения часто остаются практически не реализованными диалоговые функции обучения, сотрудничество обучающихся, их взаимопомощь.
5. Если к каждому новому занятию преподаватель имеет возможность обновлять содержание учебного материала, пополнять и расширять его, то «модуль» остается как бы «застывшей» формой подачи учебного материала, его модернизация требует значительных усилий.
Из всех рассмотренных авторских технологий (Юцявичене П.А., Шамова Т.И., Чошанова М. А. Булановой-Топорковой М.В., Гузеева В.В.) можно выделить общие принципы построения модульного обучения. Итак, сущность всех рассмотренных технологий, в общем, состоит в том, что обучаемые самостоятельно работают с предложенной им учебной программой, разбитой на самостоятельные учебные элементы – модули, включающие в себя: описание модульного обучения, план занятий, дидактические материалы для проверки уровня усвоения обучаемых и руководство руководителя по разработанной программе. А главными функциями педагога является контролирующая и консультирующая.
За основу для разработки своей авторской технологии предлагаю взять следующие положения:
1. Целями модульно-рейтинговой технологии являются:
– усвоение обучаемыми системы знаний и специальных умений по конкретной учебной теме;
– развитие аналитического и критического мышления, воображения, памяти, внимания (через применение различных форм и методов обучения); способности проводить анализ и самоанализ, выделять главное и обобщать, делать выводы; организовывать свою самостоятельную работу и умение рационально распределять своё время;
– воспитание чувства взаимопомощи, умения контролировать себя; обратить особое внимание на развитие коммуникативных способностей.
2. В основу методики организации модульно-рейтинговой технологии положены следующие основополагающие принципы: отношения учитель-ученик имеют субъект-субъектную основу, обоснованность и гласность оценивания, открытость и наглядность оценок, объективность оценки и самооценки знаний, индивидуализация обучения, самостоятельность изучения (учится целеполаганию, планированию, организации, контролю и оценке своей деятельности), изучение учебного материала модулями.
3. Под модулем понимать – логически завершенную часть учебного материала, которая подлежит оцениванию усвоения учащимися этого материала. Каждый модуль имеет свою дидактическую цель. Ей должна соответствовать достаточная полнота учебного материала. Это означает: 1. в модуле излагается принципиально важное содержание учебной информации и дается разъяснение к этой информации; 2. определяются условия погружения в информацию (с помощью средств ИКТ, конкретных литературных источников, методов добывания информации); 3. приводятся теоретические и практические задания и рекомендации к ним.
4. В качестве системы оценивания знаний обучаемых использовать рейтинговую систему. В основе, которой лежит комплекс мотивационных стимулов, среди которых – своевременная и систематическая оценка результатов в точном соответствии с реальными достижениями обучаемых, система поощрения хорошо успевающих обучаемых, а также система дополнительных заданий для «подстегивания» отстающих ребят.