Методическая разработка открытого урока в 9 классе
Правовое государство
Овчинникова Ирода Рахматовна,
учитель истории и обществознания
ГБОУ ПГиАII Санкт-Петербурга
Организационный момент: 1.Проверка присутствующих учащихся на уроке.
2. Ознакомление с темой урока.
Время проведения: 45 минут
Тип урока: урок-исследование, информационно-коммуникативный.
Цель занятия:
- Научить самостоятельно приобретать знания и осваивать технику поиска и сбора данных из различных источников;
- Формировать убеждения на основе осмысления идей гуманизма;
- Создать условия для утверждения социальной памяти и организовывать доступ и умения работать с источником;
Метапредметные универсальные учебные действия на уроке:
- Личностные действия – формирование у учащихся ключевых компетенций о статусе правового государства, как о наиболее значимой гуманистической ценности современного информационного общества, складывание у них гражданской позиции, составляющей важнейший аспект правовой культуры.
- Регулятивные действия – уметь осуществлять поиск информации по заданной проблеме (материалы СМИ, другие источники), самостоятельно составлять и формулировать учебную задачу.
- Познавательные действия – уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника, Конституции РФ, дополнительных текстов, осмысленно читать и объяснять суждения Великих, делать логические умозаключения из фраз.
- Коммуникативные действия – научиться оценивать ситуацию проблемы и решать ее с помощью материала учебника, Конституции РФ, философских суждений. Научиться формулировать собственное мнение по поводу информации.
План урока:
- Что важнее, право или власть?
- Поиск информации из СМИ.
- Соединение силы и справедливости.
- Принципы правового государства в идеях мыслителей Нового времени.
- Признаки правового государства и представительная власть в РФ.
- Проблемы, стоящие на пути построения правового государства в России.
Ход урока:
В начале урока учащиеся получают «листы-проводники», в которых они будут (на протяжении урока) фиксировать свои выводы по поставленным вопросам.
I. Перед учащимися ставится вопрос – Что такое политическая власть? Дети дают ответ устно. Затем, озвучивается проблема – Что выше, право или власть? Свои доводы они фиксируют на «листе-проводнике».
II. Далее, необходимо учащимся обратиться к Конституции РФ, ст. 2. Они делают выводы и фиксируют их на «листе-проводнике»:
А) Государство должно обеспечить правами и свободами гражданина;
Б) Сама власть должна подчиняться закону.
III. Перед детьми ставиться проблема, что сама власть в разных государствах нарушает права и свободы человека и гражданина, не соблюдает закон. В качестве доказательства, гимназисты представляют материалы СМИ об этих правонарушениях, делают выводы, в каких сферах идут эти нарушения и заносят их в «лист-проводник».
IV. После выводов, учитель спрашивает, так что же важнее, право или власть? Учащиеся пересматривают свою точку зрения и фиксируют ее в «листе-проводнике».
V. Учитель ставит вопрос «А каким государство должно быть, чтобы не нарушались права и свободы человека и гражданина?». Для этого, учащимся необходимо обратиться к высказываниям Великих: Платона, Аристотеля, Цицерона (стр. 30-31 учебника) и сделать заключение, которое выражается в «справедливом законе и сильной власти».
VI. Ставится следующая задача для гимназистов – ознакомиться с идеями Дж. Локка (о верховенстве права), Ш. Монтескье (о разделении властей на законодательную, исполнительную и судебную), И. Канта (о категорическом императиве в правовом государстве), и выявить основные принципы правового государства. Эти принципы заносятся в «лист-проводник».
VII. Учащиеся вместе с учителем дают определение правовому государству, который так же заносится в «лист-проводник».
VIII. Дети в «листе-проводнике» фиксируют основные ветви власти в государстве. Учитель задает вопрос – Деятельность какой власти, должна заботиться о создании законов, гарантирующих и защищающих права и свободы человека? Учащиеся отвечают – законодательная. Учитель акцентирует внимание на том, что она должна избираться всем народом и выражать его волю, представлять его интересы, т.е. она – представительная демократия (избираются представители от всего народа).
IX. Затем учащиеся рассматривают по учебнику и «листу-проводнику» представительную власть в России, структуру Парламента – Федеральное Собрание РФ (Совет Федерации, Государственная Дума)
X. Перед гимназистами ставится вопрос – Все ли так гладко в формировании правового государства в нашей стране? Если проблемы на этом пути? Ответ учащиеся находят на страницах 35-36 учебника. Формулируют проблемы и заносят их в «лист-проводник».
XI. Итак, «лист-проводник» заполнен, поставленные задачи выполнены, учащиеся получают домашнее задание и осваивают новый материал.
Литература к уроку:
1. Боголюбов Л.Н., Матвеева А.И. Обществознание 9 класс.; - М.; Просвещение 2013 год.
2. Конституция РФ.
3. «Мир философии. Часть 1»: - М. Издательство политическая литература 2005 год.
Лист-путеводитель
Ученика(цы) 9 «Б» класса __________________________
Тема урока «Правовое государство»
1. |
|
ИЛИ |
|
2. Главная мысль ст. 2 Конституции РФ: __________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Виды сфер, где были нарушены государственной властью права человека и гражданина
|
|
|
|
4. Соединение силы государства и справедливости права – великая гуманистическая идея:
- Платон (427-347 до н.э.) __________________________________________________________________
- Аристотель (384-322 до н.э.) __________________________________________________________________
- Цицерон (106-43 до н.э.) __________________________________________________________________
5. Соединение силы и справедливости права
6. Принципы правового государства в трудах Великих
- Дж. Локк (1632-1704) __________________________________________________________________
- Ш. Монтескье (1689-1755) __________________________________________________________________
- И. Кант (1724-1804) __________________________________________________________________
7. Принцип разделения властей в государстве
8. Правовое государство – это _________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
9. Федеральное собрание РФ
Совет Федерации (170 депутатов) |
|
|
Государственная Дума (450 депутатов) |
||
|
|
10. Трудности на пути к правовому государству в Российской Федерации (стр. 35-36).___________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________