Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 3 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Методическая разработка открытого урока в 9 классе

Правовое государство

Овчинникова Ирода Рахматовна,
учитель истории и обществознания
ГБОУ ПГиАII Санкт-Петербурга

Организационный момент:  1.Проверка присутствующих учащихся на уроке.

2. Ознакомление с темой урока.

Время проведения: 45  минут

 

Тип урока: урок-исследование, информационно-коммуникативный.

Цель занятия:

  1. Научить самостоятельно приобретать знания и осваивать технику поиска и сбора данных из различных источников;
  2. Формировать убеждения на основе осмысления идей гуманизма;
  3. Создать условия для утверждения социальной памяти и организовывать доступ и умения работать с источником;

Метапредметные универсальные учебные действия на уроке:

  1. Личностные действия – формирование у учащихся ключевых компетенций о статусе правового государства, как о наиболее значимой гуманистической ценности современного информационного общества, складывание у них гражданской позиции, составляющей важнейший аспект правовой культуры.
  2. Регулятивные действия – уметь осуществлять поиск информации по заданной проблеме (материалы СМИ, другие источники), самостоятельно составлять и формулировать учебную задачу.
  3. Познавательные действия – уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника, Конституции РФ, дополнительных текстов, осмысленно читать и объяснять суждения Великих, делать логические умозаключения из фраз.
  4. Коммуникативные действия – научиться оценивать ситуацию проблемы и решать ее с помощью материала учебника, Конституции РФ, философских суждений. Научиться формулировать собственное мнение по поводу информации.

 

План урока:

  1. Что важнее, право или власть?
  2. Поиск информации из СМИ.
  3. Соединение силы и справедливости.
  4. Принципы правового государства в идеях мыслителей Нового времени.
  5. Признаки правового государства и представительная власть в РФ.
  6. Проблемы, стоящие на пути построения правового государства в России.

 

Ход урока:

В начале урока учащиеся получают «листы-проводники», в которых они будут (на протяжении урока) фиксировать свои выводы по поставленным вопросам.

I.            Перед учащимися ставится вопрос – Что такое политическая власть? Дети дают ответ устно. Затем, озвучивается проблема – Что выше, право или власть? Свои доводы они фиксируют на «листе-проводнике».
II.            Далее, необходимо учащимся обратиться к Конституции РФ, ст. 2. Они делают выводы и фиксируют их на «листе-проводнике»:

А)    Государство должно обеспечить правами и свободами гражданина;

Б)     Сама власть должна подчиняться закону.

III.            Перед детьми ставиться проблема, что сама власть в разных государствах нарушает права и свободы человека и гражданина, не соблюдает закон. В качестве доказательства, гимназисты представляют материалы СМИ об этих правонарушениях, делают выводы, в каких сферах идут эти нарушения и заносят их в «лист-проводник».

IV.            После выводов, учитель спрашивает, так что же важнее, право или власть? Учащиеся пересматривают свою точку зрения и фиксируют ее в «листе-проводнике».

V.            Учитель ставит вопрос «А каким государство должно быть, чтобы не нарушались права и свободы человека и гражданина?». Для этого, учащимся необходимо обратиться к высказываниям Великих: Платона, Аристотеля, Цицерона (стр. 30-31 учебника) и сделать заключение, которое выражается в «справедливом законе и сильной власти».

VI.            Ставится следующая задача для гимназистов – ознакомиться с идеями Дж. Локка (о верховенстве права), Ш. Монтескье (о разделении властей на законодательную, исполнительную и судебную), И. Канта (о категорическом императиве в правовом государстве), и выявить основные принципы правового государства. Эти принципы заносятся в «лист-проводник».

VII. Учащиеся вместе с учителем дают определение правовому государству, который так же заносится в «лист-проводник».

VIII. Дети в «листе-проводнике» фиксируют основные ветви власти в государстве. Учитель задает вопрос – Деятельность какой власти, должна заботиться о создании законов, гарантирующих и защищающих права и свободы человека? Учащиеся отвечают – законодательная. Учитель акцентирует внимание на том, что она должна избираться всем народом и выражать его волю, представлять его интересы, т.е. она – представительная демократия (избираются представители от всего народа).

IX.            Затем учащиеся рассматривают по учебнику и «листу-проводнику» представительную власть в России, структуру Парламента – Федеральное Собрание РФ (Совет Федерации, Государственная Дума)
X.            Перед гимназистами ставится вопрос – Все ли так гладко в формировании правового государства в нашей стране? Если проблемы на этом пути? Ответ учащиеся находят на страницах 35-36 учебника. Формулируют проблемы и заносят их в «лист-проводник».
XI.            Итак, «лист-проводник» заполнен, поставленные задачи выполнены, учащиеся получают домашнее задание и осваивают новый материал.

Литература к уроку:

1. Боголюбов Л.Н., Матвеева А.И. Обществознание 9 класс.; - М.; Просвещение 2013 год.

2. Конституция РФ.

3. «Мир философии. Часть 1»: - М. Издательство политическая литература 2005 год.

Лист-путеводитель

Ученика(цы) 9 «Б» класса __________________________

Тема урока «Правовое государство»

 

       
1.

ПРАВО

ИЛИ

ВЛАСТЬ

 

 

 

 

2. Главная мысль ст. 2 Конституции РФ: __________________________________________________________________________________________________________________________________

 

3. Виды сфер, где были нарушены государственной властью права человека и гражданина

 

 

 

 

 

 

4. Соединение силы государства и справедливости права – великая гуманистическая идея:

  • Платон (427-347 до н.э.)  __________________________________________________________________
  • Аристотель (384-322 до н.э.) __________________________________________________________________
  • Цицерон (106-43 до н.э.) __________________________________________________________________

 

5.  Соединение силы и справедливости права

       
       

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Принципы правового государства в трудах Великих

  • Дж. Локк (1632-1704) __________________________________________________________________
  • Ш. Монтескье (1689-1755) __________________________________________________________________
  • И. Кант (1724-1804) __________________________________________________________________

 

7. Принцип разделения властей в государстве

 

 

 

 

 

 

8. Правовое государство – это _________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

 

9. Федеральное собрание РФ

 

Совет Федерации (170 депутатов)

 

 

Государственная Дума (450 депутатов)

 

 

 

 

 

10. Трудности на пути к правовому государству в Российской Федерации (стр. 35-36).___________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»