Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 1 / 5

Звезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Филатова Татьяна Борисовна

 

 В 21 веке современные информационные технологии и новые социально – экономические условия оказывают непосредственное влияние на педагога и его урок.

Сотрудники НИИ педагогического образования провели исследование и считают, что современный педагог должен не только обладать набором профессионально важных качеств, но и быть конкурентно способной личностью,  стремиться к постоянному самосовершенствованию и самореализации.

 Сухомлинский писал: «Урок – важнейшая организационная форма процесса познания мира учащимися. Ученик - живой человек, вступающий в мир познания, творчества, человеческих взаимоотношений». Учитель – мастер должен четко знать, что делать на уроке, как это делать, т.е. у него должен быть алгоритм действий. Причем, идея (цель) урока шире, чем алгоритм действий, и тогда появляется возможность творчества.

У современного педагога должна быть парадигма мышления, ориентированная на современного ученика, у которого интерес к познанию на уроке невысокий, т.к. учитель не может конкурировать с информационными технологиями. Современный учитель должен научиться работать с учеником, понимать, что он хочет, что его интересует.

 В нашем образовательном учреждении ЧОУ « Школа « Обучение в диалоге» ведется работа по международной программе, которая имеет многолетнюю практику за рубежом и позволяет сохранить у ученика интерес к познавательной деятельности на уроке. В основе этой программы лежит проектно – исследовательская деятельность и критериальное оценивание.

Учитель должен уметь на уроке работать с исследовательским вопросом, это вопрос, который интересует ученика. Постановка исследовательского вопроса на уроках повышает интерес к предмету, приближает тему урока к реальной жизни. Учитель с учениками вместе будут проводить исследование, находить ответ, и ученики будут вовлечены в процесс обучения. Это развивает ответственность ребенка за учебный процесс, и тогда он становится не просто слушателем, а участником этого процесса. З.Фрейд считал, что учение может стать для детей интересным увлекательным делом, если оно озарится ярким светом мысли, чувств, творчества, красоты.

 Например, во время разговора об инфразвуке при изучении на уроках физики темы

« Звуковые колебания» учеником был задан вопрос: почему наступает тошнота во время прослушивания отдельных музыкальных произведений? Провели небольшое исследование и узнали, что желудок колеблется с частотой 2-3 Гц, при наступлении резонанса амплитуда колебаний увеличивается, и происходит сдавливание.  Это может происходить при работе сабвуфера музыкального центра. Здесь можно обратить внимание учеников на связь биологии с физикой. Такого плана вопросы хорошо записать на доске и в ходе урока подвести учеников к ответу на них. Для этого можно использовать словари, дополнительную литературу или интернет.

С 2005 года мной совместно с учениками подготовлено и представлено более 30 проектов. Прежде чем начать проектно-исследовательскую деятельность, ученики должны определить цель проекта. Цель может быть определена как утверждение или  как несколько ключевых вопросов, которые определяют направление работы над проектом. В ходе работы над проектом ученики учатся находить информацию, используя различные источники, проводить анализ и отбирать самое главное. Работа над проектом может длиться в течение нескольких недель, ученики на каждом уроке рассказывают классу о проведенном исследовании, учитель здесь выступает в роли наставника, он постоянно направляет исследование учеников в нужное русло, не навязывая своей точки зрения.

 Во время работы над проектом в 8 класс «Энергосбережение и ШОД» (ШОД - это сокращенное название нашей школы) учащиеся провели расчет, в котором связали потребление электрической энергии с количеством израсходованного на это топлива и выбросом в атмосферу вредных веществ. Они были обеспокоены тем, что повышается средняя температура в Антарктиде и белые медведи могут исчезнуть. Эта работа научила учащихся проводить анализ и самостоятельно делать выводы, видеть  применение знаний, полученных на уроках в реальной жизни, понимать, что каждый из них ответственен за то, что происходит на нашей Планете.

Еще один пример проекта учащихся 7 класса. Был поставлен исследовательский вопрос: как понимание равнодействующей сил помогает нам оценить техническую грамотность литературных произведений? В ходе работы над проектом  ученики проанализировали содержание русской народной сказки « Репка», басни « Лебедь, рак и щука», произведений « Барон Мюнхаузен», « Тарас Бульба» и научились оценивать литературные произведения с научной точки зрения, увидели межпредметную связь между литературой и физикой.

В 9 классе в ходе проектно-исследовательской деятельности ученики разработали проект термоядерного реактора, в 10 классе попробовали осуществить полет на Марс, в 11 классе, проведя много часов в Эрмитаже, исследовали влияние света на восприятие отдельных произведений известных мастеров изобразительного искусства.

 Совместная работа над проектами  развивает  у учащихся умение работать в содружестве, толерантность,  а также навыки самостоятельной и исследовательской деятельности, расширяет кругозор,  позволяет повысить интерес к предмету. По словам немецкого математика Ф.Клейна, « Подмена мысли памятью, яркого восприятия заучиванием - большой порок, отупляющий ребенка, отбивающий охоту к учению».

Критериальное оценивание любого вида учебной деятельности, заранее разработанное учителем,  дает возможность учащемуся самому себя оценить.  

Я разработала и применяю в своей деятельности учителя критерии оценки устного ответа учащихся, решения задач, научного эссе, проведения лабораторных работ. Это позволяет мне избежать конфликтов при выставлении оценок, а у учащихся появляется путь к самосовершенствованию, который они намечают сами.

Таким образом, реалии сегодняшнего дня требуют иного творческого учителя, который не просто преподносит истину, а учит ее находить и в центре его внимания должен быть ученик.

Список литературы:

В.А.Сухомлинский «Сердце отдаю детям»

А.Н.Леонтьев « Избранные психологические произведения»

А. Дистервег «Руководство к образованию немецких учителей»

Материалы семинара по программам Международного Бакалавриата. Москва.2007г.

 

Автор статьи - учитель физики Филатова Татьяна Борисовна.

Частное образовательное учреждение « Школа « Обучение  в диалоге»

Медаль « В память 300-летия Санкт – Петербурга»

Высшая квалификационная категория

Электронная почта Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»