Система критериального оценивания достижений учащихся
Колосова Ирина Сергеевна
В современной школе приоритетной целью образования становится развитие личности, готовой к эффективному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. Для достижения учебной самостоятельности особое значение имеет оценочная самостоятельность учащихся, готовность и способность контролировать и оценивать сбою деятельность, устанавливать и устранять причины возникающих трудностей. Чтобы сформировать эти умения, необходимо внести существенные изменения в систему оценивания в школе, пересмотреть ее цели, содержание и технологии.Необходимость разработки методологии критериального оценивания возникла в связи выявлением ряда недостатков, характерных для традиционной системы оценивания. При анализе традиционной системы оценок в российской школе исследователи, чаще всего, выделяют следующие проблемы:
- субъективность оценки, что приводит к большому числу конфликтов между участниками образовательного процесса (педагогами, учащимися, родителями);
- невозможность самооценки учащихся, что приводит к непониманию уровня своих учебных достижений и дальнейших перспектив самообразования и саморазвития.
- Выставляя оценку, учитель, как правило, ориентируется на средний уровень знаний класса в целом, а не на достижение каждым учеником единых критериев
- Данная система не способствует становлению и развитию оценочной и в целом учебной самостоятельности, ставит ученика в зависимость от внешней оценки, от реакции окружающих.
Критериальное оценивание является относительно новой технологией, используемой в современной школе.
Остановимся подробнее на специфике критериального оценивания. Прежде всего, необходимо отметить, что критериальное оценивание – это процесс, основанный на сравнении учебных достижений учащихся с четко определенными, коллективно выработанными, заранее известными всем участникам образовательного процесса критериями, соответствующими целям и содержанию образования, способствующим формированию ключевых компетентностей учащихся
Критериальное оценивание является альтернативой традиционной системе оценки в российской школе. Традиционно выделяют следующие функции критериального оценивания:
- анализ особенностей образовательного процесса;
- обратная связь, позволяющая всем участникам образовательного процесса (учителям, учащимся, родителям) понимать уровень освоения изучаемого материала;
- определение степени соответствия целей, поставленных перед учеником, и достигнутых результатов в их динамике;
- развитие оценочной самостоятельности учащихся;
- повышение объективности оценивания учебных достижений учащихся;
- выявление текущих затруднений ученика и класса в целом для организации индивидуальной и групповой коррекционной работы;
- создание психологически комфортной образовательной среды для мотивации учащегося к успешной учебной деятельности.
Критериальное оценивание включает в себя формирующее и констатирующее оценивание.
Формирующее (текущее) оценивание предназначено для определения текущего уровня сформированности ключевых компетенций в процессе повседневной работы в классе. Оно позволяет учителю и ученику скорректировать свою работу и устранить возможные пробелы и недочёты до проведения констатирующей работы. При выведении итоговых отметок формирующие оценки не учитываются.
Констатирующее (итоговое) оценивание предназначено для определения уровня сформированности ключевых компетенций при завершении изучения блока учебной информации и проводится по результатам выполнения констатирующих работ различных видов (тесты, проекты, контрольные работы и т.д.). Отметки, выставленные за эти работы, являются основой для определения итоговых отметок по курсу за отчётные периоды (четверть, полугодие).
Использование критериального оценивания обладает рядом преимуществ как для учителя, так и для учащихся и их родителей. Основные достоинства критериального оценивания перечислены в таблице.
Преимущества критериального оценивания | ||
Использование критериального оценивания позволяет: | ||
учителям | учащимся | родителям |
1) иметь оперативную информацию для анализа и планирования своей деятельности; |
1) получать достоверную информацию о степени овладения познавательными компетенциями и динамике своего интеллектуального роста; |
1) получать объективные доказательства уровня обученности своего ребенка; |
2) улучшить качество преподавания и обучения; |
2) определять перспективы построения своей учебной деятельности в соответствии с проблемами, выявленными с помощью критериальной оценки; |
2) отслеживать прогресс в обучении ребенка; |
3) выстраивать индивидуальную траекторию обучения каждого ученика с учетом его индивидуальных способностей; |
3) выстраивать свою индивидуальную траекторию в учебном процессе для достижения более высоких результатов. |
3) обеспечивать ребенку поддержку в процессе обучения; |
4) использовать разнообразные методы обучения и инструменты оценивания; |
4) устанавливать обратную связь с учителями и администрацией школы; | |
5) быть уверенными и спокойными за комфортность пребывания ребенка в классе и школе |
Таким образом, использование новой системы оценивания позволит учителю максимально отслеживать степень сформированности и индивидуального прогресса в развитии различных навыков обучаемых в совокупности с их личностным ростом. Критериальное оценивание соответствует предметным учебным целям и не зависит от настроения учителя. Оно предоставляет четко сформулированные уровни достижения, показывает уровень знания, понимания и владения навыками, а также способствует развитию навыков самооценивания.
Рассмотрим примеры оценивания контрольной работы по алгебре в 8 классе по теме "Решение квадратных уравнений" в традиционной системе и в критериальной системе.
Контрольная работа по теме "Решение квадратных уравнений" |
1 вариант Решите неполные квадратные уравнения: Решите уравнение методом выделения полного квадрата: Решите уравнения, используя формулу корней квадратного уравнения: Разложите квадратный трехчлен на множители: Решить квадратное уравнение методом подбора корней: |
2 вариант Решите неполные квадратные уравнения: Решите уравнение методом выделения полного квадрата: Решите уравнения, используя формулу корней квадратного уравнения: Разложите квадратный трехчлен на множители: Решить квадратное уравнение методом подбора корней: |
Традиционная система оценивания контрольной работы:
"5" - верно решены 8 уравнений,
"4" - верно решены 6-7 уравнений,
"3" - верно решены 4-5 уравнений,
"2" - верно решены менее 4 уравнений,
"1" - нет верно решенных уравнений.
Критериальная система оценки достижений учащихся по изучению темы "Решение квадратных уравнений":
Критерий оценивания | Максимальное количество баллов | Полученное количество баллов |
Умение решать неполные квадратные уравнения | 2 | |
Умение решать квадратное уравнение методом выделения полного квадрата | 2 | |
Знание формул дискриминанта и корней квадратного уравнения | 2 | |
Умение определять коэффициенты квадратного уравнения | 2 | |
Умение применять формулы корней квадратного уравнения | 2 | |
Знание зависимости количества корней от значения дискриминанта | 2 | |
Знание формулы разложения квадратного трехчлена на множители | 1 | |
Умение применять формулу разложения квадратного трехчлена на множители | 1 | |
Знание теоремы обратной теореме Виета | 1 | |
Умение находить корни квадратного уравнения методом подбора | 2 | |
Полнота записи решений уравнений | 2 | |
Грамотность при оформлении решений уравнений | 2 | |
Вычислительные навыки | 2 | |
Общее количество баллов: | 23 | |
Критерии выставления отметки: | диапазоны баллов | отметка |
22-23 | "5" | |
17-21 | "4" | |
11-16 | "3" | |
0-10 | "2" |
Рассмотрим критерии, по которым можно будет оценить выполнение учащимся контрольной работы по геометрии по теме "Подобие треугольников. Соотношение между сторонами и углами в треугольнике"
№ задания | Критерий оценивания | |
№1 | Есть ссылка на свойство средней линии треугольника | |
С помощью уравнения | Задача на части | |
Есть запись, что обозначено за х | Есть обоснования при выполнении действий | |
Есть обоснования в составлении уравнения | Верно найдено из скольких частей состоит периметр | |
Уравнение составлено верно | Верно найдено, сколько см составляет одна часть | |
Верно решено уравнение | Верно найдены средние линии треугольника | |
Верно найдены средние линии треугольника | ||
№2 | Есть ссылка на свойство медиан в треугольнике | |
Умение обоснованно доказывать подобие треугольников | ||
Умение составить пропорцию для сходственных сторон | ||
Умение решать пропорцию | ||
№3 | Знание теоремы Пифагора и умение ее применять | |
Знание определений синуса, косинуса и тангенса острого угла прямоугольного треугольника | ||
Знание значений синуса, косинуса и тангенса основных углов | ||
№4 | Верное выполнение чертежа к задаче | |
Обоснованность задачи | ||
Знание определений синуса, косинуса и тангенса острого угла прямоугольного треугольника | ||
Умение работать с формулами и выражать нужную величину | ||
Рассмотрен случай, когда высота лежит вне треугольника | ||
Полнота записи решений задач | ||
Вычислительные навыки |
При прописывании критериев оценивания можно ориентироваться не только на то, что мы хотим увидеть в работе учащегося, но и на те моменты, которых в работе не должно быть. Например, ошибка в формулах обнуляет оценку за задание.
Критериальная система оценивания достижений учащихся постепенно внедряется в процесс образования. Задания с критериальным оцениванием встречается в экзаменнационных работах 9 и 11 классов, а также в ВПР и РДР. Проблема, на мой взгляд заключается в том, что критерии оценивания заданий или вообще недоводятся до сведения учащихся, или предоставляются им в очень обобщенном виде. Вспомним, хотя бы, критерии к заданию №20 в экзаменационной работе по математике в 9 классе. Кроме того, каждый год строгость в оценивании решений учащихся меняется, и критерии меняются.