Принципы модульно-компетентностной модели обучения противоречат традиционной организационной форме классно-урочной системы
Пилевина Валерия Витальевна
Уже несколько лет наш экономический колледж работает по новым ФГОС в формате модульной технологии компетентностно – ориентированного обучения. Выпущены первые специалисты начального профессионального уровня: продавцы, секретари, контролеры, кассиры банковского сектора. Можно оглянуться назад, проанализировать ход учебного процесса в новых очень жестких требованиях современного рынка труда. Не сразу, постепенно пришло осознание огромного потенциала модульно – компетентностной технологии, которая является одной из моделей концентрированного обучения, особой технологии организации процесса. Цель этой технологии – повышение качества обучения и воспитания обучающихся путем создания оптимальной, организационной структуры учебного процесса. Основной учебно – организационной единицей при таком обучении становится не урок, а учебный блок, занятие, включающее 4-6 уроков, объединенных общей целью. Инвариативная структура учебного блока включает в себя следующую последовательность форм:
Наиболее успешно такая система реализуется, если:
- снижается многопредметность учебного дня, недели, семестра (полугодия);
- вводится длительная, но посильная продолжительность изучения предмета, в течение учебного дня (до 5-6 часов в некоторых случаях);
- изменяются организационные факторы учебного процесса (например, значительное количество времени отводится теперь на внеаудиторные самостоятельные работы учащихся);
- рассредотачиваются по времени зачеты и экзамены (нельзя допускать сдачу экзаменов за все модули разом во время единой выпускной экзаменационной сессии).
Невыполнение одного из этих условий сводит к нулю преимущество компетентностной системы обучения перед прежней, знаниевой.
Трехкомпонентная модель профессиональной компетенции, состоящая из социального, специального и индивидуального компонентов, предъявляет свои требования к образовательному процессу:
- по содержанию знаний и умений,
- по педагогическим технологиям,
- по средствам и методам контроля.
На первое место выходят деятельностные методы обучения: моделирование производственных ситуаций, решение проблемных ситуационных заданий, самообразование, создание собственных портфолио, деловые игры, диспуты, самоотчеты, самоконтроль и т.д. Особенно много внимания при разработке новых программ наши педагоги уделили изменению средств контроля, так как в модульно - компетентностной системе обучение знания и умения должны проверяться в специально созданных педагогических ситуациях, максимально приближенных к реальным процессам.
Работодатель требует не только и не столько знаний той или иной дисциплины, а владение базовыми навыками, ключевыми компетенциями, такими как: самостоятельность, коммуникативность, способность к саморазвитию, и др., формирующимися в процессе усвоения предметных знаний. Компетенция не формируется без знаний, но знания не проявляются без компетенций. Знаниевая стстема обучения базирующегося на принципе: « Делай как я»; «выучи и ответь», «выучи и напиши» не могла формировать конкурентноспособных специалистов. Поэтому переход к компетентностной модели, в основе которой лежит самостоятельная продуктивная деятельность обучающихся, включающей в себя как базовые навыки, так и надпредметные ключевые компетенции, педагоги встретили с одобрением.
Однако на практике мы столкнулись с тем, что модуль вступает в противоречие с организационной единицей поурочной системы – уроком и учебным днем!
К сожалению, разработчики ФГОС модульно - компетентностной направленности все внимание сосредоточили на программном содержании модулей, не нацелены педагогическое сообщество на действия по изменению организационной системы учебного процесса: остались как многопредметная неделя, так и общая выпускная экзаменационная сессия, в которых дети сдавали по восемь экзаменов по всем модулям, что противоречит самой сущности модульного обучения.
В рамках поурочной системы содержание образования разбито на относительно самостоятельные, логически завершенные разделы и темы в соответствии с выделенным на изучение дисциплины количество часов в день 3-5 разнородных дисциплин, в неделю – до 13-15. На небольшие курсы выделяется 1 час в неделю в течение года, что противоречит всем законам психологии: если не закрепить материал в памяти в ближайшие часы, он не усваивается, забывается. Многопредметность учебного дня и недели приводит к рассеиванию профессиональной составляющей, ориентирует на репродуктивную деятельность. Механическое внедрение модульного обучения без изменения устаревшей структуры поурочной системы вступает в противоречие с новыми условиями и требованиями.
А ведь организация учебного процесса могла бы выглядеть следующим образом: весь семестр разбивается на несколько модулей (в зависимости от числа предметов их может быть 3-4), в составе которых углубленно изучаются 2-3 дисциплины. Продолжительность модуля может составлять несколько недель в зависимости от объема часов и завершаться зачетом или экзаменом; при этом учебная неделя имеет следующую структуру: один день отдается одному модулю, второй – другому, третьему, затем возврат к первому и т.д. до экзамена или зачета.
Другой вариант: в структуре учебного дня – два модуля по 3-4 часа, в течение недели – не более 3-х дисциплин. Конечно, это требует кардинальной перестройки организационной структуры обучения как по отдельным дисциплинам профессионального цикла, так и в целом по всем предметам учебного плана. К сожалению, руководители учебных заведений не всегда готов к таким кардинальным изменениям.
В качестве примера новой структуры учебного дня представлен шестичасовой блок из модуля «Товароведение непродовольственных товаров». Данный учебный блок последовательно включает взаимосвязанные формы организации обучения: урок теоретического обучения в виде лекции или эвристической беседы → самостоятельная работа, проработка теоретического материала → практическое занятие → зачет.
Схема структурных элементов учебного блока.
Модуль: Товароведение непродовольственных товаров
Тема блока: Швейные изделия
Элементы технодогии занятий |
Занятие №1 |
Занятие №2 |
Занятие №3 |
Занятие №4 |
Количество часов |
1 |
1 |
1-2 |
1-2 |
Цели занятий |
Восприятие целостного блока информации |
Формирование самообразовательных умений |
Формирование умений применять новые знания |
Проверка сформированных компетенций |
Методы обучения |
Эвристическая беседа |
Самостоятельная работа |
Поисковая лабораторная работа |
Учебная дискуссия групповая 3-4- человека |
Форма обучения |
фронтальная |
В парах |
Групповая 3-4 чел. |
Групповая 3-4 чел. |
Дидактическое обеспечение |
Опорные конспекты, презентация модных тенденций |
Нормативно – инструктивные материалы (учебник, журналы мод, прайс – листы, презентации) |
Образцы одежды, схемы раскроя, образцы выкладки товара |
Нормативно – инструктивные материалы (учебник, журналы мод, прайс – листы, презентации) |
Виды самостоятельной деятельности на уроке |
Участие в диалоге, решение микроситуаций, выдвижение предложений |
Работа с книгой, стандартами, выделение главных показателей |
Анализ производственных ситуаций, создание экспертного заключения |
Взаимоконтроль, самопроверка, защита экспертного заключения |
Внеаудиторная самостоятельная деятельность обучающегося |
Поиск материалов в интернете, изучение особенностей ассортимента различных фирм, оценка качества швейных изделий на рабочем месте на практике, создание презентации 2-3 изделий. Оформление материала для портфолио |
Учебный блок – это не 4 - 6 обычных уроков, механически соединенных вместе, а занятия, соединяющие систему задач, решение которых позволяет достичь целей учебного блока: компетентный продавец должен знать ассортимент, модные тенденции, уметь определять потребительские свойства изделия, уметь его рекомендовать покупателю. В течение всего учебного времени преподаватель применяет ряд активных методов обучения, обучающиеся работают в коллективе, формируются профессиональные и общие компетенции
- На первом занятии обучающиеся знакомятся с классификацией, особенностями ассортимента швейных изделий, при этом преподаватель использует сочетание слова и наглядности, ставит проблемные вопросы, организует диалогическое общение.
Цель – восприятие, первичное осмысление материала, ознакомление с ключевыми понятиями.
- На втором – самостоятельная работа с учебником, опорным конспектом, компьютером путем самопогружения в материал. Педагогом ставятся основополагающие вопросы по теме, на которые необходимо найти ответы, выделить главные положения, которые будут использованы в практической работе. Очень интересный вопросник можно создать для мотивации изучения дополнительного материала самостоятельно. Лучше, если эти вопросы не требуют простых ответов, лежащих на поверхности. Например ( к данной теме): что такое мода? Какие размеры швейных изделий наиболее популярны и почему? Чем отличается молодежная мода от классической? И т.д. Наибольший результат дают занятия в паре, формируются взаимопомощь, коммуникабельность, умение сосредотачиваться.
- Третий структурный элемент учебного блока – практическое занятие: оценка качества швейных изделий. Необходимо научиться выделять главные показатели по стандарту, провести их анализ и занести данные в таблицу, которую необходимо создать самостоятельно. Цель этого элемента: закрепление знаний в памяти, формирование профессиональных компетенций, чему способствует коллективная работа в команде по 3-4 человека (создание деловой атмосферы, сотрудничество, взаимопомощи). Роль педагога – консультативная. На это занятие необходимо отвести 2 часа, т.к. в результате формируются такие компетенции, как самостоятельность в решении профессиональных задач, личностное общение, умение убеждать, советовать, что необходимо в профессиональной деятельности продавца – консультанта, секретаря – референта, контролера сбербанка.
- Зачетное занятие очень важный элемент блока - анализ работы обучающихся в ходе занятий, выделение слабых мест, ориентировка на следующий блок. Цель зачетного занятия: показать, что именно должен уметь учащийся: демонстрировать понимание, составлять таблицы, анализировать данные, давать конкретную характеристику показателям, выражать свое мнение, аргументировано защищать свою точку зрения. Его можно организовать в форме тестирования, взаимоконтроля, самоотчета, самооценки, самоконтроля. Важно, чтобы все обучающиеся приняли участие в этом процессе, это послужит дополнительным средством мотивации на успешное овладение компетенциями.
Т.о. большая часть учебного времени в данном блоке отведено самостоятельной деятельности обучающегося, которая направлена на формирование профессиональной компетенции без натаскивания, зубрежки, насилия. Практика показывает, что шестичасовая интенсивная творческая работа не вызывает у обучающихся усталости, внимание постоянно нарастает, долговременное взаимодействие друг с другом, активная самостоятельность служит катализатором, возбудителем умственной деятельности, профессиональные компетенции формируются через самостоятельную деятельность и глубокое проникновение в предмет. В результате на уроках производственного обучения, обслуживая покупателей, обучающийся после такого занятия сможет оценить швейное изделие по потребительским свойствам, подобрать его по фасону, размеру, вкусу и покупательной способности любому клиенту.
В заключение хочу привести диалог двух юношей, услышанный мною в транспорте, и который убедил меня в правоте суждений по поводу изменения привычной структуры поурочной системы. Разговаривали два бывших одноклассника, один поступил в технический колледж после девятого класса, второй остался в школе. Очевидно, у обоих были проблемы с оценками по одному из предметов. Школьник с тоской говорит о двойках, студент хвастается «четверкой», товарищ не верит, тогда студент объясняет: «Мы занимаемся одним предметом 4-5 часов в день. Я успеваю все понять; прорешать все задачи; спросить, что непонятно и сразу же получить оценки. Все остается в памяти, ничего не забывается и за один день мы проходим столько, сколько в школе за 2-3 недели. Мне интересно». Коллеги! Комментарии излишни.