Здоровьесберегающие аспекты использования
инновационных образовательных технологий
(School health aspects of the use of innovative educational technologies)
Полежаева Наталия,
ГБОУ школа-интернат № 24 для детей,
оставшихся без попечения родителей,
Санкт-Петербург
Тезисы:ГБОУ школа-интернат № 24 для детей,
оставшихся без попечения родителей,
Санкт-Петербург
- виды инноваций
- что такое технологические инновации
- продуктовые инновации
- разработка инновационных образовательных продуктов
- необходимость внедрения здоровьесберегающих технологий
- создание условий на рациональное сочетание умственных и физических нагрузок, устанавливаемое в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями здоровья каждого учащегося
- Понятие «здоровье» - это состояние физического и социального благополучия человека (по Уставу ВОЗ). Здоровьесберегающие образовательные технологии – это психолого-педагогические приёмы, методы, технологии, которые направлены на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребёнка.
Электронные ресурсы:
1.Павлова М. Методические рекомендации по интегр.
ации программы "Основы здорового образа жизни" в учебно-воспитательном процессе образовательного учреждения //http://health.best-host.ru
2. Биология, обучающая энциклопедия: http://www.informika.ru/text/database/biology/
3. Здоровье и образование www.valeo.edu.ru
4. Каталог образовательных интернет-ресурсов. Распорядительные и нормативные документы системы Российского образования http://www.orto.ru/rueducation.shtml
- What is the technological innovation
- Product innovation
- Development of innovative educational products
- The need to implement health- technology
- Creation of conditions on the rational combination of mental and physical activities , to be ascertained in accordance with the age and the individual characteristics of each student health
- The concept of « health». Health – a state of physical and social well-being of man (WHO Constitution). Health-educational technologies – is the psychologist teaching methods, techniques and technologies that are designed to ensure the physical, mental and social well-being of the child. In a narrower sense of the word – a specially organized.
В системе российского образования наблюдается повсеместный переход от школы, распространявшей моноидеологическое мировоззрение, к школе, направленной на разностороннее развитие человека.
«Моё здоровье - моё будущее». Понятие «здоровье» - это состояние физического и социального благополучия человека (по Уставу ВОЗ). Здоровьесберегающие образовательные технологии – это психолого-педагогические приёмы, методы, технологии, которые направлены на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребёнка. В более узком смысле слова – это специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определённой образовательной системы взаимодействие детей и педагогов, направленное на достижение целей здоровьяформирования в ходе образования, развития и воспитания детей.
Актуальными проблемами детского здоровья сегодня являются нарушение функций опорно-двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения; детские стрессы (нервные расстройства), тревожность (недостаток эмоциональной поддержки в школе и семье). В связи с этим в ОУ необходимо уделить особое внимание воспитанию физически здорового и социально адаптированного ребёнка, обеспечению его психического благополучия, а также формированию у школьника ответственности за своё здоровье. Все эти проблемы надо решать с самого раненного возраста ребёнка. Кроме того, важно способствовать развитию культуры здоровья педагогов ОУ, в том числе культуры профессионального здоровья, развитию потребности к здоровому образу жизни (ЗОЖ).
Целью здоровьясберегающих технологий в ОУ является: сформировать у детей основы здорового образа жизни и добиться выполнения элементарных правил здоровья сбережения; сформировать понимание основ ЗОЖ; умение перевести в навык, обладающий его целевого использования.
Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом.
Существует более 300 определений понятие «здоровье». Ещё раз обратим внимание, что согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.
Физическое здоровье:
- это совершенство саморегуляции в организме, гармония физиологических процессов, максимальная адаптация к окружающей среде (педагогическое определение);
- это состояние роста и развития органов и систем организма, основу которого составляют морфологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции (медицинское определение).
Психическое здоровье:
- это высокое сознание, развитое мышление, большая внутренняя и моральная сила, побуждающая к созидательной деятельности (педагогическое определение);
- это состояние психической сферы, основу которой составляет статус
общего душевного комфорта, адекватная поведенческая реакция (медицинское определение).
Социальное здоровье – это здоровье общества, а также окружающей среды для каждого человека.
Нравственное здоровье – это комплекс характеристик мотивационной и потребностно - информативной сферы в жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе.
Духовное здоровье – система ценностей и убеждений.
В характеристике понятия «здоровья» используется как индивидуальная, так и общественная характеристика.
В отношении индивида оно отражает качество приспособления организма к условиям внешней среды и представляет итог процесса взаимодействия человека и среды обитания. Здоровье формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов.
Признаки индивидуального здоровья
- Специфическая и неспецифическая устойчивость к действию повреждающих факторов
- Показатели роста и развития
- Текущее функциональное состояние и потенциал (возможности) организма и личности
- Наличие и уровень какого-либо заболевания или дефекта развития
- Уровень морально-волевых и ценностно-мотивационных установок
Выделение компонентов здоровья таких как: соматический, физический, психический, нравственный.
Здоровье человека, в первую очередь, зависит от стиля жизни. Этот стиль персонифицирован. Он определяется социально-экономическим факторами, историческими, национальными религиозными традициями, убеждениями, личностными наклонностями. Здоровый образ жизни объединяет всё, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных, семейных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и определяет направленность усилий личности в сохранении и укреплении индивидуального и общественного здоровья.
Здоровый образ жизни:
- благоприятное социальное окружение;
- духовно-нравственное благополучие;
- оптимальный двигательный режим (культура движений);
- закаливание организма;
- рациональное питание;
- личная гигиена;
- отказ от вредных пристрастий (курение, употребление алкогольных напитков, наркотических средств);
- положительные эмоции.
Приведённые характеристики позволяют сделать вывод, что культура ЗОЖ – это часть общей культуры человека, которая отражает его системное и динамическое состояние, обусловленное определённым уровнем специальных знаний, физической культуры, социально-духовных ценностей, приобретённых в результате воспитания и самовоспитания, образования, мотивационно-ценностной ориентации и самообразования, воплощённых в практической жизнедеятельности, а также в физическом и психофизическом здоровье.
Здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностно-ориентированного подхода. Осуществляемые на основе личностно-развивающих ситуаций, они относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым учащиеся учатся жить вместе и эффективно взаимодействовать.
По определению В.В.Серикова , технология в любой сфере – это деятельность, в максимальной мере отражающая объективные законы данной предметной сферы. Применив это определение к данной теме –здоровьесберегающие технологии, можно определить как здоровьесберегающую педагогическую деятельность, которая по-новому выстраивает отношения между образованием и воспитанием, переводит воспитание в рамки человекообразующего и жизнеобеспечивающего процесса, направленного на сохранение и приумножение здоровья ребёнка. Здоровьесберегающие технологии должны обеспечить развитие природных способностей ребёнка: его ума, нравственных и эстетических чувств, потребности в деятельности, овладении первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством.
«Здоровьесберегающие технологии», по определению Н.К.Смирнова, - это всё те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитания у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.
Здоровьесберегающая технология, по мнению В.Д.Сонькина, - это:
- условие обучения ребёнка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);
- рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);
- соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребёнка;
- необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.
Под здоровьесберегающей образовательной технологией, по мнению О.В.Петрова, понимают систему, создающую максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др.). в эту систему входит:
- использование данных мониторинга состояния здоровья учащихся, проводимого медицинскими работниками, и собственных наблюдений в процессе реализации образовательной технологии, её коррекция в соответствии с имеющимися данными.
- учёт особенностей возрастного развития школьников и разработка образовательной стратегии, способствующей особенностям памяти, мышления, работоспособности, активности и т.д. учащихся данной возрастной группы.
- создания благоприятного эмоционально-психологического климата в процессе реализации технологии.
- использование разнообразных видов здоровьесберегающей деятельности учащихся, направленных на сохранение и повышение резервов здоровья, работоспособности.
Рассмотрим пример урока.
Вид урока: урок – игра.
Цели урока:
- образовательные: научить применять полученные на уроках знания для научного объяснения наблюдаемых в жизни явлений
- развивающие: развивать познавательный интерес учащихся, развивать культуру речи и умение чётко и ясно излагать свои мысли
- воспитательные: воспитывать чувство ответственности, умение принимать решение в нестандартной ситуации, воспитание положительного отношения к знаниям
Задачи урока:
- образовательные : сформировать умение объяснять физические явления, раскрывать взаимосвязь между изученным материалом и явлениями окружающего мира
- развивающие: развитие речи, памяти, внимания. Развивать познавательную активность и интерес к предмету
- воспитательные: способствовать формированию навыков взаимодействия в малых группах. Воспитывать чувство ответственности за коллектив в процессе творческой работы. Воспитание личностных качеств – аккуратности и дисциплинированности.
Оборудование: интерактивный программно-аппаратный комплекс.
Компьютерная презентация.
Здоровьесберегающие технологии: новизна и нетрадиционность урока, наглядность, частая смена деятельности, положительный эмоциональный настрой.
Образовательные технологии: ИТК- технологии, технологии коммуникативного обучения, здоровьесберегающие технологии.
В каждом уроке присутствовал элемент неожиданности, новизны, творчества.
Анализ проведения урока с точки зрения здоровьесберегающих образовательных технологий:
Педагогу в организации и проведении урока необходимо учитывать:
- обстановку и гигиенические условия в кабинете: температуру и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие звуковых раздражителей и т.д.;
- число видов учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач и др. Норма – 4-7 видов за урок. Частые смены одной деятельности другой требуют от учащихся дополнительных адаптационных усилий;
- среднюю продолжительность и частоту чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма – 7-10 минут;
- число видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д. Норма – не менее трёх;
- чередование видов преподавания. Норма – не позже чем через 10-15 минут;
- Наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся. Это такие метода, как метод свободного выбора (свободная беседа выбор способа действия, выбор способа взаимодействия; свобода творчества и т.д.); активные методы (ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, ученик как исследователь); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки);
- Место и длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами), умение учителя использовать их как возможности инициирования дискуссии, обсуждения;
- Позы учащихся, чередования поз;
- Физкультминутки и другие оздоровительные моменты на уроке – их место, содержание и продолжительность. Норма – на 15-20 минут урока по 1 минутке из 3-х лёгких упражнений с 3 – повторениями каждого упражнения;
- наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке (интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п.) и используемые учителем методы повышения этой мотивации;
- психологический климат на уроке;
- наличие на уроке эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, афоризмов с комментариями и т.п.;
- плотность урока, то есть количество времени, затраченного школьниками на учебную работу. Норма – не менее 60% и не более 75-80%;
- момент наступления утомления учащихся и снижение их учебной активности. Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у детей в процессе учебной работы;
- темп и особенности окончания урока:
- спокойное завершение урока: учащиеся имеют возможность задать вопросы учителю;
- задержка учащихся в классе после звонка;
Предлагаю вопросы для обсуждения на семинаре:
- Назовите основные источники перегрузок в ОУ.
- назовите основные составляющие ЗОЖ. Как Вы реализуете их в своей жизни?
- умеете ли Вы избегать конфликтные ситуации?
- выбрать наиболее полное определение понятия здоровьесберегающие образовательные технологии:
- это совокупность принципов, приёмов, методов педагогической работы, которые дополняют традиционные технологии обучения, воспитания, развития задачами здоровьясбережения.
-комплексная работа по сохранению и укреплению здоровья.
5. какие образовательные технологии с большей вероятностью наносят
ущерб здоровью учащихся и педагогов?
- традиционная технология, чрезмерная интенсификация
образовательного процесса, использование приёмов авторитарной
педагогики.
- проблемное обучение, игровые технологии.
- дистанционное обучение.
Литература:
- Здоровьесберегающая деятельность школы в учебно-воспитательном процессе: проблемы и пути их решения//Школа.-2005.-№3.-с.52-87.
- Казин Э.М., Касаткина Н.Э. Научно-методологические и организационные подходы к созданию региональной программы «Образование и здоровье»//Валеология.-2004.-№4.-с.6-10.
- Колесникова М.Г. Здоровьесберегающая деятельность учителя//Естествознание в школе.-2005.-№5.-с.50-55.
- Воротилкина И.М. Оздоровительные мероприятия в учебном процессе//№4.с.72.
- Ишмухамбетов М.Г. Нетрадиционные средства оздоровления детей//»Начальная школа», 2005.-№1.с.91.
- Ощепкова Т.Л. Воспитание потребности в ЗОЖ у детей младшего школьного возраста//»Начальная школа», 2006, №8.с.90.
- Антонова Л.Н. Психологические основания реализации здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждениях/-М.: Изд-во МГОУ, 2004.-100с.- (Областная целевая программа «Развитие образования Московской области на 2001-2005 г.г.»).
- Шевченко Л.Л. От охраны труда к успеху в учёбе//»Начальная школа», 2006, № 8. С. 89.
- Зенова Т.В. Материалы для подготовки комплексно-целевой программы «Школа здоровья»//Практика административной работы в школе. – 2006.- №1.- С.25-28.