Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Дифференцированный подход в обучении
детей с ТНР на уроках гуманитарного цикла

Грушковская Елена Сергеевна
Современное общество выдвигает новые требования перед образованием. Формирование у обучающихся творческих способностей, развитие их природных наклонностей и задатков является одной из важнейших задач обучения  в школе. Перед образовательной организацией стоит цель воспитать личность, отличительная черта которой не энциклопедические знания, а гибкий ум, умение учиться, наблюдать, исследовать.
В произвольно сформированных классных коллективах обучающиеся отличаются между собой уровнем учебных возможностей. Практические результаты обучения и воспитания свидетельствуют о том, что низкая успешность многих обучающихся является результатом несоответствия между индивидуальным темпом усвоения знаний, физиологическими особенностями отдельных учеников и темпом, стилем который учитель предлагает на уроке. В результате этого класс оказывается неоднородным по способности к усвоению знаний, по уровню усвоения знаний, сформированности учебных компетенций. Особенно остро данная проблема прослеживается в процессе обучения детей с ОВЗ
В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, который  предусматривает построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся. Большими возможностями в данном направлении обладает технология дифференцированного обучения.
Дифференциация - это форма организации учебной деятельности обучающихся, при которой учитываются их склонности, интересы, способности.
Основа дифференцированного подхода состоит в том, что перед обучающимися ставится единая познавательная задача, но они идут к ней разными путями, соответствующими их способностям и учебным возможностям.
Это дает возможность сильным обучающимся быстрее и глубже продвигаться в образовании, а слабым - испытывать учебный успех.
Для организации дифференцированной работы в классе необходимо разделить детский коллектив на группы. При делении обучающихся на группы учитываются их знания по предмету, темп работы, уровень познавательной активности и др.
 1 уровень -  обучающиеся  с высокой   успеваемостью, имеющие достаточный фонд знаний, высокий уровень познавательной активности. 2 уровень – обучающиеся  со средними учебными возможностями. 3 уровень – обучающиеся с пониженной успеваемостью. Эти группы, как правило, мобильны, гибки, подвижны.
Для каждой группы разрабатывается система разноуровневых заданий, система оказания дифференцированной помощи со стороны учителя.
Показателем успешности работы учителя с каждым обучающимся является динамика его движения из группы в группу.
Разноуровневые задания могут использоваться на любом этапе изучения темы, а также на любом этапе урока.
Так, например, на этапе проверки домашнего задания на уроке русского языка могут быть предложены следующие задания:
1 группа. Самостоятельное выполнение упражнения, аналогичного домашнему упражнению.
2 группа. Самопроверка. Сопоставление упражнения с эталоном.
3 группа. Проверка домашнего задания совместно с учителем.
Разноуровневые задания также полезны при изучении нового материала по теме.
Урок русского языка в 6 классе
Тема: «Словообразование имен прилагательных»
1 группа. Прочитайте параграф. Составьте таблицу «Способы образования прилагательных».
Определите способы образования данных слов: безоблачный, сельскохозяйственный, осенний, безводный.
 2 группа. Прочитайте параграф. Заполните таблицу «Способы образования прилагательных». Подготовьте устный ответ.
3 группа. Прочитайте параграф. Назовите способы образования имен прилагательных. Дополните таблицу «Способы образования  имен прилагательных» своими примерами.
На этапе обобщения знаний по теме ученикам  могут предлагаться следующие виды работ.
Урок русского языка в 5 классе
Тема: «Предложения с однородными членами»
1 группа
А) Выпишите из текста сложное предложение  (знаки препинания не расставлены).
Б) Подчеркните грамматическую основу предложения.
В) Расставьте знаки препинания.
Покрыла зима землю снежной шубкой. Наступило утро и глубокие сугробы заискрились в первых лучах солнца. Отдыхает земля и набирает силу.
2 группа
А) Выпишите из текста простое предложение  с однородными членами (знаки препинания не расставлены).
Б) Подчеркните однородные члены предложения.
В) Расставьте знаки препинания.
Г) Начертите схему.
Покрыла зима землю снежной шубкой. Наступило утро и глубокие сугробы заискрились в первых лучах солнца. Отдыхает земля и набирает силу.
3 группа
А) Прочитайте текст. Выпишите третье предложение (знаки препинания не расставлены).
Б) Подчеркните главные члены предложения.
В) Подчеркните однородные члены предложения.
Г) Расставьте знаки препинания.
Д) Начертите схему.
Покрыла зима землю снежной шубкой. Наступило утро и глубокие сугробы заискрились в первых лучах солнца. Отдыхает земля и набирает силу.
Для прочного усвоения знаний эффективен прием организации индивидуальных домашних заданий, которая позволяет сильным обучающимся расширить знания по изучаемой теме, а слабым – закрепить пройденный материал.
Урок литературы в 5 классе
Тема: «Сказки как вид народной прозы»
1 группа. Подготовьте сообщение о жизни и творчестве И. Билибина, В. Васнецова, связанном с русским фольклором.
2 группа. Прочитать статью учебника о русских народных сказках. Самостоятельно составить 5-6 вопросов к статье.
3 группа. Прочитать и пересказать статью учебника о русских народных сказках. Ответить на вопросы после текста.
Таким образом, технология дифференцированного обучения позволяет обучающимся развивать в себе самостоятельность, активность,  творческие способности, позволяет быть успешными в любой деятельности.
Вместе с тем технология дифференцированного обучения предполагает построение системы работы в данном направлении. Поэтому от учителя потребуется более объемная подготовка к урокам, тщательный подбор материала для разноуровневых заданий, формирование у детей умений работать с такими заданиями и правильно пользоваться дифференцированной помощью.

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»