Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
ОБРАЗОВАНИЕ В ЦИФРОВУЮ ЭПОХУ Жеребчевская Екатерина Евгеньевна учитель ГБОУ СОШ № 583 Приморского района Санкт-Петербург, Россия, к. ф.-м. н. XXI век характеризуется стремительным распространением цифровых технологий во все сферы жизни человечества. Цифровизация современного общества ставит новые задачи перед обществом. Новые задачи были поставлены и перед системой образования. Целью традиционной системы обучения является транслирование определённого объёма знаний, навыков и умений и следствием этого является развитие личности. Знания усваиваются при помощи запоминания пройденного материала при решении различных заданий, которые даются в готовом виде и выполняются под чёткими указаниями преподавателя. Каким же должно быть современное образование? - индивидуальным для каждого ученика; - прозрачным; - практически применяемым; - увлечённым; - в тесном сотрудничестве с учителем. Как видно традиционная система не может ответить на вызовы современного цифрового общества. Многочисленные социальные опросы показали, важность цифрового образования. Преподаватель как один из субъектов образования продолжает играть одну из ключевых ролей в образовании и в цифровую эпоху. Роль преподавателя перестала сводиться только как передатчика некоторого объёма знаний. Цифровая среда может предоставить эти знания более привлекательно и красочно. В сети Интернет появилось большое разнообразие различных обучающих программ, платформ, курсов, электронных учебников, которые позволят учащемуся с любым уровнем знаний получать новый материал в доступной для обучающегося форме. Всеми этими возможностями может полноценно воспользоваться только самоорганизованный, целеустремлённый и думающий человек. Другими словами, у обучающегося должны “гореть глаза” на получение новых знаний. Бесспорно, получить определённый объём знаний в современном мире, стало достаточно просто. Какова же действительность? Далеко не все школьники понимают, зачем они учатся. В последнее время школьники хотят быстро на кого-нибудь выучиться и устроиться на хорошо оплаченную работу. Возможно ли это? Ответ очевиден. Информация, представленная в сети Интернет не всегда правдива, не все представленные статьи рецензируются и порой содержат искажённые, а то и ложные сведения. Сейчас от работников требуется не только чёткое выполнение поручений, но и инициативность, креативность, умение анализировать ситуацию, умение находить решение и делать выводы из непредвиденных ситуаций, прогнозировать возможное будущее. Всему надо учиться и учиться человек должен на протяжении всей жизни. Суть концепции непрерывного образования можно выразить словами Элвина Тоффлера: «Безграмотными в XXI веке будут не те, кто не умеет читать и писать, а те, кто не умеет учиться, разучиваться и переучиваться». Модель непрерывного образования заключается в постоянном повышении квалификации с учетом изменения требований рынка труда. В динамично развивающемся обществе, профессиональные знания достаточно быстро теряют свою актуальность. К примеру, педагогам необходимо осваивать новые образовательные программы и методики, медицинским специалистам владеть инновационными методиками диагностики и коммуникации, и можно сказать это касательно каждой профессии. [2] Особенно актуально проблема повышения образовательного уровня встала в постпандемийный период. Очень важно, чтобы школьники понимали неизбежность постоянного обучения успешного и востребованного человека на рынке труда. В образовании одной из главных составляющих является научить школьника мыслить, делать выводы и прогнозировать свой результат, применять имеющиеся знания, как для задач повседневной жизни, так и в будущей профессиональной деятельности. И цифровизация помогает справиться с этими непростыми задачами. Роль учителя заинтересовать, мотивировать обучающихся, чаще менять деятельность на занятии. Учитель становится помощником, “проводником” в цифровом потоке информации. Преподаватель не только обладает знаниями по предмету, но и имеет широкий кругозор знаний, обладает хорошей эрудицией, способен понятно интересно организовать время обучения школьников при помощи различных образовательных технологий. Современный преподаватель не должен бояться экспериментировать с организацией занятий, учитывать интересы и запросы обучающихся, больше предоставляя им свободу выбора. Уметь находить междисциплинарные связи своего предмета с другими изучаемыми дисциплинами, например, математику можно связать с любым изучаемым школьным предметом. Что же потребуется для цифровизации образования? Техническое оснащение - интерактивная доска или компьютера. Компьютер используется как средство визуализации учебного материала. Для работы на учебном занятии преподавателю достаточно использовать пакет программ Microsoft Office. Как правило, выступления сопровождаются презентациями с использованием Microsoft Power Point. В презентацию можно включать текстовые или графические фрагменты, анимацию, видеофильмы, а также музыкальное или голосовое сопровождение. При этом могут быть использованы результаты обработки, полученные в других программах, например таблицы из Word, графики или диаграммы из Excel и другие. Мультимедийные эффекты повышают внимание, восприятие информации и её запоминание. В ответ на это школьники чаще применяют данные информационно компьютерные технологии при защите проектно-исследовательских работ, при подготовке к выступлению с рефератом. Это создает условия для роста активности и развития творческих способностей школьников. Для организации самостоятельной работы школьников интернет активно используется для поиска новой дополнительной информации по изучаемой теме или для подбора теоретического материала при подготовке проектно-исследовательской работы. Для организации дистанционного обучения, которое в последнее время активно используется в помощь школьникам для усвоения материала были созданы такие интерактивные платформы для обучения школьников как РЭШ, Учи.ру, Инфоурок, Foxford, Skysmart и другие. Они позволяют получить качественное образование в не зависимости от места жительства и физических возможностей обучающихся. Организовать обучение возможно и с помощью платформ электронного обучения, таких как Moodle, Microsoft Teams, Zoom, Skype. На данных платформах можно проводить занятия, организовывать обучающие курсы, проводить проверку знаний, например, создавать тесты или прикреплять ответы на выданные задания учителем, проводить собрания, получать обратную связь с учителем. Платформа Discord, которая изначально использовалась как игровая программа с видеоконференцией, сейчас активно используется для проведения учебных занятий. Программы для составления кроссвордов, рисунков помогают заинтересовать обучающихся и разнообразить формы обучения. Существует достаточно большое количество систем для создания тестов, опросников, логических игр, например, Online Test Pad, Google Forms, Quizizz, Learningapps. Инструмент Typeform даёт возможность различными способами проводить мгновенные дистанционные опросы и проверять уровень усвоения материала. Mentimeter позволяет получить быструю обратную связь обучающихся с учителем при проведении дистанционных занятий.  Чат-бот – программа, которая уже достаточно хорошо зарекомендовала себя в образовательном процессе. Наличие образовательного чат-бота в телефоне у человека будет соответствовать его жизни, упростит процесс получения знаний и обратную связь с учителем. [2] Например, можно создать чат-бот для школьников для заптминания формул по определённому разделу физики. Множественные образовательные игры позволяют развивать логику, мышление, расширяют кругозор человека. Портал «Билет в будущее» с видеоуроками для школы, даёт возможность окунуться в различные специальности и нацелен на помощь в выборе направления дальнейшего обучения школьника. Ни для кого не секрет, что в последнее время большая часть школьников пользуются различными социальными сетями, например «ВКонтакте», которая является также мощным инструментом для дистанционного обучения, позволяя общаться, транслировать видео, передавать файлы в процессе обучения. Вне зависимости от формы обучения школьника подготовка к Всероссийским проверочным работам, подготовка к экзаменам за 9 или 11 класс для современного школьника не возможна без различных цифровых тренажёров в сети Интернет. Наиболее часто используемые – это сдам ГИА, ВПР тесты, сайты ФИОКО и РЦОКИО, сайт Федерального института педагогических измерений и множество других. Здесь представлено огромное количество заданий для тренировки школьников для успешной проверки знаний. Цифровое образование открывает широкие горизонты и перед учителями. Учителя могут объединяться с друг с другом, например, по преподаваемому предмету по всей стране, создавать глобальные группы для обсуждения насущных вопросов, следствием этого является богатый, практический опыт в преподавании. Цифровой способ обучения не только обеспечивает образовательный ресурс, но и улучшает образовательный опыт в целом. Преподаватель учит эффективно, научно, безопасно и интересно исследовать предмет, явление при помощи различных технологий. Весь процесс обучения должен быть направлен на интеллектуальное, психическое, творческое развитие студентов, которые в будущем на высоком уровне будут выполнять свои профессиональные обязанности, самостоятельно и активно действовать, принимать осознанные решения, адаптироваться к изменяющимся условиям. [4] В заключение стоит отметить, что у преподавателя в цифровую эпоху и функций и ролей становится куда больше, нежели чем это было. Это связано с внедрением различных методик, технологий, направлений, с формированием ключевых компетенций, с возможностями современности. Современное общество предъявляет к выпускникам всё более высокие требования. Что невозможно реализовать без грамотно обученного преподавателя, который заинтересован в успехе своих учеников. Какими компетенциями должен владеть современный преподаватель? Преподаватель должен уметь: работать с электронной информацией; работать на профессиональных сайтах (сайтах министерств, научных объединений и образовательных организаций); работать с различными цифровыми образовательными ресурсами; размещать собственную информацию в сети Интернет; планировать и организовать самостоятельную работу обучающихся при помощи Интернет-технологий; не только владеть компьютерными и мультимедийными технологиями, но и целесообразно использовать их в процессе обучения, владеть средствами формирования информационной культуры обучающихся. [4] Для достижения цифровых компетенций преподавателей сегодня проводятся разнообразные обучающие курсы по повышению информационной компетентности преподавателей, как одной из составляющих его профессиональной компетентности. Задача педагога заключается в постоянном профессиональном росте, в получении образования на протяжении жизни, в качественной переподготовке в условиях меняющегося общества и приобретения и практического применения инновационных ролей в соответствии с потребностями человечества.  СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Кущева Н. Б., Терехова В. И. Цифровое обучение и роль преподавателя высшей школы в реализации электронного обучения, // Мир науки Педагогика и психология, 2019 г. . Провотар А.И. Особенности и проблемы виртуального общения с помощью чат-ботов / А.И. Провотар, К.А. Клочко // Прикладная и компьютерная лингвистика, 2018. – №3. – С. 2–7. Непрерывное обучение как главный тренд образования будущего // РБК. Образование URL: https://trends.rbc.ru/trends/education/5eb9cc339a79471380ca55f9 (дата доступа 2.05.22). Ланских М. В., Подбуцкая Н.В., Богдан Ж.Б., Роль преподавателя в эпоху цифровизации системы высшего образования.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»