Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Иванова Лариса Викторовна,
директор ГБОУ СОШ №390 Санкт-Петербурга

 

Проблема повышения качества знаний – одна из важнейших проблем организации образовательного процесса при реализации любых учебных программ. Качество обучения – основной показатель функционирования любой педагогической системы, определяющий ее эффективность, полноту и целостность.

Образовательные процессы в школе ориентированы на достижение специальных нормативов – государственных Образовательных стандартов. Степень соответствия этим стандартам является показателем качества обучения.

Высокий уровень качества обучения определяется рядом фактов:

1.Наличием квалифицированных преподавательских кадров;                                                                    

2.Наличием разработанных эффективных методов обучения;

3.Привитием у учащихся навыков самостоятельной работы;

4.Наличием хорошо организованного процесса;

5.Строгим управлением ходом учебной деятельности;

6.Наличием системы текущего контроля и проверки знаний;

7.Организацией постоянно действующей системы обратной связи,                                         

   предполагающей:

-оперативную систему обратной связи;

-систему корректировки программы и плана обучения;

-возможность повторного изучения материала учащимися.

В последние годы на первый план в качестве универсального средства, позволяющего выявить степень усвоения знаний учащимися, выдвинулась тема – тестовый контроль.

Вероятно, роль тестового контроля будет возрастать. Тесты для объективного контроля знаний и умений называют педагогическими. Из тестовых заданий компенсируют педагогические тесты, субтесты, батареи тестов (тест как система тестовых заданий).

На уровне типологии тестов подбор заданий, их структурная взаимосвязь и формулировка зависит от таких факторов, как:

1.Предметная область применения:

а) монопредметные;

б) межпредметные;

2.Общая ориентация - замысел построение:

а) нормативные (сравнить одну группу с другой);

б) критериальные (в какой степени каждый учащийся владеет знаниями и умениями для решения, каких либо задач).

3.Дидактическо – психологическая ориентация:

а) тесты достижений;

б) тесты обучаемости (математическая, лингвистическая).

4.Ориентация на определенный этап контроля:

а)входного контроля;

б)текущего контроля;

в) рубежного контроля;

г)итогового контроля.

5.Скоростной фактор.

6.Форма организации (массовая, индивидуальная, бригадная).

В основе любого тестового задания лежит задача (имеет свой предмет, условие, требование и форму построения).

Важным явлением является поиск разнообразия форм построение тестовых заданий. По форме составления тестовых заданий выделяют следующие их виды:

а) в зависимости от грамматического построения – вопрос с набором ответов и предложений;

б) в зависимости от взаимного расположения – кадровые (отдельные вопросы или предложения с набором ответов) и блочные (группы вопросов);

в) в зависимости от логических связей, т.е. могут быть независимые и взаимозависимые;

г) в зависимости от полноты содержания:

- с недостающей информацией (один правильный);

- с избыточной информацией (единственный правильный);

- с полной информацией (все в принципе правильные, но один наиболее полный).

Комбинация возможных форм построения дает 24 варианта, то есть достаточно широкий диапазон. Согласно методике составления теста, основная его часть должна состоять из заданий – вопросов первого уровня ( узнавание, воспроизведение) и второго уровня ( применение знаний в стандартной или знакомой ситуации, т.к. именно эти задания соответствуют образовательным стандартам по предметам. Тесты могут использоваться для тематического контроля 5-7 заданий, для рубежного от 8-12, для итогового от 15 до 24. Число заданий зависит от общего количества баллов в тесте, от числа баллов, оценивающих одно тестовое задание.

На первом этапе необходимо сделать отбор элементов знаний, которые планируются для проверки, на каком уровне (уровнях) усвоения будет проведен контроль знаний. Число элементов знаний, заложенных в тестовых заданиях не должно выходить за рамки допустимого по уровню сложности. Уровень сложности определяется подготовленностью учащихся. Конечно, тест был бы идеальным, если бы каждый элемент знаний проверялся на всех трех уровнях усвоения. Но в этом случае в тест можно включить гораздо меньше число элементов знаний. Поэтому важно распределить элементы знаний по уровням, т.е. какой элемент знаний достаточно проверить только на первом уровне усвоения, какой на втором, а какой  - на всех трех уровнях сформированности знаний. Обычно в тестах включают 60-65% заданий, предназначенных для проверки знаний на втором уровне их сформированности. Итогом работы по отбору элементов знаний служит спецификация теста. Целесообразно включить в тест помимо базовой части вариативную более трудную, учитывая специфику тестируемого контингента и позволяющую судить об уровне знаний наиболее подготовленных испытуемых. Содержание вариативной части может составлять 15-30% от общего содержания теста.

При отборе содержания тестового материала можно выделить такие принципы как: значимость, научная достоверность, соответствие содержания теста уровню современного состояния науки, возрастающая трудность учебного материала, взаимосвязь содержания и формы, соотнесение цели.

Только после тщательного отбора содержание теста можно приступить к формулированию заданий.

 

Роль и функции фактора времени в тестировании.

 

Каждый тест имеет оптимальное время тестирования, уменьшение или превышение которого снижает качественные показатели теста. С одной стороны, чем больше количество заданий, тем более надежный инструмент можно получить; с другой – чем больше количество заданий, тем более продолжительной становится процедура тестирования. Увеличение времени тестирования при определенных условиях может привести к утомлению испытуемых, что в свою очередь влияет на результаты тестирования.

Утомление – временное снижение работоспособности под влиянием длительного воздействия нагрузки. Характеризуется ухудшением продуктивности рабочих процессов, снижением темпа деятельности и ее качества, появление характерных ошибок. Состояние утомления быстрее возникает при интенсивной или монотонной работе. Утомление может появляться:

- на поведенческом уровне, и тогда приводит к уменьшению скорости и точности работы;

- на физиологическом уровне, и приводит к повышению инерции в динамике нервных процессов;

- на психологическом уровне, ведет к нарушению качеств внимания, процессов памяти, степени адекватности функциональных интеллектуальных процессов;

- происходят сдвиги в эмоционально – мотивационной сфере.

Индикатором наступления утомления при тестировании является появление большого числа случайных ошибок, снижение скорости выполнения заданий, снижение мотивации.

Точно отчитывая время от начала процедуры тестирования до момента наступления утомления можно считать оптимальным временем для выполнения данного теста. Время наступления момента утомления зависит от ряда причин:

1.Возраст детей, чем меньше возраст, тем раньше наступает утомление;

2.Мотивация взаимосвязь мотивации и времени поступления утомления несколько сложнее; слишком высокая мотивация, так же как и слишком низкая, приводит к уменьшению времени продуктивной работы, т.е. к более раннему наступлению момента утомления;

3.Монотонность выполненной работы, чем однообразнее работа, тем раньше наступает утомление;

4.Индивидуальные особенности, связанные с высотой порога усталости, разброс по характеристикам порога наступление утомления довольно большой, по разным оценкам, он может составлять от 20 до 100 минут рабочего времени для детей одной возрастной группы.

Из перечисленных причин одни необходимо учитывать, на другие можно оказывать влияние, третьи нельзя учесть, ни повлиять на них.

Так, мы, безусловно, учитываем возраст учащихся при составлении теста. Мы можем в определенной степени влиять на эмоционально – мотивационную сферу как непосредственно (интересность, разнообразие заданий), так и опосредованно (ситуация проведения процедуры тестирования). При подборе форм тестовых заданий мы можем снизить монотонность работы. И, наконец, мы совершенно не имеем возможности учить индивидуальные особенности учащихся, связанные с высотой порога усталости.

В тех случаях, когда мотивация может оказаться недостаточной, инструкция для ведущего должна содержать обоснование важности проводимых работ, их значимости, ответственности учащихся за их результаты. В том случае, если существует опасность повышенной мотивации, то инструкция для ведущего должна содержать слова, которые могут снизить волнение.

Мы можем оказать влияние на снижение порога утомления, предусмотрев максимальное разнообразие выполняемой деятельности. Общее правило – сделать работу максимально разнообразной. И здесь есть две возможности, - во первых, тест должен содержать задания, максимально разнообразные по форме. Во – вторых, сами задания должны быть максимально разнообразными по видам деятельности и невербальной поддержке.

Слишком большое время приводит к двум негативным последствиям:

а) к концу тестирования снижается дисциплина, ученики, которые справились с тестом, имеют возможность «помочь» своим товарищам;

б)снижает диекриминативность теста, особенно для коротких тестов, которые содержат задания равные по сложности, т.е. вероятность появления учеников с одинаковым баллом возрастает.

С другой стороны, малое время провоцирует учащихся на угадывание правильных ответов. Классическим вариантом борьба со списыванием является применение двух или более вариантов тестов. Для возможной борьбы с угадыванием возможно в концовке достаточно трудных заданий открытого типа.

Оптимальное время для проведения теста:

- начальная школа – 30-40 минут;

- основная и средняя – около 60 минут.

В качестве практического совета можно привести вполне современную рекомендацию С. Отиса: время теста должно быть таким, чтобы только 5% испытуемых могли справиться со всеми заданиями. Если существует необходимость выполнения задание большей продолжительности, то есть еще один выход: - технология проведения должна предусматривать перерыв. На одно задание простого с закрытым выбора ответа – 10-15 секунд. Для тестов школьных достижений важным является зависимость результатов тестирования от календарного времени предъявления. Связь времени предъявление будет зависеть от характера деятельности учащихся в это время. Недельный срок после изучения темы не дает заметных изменений в результатах выполнения теста. Однако такой же срок после окончания четверти уже дает смещение. Наиболее время проведения теста с 9 до 12 часов, т.е. второй или третий урок (вторая смена – 16 до 18 часов).

Оценочные схемы тестовых заданий.

 

Существуют два подхода к оценке результатов тестирования. Первый подход говорит о том, что каждое задание должно быть оценено одним баллом в случае правильного выполнения и нулем баллов в случае его неправильного выполнения (дихотомический способ оценки).Этот подход рационален, поскольку обработка полученных результатов становится достаточно простой, и что самое важное, этот подход наиболее объективен. Второй подход предусматривает присвоение, какого-либо количества баллов за одно задание (политонический до 10 баллов). Это относится к заданиям, которые требуют обстоятельных ответов, состоящих из нескольких частей. Поэтому, следует учитывать количество операций или элементов в внутри задания (математика, физика, химия). Идеальным явление вариант, когда максимальное количество баллов за один вопрос равняется количеству важных элементов или отдельных действий в ответе. Это относится к тестовым заданиям различных уровней знаний. Например, тестовые задания 1-ого уровня могут содержать несколько правильных ответов (дана форма вещества, надо найти несколько названий, сколько правильных названий веществ, сколько же и баллов). В заданиях на соответствие количество баллов равно количеству найденных соответствий правильных.

Оба подхода сходятся в одном – когда используются задания, требующие очень развернутого ответа, большего объяснения, сочинение, т.е. когда становится необходимым формализовать ответ, необходимо создавать более общие оценочные схемы и использовать больные оценки. Излишняя дифференциация по вопросам снижает объективность оценки.

На практике количество баллов может зависеть от других факторов: важность вопроса, общий балл за весь тест. При оценивании теста по пятибалльной системе нет однозначных рекомендаций. По аналогии с ЕГЭ можно в процентах определить «3» после 30%, «4» до 70% от 50%, более 70% - «5».

Тестирование является только одним из видов контроля – эффективным, но имеющим свои ограничения, это недостаточная способность тестов диагностировать в структуре предметных знаний и умений творческие способности. Некоторые феномены процесса обучения лучше диагностируются не тестами, а программированными наблюдениями (отношение к учебе, достоверность, упорство) или другими методами (групповая оценка личности, педагогический консилиум, социометрия – для выявления структуры реальных учебных возможностей, коммуникативной активности учащихся. Многое в мотивации учение, в затруднениях учебной деятельности можно выявить в диагностических беседах при индивидуальной работе педагога, психолога с учащимися (или же при анкетировании).

 

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»