Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Здоровьесберегающие аспекты использования
инновационных образовательных технологий

(School health aspects of the use of innovative educational technologies)
Полежаева Наталия,
ГБОУ школа-интернат № 24 для детей,
оставшихся без попечения родителей,

Санкт-Петербург
Тезисы:
- виды инноваций
- что такое технологические инновации
- продуктовые инновации
- разработка инновационных образовательных продуктов
- необходимость внедрения здоровьесберегающих технологий
- создание условий на рациональное сочетание умственных и физических нагрузок, устанавливаемое в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями здоровья каждого учащегося
- Понятие «здоровье» - это состояние физического и социального благополучия человека (по Уставу ВОЗ). Здоровьесберегающие образовательные технологии – это психолого-педагогические приёмы, методы, технологии, которые направлены на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребёнка.
 
 
Электронные ресурсы:
1.Павлова М. Методические рекомендации по интегр.
ации программы "Основы здорового образа жизни" в учебно-воспитательном процессе образовательного учреждения //http://health.best-host.ru
2. Биология, обучающая энциклопедия: http://www.informika.ru/text/database/biology/
3. Здоровье и образование  www.valeo.edu.ru
4. Каталог образовательных интернет-ресурсов. Распорядительные и нормативные документы системы Российского образования http://www.orto.ru/rueducation.shtml
 
- What is the technological innovation
- Product innovation
- Development of innovative educational products
- The need to implement health- technology
- Creation of conditions on the rational combination of mental and physical activities , to be ascertained in accordance with the age and the individual characteristics of each student health
 
- The concept of « health». Health – a state of physical  and social well-being of man (WHO Constitution).  Health-educational  technologies – is the psychologist teaching methods, techniques and technologies that are designed to ensure the physical, mental and social well-being of the child. In a narrower sense of the word – a specially organized.
 
 
     В системе российского образования наблюдается повсеместный переход от школы, распространявшей моноидеологическое мировоззрение, к школе, направленной на разностороннее развитие человека.
 
     «Моё здоровье - моё будущее». Понятие «здоровье» - это состояние физического и социального благополучия человека (по Уставу ВОЗ). Здоровьесберегающие образовательные технологии – это психолого-педагогические приёмы, методы, технологии, которые направлены на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребёнка. В более узком смысле слова – это специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определённой образовательной системы взаимодействие детей и педагогов, направленное на достижение целей здоровьяформирования в ходе образования, развития и воспитания детей.
     Актуальными проблемами детского здоровья сегодня являются нарушение функций опорно-двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения; детские стрессы (нервные расстройства), тревожность (недостаток эмоциональной поддержки в школе и семье). В связи с этим в ОУ необходимо уделить особое внимание воспитанию физически здорового и социально адаптированного ребёнка, обеспечению его психического благополучия, а также формированию у школьника ответственности за своё здоровье.  Все эти проблемы надо решать с самого раненного возраста ребёнка. Кроме того, важно способствовать развитию культуры здоровья педагогов ОУ, в том числе культуры профессионального здоровья, развитию потребности к здоровому образу жизни (ЗОЖ).
     Целью здоровьясберегающих технологий в ОУ является: сформировать у детей основы здорового образа жизни и добиться выполнения элементарных правил здоровья сбережения; сформировать понимание основ ЗОЖ; умение перевести в навык, обладающий его целевого использования.
     Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом.
     Существует более 300 определений понятие «здоровье». Ещё раз обратим внимание, что согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.
     Физическое здоровье:
      - это совершенство саморегуляции в организме, гармония      физиологических процессов, максимальная адаптация к окружающей среде (педагогическое определение);
       - это состояние роста и развития органов и систем организма, основу которого составляют морфологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции (медицинское определение).
     Психическое здоровье:
      - это высокое сознание, развитое мышление, большая внутренняя и моральная сила, побуждающая к созидательной деятельности (педагогическое определение);
      - это состояние психической сферы, основу которой составляет статус
общего душевного комфорта, адекватная поведенческая реакция (медицинское определение).
      Социальное здоровье – это здоровье общества, а также окружающей среды для каждого человека.
      Нравственное здоровье – это комплекс характеристик мотивационной и потребностно - информативной сферы в жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе.
     Духовное здоровье – система ценностей и убеждений.
     В характеристике понятия «здоровья» используется как индивидуальная, так и общественная характеристика.
     В отношении индивида оно отражает качество приспособления организма к условиям внешней среды и представляет итог процесса взаимодействия человека  и среды обитания. Здоровье формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов.
     Признаки индивидуального здоровья
- Специфическая и неспецифическая устойчивость к действию повреждающих факторов
- Показатели роста и развития
 
- Текущее функциональное состояние и потенциал (возможности) организма и личности
- Наличие и уровень какого-либо заболевания или дефекта развития
- Уровень морально-волевых и ценностно-мотивационных установок
     Выделение компонентов здоровья таких как: соматический, физический, психический, нравственный.
     Здоровье человека, в первую очередь, зависит от стиля жизни. Этот стиль персонифицирован. Он определяется социально-экономическим факторами, историческими, национальными религиозными традициями, убеждениями, личностными наклонностями. Здоровый образ жизни объединяет всё, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных, семейных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и  определяет направленность усилий личности в сохранении и укреплении индивидуального и общественного здоровья.
     Здоровый образ жизни:
- благоприятное социальное окружение;
- духовно-нравственное благополучие;
- оптимальный двигательный режим (культура движений);
- закаливание организма;
- рациональное питание;
- личная гигиена;
- отказ от вредных пристрастий (курение, употребление алкогольных напитков, наркотических средств);
- положительные эмоции.
     Приведённые характеристики позволяют сделать вывод, что культура ЗОЖ – это часть общей культуры человека, которая отражает его системное и динамическое состояние, обусловленное определённым уровнем специальных знаний, физической культуры, социально-духовных ценностей, приобретённых в результате воспитания и самовоспитания, образования, мотивационно-ценностной ориентации и самообразования, воплощённых в практической жизнедеятельности, а также в физическом и психофизическом здоровье.
     Здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностно-ориентированного подхода. Осуществляемые на основе личностно-развивающих ситуаций, они относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым учащиеся учатся жить вместе и эффективно взаимодействовать.
     По определению В.В.Серикова , технология в любой сфере – это деятельность, в максимальной мере отражающая объективные законы данной предметной сферы. Применив это определение к данной теме –здоровьесберегающие технологии, можно определить как здоровьесберегающую педагогическую деятельность, которая по-новому выстраивает отношения между образованием и воспитанием, переводит воспитание в рамки человекообразующего и жизнеобеспечивающего процесса, направленного на сохранение и приумножение здоровья ребёнка. Здоровьесберегающие технологии должны обеспечить развитие природных способностей ребёнка: его ума, нравственных и эстетических чувств, потребности в деятельности, овладении первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством.
     «Здоровьесберегающие технологии», по определению Н.К.Смирнова, - это всё те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитания у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.
     Здоровьесберегающая технология, по мнению В.Д.Сонькина, - это:
- условие обучения ребёнка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);
- рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);
- соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребёнка;
- необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.
     Под здоровьесберегающей образовательной технологией, по мнению О.В.Петрова, понимают систему, создающую максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального,  интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др.). в эту систему входит:
- использование данных мониторинга состояния здоровья учащихся, проводимого медицинскими работниками, и собственных наблюдений в процессе реализации образовательной технологии, её коррекция в соответствии с имеющимися данными.
- учёт особенностей возрастного развития школьников и разработка образовательной стратегии, способствующей особенностям памяти, мышления, работоспособности, активности и т.д. учащихся данной возрастной группы.
- создания благоприятного эмоционально-психологического климата в процессе реализации технологии.
- использование разнообразных видов здоровьесберегающей деятельности учащихся, направленных на сохранение и повышение резервов здоровья, работоспособности.
 
Рассмотрим пример урока.
 
Вид урока: урок – игра.
 
Цели урока:
- образовательные: научить применять полученные на уроках знания для научного объяснения наблюдаемых в жизни явлений
-  развивающие: развивать познавательный интерес учащихся, развивать культуру речи и умение чётко и ясно излагать свои мысли
- воспитательные: воспитывать чувство ответственности, умение принимать решение  в нестандартной ситуации, воспитание положительного отношения к знаниям
 
Задачи урока:
- образовательные : сформировать умение объяснять физические явления, раскрывать взаимосвязь между изученным материалом и явлениями окружающего мира
- развивающие: развитие речи, памяти, внимания.  Развивать познавательную активность и интерес к предмету
-  воспитательные: способствовать формированию навыков взаимодействия в малых группах. Воспитывать чувство ответственности за коллектив в процессе творческой работы. Воспитание личностных качеств – аккуратности и дисциплинированности.
 
Оборудование: интерактивный программно-аппаратный комплекс.
Компьютерная презентация.
 
Здоровьесберегающие технологии: новизна и нетрадиционность урока, наглядность, частая смена деятельности, положительный эмоциональный настрой.
 
Образовательные технологии: ИТК- технологии, технологии коммуникативного обучения, здоровьесберегающие технологии.
 
В каждом уроке присутствовал элемент неожиданности, новизны, творчества.
 
Анализ  проведения урока с точки зрения здоровьесберегающих образовательных технологий:
     Педагогу в организации и проведении урока необходимо учитывать:
  1. обстановку и гигиенические условия в кабинете: температуру и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие звуковых раздражителей и т.д.;
  2. число видов учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач и др. Норма – 4-7 видов за урок. Частые смены одной деятельности другой требуют от учащихся дополнительных адаптационных усилий;
  3. среднюю продолжительность и частоту чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма – 7-10 минут;
  4. число видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д. Норма – не менее трёх;
  5.  чередование видов преподавания. Норма – не позже чем через 10-15 минут;
  6. Наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся. Это такие метода, как метод свободного выбора (свободная беседа выбор способа действия, выбор способа взаимодействия; свобода творчества и т.д.); активные методы (ученики в  роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, ученик как исследователь); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки);
  7. Место и длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами), умение учителя использовать их как возможности инициирования дискуссии, обсуждения;
  8. Позы учащихся, чередования поз;
  9. Физкультминутки и другие оздоровительные моменты на уроке – их место, содержание и продолжительность. Норма – на 15-20 минут урока по 1 минутке из 3-х лёгких упражнений с 3 – повторениями каждого упражнения;
  10. наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке                      (интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п.) и используемые учителем методы повышения этой мотивации;
  11. психологический климат на уроке;
  12. наличие на уроке эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, афоризмов с комментариями и т.п.;
  13. плотность урока, то есть количество времени, затраченного школьниками на учебную работу. Норма – не менее 60% и не более 75-80%;
  14. момент наступления утомления учащихся и снижение их учебной активности. Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у детей в процессе учебной работы;
  15. темп и особенности окончания урока:
- быстрый темп, «скомканность», нет времени на вопросы учащихся, быстрое, практически без комментариев, записывание домашнего задания;
- спокойное завершение урока: учащиеся имеют возможность задать вопросы учителю;
- задержка учащихся в классе после звонка;
 
 
Предлагаю вопросы для обсуждения на семинаре:

 
  1. Назовите основные источники перегрузок в ОУ.
  2. назовите основные составляющие ЗОЖ. Как Вы реализуете их в своей жизни?
  3. умеете ли Вы избегать конфликтные ситуации?
  4. выбрать наиболее полное определение понятия здоровьесберегающие образовательные технологии:
- это технологии, в которых сохранение и укрепления здоровья является важнейшим приоритетом, обеспечивается на технологическом уровне в принципах работы, задачах, методах, программах, реализуется и подтверждается результатами мониторинга.
- это совокупность принципов, приёмов, методов педагогической работы, которые дополняют традиционные технологии обучения, воспитания, развития задачами здоровьясбережения.
-комплексная работа по сохранению и укреплению здоровья.
          5. какие образовательные технологии с большей вероятностью наносят  
              ущерб здоровью учащихся и педагогов?
              - традиционная технология, чрезмерная интенсификация
              образовательного процесса, использование приёмов авторитарной
              педагогики.
              - проблемное обучение, игровые технологии.
              - дистанционное обучение.
 
 
Литература:
  1. Здоровьесберегающая деятельность школы в учебно-воспитательном процессе: проблемы и пути их решения//Школа.-2005.-№3.-с.52-87.
  2. Казин Э.М., Касаткина Н.Э. Научно-методологические и организационные подходы к созданию региональной программы «Образование и здоровье»//Валеология.-2004.-№4.-с.6-10.
  3. Колесникова М.Г. Здоровьесберегающая деятельность учителя//Естествознание в школе.-2005.-№5.-с.50-55.
  4. Воротилкина И.М. Оздоровительные мероприятия в учебном процессе//№4.с.72.
  5. Ишмухамбетов М.Г. Нетрадиционные средства оздоровления детей//»Начальная школа», 2005.-№1.с.91.
  6. Ощепкова Т.Л. Воспитание потребности в ЗОЖ у детей младшего школьного возраста//»Начальная школа», 2006, №8.с.90.
  7. Антонова Л.Н. Психологические основания реализации здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждениях/-М.: Изд-во МГОУ, 2004.-100с.- (Областная целевая программа «Развитие  образования Московской области на 2001-2005 г.г.»).
  8. Шевченко Л.Л. От охраны труда к успеху в учёбе//»Начальная школа», 2006, № 8.  С. 89.
  9. Зенова  Т.В. Материалы для подготовки комплексно-целевой программы «Школа здоровья»//Практика административной работы в школе. – 2006.- №1.- С.25-28.   

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»