Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Система критериального оценивания достижений учащихся

Колосова Ирина Сергеевна
В современной школе приоритетной целью образования становится развитие личности, готовой к эффективному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. Для достижения учебной самостоятельности особое значение имеет оценочная самостоятельность учащихся, готовность и способность контролировать и оценивать сбою деятельность, устанавливать и устранять причины возникающих трудностей. Чтобы сформировать эти умения, необходимо внести существенные изменения в систему оценивания в школе, пересмотреть ее цели, содержание и технологии.
Необходимость разработки методологии критериального оценивания возникла в связи выявлением ряда недостатков, характерных для традиционной системы оценивания. При анализе традиционной системы оценок в российской школе исследователи, чаще всего, выделяют следующие проблемы:
  • субъективность оценки, что приводит к большому числу конфликтов между участниками образовательного процесса (педагогами, учащимися, родителями);
  • невозможность самооценки учащихся, что приводит к непониманию уровня своих учебных достижений и дальнейших перспектив самообразования и саморазвития.
  • Выставляя оценку, учитель, как правило, ориентируется на средний уровень знаний класса в целом, а не на достижение каждым учеником единых критериев
  • Данная система не способствует становлению и развитию оценочной и в целом учебной самостоятельности, ставит ученика в зависимость от внешней оценки, от реакции окружающих.
Учитывая недостатки традиционного подхода, необходимо сформулировать основные требования к системе оценивания в условиях внедрения новых стандартов образования. Современное оценивание должно быть: гибким; многоинструментальным; понятным; психологически комфортным; многоэтапным (текущее, промежуточное, итоговое); критериальным.
Критериальное оценивание является относительно новой технологией, используемой в современной школе.
Остановимся подробнее на специфике критериального оценивания. Прежде всего, необходимо отметить, что критериальное оценивание – это процесс, основанный на сравнении учебных достижений учащихся с четко определенными, коллективно выработанными, заранее известными всем участникам образовательного процесса критериями, соответствующими целям и содержанию образования, способствующим формированию ключевых компетентностей учащихся
Критериальное оценивание является альтернативой традиционной системе оценки в российской школе. Традиционно выделяют следующие функции критериального оценивания:
  • анализ особенностей образовательного процесса;
  • обратная связь, позволяющая всем участникам образовательного процесса (учителям, учащимся, родителям) понимать уровень освоения изучаемого материала;
  • определение степени соответствия целей, поставленных перед учеником, и достигнутых результатов в их динамике;
  • развитие оценочной самостоятельности учащихся;
  • повышение объективности оценивания учебных достижений учащихся;
  • выявление текущих затруднений ученика и класса в целом для организации индивидуальной и групповой коррекционной работы;
  • создание психологически комфортной образовательной среды для мотивации учащегося к успешной учебной деятельности.
 
Критериальное оценивание включает в себя формирующее и констатирующее оценивание.
Формирующее (текущее) оценивание предназначено для определения текущего уровня сформированности ключевых компетенций в процессе повседневной работы в классе. Оно позволяет учителю и ученику скорректировать свою работу и устранить возможные пробелы и недочёты до проведения констатирующей работы. При выведении итоговых отметок формирующие оценки не учитываются.
Констатирующее (итоговое) оценивание предназначено для определения уровня сформированности ключевых компетенций при завершении изучения блока учебной информации и проводится по результатам выполнения констатирующих работ различных видов (тесты, проекты, контрольные работы и т.д.). Отметки, выставленные за эти работы, являются основой для определения итоговых отметок по курсу за отчётные периоды (четверть, полугодие).
 
Использование критериального оценивания обладает рядом преимуществ как для учителя, так и для учащихся и их родителей. Основные достоинства критериального оценивания перечислены в таблице.

 
Преимущества критериального оценивания
Использование критериального оценивания позволяет:
учителям учащимся родителям
1) иметь оперативную информацию для анализа и планирования своей деятельности;
 
1) получать достоверную информацию о степени овладения познавательными компетенциями и динамике своего интеллектуального роста;
 
1) получать объективные доказательства уровня обученности своего ребенка;
2) улучшить качество преподавания и обучения;
 
2) определять перспективы построения своей учебной деятельности в соответствии с проблемами, выявленными с помощью критериальной оценки;
 
2) отслеживать прогресс в обучении ребенка;
3) выстраивать индивидуальную траекторию обучения каждого ученика с учетом его индивидуальных способностей;
 
3) выстраивать свою индивидуальную траекторию в учебном процессе для достижения более высоких результатов.
 
3) обеспечивать ребенку поддержку в процессе обучения;
4) использовать разнообразные методы обучения и инструменты оценивания;
 
  4) устанавливать обратную связь с учителями и администрацией школы;
    5) быть уверенными и спокойными за комфортность пребывания ребенка в классе и школе
 
Таким образом, использование новой системы оценивания позволит учителю максимально отслеживать степень сформированности и индивидуального прогресса в развитии различных навыков обучаемых в совокупности с их личностным ростом. Критериальное оценивание соответствует предметным учебным целям и не зависит от настроения учителя. Оно предоставляет четко сформулированные уровни достижения, показывает уровень знания, понимания и владения навыками, а также способствует развитию навыков самооценивания.
Рассмотрим примеры оценивания контрольной работы по алгебре в 8 классе по теме "Решение квадратных уравнений" в традиционной системе и в критериальной системе.

 
Контрольная работа по теме "Решение квадратных уравнений"
1 вариант
Решите неполные квадратные уравнения:


Решите уравнение методом выделения полного квадрата:

Решите уравнения, используя формулу корней квадратного уравнения:



Разложите квадратный трехчлен на множители:

Решить квадратное уравнение методом подбора корней:


 
2 вариант
Решите неполные квадратные уравнения:


Решите уравнение методом выделения полного квадрата:

Решите уравнения, используя формулу корней квадратного уравнения:



Разложите квадратный трехчлен на множители:
 
Решить квадратное уравнение методом подбора корней:


 
 
Традиционная система оценивания контрольной работы:
"5" - верно решены 8 уравнений,
"4" - верно решены  6-7 уравнений,
"3" - верно решены  4-5  уравнений,
"2" - верно решены менее 4 уравнений,
"1" - нет верно решенных уравнений.
 
Критериальная система оценки достижений учащихся по изучению темы "Решение квадратных уравнений":
Критерий оценивания Максимальное количество баллов Полученное количество баллов
Умение решать неполные квадратные уравнения 2  
Умение решать квадратное уравнение методом выделения полного квадрата 2  
Знание формул дискриминанта и корней квадратного уравнения 2  
Умение определять коэффициенты квадратного уравнения 2  
Умение применять формулы корней квадратного уравнения 2  
Знание зависимости количества корней от значения дискриминанта 2  
Знание формулы разложения квадратного трехчлена на множители 1  
Умение применять формулу разложения квадратного трехчлена на множители 1  
Знание теоремы обратной теореме Виета 1  
Умение находить корни квадратного уравнения методом подбора 2  
Полнота записи решений уравнений 2  
Грамотность при оформлении решений уравнений 2  
Вычислительные навыки 2  
Общее количество баллов: 23  
Критерии выставления отметки: диапазоны баллов отметка
  22-23 "5"
  17-21 "4"
  11-16 "3"
  0-10 "2"
 
Рассмотрим критерии, по которым можно будет оценить выполнение учащимся контрольной работы по геометрии по теме "Подобие треугольников. Соотношение между сторонами и углами в треугольнике"

 
№ задания Критерий оценивания
№1 Есть ссылка на свойство средней линии треугольника
С помощью уравнения Задача на части
Есть запись, что обозначено за х Есть обоснования при выполнении действий
Есть обоснования в составлении уравнения Верно найдено из скольких частей состоит периметр
Уравнение составлено верно Верно найдено, сколько см составляет одна часть
Верно решено уравнение Верно найдены средние линии треугольника
Верно найдены средние линии треугольника  
№2 Есть ссылка на свойство медиан в треугольнике
Умение обоснованно доказывать подобие треугольников
Умение составить пропорцию для сходственных сторон
Умение решать пропорцию
№3 Знание теоремы Пифагора и умение ее применять
Знание определений синуса, косинуса и тангенса острого угла прямоугольного треугольника
Знание значений синуса, косинуса и тангенса основных углов
№4 Верное выполнение чертежа к задаче
Обоснованность задачи
Знание определений синуса, косинуса и тангенса острого угла прямоугольного треугольника
Умение работать с формулами и выражать нужную величину
Рассмотрен случай, когда высота лежит вне треугольника
  Полнота записи решений задач
  Вычислительные навыки
 
При прописывании критериев оценивания  можно ориентироваться не только на то, что мы хотим увидеть в работе учащегося, но и на те моменты, которых в работе не должно быть. Например, ошибка в формулах обнуляет оценку за задание. 
Критериальная система оценивания достижений учащихся постепенно внедряется в процесс образования. Задания с критериальным оцениванием встречается в экзаменнационных работах 9 и 11 классов, а также в ВПР и РДР. Проблема, на мой взгляд заключается в том, что критерии оценивания заданий или вообще недоводятся до сведения учащихся, или предоставляются им в очень обобщенном виде. Вспомним, хотя бы, критерии к заданию №20 в экзаменационной работе по математике в 9 классе. Кроме того, каждый год строгость в оценивании решений учащихся меняется, и критерии меняются.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»