Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Проектная технология как способ формирования 
метапредметных умений обучающихся

Дорофеева Елена Владимировна,
учитель начальных классов ГБОУ школа  № 45
От природы ребенок любознателен, ему все интересно, все хочется узнать и понять. На этапе начальной школы учителю необходимо поддержать живой интерес и представление об окружающем ребенка мире как удивительном и загадочном. С возрастом у ребенка появляется избирательность в познании, исследовательская деятельность связывается исключительно с интересом к конкретным объектам и явлениям. И здесь важно учителю умело и грамотно мотивировать своих учеников к занятиям исследовательской деятельностью на более высоком уровне, внося элементы научности и методологии. При этом крайне важно помнить, что практически каждый ребенок наделен от природы индивидуальными особенностями и способностями, которые необходимо развивать. [8]
Как стимулировать природную потребность ребенка в новизне открытия, желание найти причинно–следственные связи, выход из проблемной ситуации, экспериментировать и делать умозаключения? Как развить коммуникативные навыки выступления, диалога, совместного творчества? Все эти вопросы актуальны для современной образовательной практики. В условиях внедрения Федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования второго поколения реализуется возможность создания информационно–образовательной среды для организации исследовательской деятельности младших школьников. Выпускник современной школы должен обладать практико–ориентированными знаниями, универсальными учебными действиями, необходимыми для успешной интеграции в обществе. Фундамент успеха закладывается именно в начальных классах.
Отечественная начальная школа не в первый раз обращает внимание на проектную деятельность учащихся. Особенно проектная деятельность была востребована в 20-30 годы двадцатого века, но неправильный подход к этой проблеме не дал ожидаемых результатов и в 1934 году он был отменён как неэффективный. [1]
Я работаю   учителем начальной школы, и последние 5 лет стараюсь использовать нетрадиционные формы обучения. Мой опыт показывает, что проектный метод в начальной школе не только возможен, он необходим. Но инструмент реализации проекта, формы представления результата проектной деятельности должны соответствовать психофизиологическим особенностям детей младшего возраста, их уровню развития, коммуникативным умениям.
Учёт этих важных моментов позволяет подобрать соответствующие по формату и уровню сложности учебные проекты для учащихся начальных классов и с успехом использовать данный метод на различных уровнях учебной деятельности и во внеклассной работе.
Ни для кого не секрет, что в настоящее время у учащихся наблюдается слабая мотивация к учёбе. Большинство детей не заинтересованы в обучении, а необычные формы проведения уроков и занятий позволяют сделать учение более интересным и увлекательным для младших школьников, сохранить познавательный интерес ребёнка. Если маленький человек ходит в школу потому, что ему там интересно, то и учёба даётся ему легче.
Мой опыт показывает, что для достижения метапредметных результатов, о которых говорится в новых стандартах, необходимо внедрение развивающих технологий. Участие детей в проектной деятельности формирует познавательный интерес и универсальные учебные действия: умение работать в группах (коммуникативные), умение работать с информацией (познавательные), которые потом формируются в метапредметные умения, необходимые ученику для освоения технологии умения учиться, о чём нам напоминают стандарты второго поколения. [2]
Проектная технология – это последовательная совокупность учебно-познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий обучающихся с обязательной презентацией этих проектов.
Проектная технология: 
- развивает метапредметные умения, самостоятельность и творческий потенциал личности учащегося;
- способствует формированию познавательных мотивов обучения,
- развивает умение вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, уважительно относиться к чужому мнению. И что очень важно, у детей формируется понимание единой картины мира. [5]
Проектную деятельность я стала применять сначала во внеурочной деятельности, а уже потом на уроках окружающего мира, математики, литературного чтения.
Вместе с учениками мы выделяем следующие этапы учебной деятельности:
мотивационный (учитель заявляет общий замысел, создаёт положительный мотивационный настрой; ученики обсуждают, предлагают свои идеи);
планирующий – подготовительный (определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности);
информационно-операционный (ученики собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником);
рефлексивно-оценочный (ученики представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку, учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности).
При таком построении проектной деятельности учащиеся оказываются в различных жизненных ситуациях, сталкиваются с затруднениями, преодолевают их как интуитивно, так и посредством новых знаний, которые нужно самостоятельно добывать для достижения поставленной цели. [6]
Попробую сформулировать некоторые принципы работы по формированию учебно-познавательных компетенций, на которые я ориентируюсь в своей работе: 
  • не стоит "стелить соломку" на каждом шагу ребенка, нужно позволить ему иногда совершать ошибки, чтобы потом он сумел самостоятельно найти пути их преодоления;
  • не натаскивать, давая знания в готовом виде, а вооружать приемами познания;
  • не забывать о работе над собой, о совершенствовании собственных знаний и умений, потому, что только такой учитель сумеет "разбудить" познавательную активность и самостоятельность детей.
Включать школьников в проектную исследовательскую деятельность следует постепенно, начиная с первого класса. Вначале – доступные творческие задания, выполняемые на уроках обучения грамоте, окружающего мира, трудового обучения и в форме коллективных творческих дел, проводимых во внеурочное время. А уже в 3-4 классах учащиеся с большим интересом выполняют довольно сложные проекты, под руководством учителя проводят коллективное научное исследование, в которое могут быть включены результаты проектно-исследовательской работы каждого ученика. 
Проблема проекта, обеспечивающая мотивацию включения школьников в самостоятельную работу, должна находиться в области познавательных интересов учащихся и располагаться в зоне их ближайшего развития. [1]
Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами – с проектирования самого проекта, в частности – с определения вида продукта и формы презентации. Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных. Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся.
Таким образом, отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участникам проектной группы. Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт.
Длительность выполнения проекта в режиме урочно-внеурочных занятий целесообразно ограничить одним уроком (в 1 классе), одной-двумя неделями (во 2 классе) и постепенно переходить к долгосрочным проектам, рассчитанным на месяц, четверть, полугодие (3-4 класс). [7]
Формируя у обучаемых навыки научно-исследовательской и проектной деятельности, я выстраиваю свою работу с детьми от однопредметных проектов к межпредметным, от личных проектов к групповым и общеклассным.
Привлекая к этой работе родителей, нужно разъяснять им, чтобы они не брали на себя выполнение части работы детей над проектами, иначе губится сама идея метода проектов. А вот помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей – важный фактор поддержки мотивации и обеспечение самостоятельности школьников при выполнении ими проектной деятельности. С этой целью можно проводить специальные собрания-лекции, на которых разъяснять родителям суть метода проектов и его значимость для развития личности детей; рассказывать об основных этапах проектной деятельности и формах возможного участия родителей в ней. Можно выпустить "Памятки для родителей, чьи дети выполняют проект".
В начальной школе могут быть эффективно реализованы следующие типы проектов
  • творческие проекты (декламация своих стихов, исполнение песен, участие в инсценировках, выпуск газеты, съемки фильма и т. д.), которые позволяют ребенку младшего школьного возраста проявить и развить свои способности;
  • ролевые, игровые проекты, сообразные возрасту и позволяющие младшим школьникам «примерять» на себя чей-то образ, познавать таким образом мир, учиться строить взаимоотношения в нем;
  • ознакомительно-ориентировочные (информационные) проекты, предполагающие аналитическую работу с полученной информацией;
  • практико-ориентированные (прикладные) проекты, завершающиеся изготовлением нужных и полезных для окружающих вещей, что позволяет ребенку почувствовать свою социальную значимость;
  • исследовательские проекты, направленные на развитие исследовательских умений и навыков, исследовательского мышления. [3]
Работа школьников над проектом требует особого внимания и контроля со стороны учителя. Скрытая координация, используемая на более поздних этапах проектной деятельности, также позволяет решить ряд педагогических задач. Во-первых, у школьников формируются умения в дальнейшем вести творческий процесс самостоятельно (дети видят и используют приемы учителя), во-вторых, участие "на равных" дает возможность учащимся не согласиться с предложенным решением взрослого и корректно отстоять свою позицию, у них появляется опыт "дипломатических переговоров", который так необходим в жизни. 
Деятельность педагога и учащихся на каждом этапе работы над проектом представлю следующей таблицей:
Этапы работы
над проектом
Деятельность учителя Деятельность учащихся
1 этап инициирующий Формулирую проблему, ситуацию, цель, задачи Вживаются в ситуацию, осуществляют уточнение целей и задач
2 этап основополагающий Предлагаю: организовать группы, распределить в группах роли, спланировать деятельность
Знакомлю с различными формами презентации результатов
Анализируют проблему, разбиваются на группы, распределяют роли, планируют работу, выбирают форму презентации результатов
3 этап прагматический Консультирую, ненавязчиво контролирую, репетирую презентацию результатов Работают самостоятельно и сообща, консультируются, собирают информацию, «добывают» недостающие знания, готовят презентацию результатов
4 этап заключительный Обобщаю результаты, подвожу итоги, оцениваю умения обосновывать своё мнение, работать в группе на общий результат Защищают проект, проводят рефлексию деятельности, дают оценку её результативности
5 этап итоговый Представление готового продукта.
Рефлексия выполненной работы.
Такая работа ориентирована на углубление и закрепление имеющихся у школьников знаний, умений и навыков, но перспективная цель учебных исследований — развитие исследовательской, творческой активности детей. На начальных этапах работа проводится индивидуально — только с теми детьми, которые проявляют выраженный интерес, имеют развитые познавательные способности и навыки самостоятельной учебной работы. На поздних этапах все анализируют и оценивают результаты деятельности. Оценивается не объем освоенной информации (что изучено), а ее применение в деятельности для достижения поставленной цели.
Можно оценивать отдельно полученный результат, защиту проекта и его оформление. Оценивают три эксперта: учащийся или группа учащихся, выполнявших проект, педагог, одноклассники. Можно использовать балльную систему оценивания. Изучив разные источники, можно выбрать для себя наиболее точные критерии оценивания, позволяющие оценить и сам проект, и деятельность учащегося в ходе работы над проектом.
Критерии оценки:
  • Актуальность и сложность проекта;
  • Самостоятельность, творчество, практическая ценность проекта;
  • Объем и глубина знаний по теме;
  • Оформление;
  • Представление;
  • Ответы на вопросы;
  • Достигнутый результат.
Коллективная оценка проектов позволяет не быть субъективным. Наряду с этой оценкой надо, чтобы сам ученик поразмышлял, что дало выполнение проекта ему лично, что удалось, что не удалось по собственной вине и в чем это заключалось (какие причины), и подумать о том, как избежать их в дальнейшем. Такое размышление учит учащихся адекватно оценивать себя и других. [4]
 Результаты выполненных проектов планирую, что называется, "осязаемыми": если это теоретическая проблема – то конкретное решение, если практическая – то конкретный результат, готовый к внедрению, применению. Участие ребят в конкурсе проектных работ стимулирует мотивацию к повышению уровня учебных достижений и повышает потребность в самосовершенствовании. Защита проекта в школе, на научно-практической конференции, является самой главной, честной и справедливой оценкой труда учащегося.
Свою работу по организации в классе проектно-исследовательской деятельности я начала с проведения диагностики по изучению интересов и склонностей обучающихся. Здесь применимы методы наблюдения, опроса, анкетирования. Затем используются стандартизированные методики определения уровня развития интеллектуальных способностей учащихся, которые дают возможность с достаточно большой долей вероятности определить особенности внимания, памяти и качеств мышления, развивающихся в ходе учебно–исследовательской деятельности (умение обобщать информацию, сравнивать, выделять частное, классифицировать, систематизировать). Анализ полученных данных позволяет сформировать группы учащихся в зависимости от уровня интеллектуальных способностей. Данные обстоятельства являются основанием для реализации основных принципов организации учебно–исследовательской деятельности:
  • доступность содержания, форм и тематики соответственно возрасту;
  • дифференциация уровня организации в зависимости от подготовленности маленького «исследователя»;
  • различная продолжительность этапов исследовательской работы. [3]
Темы для проектов выбираю с учетом программного материала и интересов учащихся, их условно можно объединить в три основные группы:
  • фантастические – темы, ориентированные на разработку несуществующих, фантастических объектов и явлений;
  • эмпирические – темы, предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов;
  • теоретические – эта группа тем ориентирована на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных источниках. Это то, что можно спросить у других людей, это то, что написано в книгах, и др.
 Это делается для того, чтобы проекты способствовали расширению знаний обучающихся и применению полученных знаний на практике. 
Дети приходят в школу учиться, то есть учить себя. Исследовательская и проектная деятельность в образовательном процессе позволяет достичь максимального эффекта. Роль преподавателя — помочь детям в этом. Особое значение этой деятельности в начальной школе заключается в том, что в ее процессе младшие школьники приобретают социальную практику за пределами школы, адаптируются к современным условиям жизни. Она формирует ключевые компетентности, способствует развитию таких качеств личности, как самостоятельность, целеустремленность, ответственность, инициативность, настойчивость, толерантность. Это помогает научить детей ориентироваться в мире информации, добывать ее самостоятельно, усваивать в виде знаний, рационально подходить к процессу познания, то есть учит учиться.
Библиографические ссылки
1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2008.
2.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования – М.:Просвещение, 2010.
3.Якимов Н.А. Проектно-исследовательская деятельность младших школьников/ Исследовательская работа школьников. – 2003. №1. – С. 48-51.
4. Капустин Н.К. Педагогические технологии адаптивной школы. – М., Академия, 2001.
5.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие /Г.К. Селевко. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.
6. Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. – М.: «Сентябрь», 2003. – с.204
7. Власова А. Утром – практика, вечером – теория // Российская газета. – 2006. – №286. – С. 11.
8. Купаевцев А.В. Деятельностная альтернатива в образовании // Педагогика, № 10. – 2005. – С. 27-33.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»