Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Проблемное обучение на уроках математики

Чаплыгина Инна Борисовна

Аннотация: статья посвящена некоторым проблемам методики преподавания математики, которых можно избежать при использовании методов проблемного обучения

В настоящее время образование находиться в состоянии активного изменения, которое сопровождается введением новых образовательных стандартов и информационных технологий. Не избежал этих изменений ни один предмет, в том числе и математика.

Изучение математики играет системообразующую роль в образовании, развивая познавательные способности человека, в том числе к развитию логического мышления, влияя на преподавание других дисциплин. Качественное математическое образование необходимо каждому для его успешной жизни в современном обществе. Успех нашей страны в XXI веке, эффективность использования природных ресурсов, развитие экономики, обороноспособность, создание современных технологий зависят от уровня математической науки, математического образования и математической грамотности всего населения, от эффективного использования современных математических методов. Без высокого уровня математического образования невозможны выполнение поставленной задачи по созданию инновационной экономики, реализация долгосрочных целей и задач социально-экономического развития Российской Федерации. [1]

Актуальные проблемы преподавания математики в современной школе заключаются в пересмотре огромного опыта, связанного с активизацией обучения школьников.

Оптимизация образовательного процесса в школе состоит в грамотном сочетании традиционных, хорошо зарекомендовавших себя технологий обучения и современных педагогических технологий, образовательных ресурсов и требований к планируемым результатам. Обучение искусству решать задачи предоставляет учителю математики возможность формирования у учащихся определенного склада ума, развития интереса к закономерностям, проведения наблюдений за красотой и гармонией человеческой мысли. Математика при соответствующей организации обучения, будучи хорошей школой построения и проверки гипотез, учит формулировать и сравнивать различные факты, находить оптимальный вариант, ставить новые задачи, искать пути их решения. Помимо всего прочего она вырабатывает еще и привычку к методичной работе, без которой немыслим ни один творческий процесс.

Психологи утверждают, что источник творческого мышления и его начало – это создание проблемной ситуации, которая является сложным материалом, либо теоретическим, либо практическим, и требует поиска решения и, конечно, исследования. Она побуждает ученика к проявлению познавательной потребности, а через нее педагоги и родители могут управлять ходом получения новых знаний ребенком. Давайте подробнее рассмотрим, что же такое, проблемный метод обучения, и как его можно использовать для развития мышления. Проблемное обучение - это метод, в ходе которого подача нового материала происходит через создание проблемной ситуации, которая является для школьника интеллектуальным затруднением. Он не может найти объяснение какому-либо явлению или факту, а способы решения подобных ситуаций, которые он знает, не помогают ему в достижении желаемого, и тогда школьник вынужден искать новые пути. Очень верным, и уместным здесь будет высказывание М.Ф.Достоевского «Две-три мысли, два-три впечатления, поглубже выжатые в детстве собственным усилием (а если хотите, так и страданием), проведут ребенка гораздо глубже в жизнь, чем самая облегченная школа…». То есть, педагог, должны создать все условия не только для усвоения учеником результатов системы знаний, но и пониманием пути процесса их приобретения. То есть, школьник должен не просто прослушать лекцию или рассказ, как поступить в той или иной ситуации, а прожить определенные события пусть на уровне игровых ситуаций, но сам.

Данный метод помогает сформировать у ученика умение выстраивать мыслительную деятельность последовательно, которая стимулируется постановкой проблемного вопроса, поскольку нахождение решения проблемы происходит поэтапно. Но следует всегда помнить, что поставленный учащимся вопрос должен быть как на столько сложен, чтобы мог вызвать у него затруднение, так, вместе с тем и посильным, чтобы они смогли самостоятельно найти на него ответ. Существуют разные способы использования проблемной ситуации на уроках математики.

Например при изучении темы «Обыкновенные дроби» (5 класс) перед введением понятия обыкновенные дроби, можно создать учащимся проблемную ситуацию: разделить кусочки торта поровну между гостями, если количество кусков торта не совпадает с количеством гостей. Через эту ситуацию продуктивно рассматривать понятие «целого» и «дроби», значения «числителя», «знаменателя», «дробной черты», а так же почему возникла необходимость расширять понятие числа. При изучении темы «Длина окружности» (6 класс) целесообразно раздать учащимся резиновые или пластиковые кольца с разными радиусами . После этого поставить перед ними задачу измерить у кольца все что они смогут, опираясь на свои знания. Возникает проблема: как измерить радиус? После недолгих поисков приходит решение обвести кольцо на листе бумаги (в тетради), начертить похожее с помощью циркуля и т. д. Измерили радиус, нашли диаметр. Сделали соответствующие записи в тетрадях. Тут возникает еще один вопрос: а что можно измерить еще? Как это понятие можно назвать? (длина окружности). С помощью чего ее можно измерить? (с помощью ниток). Раздать ученикам нитки и попросить измерить длину окружности. Сделать соответствующую запись в тетрадь. А теперь следующее задание с помощью калькуляторов разделите полученную длину окружности на значение диаметра и назовите мне результат, а учитель после сказанного ответа может сразу сказать, кто сделал измерения правильно, а кто ошибся. Возникает вопрос, как учитель не видя чертежа и чисел может сделать такой вывод? После этого идет рассказ учителя о числе «Пи». Таким образом практическим путем,с помощью создания проблемной ситуации, ученики 6-го класса самостоятельно выводят понятие «длина окружности» и значение числа «Пи». Затем необходимо задать вопрос: а удобно будет каждый раз измерять длину окружности с помощью ниток? Почему? Возникает потребность получить формулу по которой можно вычислять длину окружности. Далее вместе с учениками записывают формулу нахождения длины окружности.
     Таких примеров можно привести много, но не всякий материал на уроках математики может служить основой для создания проблемной ситуации. Не проблемные задачи — это задачи решаемые по образцу, по алгоритму, известным способом. В силу того что проблемное обучение всегда требует больших затрат времени, чем сообщение готовой информации, нельзя говорить о переходе на уроках математики целиком на проблемное обучение.
   Проблема воспитания творческой активности школьников не перестает терять своей актуальности. Решение всегда связано с преодолением противоречий и проблем, которые существуют в учебном процессе.

Список литературы:

1.Распоряжение Правительства РФ от 24 декабря 2013 г. № 2506-р «Об утверждении Концепции развития математического образования в Российской Федерации»

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»