Основные принципы конституционного устройства Российской Федерации
Овчинникова Ирода Рахматовна,
учитель истории и обществознания
ГБОУ ПГиАII Санкт-Петербурга
Класс: 10
Организационный момент: 1.Проверка присутствующих учащихся на уроке.
2. Ознакомление с темой урока.
Время проведения: 45 минут
Цель занятия: сформировать у учащихся представление об основах государственности, выявить и определить основные конституционные принципы, которые определяют демократическое состояние общества и государства в целом.
Виды деятельности (элементы содержания и контроль):
- Формировать у учащихся умений систематизировать и определять тип демократического государства (используя формы государства) и конституционный строй
- Изучать I главу Конституции РФ и уметь формулировать основные принципы конституционного строя (работа группами)
- Укреплять осознанное восприятие Конституции РФ и уважение к Основному закону страны, используя содержание параграфа учебника, Конституции РФ.
Универсальные учебные действия на уроке:
- Личностные действия – позволяют гимназистам осмыслить значимость демократического государства, его основные конституционные принципы, увязывая их с реалиями современного развития России. Помогают сориентироваться в правовых нормах, связанных с конституционным устройством РФ и выработать свою жизненную позицию в этом вопросе.
- Регулятивные действия – предоставляют возможность управлять познавательной и учебной деятельностью учащихся, посредством постановки целей урока, контроля в ходе урока (оценка групп), в работе с I главой Конституции РФ, по выявлению основных принципов конституционного строя. Последовательный переход к саморегуляции в деятельности учащихся на уроке, обеспечит им базу будущего профессионального обучения.
- Познавательные действия – включают действия исследования, поиска, отбора информации о проявлении демократических принципов в формировании представительной власти в РФ, Украине, Египте (выдержки из телерепортажа Центральных СМИ). Структуирование найденного материала и решение поставленных задач поможет учащимся определить свои познавательные действия.
- Коммуникативные действия – демонстрация сотрудничества «учитель – ученики» и «ученик – ученик» как ничто другое выявляют умения слушать партнера, согласовывать и выполнять совместную деятельность (в группах). Здесь присутствует и распределение ролей, и взаимный контроль, и дискуссия. Ученики правильно выражают свои мысли, уважают в общении друг друга, ищут совместное решение, поддерживая друг друга.
Все это, в итоге создает:
- возможность самостоятельного усвоения новых знаний, умений и навыков
- формирует умение учиться
Ход урока:
- Учащиеся записывают план урока .
Здесь заканчивается текст второго слайда.(Слайд 3)
2. Учащимся представляются материалы СМИ для просмотра и определения в них характерных черт конституционного строя таких государств как Египет, Россия, Украина
Здесь заканчивается текст третьего слайда.(Слайд 4)
3.Опираясь на просмотренный материал СМИ и знания предыдущих уроков, учащиеся формируют систему критериев, относящихся к понятию « Конституционный строй» и записывают их в тетради.
Здесь заканчивается текст четвертого слайда.(Слайд5)
4. Внимание учащихся концентрируется на вопросе «Каковы формы государства?». Дети должны определить три основных алгоритма этого понятия.
Опираясь на схему «Формы государства» , учащиеся определяют и записывают в своих конспектах тип демократического государства России.
Форма государства - указывает, как организованно и функционирует государство
Территориально-государственное устройство: Политический режим: Форма правления:
Унитарное государство Тоталитарный режим Монархия:
Федеративное государство Авторитарный режим Абсолютная
Конфедеративное государство Демократический режим Дуалистическая
Парламентская
Республика:
Президентская
Парламентская
Смешанная
Здесь заканчивается текст пятого слайда. (Слайд 6)
5. Обращаясь к учебному пособию «Право», ученики находят и дают понятие конституционному строю. Учитель обращает внимание на то, что основы конституционного строя действуют при реализации главных принципов
Здесь заканчивается текст шестого слайда.(Слайд 6,7,8,9,10,11,12)
6. Класс делиться на 5-6 групп, которые начинают работать с основным источником – Конституция РФ. Цель – выявление основных принципов конституционного строя РФ. Каждая группа декларирует найденный принцип и объясняет его действия на основе статей Конституции РФ.
Здесь заканчивается текст двенадцатого слайда.(Слайд 13)
7. В результате исследования, подводиться итоги, которые демонстрируются и на основных слайдах презентации. Далее, ученики обращаются к учебному пособию, где находится таблица «Принципы конституционного строя РФ» и утверждают свои полученные новые знания.
Подведение итогов урока:
В качестве укрепления и подтверждения полученных знаний о принципах конституционного строя РФ, учащиеся получают раздаточный материал в формате ЕГЭ: 2 задания блока А, 1 задание блока Б и 1 задание блока С. Задания прилагаются.
Домашнее задание: параграф №19,стр. 129-134; вопрос №2 (письменно).
Источники литературы:
- Конституция РФ
- Комментарий к Конституции Российской Федерации. – М., 1994 г.
- «Право» 10-11 классы, профильный уровень, П.А.Баранов, А.В.Воронцов, К.С.Романов, Москва, «Вента-Граф», 2010 г.
- Интернет-ресурс.
Ответы к тесту:
А1. 1
А2. 1
В1. А1 ; Б2; В1; Г4; Д4; Е3
С1. 1 часть вопроса: Законодательный орган республики не имеет права утвердить данный законопроект.
2 часть вопроса: Существуют принципы федерализма:
- целостность государства РФ;
- единство экономического пространства.