Информационно-образовательная среда
как основа становления и развития
понятия образовательного пространства
Свешникова Виктория Викторовна,
ГБДОУ детский сад №79
Фрунзенского района Санкт-Петербурга
ГБДОУ детский сад №79
Фрунзенского района Санкт-Петербурга
Информатизация системы образования непрерывно связана с понятиями информационно-образовательной среды и образовательного пространства,находящиеся в тесной взаимосвязи друг с другом. Образовательное пространство базирующееся на информационно-образовательной среде с точки зрения феноменологической интерпритации можно рассматривать, как пространство включающее субъекта в тотальное образовательное пространство, представляющее собой совокупность реальных взаимодействий человека с действительностью через восприятие и действие. В обобщенном виде под термином "образовательное пространство" понимается множество объектов, между которыми установлены отношения. Образовательное пространство организовано как скопление,совокупность,множество обраовательных систем, причём каждой отводится определённое место,обусловленое составом и функциями самой образовательной системы.
Формирование представление об образовательном пространстве во взаимосвязи с некоторыми другими пространствами стало возможным в результате информатизации и компьютеризации общества,в частности более сильного взаимодействия различных обраовательных систем,проявляющегося в увеличении потоков информации. Понятие образовательного пространства объединяет две основные идеи:идею пространства и идею образования. Из всего сказанного можно сделать вывод о том, что образовательное пространство представляет собой определённую форму трансляции социального опыта от поколения к поколению. Образовательное пространство характеризуется объёмом обраовательных услуг,мощностью и интенсивностью образовательной информации,образовательной инфраструктурой общества.
Образовательное пространство рассматривается,как сложная развивающаяся система,динамическое единство субъектов образовательного процесса и их отношений.
В связи с изменением содержания образования изменяется и форма процесса его организации. Структурированное многообразие отношений между субьектами образовательного процесса назовём обраовательных пространством. Отношения между субьектами образовательного пространства обусловлены процессами трансляции информации,поэтому для определения структуры образовательного пространства используем понятие информационного поля,как множества источников информации и среды в которой она распространяется.
Образовательное пространство является сферой взаимодействия трех его субьектов:учителя,ученика и среды между ними. Вывод Л.С.Выготского о трехстороннем активном процессе (активен ученик,активен учитель,активна среда между ними) позволяет рассматривать трехкомпонентное взаимодействие субьектов образовательного пространства как единый процесс целенаправленного формирования личности ребёнка, не разделяя воспитание и образование. В этом процессе взаимодействие учителя и ученика представлено как активное отношение со средой,которую можно рассматривать как информационный компонент образовательного пространства,Структурированное так что он сам оказывает активное воздействие на других субьектов образовательного пространства.
Вопросы влияния образовательного среды на личность являлись предметом рассмотрения в трудах и практике неклассической педагогики,в работах Л.А.Боденко , С.Д. Дерби, В.И.Панов и др.
Общим для этих авторов является представление о существования в образовательной среде комплекса возможностей для развития по заданному образцу.
В публикациях М. Бим-Бада, В.П. Беспалько среда воспринимается личностью лишь в случае если она оказывает влияние на её жизнь. Измениния в среде накладывает определённые ограничения на жизнедеятельность сообщества. Содержание образовательного процесса характеризуется взаимодействием обучающегося с образовательной средой. Ряд исследователей выделяют в образовательной среде природную,социальную и культурную составляющие. В образовательном пространстве личность имеет возможность взаимодействовать с каждым из компонентов. Образовательнуя среду и пространство следует рассматривать как составные части социального пространства. Выстраивается своеобразная иерархия-природная среда- социальная среда-образовательная среда-образовательное пространство. При этом подразумевается ,что взаимодействия и взаимовлияния осуществляются между средой и личностью,причём становление и развитие личности есть результат отношений образовательного среды и человека.
Состояние современной сферы образования и тенденции развития общества требует развития системы образования на основе информационных технологий ,создания соответствующей информационно-образовательного среды. Для её создания развития и эксплуатации необходимо задействовать научно-методический,организационный и педагогический потенциал.
Анализ множества существующих в педагогической литературе определений позволяет сделать вывод,что это совокупность информационной,технической и учебно-методическое подсистемы, целенаправленно обеспечивающих учебный процесс,а так же его участников. Образовательная среда выступает не только как условие ,но и как средство обучения и воспитания. Информационно -образовательная среда это педагогическай система нового уровня. Можно сказать,что преобладающим подходом к интерпритации понятия "пространство " в отечественной педагогике является представление о нем как о месте,точке и одновременно процессе,в ходе которого осуществляется та или иная форма контакта личности и среды.
Литература :
1. Выготский Л.С. Педагогический психология.-М.,1996
2. Боденко Л.А. Педагогические условия становления школьника в общеобразовательной среде.-М.,2001
3. Дерби С.Д. Диагностика эффективности образовательной среды.-М.,1997
4. Панов В.И. Экопсихологическая модель образовательного среды/4 Российская конференция по экологически психологии.-М.,2005
5. Касторнова В.А. Развитие становления понятия образовательного пространства,базирующегося на информационно-образовательной среде //теория и практика общественного развития.-2012