Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Проектирование целостного процесса обучения
в условиях развития информационно-образовательной среды школы

Малышева Эльвира Сергеевна

Различные стили преподавания
Коллективные мероприятия в начале семестра не вредят развитию взаимоотношений, но имеют ограниченное воздействие на их возникновение, в них едва ли примут участие студенты, которые наиболее нуждаются в сближении, и они не могут компенсировать дистанцирование или отрицательные замечания учителя в классе.
Некоторые преподаватели колледжа стараются развивать отношения и принизить свой имидж авторитетных фигур, неформально одеваясь, поощряя студентов называть их по именам, или давая студентам значительную свободу выбора работы, которую они выполняют. Другие поощряют неформальное взаимодействие со студентами вне аудитории, планируя конференции, организовывая вечеринки или пикники, приглашая студентов на обед, или проводя собрания группы на улице на траве или в своих домах. К сожалению, ни одна из этих стратегий не гарантирует удовлетворенности студентов. Кроме того, ни одна из них не является необходимой для развития межличностных отношений и высокой мотивации студентов.
Скорее всего, называть преподавателя по имени или принимать светские приглашения будут именно те студенты, которые уже чувствуют себя относительно комфортно, а не те, кто больше всего нуждается в особом внимании. Для многих студентов непривычно обращение по имени. Эти ощущения непривычности или комфорта при обращении к преподавателю по имени является поверхностными и не являются быстрым заменителем реального периода развития отношений ближе к началу курса, этот комфорт развивается в течение долгого времени. Как отмечает Кеннет Эбл в «Ремесле обучения» , лучшая стратегия для развития взаимоотношений «может быть не более формальной, чем предоставление предлога и возможности для легкого разговора». Личные взаимодействия со студентами во второй половине курса, вероятно, будут более значимыми, чем те, которые происходят раньше. Тонкости поведения преподавателя колледжа по отношению к классу в течение всего семестра сделают больше, чтобы создать оптимальную атмосферу класса, чем стремительные структурные изменения в начале («Давайте сдвинем стулья назад и сядем на пол»).
В этой главе предлагаются конкретные способы, которыми преподаватели колледжа могут поддерживать связь со студентами, способствуя мотивации и удовлетворенности. Методы, представленные здесь, были собраны из книг по преподаванию в колледже и наблюдений выдающихся учителей. Они организованы в группы методов, касающихся способствованию развитию личных отношений со студентами, получения регулярной обратной связи от них, мотивации студентов к работе на основе эффективного руководства в классе, уделения особого внимание к определенным типам студентов и  решению различных межличностных вопросов.
Способствование развитию личных отношений со студентами
Самый простой способ начать формирование личных отношений со студентами - выучить их имена. Ничто так не впечатляет студентов, как то, что преподаватель колледжа делает серьезные усилия, чтобы знать их как отдельных личностей. Любой преподаватель может научиться различать до 50 студентов по именам и лицам за первые несколько занятий, если он или она подходит к этой задаче с позитивным настроем и полной отдачей. С практикой, некоторые из них могут быть в состоянии запомнить до 100. Запоминание имени каждого студента является настолько эффективным для развития взаимопонимания, поскольку оно сразу предполагает личный контакт, но, при этом, не выглядит поспешным или   навязчивым. Когда мы встречаем нового коллегу, мы узнаем его имя в качестве первого шага в формировании рабочих отношений; поэтому, так же должно быть между учителем и учащимся колледжа.
Ниже описываются стратегии для запоминания имен, которые помогли многим преподавателям. Можно использовать и другие общие методы для улучшения запоминания (Cermark, 1976), но, как и представленная здесь система, любой метод потребует усилий, чтобы быть эффективным.
Начните с представления себя в первый день занятий. Затем раздайте карточки для записей и попросите учащихся написать обычную информацию о себе (плюс все, что вы еще хотели бы знать) на карточках. Не забудьте спросить их, как они хотели бы, чтобы к ним обращались. Затем попросите их добавить любую информацию о себе, которуюони хотели бы довести до сведения преподавателя.  Таким образом, вы просите студентов ответить на ваше личное представление всем из них, индивидуальным представлением себя каждым из них. Указание «Добавьте все, что вы хотите» вежливо побуждает их рассказать немного о себе. Большинство студентов не добавит ничего, но некоторые из них будут послушно перечислять другие курсы, которые они прошли по предмету или их внеклассные занятия; некоторые из них будут пытаться показать свое остроумие или политические взгляды, демонстрируя, какие интересные они личности.
Получение обратной связи от студентов
То, что вы даете студентам много возможностей для общения и внимательно их слушаете, может быть ценным для целого ряда причин (Barnes-McConnell, 1978). Межличностные отношения требуют диалога, двусторонней коммуникации, поэтому любой метод обучения, который поощряет студентов к общению, будет способствовать формированию личных связей. Преподавателям легче будет понять, когда необходимо уточнить содержание или дать эмоциональную поддержку, если студенты будут свободно выражать вопросы, вызывающие беспокойство. Некоторые студенты нуждаются в небольшом поощрении, но активное содействие получению обратной связи от всех студентов поможет сформировать и улучшить отношения с теми, кто чувствует себя менее комфортно или избегает контакта.
Одним из эффективных методов поощрения студенческого общения может послужить такой: начать третью неделю курса, раздав карточки для записей с просьбой к студентам задать вопрос о вас или содержании курса или сделать личный комментарий - что они хотят сказать о вас, курсе или предмете. Подчеркиваем, что они вольны задать вопрос или оставить комментарий анонимно, но вы должны будете написать персональный ответ, если они подписывают свои имена. Раздайте больше карточек, чем студентов, а также укажите на то, что они могут отправить две карточки (подписанную и неподписанную), если пожелают. Предлагая эту возможность для личного общения, предоставив студентам большую свободу выбора (включая возможность вообще ничего не писать), вы даете им знать, что вам небезразлично, что они думают, но вы уважаете их частную жизнь. Этот метод помогает студентам легко сказать, что у них на уме. При написании личных заметок в ответ, вы завершите круг общения, укрепляя личные отношения. Некоторые преподаватели колледжей используют этот метод слишком часто, например, каждое третье занятие, но заинтересованность студентов в заполнении карточек снижается по ходу семестра. Использование этого метода примерно через две недели после начала курса и еще раз после семи или восьми недель (или всякий раз, когда рабочий настрой группы кажется низким) обычно бывает достаточно.
Студенческие вопросы и замечания, как правило, делятся примерно поровну между вопросами по существу и персональными.
Когда вы отвечаете на их вопросы относительно содержания, вы, очевидно, помогаете им в обучении. Когда студент делает замечания относительно вашего стиля изложения («Вы невнятно произносите конец фразы» или «Вы звените ключами в кармане, и это отвлекает»), принимая во внимание такое замечание, вы можете улучшить свое преподавание. Даже если студенты пишут «Я сейчас не могу ни о чем думать», это все же относятся и к вам. Большинство из них будут задавать важные вопросы и ценить то, что вы пишете в ответ. Используя этот метод, чтобы активно запрашивать комментарии у каждого студента (в том числе, у более тихих из них) в нетребовательной форме, вы получаете обратную связь по своему преподаванию и устанавливаете личные отношения с группой, из которых берут начало удовлетворенность и мотивация.
Хотя укрепление личных отношений и налаживание обратной связи со студентами важны, эти цели являются недостаточными для успешного преподавания. Преподаватели колледжа также должны иметь возможность контролировать процессы в группе и мотивировать студентов к работе. Студенты будут более мотивированы, чтобы порадовать тех, кто, по их мнению, их любит, но преподавателям также необходимы эффективные методы руководства группой. В следующем разделе представлены некоторые способы для преподавателей, способствующих деликатному контролю студентов через пристальное внимание к языку, выбранному при попытке воздействовать на них.
Толерантность учителя в отношении юношеского поведения
В возрасте от восемнадцати до двадцати одного года, большинство мужчин и женщин завершают процесс отделения от своих семей, который берет начало в раннем подростковом возрасте. Открытая борьба с родителями в раннем подростковом возрасте приводит к увеличению физической свободы, но именно отдельные столкновения позднего подросткового возраста освобождают людей от эмоциональной уязвимости детства. Отношения с другими взрослыми в течение этого периода (учителя, военные чины, начальники) обеспечивают полезные навыки, которые учат, как вести себя с другими важными людьми в качестве взрослого человека.
Выдающиеся учителя часто выражают мнение, что, чтобы быть преподавателем с большой буквы, нужно по-настоящему любить студентов поздне-подросткового возраста и понимать их интересы, как серьезные, так и глупые (Highet, 1950). Признание эмоциональных задач, с которыми сталкиваются студенты колледжа, понимание их иногда неуместного, незрелого, или даже саморазрушительного поведения, делает его более терпимым. Вспоминая личные перегибы в том же возрасте, можно остудить стремление поспешно осудить студентов. Преподаватель, который любит студентов колледжа и принимает их интересы, находит приятным потраченное на них время, и ценит его, даже когда больше времени требуется, чтобы оказать существенное влияние на их жизнь.
Предложения, представленные в этой главе, основаны на той позиции, что наиболее часто встречающиеся эмоциональные реакции будут появляться в группах, независимо от того, что делает преподаватель. Преподаватели, которые знакомы с такими феноменами, знают собственные ожидания и свой вклад в них, а также обладающие развитые коммуникативные навыки, будут иметь возможность индивидуализировать свой подход к студентам с тем, чтобы избежать стимулирования негативных эмоций и способствовать теплым и благоприятным для работы отношениям со всеми.
Знание того, что эмоциональные феномены, скорее всего, будут происходить в аудитории в течение всего семестра, также предотвращает неудовлетворенность в результате неправильного определение переходных процессов как постоянных. Поскольку большинство преподавателей колледжа получают от занятий больше удовольствия, когда у них есть личные отношения со студентами, межличностное квалифицированное преподавание улучшает качество получаемых студентами знаний, потому что удовлетворенный преподаватель более мотивирован на то, чтобы выкладываться изо всех сил.
В предыдущих двух главах рассматриваются исключительно вопросы решения эмоциональных проблем в учебных группах. Следующие две главы посвящены проблемам задач – техникам выступления перед группами, которые учителя должны освоить для того, чтобы использовать учебную аудиторию в качестве драматической арены, а также способам организации содержания лекции для максимального воздействия и обучения.

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»