Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Решение загадки сохранения познавательной мотивации
с помощью применения игр-загадок на уроке

Ефимова Ирина Леонидовна,
учитель географии ГБОУ СОШ № 16

Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются
в прах, если у ученика нет желания учиться.
В.А. Сухомлинский

Современная школа все чаще сталкивается со снижением учебной мотивации и ослаблением познавательной активности учащихся. Проблема повышения мотивации обучения требует от учителя новых педагогических приемов, в частности, разработки более совершенных организационных форм и методических приемов обучения. Надо помнить, что в процессе обучения важны не только знания, но и психологическое состояние, с которым ребенок приходит на урок и уходит с урока.

Мотивационная сфера обучения определяется несколькими понятиями: мотив учения, смысл учения, постановка целей и интересы учащегося.

Мотив учения — это побудительная причина, внутреннее личностное побуждение к действию, осознанная заинтересованность в его совершении. Смысл учения — это внутреннее отношение учащихся к учению. Психологи отмечают, что смысл учения — это сложное личностное образование, которое включает два момента: осознание ребенком объективной значимости учения и понимание ребенком субъективной значимости его деятельности.

Постановка целей — это направленность учащихся на выполнение отдельных действий, входящих в учебную деятельность. Через постановку целей воплощаются мотивы учения.

Интересы — это познавательно-эмоциональное отношение учащихся к учению. Для учителя это соотношение смысла учения, характера мотивов, зрелости целей и особенностей эмоций. Эмоциями называют реакцию учащихся на воздействие внутренних и внешних раздражителей. Эмоции зависят от особенностей учебной деятельности учащихся, они сопровождают процесс учения и периоды предшествующие ему.

Мотивы, побуждающие к приобретению знаний, могут быть различными. К ним относятся, прежде всего, широкие социальные мотивы: необходимо хорошо учиться, чтобы в будущем овладеть желаемой специальностью, чувство долга, ответственность перед коллективом и родителями и т.д. Однако, результаты последних исследований показывают, что среди мотивов обучения лидирует именно интерес к предмету. Интерес к предмету осознается учащимися раньше, чем другие мотивы, именно интересом они чаще всего руководствуются в своей деятельности, он для них более значим.

Но делать вывод, что обучать школьников нужно лишь тому, что им интересно, конечно не стоит. Познание – это труд, который требует большого напряжения. Поэтому необходимо воспитывать у учащихся умение преодолевать трудности, прививать им ответственное отношение к своим обязанностям и силу воли. Но при этом, делая процесс обучения привлекательным, мы можем облегчить им процесс познания.

Деятельность должна ставить ребенка «перед необходимостью направлять свою умственную активность на поиск и избирательное использование имеющихся у него знаний и действий для решения конкретной новой задачи». Чем интереснее такая деятельность, чем большее эмоциональное воздействие оказывает она на ребенка, тем больший эффект она дает.

Из глубины истории до нас дошёл очень древней социальный институт – институт детской игры. Детские игры становились для людей всесторонней подготовкой к жизни. Поэтому они имеют генетическую связь со всеми видами деятельности человека и выступают как специфически детская форма и познания, и труда, и общения, и искусства, и спорта. Отсюда и названия игр: познавательные, интеллектуальные, игра-общение, художественные, игры-драматизации, подвижные, спортивные и т.п.

Учитывая особенности возраста, учитель может широко использовать дидактические игры, применяет во время занятий игровые приемы и упражнения.

По определению В.Н. Кругликова дидактическая игра - это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения.

Условно можно выделить несколько типов дидактических игр, сгруппированных по виду деятельности учащихся:

- Игры-путешествия.

- Игры-поручения.

- Игры-предположения.

- Игры-загадки.

- Игры-беседы (игры-диалоги).

Одной из форм игры на уроке географии может быть «Игра-загадка».

Возникновение загадок связано с нашим прошлым. Загадки входили в обряды, ритуалы, включались в праздники. Они использовались для проверки знаний и находчивости. В этом и заключается очевидная педагогическая направленность. В настоящее время загадки рассматриваются как вид обучающей игры.

Основным признаком загадки является замысловатое описание, которое нужно расшифровать (отгадать и доказать). Описание это лаконично и нередко оформляется в виде вопроса или заканчивается им. Главной особенностью загадок является логическая задача. Способы построения логических задач различны, но все они активизируют умственную деятельность ребенка. Детям нравятся «Игры-загадки». Необходимость сравнивать, припоминать, думать, догадываться доставляет радость умственного труда и торжество победы, то есть создаёт условия для успешности каждого ребенка. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы, умозаключения.

Так задавать «наводящие» вопросы об атмосфере или осадках ученикам 5-6 классов может не учитель географии, а любимый и узнаваемый мультипликационный персонаж Пятачок или Винни Пух, который задаст им вопрос с экрана мультимедийной доски. Кто же не помнит фразы из детского мультика: «Кажется дождь собирается»?

А сформировать определение, что такое биосфера, могут помочь многочисленные насекомые из мультика для совсем маленьких «Лунтик», ведь им для нормальной жизнедеятельности явно будут нужны все элементы биосферы.

Но «Игры-загадки» подходят не только для учащихся только что перешедших в среднюю школу. В экзаменах формата ОГЭ для 9 класса и ЕГЭ для 11 класса, есть задания, в которых по описанию учащийся должен указать страну или регион. Отчасти можно сказать, что на сегодняшний день этот метод используется даже для итоговой аттестации учащихся по географии. Подготовка к такого рода заданиям, так же очень хорошо проводится в форме загадок для ребят, которые сначала для ответа на вопрос могут использовать карты атласа, а уже накопив знания - предполагать ответы, используя свои знания и эрудицию. При этом стоит отметить, что занятия в такой форме проходят в легкой, не занудной, не давящей и занимательной для ребят атмосфере.

Мотивация учения является, безусловно, необходимой для эффективного осуществления учебного процесса. Известно, что именно отрицательное или безразличное отношение школьника к учению может быть причиной его неуспеваемости или низкой успеваемости, а в дальнейшем и неуспешности. Как показывает опыт, использование игровых приёмов на уроках не только заинтересовывает учеников, но и мотивирует на получение новых знаний.

 

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»