Государственная Дума -
основа российского парламентаризма
Пахомова Екатерина Михайловна
Цели урока:
*обобщить и систематизировать знания учащихся по вопросам развития представительных органов власти в стране, полученные на уроках истории и обществознания;
*способствовать развитию навыков работы с источниками, учебником, таблицами и диаграммами, умений обобщать и систематизировать материал, активно воспринимать информацию;
* содействие в формировании политической и правовой культуры подростков. Способствовать выработке активной жизненной позиции будущих избирателей;
*прививать школьникам интерес к историко-обществоведческим предметам.
Основные понятия:
парламент, парламентаризм, Государственная Дума, демократические выборы, избирательное право.
Оборудование урока:
мультимедийное оборудование, учебник, раздаточный материал (Конституция РФ), презентация.
Тип урока: комбинированный
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Используемые методы, приемы, формы |
Формируемые УУД |
1.Организационный
|
Приветствие Определение формы и этапов работы |
Деление на 2 группы |
|
Личностные УУД: Проявление эмоционального отношения к учебно-познавательной деятельности. |
2. Создание проблемной ситуации и формулирование проблемы. Актуализация знаний.
|
Тема урока сокрыта в эпиграфе приведенном на доске и в ваших карточках (Приложение №1) Эпиграф урока: «Государственная Дума – это уникальное явление для России. Это – парламент, от него идут законы, а выше закона ничего нет в конституционном государстве, в том числе и для Конституционного Суда, который руководствуется высшим законом – Конституцией». В. Д. Зорькин, Председатель Конституционного Суда РФ Задача групп: дать определение всем обществоведческим терминам из приведенного афоризма. Озвучивают их по очереди. За каждый термин группа получает рубль. |
Учащиеся с помощью словаря, учебника , конспектов дают определение терминам: Конституция, парламент, закон, суд, государство. |
Работа в группах с разными источниками информации. |
Коммуникативные УУД: умение слушать собеседника; умение давать ответы на вопросы.
|
3. Формулирование целей урока, проблемы, выдвижение гипотез
|
Какова тема нашего урока «Госдума» Цели урока : узнать историю Госумы, особенности и значение представительного гос. органа в наши дни. По итогам знакомства с основным материалом вас ожидает викторина, которая принесет вам дополнительный «доход» |
Записывают проблему. Выдвигают свои гипотезы.
|
Проблемный диалог, собственный опыт и знания; фронтальная работа. Проблема, записанная в тетрадях. |
Личностные УУД: Проявление эмоционального отношения к учебно-познавательной деятельности. Регулятивные УУД: умение формулировать свои мысли. Познавательные УУД: - установление причинно-следственных связей - построение логической цепи рассуждений - выдвижение гипотез; их обоснование |
4. Открытие нового знания и формулирование вывода.
|
Из истории. 27 апреля 1906 года начала работу 1-я Государственная Дума в нашей стране. Изучая документы о деятельности 1-ой Думы, перед нами предстоит яркая картина тех лет. Вот апрель 1906 года. Николай 2 в торжественном зале Зимнего дворца в присутствии депутатов, чиновников, членов Госсовета, произносит тронную речь. Затем депутаты выходят на берег Невы, садятся на корабли и плывут в сторону Таврического дворца.
Первым Председателем Государственной Думы был избран Сергей Андреевич Муромцев. Госуда́рственная Ду́ма Российской Федерации - (кратко — Госду́ма) — одна из двух палат Федерального Собрания Российской Федерации (ст. 95 действующей Конституции России, в Конституции слова Дума и Собрание даются в заглавном написании). Государственная Дума состоит из 450 депутатов Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах (причём одно и то же лицо не может быть одновременно депутатом Государственной Думы и членом Совета Федерации) Первая Государственная Дума избиралась вместе с Советом Федерации в день всенародного голосования по Конституции 12 декабря 1993 года . Первое пленарное заседание всегда проводится осенью.
Срок полномочий остальных созывов Государственной Думы — четыре года.
Главными полномочиями Государственной думы являются принятие федеральных законов, а также участие в формировании и контроль за деятельностью правительства Российской Федерации. Президент Российской Федерации имеет право распустить Думу досрочно в случаях, предусмотренных российским законодательством.
Государственная Дума принимает федеральные законы, федеральные конституционные законы и законы о поправках к Конституции, которые вступают в силу после одобрения Советом Федерации, подписания президентом и опубликования. Этапы принятия законов
Роспуск Госдумы может произойти по указу президента России, если она трижды отклонила представленные им кандидатуры на должность Председателя Правительства или выразила недоверие Правительству повторно в течение трёх месяцев (если в этом случае президент не принял решение об отставке Правительства). Однако Дума не может быть распущена в первый год своей работы. В случаях роспуска Госдумы президент назначает дату выборов так, чтобы вновь избранная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента её роспуска. |
Ученики слушают рассказ учителя с параллельным показам презентации |
Фронтальная работа с применением ИКТ |
Познавательные УУД: умение выделять нужную информацию из текста. Коммуникативные УУД: умение отвечать на вопросы и слушать ответы товарищей. Познавательные УУД: - умение структурировать знания - построение логической цепи рассуждений Коммуникативное УУД: владение устной речью.
Познавательные УУД: умение привлекать жизненный опыт учащихся. Коммуникативные УУД: умение точно и полно выражать свое мнение.
|
5. Первичное закрепление. Групповая проектная работа. |
Задание. Нарисовать или написать максимум информации о Госдуме в течении двух минут. Минимум должно быть 15 слов. |
В группах на отдельных листах выполняют задания. |
Проектная деятельность |
Познавательные УУД: умение ставить и решать проблемы Коммуникативные УУД: умение договариваться и приходить к общему решению; умение работать в группе Регулятивные УУД: умение планировать свою деятельность. |
6. Рефлексия. |
Викторина «Госдума» Приложение №2. На работу 5 минут |
Письменно отвечают в раздаточном материале на вопросы |
Работа в группах |
Коммуникативные УУД: Умение полно и точно выражать свою мысль. Коммуникативные УУД: Умение полно и точно выражать свою мысль. |
7. Домашнее задание. |
Объяснение домашнего задания. Приложение №3. Напишите как вы понимаете слова Н.Н. Некрасова: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан»? Оценка работы групп и выставление отметок |
Запись домашнего задания |
|
Работа с дневником |
Приложение №1.
Эпиграф урока: «Государственная Дума – это уникальное явление для России. Это – парламент, от него идут законы, а выше закона ничего нет в конституционном государстве, в том числе и для Конституционного Суда, который руководствуется высшим законом – Конституцией».
В. Д. Зорькин, Председатель Конституционного Суда РФ
Приложение №3.
Напишите как вы понимаете слова Н.Н. Некрасова: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан»?
Приложение №2.
- Кто может быть депутатом Госдумы?_____________________
- Почему одно и тоже лицо не может быть одновременно членом Совета Федерации и Госдумы?________________________
- Когда открывается первое заседание Госдумы?______________
- Что относится к ведению Госдумы?___________________
- Каков порядок принятия федеральных законов в РФ?_______________
- Что такое триединство власти?_____________
- Когда Госдума не может быть распущена?_______________