Возможности интеграции урочной и внеурочной
деятельности при обучении технологии
Михайлова Наталья Константиновна
На протяжении длительного времени обучение в школе ориентировалось на формирование, прежде всего, знаний, умений и навыков, носило репродуктивный, информационный характер. В настоящее время происходит переориентация на развитие универсальных учебных действий и творческих качеств личности. Для того, чтобы повысить уровень развития УУД и творческий потенциал учащихся, эффективным методом является интеграция урочной и внеурочной деятельности.Процесс интеграции (от лат. integratio – соединение, восстановление) представляет собой объединение в единое целое ранее разрозненных частей и элементов системы на основе их взаимозависимости и взаимодополняемости; сущность процесса интеграции – качественные преобразования внутри каждого элемента, входящего в систему.
В основу школьной интеграции положены следующие принципы:
1. Свободный выбор ребенком видов и сфер деятельности. Речь идет о возможности выбора направления деятельности и темпов продвижения ребенка по конкретной программе, форм предоставления результатов своего труда, степени участия в коллективных делах.
2. Ориентация - как в урочной, так и во внеурочной деятельности - на личностные интересы, потребности, способности ребенка.
3. Возможность свободного самоопределения и самореализации в образовательной деятельности, а также воспитание ответственности за собственный выбор.
4. Усиление внимания к формированию личностных качеств.
5.Практико-деятельностная основа образовательного процесса. Обеспечение равных условий для участия школьников в создании конкретного творческого продукта
Проблема взаимосвязи урочных и внеурочных занятий школьников связана с фундаментальной педагогической проблемой целостности учебно-воспитательного процесса. Концептуальные основы целостности педагогического процесса были заложены А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинским, С.Т. Шацким.
Над проблемой рассмотрения сущности технологического образования работал П. Р. Атутов. Вопросы теоретического положения психологической и педагогической науки по развитию творческих способностей рассматривали в своих работах учёные Л.С. Выготский, Волков И.П, Н.С. Лейтес,.
Как показал практический опыт данных педагогов, именно интеграция школьных и внешкольных занятий способствовала созданию полноценных условий для совместной работы педагогов и воспитанников. В условиях интеграции формируется у учащихся творческий стиль жизнедеятельности и саморазвитие личности.
Изучив исторический опыт и опыт современных педагогов, я пришла к выводу, что урочная и внеурочная деятельность дополняют друг друга. Урочные занятиями считаются занятия, осуществляемые педагогами и учащимися в рамках отведённого времени и определённого контингента школьников. Эти занятия включены в школьное, классное расписание. Структурная единица этих занятий – урок -по-прежнему считается основной формой учебно-воспитательной работы в современной школе. Урочные занятия обеспечивают четкое планирование и организацию учебно-воспитательной работы, а также систематический контроль процесса и результатов учебно-познавательной деятельности учащихся. Вместе с тем данные занятия имеют ограниченные возможности для вариативной творческой организации обучения, воспитания и развития личности школьника. А внеурочная деятельность ориентирует педагогов и школьников на систематический интенсивный творческий поиск форм и способов совместной жизнедеятельности, продуктивное сотрудничество, взаимодоверие и взаимоуважение.
Следовательно, урочная и внеурочная деятельность учащихся должны быть неразрывно связаны для большей продуктивности обучения. Эту связь можно проследить в таблице:
Урочная деятельность |
Внеурочная деятельность
|
Построение научно-рациональной картины мира и способов формирования нормативно-целесообразной деятельности. |
Раскрытие ценностно-смысловых компонентов этого мира и развитие самодеятельности детей. |
Усвоение предметных знаний и способов их употребления. Освоение общеучебных умений и навыков, как универсальных способов деятельности и познания. | Раскрытие личных интересов и склонностей, где учебные предметы всего лишь одно из средств. |
Освоение возрастного нормативного пространства. |
Построение пространства для саморазвития. |
Социализация детей, формирование социально-адаптированной личности. | Индивидуализация, «выращивание» свободной, самобытной личности. |
Опора на общечеловеческий опыт познания. |
Опора на личный опыт из практической жизнедеятельности ребёнка. |
Интеграция школьного и внешкольного образования, урочных и внеурочных занятий может проводиться в рамках любого школьного предмета или носить межпредметный характер. Я хочу показать возможности организации взаимосвязи урочной и внеурочной работы на примере предмета технология.
Благодаря практической направленности, деятельностному характеру и тесной связи с повседневной жизнью, образовательная область технология дает возможность учащимся получать новые знания, умения, навыки, интегрировать их со знаниями, полученными на других школьных предметах, и применять их в самых различных жизненных ситуациях.
Важнейшими задачами предмета технология являются: воспитание общественно ценных мотивов выбора профессии и трудолюбия, приобретение опыта самостоятельной практической деятельности, содействие развитию технологического мышления, творческого отношения к действительности, стремления к созиданию, проявлению индивидуальности каждого ученика.
Р. Кимбелл так определяет место технологии в ряду школьных предметов: научные дисциплины объясняют мир, математика даёт абстрактный язык для описания и исследования мира, родной и иностранный языки предоставляют возможность общаться, технология учит изменять окружающий мир.