Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Основные формы организации учебного процесса

Егорченкова Галина Леонидовна
Разнообразные виды деятельности учащихся на уроках способны вызвать интерес к изучаемому материалу. Одной из форм активного обучения являются игры. Особенно часто игры используются учителем на начальных этапах изучения предмета. Они считаются наиболее эффективным приемом обучения. Такие виды учебной деятельности, как дидактические игры, индивидуализируют работу на уроках. При этом они  максимально развивают  способности ребенка. В процессе игры дети учатся обобщать и сравнивать, классифицировать и общаться, а также,делать самостоятельные выводы. У ребенка появляется потребность в понимании, изучении и запоминании новой темы.
Существуют такие виды деятельности учащихся на уроках, когда весь класс одновременно выполняет общую, поставленную перед всеми детьми работу. При этом ученики сравнивают, обсуждают и обобщают ее результаты. Этот вид деятельности школьников называется фронтальным. Его основным достоинством является то, что учитель со всем классом работает одновременно. Это приводит к установлению доверительных отношений между педагогом и детьми, а также внутри класса. Они учатся рассуждать, а также находить ошибки в высказываниях своих товарищей. В этом случае происходит формирование устойчивых познавательных интересов и активизируется деятельность школьников.
Групповая работа. Такая форма организации учебного процесса входит в основные виды деятельности учащихся. При этом учитель делит класс на группы, призванные решать конкретные учебные задачи. Ответы на поставленные вопросы даются с участием каждого из учеников. При правильной организации активность проявляют все члены группы. При этом слабые ученики не прячутся в тень более сильных, а те, не подавляют самостоятельность и инициативу менее способных школьников.
Индивидуальная работа. Наиболее доступным и проверенным многолетней практикой методом повышения эффективности познавательного процесса школьников является организация их самостоятельной работы. На современном уроке эта деятельность занимает исключительное место. Дело в том, что именно благодаря индивидуальной работе ученик способен освоить большой объем знаний. Самостоятельная работа является эффективным средством повышения познавательного уровня учащегося. Ведь, с одной стороны, она является учебным заданием, то есть объектом деятельности школьника. С другой стороны, индивидуальная деятельность – это форма проявления мышления, памяти и творческого воображения, что расширяет и углубляет объем уже полученных знаний.
Стимулом к активной познавательной деятельности является метод проектов. Однако этот метод будет эффективным инструментом самостоятельной познавательной деятельности только в том случае, если темы проектов интересны, социально и личностно значимы для ученика. Проекты должны усложняться в зависимости от возраста и уровня подготовленности учащихся к самостоятельной работе.
Эффективность урока зависит от использования новых педагогических технологий.
Одной из активных форм педагогических технологий, которые развивают творческие способности ученика, являются проектно-исследовательские технологии. Проектная деятельность – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний путем самообразования. Метод дает простор для творческой инициативы обучающихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе. Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности.
Современный урок  наполнен напряженным трудом и творческими поисками.
Кейс – метод совмещает в себе такие методы как: метод проектов, ролевая игра, ситуативный анализ и многое другое. Полезной оказывается совместная деятельность, которая позволяют всем учащимся полностью осмыслить и усвоить учебный материал, дополнительную информацию, а главное – научиться работать совместно и самостоятельно.
Суть кейс-метода – анализ реальной ситуации, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений. Будучи интерактивным методом обучения, он позволяет повысить интерес учащихся к предмету. Применение данной технологии помогает развить в детях такие важные для дальнейшей жизни качества как: коммуникабельность, социальная активность, умение правильно представить своё мнение и выслушать мнение другого человека.
Процесс обучения с использованием кейс–метода позволяет формировать метапредметные компетенции учащихся, осуществлять вариативность и личностный подход в обучении. Использование кейс–метода позволяет вызвать потребность в знаниях, познавательный интерес к изучаемому материалу, обеспечивает возможность применения методов научного исследования, развивает познавательную самостоятельность и мыслительные творческие способности, развивает эмоционально – волевые качества и формирует познавательную мотивацию.
Сущность данного метода состоит в том, что учебный материал подается учащимся в виде проблем (кейсов), а знания приобретаются в результате активной и творческой работы: самостоятельного осуществления целеполагания, сбора необходимой информации, ее анализа с разных точек зрения,выводов.
Таким образом, кейс-технологии развивают умение:
1)анализировать и устанавливать проблему;
2) четко формулировать, высказывать и аргументировать свою позицию;
3)общаться, дискутировать, воспринимать и оценивать вербальную и невербальную информацию;
4) принимать решения с учетом конкретных условий и наличия фактической информации.
Кейс-технологии помогают понять, что  бывают различные способы  решения проблемы;помогают выработать уверенность в себе и в своих силах, отстаивать свою позицию и оценивать позицию оппонента,способствуют формированию устойчивых навыков рационального поведения и проектирования деятельности в жизненных ситуациях.
Применение различных технологий в обучении - путь к успеху и мотивации обучающихся.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»