Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Социальная реабилитация инвалидов
трудоспособного возраста средствами
художественно-творческой деятельности

Окрушко Анастасия Ивановна,
инструктор по труду высшей категории
социально-трудового отделения для людей
с нарушением интеллекта № 1,
член творческого союза мастеров по войлоку 
С 2012 года в СПб ГБУ СОН «ЦСРИДИ Невского района Санкт-Петербурга» (далее – центр) работает студия прикладного творчества. Основная цель нашей деятельности - это социальная реабилитация инвалидов. Вопросы комплексной реабилитации людей с ограниченными способностями год от года не только не теряют своей актуальности, а приобретают все большую значимость. В связи с этим положением в комплексе реабилитационных мероприятий трудно переоценить значимость использования средств художественно-творческой деятельности.
Одним из методов, который применяется в центре с самого начала его работы, является социальная реабилитация художественно-прикладными видами творчества.
Десятилетняя практика использования данного метода при работе с инвалидами (я работаю в основном с людьми трудоспособного возраста с нарушениями интеллекта) показала, что им проще устанавливать контакт с людьми на занятиях в группе.  Именно в группе они могут общаться, спорить, вести беседу, учатся оказывать друг другу помощь и т.д. Они интересуются работами своих товарищей, участвуют в обсуждениях, охотно подключаются к выполнению отдельных заданий.       
В своей работе я применяю различные техники прикладного творчества: лепка из пластилина, аппликация, плетение декоративных шнуров, декупаж, валяние шерсти, шерстяная акварель. При этом осваиваются многие операции - складывание бумаги, раскраска, резание ножницами, склеивание, скатывание, раскатывание, сплющивание, вдавливание, оттягивание, сглаживание и пр. Приобретаются практические навыки в конструировании, формируются способности к нестандартному мышлению.
Занятия развивают двигательные функции рук, способствуют развитию координации, тренируют определенные группы мышц руки, способствует разнообразию сенсорного опыта. Работа пальцами способствует развитию мыслительной деятельности. Но больше всего времени я уделяю направлению «Художественный войлок», которое помогает реализации творческого потенциала обучающихся, дающее им возможность воплотить свои художественные идеи в изделиях из шерсти. Технология фелтинга (войлоковаляния), предлагает множество различных техник и их комбинаций, что дает неограниченный простор для творческой реализации без особых материальных затрат. При помощи данной техники можно изготовить множество различных оригинальных вещей: от картин и предметов украшения интерьера до одежды и обуви. А шерсть - такой материал, который и лечит, и помогает в развитии мелкой моторики, воображения, образного мышления.
Валяние шерсти - древнейшее текстильное искусство на земле, традиционное рукоделие многих народов мира. Шерстяная акварель – это художественное изделие, созданное не красками на холсте, а рисунок, выложенный цветной непряденой шерстью на некой основе.
Для получателей услуг центра я составила отдельную программу обучения в этом направлении. Программа предусматривает получение первичных и углубленных знаний, умений и навыков при их последовательном расширении в обучении, составлена на основе моего опыта, знаний и умений, так как помимо педагогической деятельности, я являюсь членом творческого союза мастеров по войлоку. Валяние из шерсти, или фелтинг - это необычайно увлекательный и очень захватывающий вид рукоделия.  Чаще всего инвалиды выбирают занятия в технике "шерстяная акварель" - это прекрасная возможность выразить себя в живописи, но совершенно необычным способом.
Занятия в студии ждут с нетерпением. Ожидание радости творческого труда, предвкушение удовольствия от встречи с чем-то очень увлекательным и интересным определяют психологический настрой занятий. Моя задача поддерживать этот настрой на протяжении всего реабилитационного процесса, ставя перед обучающимися задачи все более возрастающей сложности. В противном случае приходит разочарование и потеря интереса. Так как в нашей студии существует микроклимат творчества и товарищеского взаимопонимания, то в большинстве своем обучающиеся до конца не хотят порывать с ней. Мной замечено, что в течении занятия у инвалидов происходит нормализация давления, возбужденное состояние приходит в равновесие.
Особенности обучения для людей с ограниченными возможностями.
Мир инвалида с нарушением интеллекта - это сложный комплекс разнообразных зрительных, слуховых, осязательных ощущений и эмоций. Чувственное восприятие мира захватывает нашего подопечного, полностью владеет им, толкает к созиданию, поисковой деятельности, раскрывая творческие способности, заложенные в нем с рождения.
Как помочь инвалиду открыть себя наиболее полно? Как создать условия для динамики творческого роста, разбудить и поддержать пытливое стремление человека, получившего увечье или имеющего ограничения возможностей своего организма, узнать мир во всех его ярких красках и проявлениях? Именно эти вопросы поможет решить работа с пластилином, бумагой, стеклом, природными материалами, а также цветными волокнами шерсти.
            Физический недостаток переживается и трактуется такими людьми как дефект личности. Люди, имеющие ограничения имеют нарушения в социально-психологической адаптации, они не удовлетворены своими отношениями с миром и другими людьми.
            С целью эффективного обучения инвалидов, имеющих особые потребности, я стараюсь учитывать их характерные особенности.  
            К таким особенностям инвалидов, имеющих нарушения слуха, относят: развитое наглядно-образное мышление, устойчивое внимание, эмоциональность, при этом хорошо развита зрительная память, они мотивированы к достижениям. К слабым сторонам относят: недоразвитие письменной и связной речи.
            Инвалиды с нарушением речи отличаются: меньшим объемом запоминания и воспроизведения материала, быстрой отвлекаемостью, снижением познавательной деятельности, повышенной возбудимостью, раздражительностью, замкнутостью. Следует помнить, что у таких людей наблюдается повышенная утомляемость, быстрая переключаемость внимания. С ними необходимо широко применять наглядные средства обучения.
            Работая с инвалидами с нарушениями зрения, я заметила ранимость, чувствительность, трудности координации движения.  Не следует торопить их с ответом. Темп работы у людей с нарушением зрения замедлен, поэтому следует давать больше времени на выполнение заданий. Материал для них следует делать осязаемым, крупным, хорошо видимым по цвету, контрасту, силуэту.
 Больше всего из числа обучающихся имеют соматические заболевания (сердца, печени, почек, эндокринные заболевания, дыхательная система и др.). Для них характерны: ипохондрические черты характера, низкая работоспособность, астенические проявления, низкая продуктивность, уклонения от страхов и ответственности. К особенностям познавательной деятельности относят: истощаемое внимание, неустойчивое запоминание. Для них необходимо дозировать нагрузки, отбирать самый важный материал, давать меньше заданий, но сложнее. Стоит помнить, что они усваивают только тогда, когда нет перегруза.
Инвалиды с нарушениями опорно-двигательного аппарата имеют диагноз ДЦП (детские церебральные параличи). У них наблюдаются не только двигательные нарушения, но и психические, речевые расстройства.  Им свойственны повышенная тревожность, ранимость и обидчивость. Таким клиентам следует давать больше времени на подготовку.
Получатель услуг нашего Центра должен чувствовать себя комфортно для того чтобы проявлять самостоятельную активность.
Такие люди имеют ряд особенностей: они зачастую медленнее своих сверстников воспринимают информацию; имеют сформированную позицию «беспомощного», которая формируется в семье, они нуждаются в опеке и попечительстве со стороны взрослых, для таких клиентов свойственны реакции-манипуляции. Недостаточная самооценка инвалидов, также, как и преувеличенная, негативно влияет на результативность реабилитационной работы. 
Для получателей услуг центра необходима большая наглядность материала. Преподавателю следует помнить, инвалиды часто прибегают к хитростям и манипуляциям, поэтому задания следует давать с четкими, жесткими инструкциями. Исполнение заданий проверять следует сразу и быстро. Я заметила, что общей проблемой для них является быстрый темп речи, невозможность быстро воспринимать предлагаемый материал, одновременно слушать и выполнять инструкции педагога. Преподавателю следует говорить более медленно, ставить вопросы четко, кратко, конкретно, чтобы они смогли осознать их и вдуматься. На занятиях требуется особый речевой режим: четкая, разборчивая речь без резкого повышения голоса, необходимое число повторений.
Основной задачей творческой деятельности является развитие эстетических чувств, эстетических представлений, эстетических взглядов на мир. Во время создания своими руками рисунка, аппликации, лепной или валяной работы у людей возникает получение положительного эмоционального заряда. Поэтому в процессе реабилитации средствами культуры решаются  такие задачи реабилитации инвалидов, как развитие эмоционально-интеллектуальной сферы инвалидов посредством восприятия лучших мировых образцов культуры; развитие эмоционально-волевой сферы, формирование таких качеств, как самостоятельность, наблюдательность, целенаправленная деятельность; подготовка к сознательному выбору профессии в соответствии со своими возможностями и способностями; обучение активному творчеству и сотрудничеству, умению включаться в сотворчество, в коллективный процесс восприятия и самовыражения через искусство; развитие костно-мышечного аппарата, мелкой моторики рук: тренировка ловкости и координации движений; формирование определенных трудовых навыков при работе с различными материалами, а также инструментами и приспособлениями.     
Занятия в студии носят индивидуальный и групповой характер. Количественный состав групп не превышает 8 человек. Продолжительность занятия от 30 до 45 минут в зависимости от состояния здоровья инвалидов. 
Иногда я веду индивидуальные занятия с получателями услуг, нуждающимися в усиленной коррекционной работе. Также провожу занятия по индивидуальным программам с инвалидами, имеющими особые склонности к определенным видам творческой деятельности. В своей деятельности я ввела обучающие занятия с родственниками клиентов с целью ознакомления их с методами и приемами, необходимыми для коррекционно-развивающих занятий в домашних условиях.
В начале знакомства с человеком, пришедшим в студию, я провожу диагностическое занятие. На этом этапе я собираю данные о патологии, нарушениях функций, ограничения функционирования и ограничениях социальных возможностей.  При этом я использую несколько видов диагностических методов: собеседование, виды деятельности, выполняемых с участием кисти рук, наблюдение. Следующим этапом реабилитации идет постановка целей. Важными условиями при постановке цели являются: специфичность (должны учитываться приоритеты получателя услуг), достижимость, реалистичность.
Третий этап реабилитации - организация занятий, подбор техник прикладного творчества.
В процессе обучения предполагается использовать такие методы обучения и формы организации занятий, как показ, объяснение, упражнения, игровая форма, анализ работ обучающихся, проведение выставок собственных изделий и посещение городских выставок, демонстрация моделей.
Для обеспечения качественных занятий используется наглядный материал: учебные пособия, образцы изделий, иллюстрации и фотографии, видеоматериалы по художественной обработке шерсти. Методическая поддержка из моих авторских разработок.
В ходе занятий необходимо проводить физические паузы и зарядку для глаз, в связи с тем, что происходят определенные нагрузки на мышцы глаз, рук, спины.
Для контроля эффективности работы студии рекомендуется проводить диагностику, включающую в себя следующие методы: наблюдение, тесты, рисунки, кроссворды, загадки, творческие задания.
            Занятия в студии прикладного творчества, помимо обучающих задач, помогают человеку с инвалидностью отвлечься от грустных мыслей, событий, обид, снимают нервное напряжение, страхи, обеспечивает эмоциональное состояние, то есть выполняют терапевтическую функцию.   Я обратила внимание, что полученный результат деятельности радует человека, приносит удовлетворение потребности в самоутверждении.
            В результате деятельности студии работы учеников выставляются на муниципальных, региональных и международных выставках и фестивалях. Работы были представлены и получили дипломы на выставках в Выборге, в Приозерске "Крепость "Корелла", Пушкине "Царскосельский вернисаж". На международной выставке в Санкт-Петербурге "Новая жизнь традиций" получены дипломы, а одна из работ, выполненная учащимися студии полностью окупила участие в выставке.
            Более активные получатели услуг студии прикладного творчества теперь самостоятельно проводят мастер-классы, делают работы для друзей и на заказ. Приятно видеть, с какой гордостью наши подопечные носят свои изделия (шапочки, тапочки, жилеты, рукавицы), порой сделанные только одной рабочей рукой и почти не сгибаемыми пальцами.
В заключении хочу озвучить основную проблему социальной реабилитации инвалидов. В процессе работы приходится сталкиваться с негативным отношением к инвалидам, которое можно объяснить такими несущественными причинами, как неприятной внешностью, чрезмерной психической нагрузкой общающихся с инвалидами, которая выражается в неприятных переживаниях, и другими причинами подобного рода.
Самым большим парадоксом в процессе интеграции инвалидов является следующее: людей с ограниченными возможностями готовят к интеграции в обществе, но в то же время, как показали мои наблюдения, общество нравственно не готово принять инвалида. В связи с этим, приходится готовить моих подопечных к введению в социум посредством занятий в студии путем развития эстетического восприятия мира.
При восприятии инвалидом неблагоприятных установок здоровых людей общества у него может возникнуть острый конфликт. Необходимо создавать рациональную и эффективную систему информации о возможностях и деятельности инвалидов, а также создавать условия для облегчения жизнедеятельности инвалида, но не выделять их в статус «особенных» людей. Наша задача вывести клиентов из данного статуса и плавно ввести в общество.
Процесс социальной реабилитации и интеграции людей с ограниченными возможностями успешным может быть лишь тогда, когда, с одной стороны будет готовиться человек с инвалидностью, с другой – общество.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»