Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Игровые технологии для образовательного онлайн-пространства

Кобелева Лидия Сергеевна

- С появлением новых технологий, в том числе компьютерных появились и новые формы, а так же проблемы социализации. Современная молодежь большей частью предпочитает общаться в социальных сетях и играть в компьютерные игры.
- Все сложнее мотивировать их к личностному общению и все сложнее социализовать их в современной и отнюдь не виртуальной реальности.
- С появлением всевозможных компьютерных технологий исчезает необходимость знания языка (все можно исправить с помощью специальной программы), чтения книг (почти любой текст можно найти), активного поиска информации из разных источников (все свелось к компьютерным поисковикам) и, что более печально, к живому общению и необходимости навыков выстраивания отношений.
- Для образования и социализации молодежи, школа, конечно, еще играет значительную роль, но появляется все больше онлайн возможностей, в том числе и получение образования «не выходя из дома».
- Одной из серьезнейших проблем образования и воспитания наших будущих поколений является поиск некоторого онлайн пространства, для того, чтобы удержать нашу молодежь хотя бы на грани между реальной и виртуальной действительностью
- И снова на помощь приходят всевозможные игровые технологии, которые кроме развлекательной (это основная функция игры — развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес); несут в себе и коммуникативную: освоение диалектики общения; — самореализации в игре как полигоне человеческой практики; и игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности; и диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры; и функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей; и межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социальнокультурных ценностей; и наконец одну из основных функций - социализацию: т.е. включение в систему общественных отношении, усвоение норм человеческого общежития. В структуру игры как деятельности органично входят целеполагание, планирование.
- Зарождение идеи технологии педагогического процесса связано, прежде всего, с внедрением достижений научно-технического прогресса в различные области теоретической и практической деятельности. Историографический анализ психолого-педагогической литературы позволяет констатировать, что в последние годы усилилось внимание ученых к разработке сущности феномена «педагогическая технология», выявлению основополагающих его характеристик и типов. Исследованию этой проблемы посвящены работы ведущих отечественных педагогов
- Игру как метод обучения и воспитания, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Широкое применение игра находит в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях: - в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и : даже раздела учебного предмета; - как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии; - в качестве технологии урока (занятия) или его фрагмента (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля); - как технология внеклассной работы (игры типа «Зарница», «Орлёнок», КТД и др.). Игровая форма занятий создаётся на уроках при помощи игровых приёмов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Реализация игровых приёмов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве её средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом. Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и учения во многом зависят от понимания учителем функций и классификации педагогических игр.
- В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком — чётко поставленной целью обучения и соответствующими ей педагогическими результатами, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Виды педагогических игр, в первую очередь следует разделить игры по виду деятельности - на физические (двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные и психологические.
По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр: а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие; б) познавательные, воспитательные, развивающие, социализирующие; в) репродуктивные, продуктивные, творческие; г) коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и другие. Обширна типология педагогических игр по характеру игровых методик. Три большие группы составляют: игры с готовыми «жёсткими» правилами; игры «вольные», правила которых устанавливаются по ходу игровых действий; игры, которые сочетают и свободную игровую стихию, и правила, принятые в качестве условия игры и возникающие по её ходу. Важнейшие из других методических типов: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и игры-драматизации.
По содержанию игры с готовыми правилами различают: - предметные (математические, химические и т.д.), спортивные, подвижные, интеллектуальные (дидактические), строительные и технические, музыкальные (ритмические, хороводные, танцевальные), лечебные, коррекционные (психологические игры-упражнения), шуточные (забавы, развлечения), ритуально-обрядовые и т.п. По содержанию - «вольные» (свободные) игры различают по той сфере жизни, которые они отражают: военные, свадебные, театральные, художественные, бытовые игры в профессию, этнографические и т.п. – т е в образовательном процессе учитываются все возрастные особенности ребенка
- Особенности игровых технологий - все следующие за дошкольным возрастные периоды - со своими ведущими видами деятельности (младший школьный возраст — учебная деятельность, средний - общественно полезная, старший школьный возраст — учебно-профессиональная деятельность) не вытесняют игру, а продолжают включать её в процесс развития ребёнка Оптимальное сочетание игры с другими формами учебно-воспитательного процесса — одно из самых сложных действий педагогов.
- Развивающий потенциал игры заложен в самой её природе. В игре одновременно уживаются добровольность и обязательность, развлечение и напряжение, мистика и реальность, обособленность от обыденного и постоянная связь с ним, эмоциональность и рациональность, личная заинтересованность и коллективная ответственность. Педагогическая ценность игры заключается в том, что она становится сильнейшим мотивационным фактором, ребёнок руководствуется личностными установками и мотивами. Игра представляет проигрывание отношений, существующих в человеческой жизни. Именно игровая ситуация с её двуплановым поведением, с возможностью условного вхождения в роли, недоступные для человека в реальной действительности, позволяет ему быть на голову выше своего обычного поведения, даёт возможность говорить с собой на разных языках, по-разному интерпретируя своё собственное «я».
- Остается вопрос - как после игрового образования остаться не в игровой, а в современной, вполне настоящей, а не компьютерной, смоделированной реальности.
 

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»