Технологическая карта урока технологии для 11 класса для раздела
Профессиональное самоопределение и карьера
Смирнова Елена Михайловна
Представленный в методической разработке урок находится в системе уроков раздела «Профессиональное самоопределение и карьера», связанных с подготовкой обучающихся к профессиональной деятельности. В процессе урока у учащихся формируются представления о рынке труда. тенденциях его изменения в современном высокотехнологичном мире. На основе осмысления этих представлений происходит формирование социального сознания личности, развитие критического мышления учащихся. Во время урока формируются личностные, регулятивные, познавательные, и коммуникативные УУДСодержание урока связано с формированием готовности и способности обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению. Использованный прием профессиональной пробы выхода на рынок труда, создания проектных команд (предприятий) для решения значимых задач в отраслях экономики будущего в полной мере решает задачи воспитания отношения к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем, формирования системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности.
Структура соответствует структуре урока открытия нового знания в соответствии с ФГОС СОО.Используются методы проблемного изложения материала с опорой на опыт и знания обучающихся. Учащиеся имеют возможность работать с различными источниками информации.Все результаты урока формируются самими учащимися в активной деятельности.
Для реализации целей урока используются современные образовательные и социальные технологии: социальная технология Форсайт, технологии критического мышления, элементы проектной деятельности.
Технология Форсайт - (от англ. «foresight» – взгляд в будущее, предвидение) – это социальная технология, созданная за рубежом более 30 лет назад, которая активно используется в сфере бизнеса и государственного управления.
Основные принципы форсайта: будущее зависит от прилагаемых усилий: его можно создать; будущее вариативно: оно не проистекает из прошлого, а зависит от решений участников и заинтересованных сторон; есть области, по отношению к которым можно строить прогнозы, но в целом будущее нельзя предсказать достоверно, зато можно подготовиться к такому будущему, какое мы хотим видеть, или самим подготовить его.
Во время урока проведена форсайт-сессия с использованием инструмента выбора профессии «Атласа новых профессий».
Использована технология критического мышления (модифицированный прием «Знаю» - Узнал – Хочу узнать»)
Проектная деятельность с предварительным командообразованием.
Познавательную мотивацию учащихся стимулирует постоянная опора на их жизненный опыт, решение на уроке жизненно важных для учащихся задач их профессионального самоопределения, погружение в проблемное поле урока мотивирующим видеорядом, возможность проявить лучшие качества во время осуществления совместного проекта, значимость вклада каждого в общее дело.
Инструменты, разработанные для данного урока, позволяют учащимся после проведенного самообследования аргументированно выбрать актуальную и современную профессию, проанализировать имеющиеся в настоящее время надпрофессиональные умения и навыки, поразмышлять о путях дальнейшего развития личности. Возможность оценить работу групп с позиций разных ролей, несомненно формирует самооценку обучающихся
Учитель также находится в постоянном наблюдении за деятельностью учащихся с использованием разработанного к уроку инструментария.
Материалы к уроку расположены в облачном хранилище на Google-диске автора, куда открывается доступ по ссылкам в технологической карте урока.