Статья
Создание условий для освоения педагогами технологии формирующего оценивания
Смольникова Ирина Вячеславовна
В государственное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей №329 я пришла работать учителем математики в 2002 году. С 2018 года исполняю обязанности заместителя директора по учебно-воспитательной работе. На протяжении этих лет мои функциональные обязанности как заместителя директора изменялись в зависимости от конкретных задач, которые ставились перед образованием в целом и образовательным учреждением.Сегодня масштаб деятельности заместителя руководителя многократно увеличился.
Позвольте представить свой опыт работы по взаимодействию администрации школы с педагогами по вопросам освоения требований ФГОС. А именно о создании условий для освоения педагогами технологии формирующего оценивания.
В условиях перехода системы образования на Федеральные государственные образовательные стандарты возрастает роль взаимодействия педагогов с администрацией образовательного учреждения.
Все мы понимаем, что прежде, чем начинать требовать от учителя перестройки методов работы с обучающимися, необходимо убедиться, что учитель освоил эти новые методы, готов их применять, как говорится, «не в ущерб сложившейся в школе системы образования».
Мы понимаем, что прежде, чем требовать от учителя владения технологией, прежде, чем проверять и оценивать работу учителя, администрация школы, со своей стороны, должна создать для педагога условия, способствующие освоению требований ФГОС.
Для создания условий подготовки педагога к реализации требований ФГОС мы разработали план мероприятий. На слайде представлена основная таблица динамики освоения требований ФГОС.
- Совещание председателей МО с администрацией лицея
- Встреча председателей МО с педагогами своей кафедры
- Анкетирование педагогов с целью выяснения основных затруднений
- Выявление затруднений и разработка информационных материалов для педагогов
В связи с этим, были разработаны информационные материалы. В первую очередь каждый учитель должен понимать, что такое формирующее оценивание.
Определение: формирующее оценивание – оценивание, осуществляемое в процессе обучения, когда анализируются знания, умения, ценностные установки, а также поведение обучающегося, дается обратная связь по итогам обучения. Результаты ученика сравниваются с его же предыдущими результатами .
Была разработана инструкция для учителя.
- Разделить учебный материал на структурно-логические самостоятельные модули (или логические блоки).
- Составить свод правил и положений, на основе которых будет производиться оценивание = регламент.
- Составить перечень оценочных мероприятий:
- индивидуальные домашние задания;
- индивидуальная самостоятельная работа по выбору ученика (работа с карточками, подготовка сообщения, выполнение демонстрационного эксперимента);
- разделы, выделенные для самостоятельного изучения.
- Определить нормативные параметры выполнения на все задания и задачи учебного предмета.
- Установить образовательный минимум по каждому виду учебной деятельности.
- Организовать учет успеваемости обучающихся. В конце четверти (полугодия) выставить общую оценку за работу.
- Ориентир только на поддержание успешности и мотивации ученика.
- Запрет на любые формы и способы, которые превращали бы систему оценки в «кнут».
- Например, нельзя допускать резкого увеличения числа контрольных работ, запугивания учеников возможными плохими отметками («Вы не справитесь с контрольными государственного стандарта!») и т. п.
- Обеспечение личной психологической безопасности ученика.
- Результаты конкретного ученика можно сравнивать только с его же предыдущими показателями, но не с показателями других учеников класса.
14 марта 2019 года на базе нашего лицея проводился городской семинар по теме: «Цифровая образовательная среда школы как условие активизации познавательных интересов обучающихся». Курировало мероприятие Кафедра математического образования и информатики СПб АППО.
Мы рассматриваем технологию формирующего оценивания как один из ключевых элементов активизации познавательных интересов обучающихся. Поэтому в рамках семинара будет подготовлен урок с элементами мастер-класса по ключевой теме.
Подобные мероприятия мы проводим не только для приглашенных преподавателей с целью трансляции опыта, но, в первую очередь для педагогов лицея.
6. Разработка технологической карты урока
На одном из совещаний с председателями МО были даны конкретные рекомендации по составлению технологической карты урока.
- Проведение урока
- Контроль и оценка деятельности учителя
Каждое новое время ставит новые задачи перед педагогом, главный лозунг которого: «Быть с веком наравне». На данном этапе, важнейшая задача учителя, преподавателя – мотивировать обучающихся к учебе, развивать навыки самообразования, формировать компетенции. Все это реализуется с учетом технологии формирующего оценивания.
В наш век бурного развития высоких технологий педагог, бесспорно, должен обладать рядом знаний и умений, необходимость которых продиктована самим временем: главная задача школы и учителя - способствовать созданию на уроке такой атмосферы, в которой бы каждый ученик почувствовал необходимость обучения.