Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Дебаты как образовательная интерактивная технология

Яковлев Глеб Олегович
Основу дебатов составляет устная публичная речь «разновидность устной формы литературного языка, используемая в разного рода публичных выступлениях на общественно значимые темы»[1].
В дебатах реализуются такие основные признаки речевого жанра, как обсуждение социально значимых проблем, публичность, организованный характер, регламент выступлений и некоторые другие.
Фактор официальности речи в дебатах частично совпадает с фактором публичности. Как отмечают исследователи публичной речи (В.В. Одинцов, О.А. Лаптева, Л.К. Цеплетис), для неё характерны следующие элементы речевой ситуации:
1) многочисленная аудитория (в дебатах обязательным компонентом является наличие зрительской аудитории;
2) официальная обстановка (семинарское занятие, учебные дебаты)[2].
В публичных выступлениях ведущий и участники дебатов, как правило, люди образованные, обычно непроизвольно допускают в каком-то количестве и типизированные конструкции устно-разговорной разновидности и разного рода контаминации, самоперебивы, синтаксически незаконченные построения, повторы, вводные слова, актуализаторы.
По мнению Н.В. Волошиной привлекательность дебатов основывается на целом ряде особенностей, присущих устному диалогу и тесно взаимодействующих между собой.
  1. Очевидная «человекоцентричность» данного вида речи. В большинстве ситуаций диалогического общения при дебатах осуществляется коммуникация «лицом к лицу». Она уже сама по себе создаёт предпосылки для самораскрытия каждой вступающей в контакт языковой личности.
  2. демократизм рассматриваемого вида речи. Дебаты — это диалогический дискурс, продукт коллективного творчества, речевое произведение, созданное несколькими авторами. Адресат не только пассивно воспринимает направленное ему сообщение, — это активный участник коммуникации.
  3. Дебаты ориентированы на достижение взаимопонимания и согласия сторон (хотя бы частичного).
  4. Диалогическая основа жанра дебатов обладает высоким прагматическим потенциалом, который выражается в возможности всесторонне обсудить острую проблему, выразить своё отношение к тому или иному событию, факту.
  5. Дебаты обладают высоким экспрессивным потенциалом. Риторические приёмы диалогизации монологической речи позволяют видеть в адресате (участниках, зрителях) активный субъект равноправного речевого взаимодействия.
  6. Дебаты как устный диалогический жанр, как правило, никогда не может быть разыгран строго по сценарию. Он не исключает элементов неожиданности и импровизации. А где есть неожиданность, есть и определённая интрига, повышающая притягательность жанра[3].
Исследователи выделяют несколько форматов (стилей) дебатов, каждый из которых имеет свои особенности. Например, С.И. Курицына выделяет три формата дебатов и соотносит их со сферами применения:
1.      Дебаты Карла Поппера - школьные дебаты, адаптированные к условиям средней школы – с 2008 года их заменяет Всемирный школьный формат.
2.      Парламентские дебаты - дебаты, которые используются в высших учебных заведениях.
3.      Дебаты Линкольна-Дугласа - публичные дебаты на политические темы, проводимые в органах власти, общественных организациях[4].
В настоящее время члены Международной Образовательной Ассоциации «Дебаты» IDEA (International Debate Education Association), а вслед за ними мы, выделяют и практикуют десять форматов (стилей) дебатов:
1)      Полиси дебаты  (Policy Debate).
2)      Индивидуальные дебаты - дебаты Линкольна-Дугласа (Lincoln-Douglas Debate).
3)      Академические дебаты (Academic Debate).
4)      Интернет - дебаты (Internet Debate).
5)      Состязательные дебаты (Competitive Debate).
6)      Школьные дебаты по всемирному формату (World Schools Debate).
7)      Законодательные дебаты (Legislative Debate).
8)      Судебные дебаты (Mock Trial Debate).
9)      Публичные дебаты (Public Debate).
10)    Парламентские дебаты (Parliamentary Debate).
1.      Полиси-дебаты. Это самый старый формат дебатов, применяемый в американских учебных заведениях. Характерной чертой данного формата дебатов является активное участие в них ограниченного количества игроков — двух команд, состоящих из двух человек, и судьи, который непосредственно ведет дебаты и выносит решение. Каждая команда имеет лимитированное количество трехминутных выступлений для убеждения противников, а заканчивается обсуждение перекрестными вопросами сторон. Победителя, то есть команду, чьи аргументы были убедительнее, определяет судья.
2.      Индивидуальные дебаты (Дебаты Линкольна - Дугласа). Этот формат дебатов назван в честь претендентов на пост президента Соединенных Штатов Америки середины девятнадцатого века Авраама Линкольна и Стивена Дугласа, которые в ходе своей предвыборной компании обсуждали вопрос о рабстве, путешествуя по городам страны. Сегодня индивидуальные дебаты, используемые в учебных заведениях, во многом повторяют особенности тех исторических дебатов. Данный формат дебатов мало распространен в России. Основная отличительная черта этого формата - отсутствие команды, в игре участвуют всего два спикера: утверждающий и опровергающий. Особое внимание уделяется ясности, логичности и обоснованности изложения каждой из точек зрения. Оппоненты защищают убедительную моральную позицию, не противореча себе и не отрицая сложности вопроса.
3.      Академические дебаты. Этот формат дебатов представляет собой чисто научные дебаты. Примером академических дебатов может быть обсуждение темы «Теория эволюции Ч. Дарвина не находит научных подтверждений».
4.      Интернет—дебаты. Это дебаты, проводимые с помощью Интернета. Данный формат дебатов не является обсуждением «лицом к лицу», но дает возможность преодолеть географические расстояния. Интернет-дебаты — это дебаты между людьми, живущими в разных городах, странах, на разных континентах, а, следовательно, это дебаты с точек зрения различных культур, представленных участниками.
5.      Состязательные дебаты. Данный формат дебатов широко применяется в школах и высших учебных заведениях во всем мире. Это упрощенная форма дебатов, предполагающая соревнование между двумя группами учащихся, ориентированное не на результат, а на процесс.
6.      Законодательные дебаты. Этот формат дебатов во многом повторяет процесс парламентского законотворчества. Законодательные дебаты дают участникам навыки принятия общих (совместных) решений и нахождения компромиссов.
7.      Судебные дебаты. Это имитация судебного процесса с соблюдением соответствующих процедур. Команды представляют собой защиту и обвинение, свидетелей, подсудимого или подсудимых, и потерпевших. Судья или судебная коллегия регулируют ход дебатов и выносят решение, основываясь на выступлениях участников. Факты представляются в виде правовых документов и показаний свидетелей. Каждое рассматриваемое дело - это оригинальный сценарий, который должны принять участники.
8.      Публичные дебаты. Этот формат дебатов призван развивать навыки критического мышления и обсуждения проблемы в быстро меняющихся условиях. Публичные дебаты часто принимают формы, копирующие телевизионные и радио ток-шоу. Участники должны предусмотреть огромное количество вариантов развития дебатов, планируя свое выступление, и научиться быстро адаптироваться к меняющейся обстановке.
9.      Парламентские дебаты. Данный формат дебатов называется «парламентским», так как они напоминают дебаты, происходящие в Парламентах. Это самый распространенный формат дебатов, который отличается высокой степенью подготовленности участников, эмоциональностью, ориентацией на результат, то есть на выявление «истины». Парламентские дебаты, в отличие от других выше перечисленных формат, предоставляют участникам большую свободу. Участники могут использовать практические (эмпирические) и теоретические (философские) аргументы в защиту своей позиции, а также принимать участие в регулировании самого процесса (хода) дебатов.         10. Школьные дебаты по всемирному формату (World Schools Debate). Дебаты между утверждающей и отрицающей сторонами призваны развивать навыки критического мышления и прививать уважение к противоположной точке зрения. Для осуществления этих целей участники в группах всесторонне исследуют обсуждаемое явление. Аргументы, звучащие в ходе дебатов, чаще всего носят философский, теоретический характер. Круг сведений, примеров и подтверждений позиции сторон, принимаемых в качестве доказательств, может быть максимально широк, с демонстрацией связи между позицией стороны и примером. Вопросы оппонентам задаются в ходе речей, а роли спикеров максимально дифференцированы. Активная роль отводится судье. Он не только выносит решение о результатах дебатов, но и комментирует, насколько логичными и обоснованными были выступления участников.
Дебаты между утверждающей и отрицающей сторонами являются, по нашему мнению, наиболее эффективным форматом дебатов, так как они обладают следующими важными свойствами:
1.      Дебаты между утверждающей и отрицающей сторонами проходят согласно определенным правилам, что обеспечивает четкость в проведении дебатов и возможность более адекватного оценивания работы участников.
2.      В ходе дебатов между утверждающей и отрицающей сторонами участники имеют возможность привлекать широкий круг сведений и фактов для аргументирования своей точки зрения.
3.      Данный формат дебатов развивает навыки критического мышления, то есть навыки формулирования, определения, обоснования и анализа обсуждаемых мыслей и идей.
4.      Дебаты между утверждающей и отрицающей сторонами развивают исследовательские и организационные навыки - приводя аргументы, участник должен подкреплять их доказательствами, которые необходимо искать в различных источниках, а организация выступления непосредственно влияет на эффективность сообщения.
5.      Данный формат дебатов способствует формированию и развитию умений обсуждения проблемы.
Тем не менее, при проведении дебатов между утверждающей и отрицающей сторонами могут возникать и определенные трудности:
1)      неспособность ведущего задействовать всех учащихся в ходе обсуждения,
2)      отсутствие взаимодействия между участниками - представляя свою точку зрения, они обращаются к учителю (ведущему), но не к оппонентам или аудитории,
3)      отсутствие навыков работы в команде, групповой работы,
4)      слабая мотивация участников к обсуждению проблемы,
5)      отсутствие или слабое развитие у участников навыков публичного выступления, умения четко выражать свои мысли,
6)      неспособность работать в команде,
7)      неспособность концентрироваться на сути обсуждаемой проблемы;

 
 
[1] Языкознание. Большой энциклопедический словарь/Гл. ред. В.Н. Ярцева. — 2-е изд. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2000. - с.540.
[2] Цеплетис Л.К., Катлапе Н.Я. Теория публичной речи. — Рига: Зинатне, 1991. – с.15
[3] Волошина Н.В. Дебаты как речевой жанр в профессиональной деятельности учителя. Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. канд. пед. наук. Спец-ть 13.00.02 - теория и методика обучения и воспитания (русский язык) М.2006 С.11
[4] Курицына, С.И. Образовательная программа и образовательная технология «Дебаты» [Электронный ресурс]: обзорная лекция // Ярославский Институт Развития Образования:. Ярославль, 2004. - Режим доступа: http://www.iro.yar.ru:8101/institut/cot/method/lection1.shtml.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»