Эффективные формы и методы подготовки
к ЕГЭ на уроках обществознания
Зуйкина Татьяна Николаевна
Современный урок отличается оптимальным выбором методов и приемов обучения, обеспечивающих активное усвоение школьниками материала. Поэтому достичь цели и решить задачи в обучении обществознанию традиционными методами невозможно, необходимо вести поиск наиболее эффективных методов обучения, способствующих также подготовке к итоговой аттестации в форме единого государственного экзамена.
Первостепенное значение имеют приемы, которые обеспечивают эмоциональность изложения материала; приемы, повышающие внимание и интерес учащихся к изучению предмета, решению проблем, выдвигаемых перед ними. В связи с постоянными изменениями в контрольно-измерительных материалах ЕГЭ по обществознанию приходится искать новые подходы к культивированию интереса обучающихся к усвоению системы знаний, необходимых для достойной сдачи экзамена и поступления в высшие учебные заведения по выбору выпускников.
Одним из эффективных методов подготовки к единому государственному экзамену на уроках обществознания является метод эвристической беседы как диалоговой формы общения учителя и учеников, в процессе которой целостная проблема расчленяется на составные части и решается последовательно усилиями всего класса под руководством учителя. Для развития логического мышления учащимся в процессе обучения необходимо предоставлять возможность самостоятельно проводить анализ, синтез, обобщения, сравнения, умозаключения и т.д. Большое влияние на умственное развитие детей оказывают задания, требующие сравнения, систематизации и обобщения как при актуализации знаний, так и в процессе изучения нового материала и его последующего закрепления. Поэтому по месту в структуре урока различают следующие типы эвристических бесед:
Первостепенное значение имеют приемы, которые обеспечивают эмоциональность изложения материала; приемы, повышающие внимание и интерес учащихся к изучению предмета, решению проблем, выдвигаемых перед ними. В связи с постоянными изменениями в контрольно-измерительных материалах ЕГЭ по обществознанию приходится искать новые подходы к культивированию интереса обучающихся к усвоению системы знаний, необходимых для достойной сдачи экзамена и поступления в высшие учебные заведения по выбору выпускников.
Одним из эффективных методов подготовки к единому государственному экзамену на уроках обществознания является метод эвристической беседы как диалоговой формы общения учителя и учеников, в процессе которой целостная проблема расчленяется на составные части и решается последовательно усилиями всего класса под руководством учителя. Для развития логического мышления учащимся в процессе обучения необходимо предоставлять возможность самостоятельно проводить анализ, синтез, обобщения, сравнения, умозаключения и т.д. Большое влияние на умственное развитие детей оказывают задания, требующие сравнения, систематизации и обобщения как при актуализации знаний, так и в процессе изучения нового материала и его последующего закрепления. Поэтому по месту в структуре урока различают следующие типы эвристических бесед:
- вводная (при актуализации опорных знаний);
- сообщающая (при изучении объекта познания, при разборе причин и следствий событий или явлений, при анализе и коллективном сопоставлении фактов);
- заключительная (с целью закрепления или перехода к новому материалу, когда он является частным случаем уже изученного).
Все применяемые на уроках методы и приемы должны способствовать развитию обучающегося, а в среднем звене подготовке к государственной итоговой аттестации. Поэтому очень хорош прием «кластера». С помощью кластеров можно представить очень большой объем информации, проследить причинно-следственные связи и объяснить их наличие. Кластер является отражением нелинейной формы мышления.
Как составляется кластер? Детям можно объяснить данный прием следующим образом: «Грозди – графический приём в систематизации изучаемого или обобщаемого материала. Наши мысли уже не громоздятся, а «гроздятся», то есть, расположены в определённом порядке. Правила очень простые. Рисуем модель солнечной системы: звезду, планеты и их спутники. В центре – звезда: это наша тема; вокруг неё – планеты, то есть крупные смысловые единицы, соединяем их прямой линией со звездой, у планеты – свои спутники, у спутников – свои».
Кластеры, безусловно, помогают учащимся лучше запомнить материал и понять его содержание. Система кластеров охватывает большее количество информации, чем могли бы получить при обычной письменной работе, что важно для старшеклассников.
На любом уроке обществознания работа с кластерами предоставляет учащимся возможность мыслить творчески. На этапе рефлексии можно предложить следующий порядок работы с кластером:
1. Посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы.
2. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. У этих второстепенных слов тоже могут быть ответвления.
3. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждой из «веточек» в свою очередь тоже появляются «веточки», устанавливаются новые логические связи. В итоге получается структура, которая графически отображает размышления, определяет информационное поле данной темы.
В плане подготовки к единому государственному экзамену поможет сегодня «Метод интеллект-карт», который является разработкой Тони Бьюзена, британского писателя, лектора и консультанта по вопросам интеллекта, психологии обучения и проблем мышления. По мнению разработчика, интеллект-карта – это мощный графический метод, предоставляющий универсальный ключ к высвобождению потенциала, скрытого в мозге.
Основными преимуществами интеллект - карт являются:Как составляется кластер? Детям можно объяснить данный прием следующим образом: «Грозди – графический приём в систематизации изучаемого или обобщаемого материала. Наши мысли уже не громоздятся, а «гроздятся», то есть, расположены в определённом порядке. Правила очень простые. Рисуем модель солнечной системы: звезду, планеты и их спутники. В центре – звезда: это наша тема; вокруг неё – планеты, то есть крупные смысловые единицы, соединяем их прямой линией со звездой, у планеты – свои спутники, у спутников – свои».
Кластеры, безусловно, помогают учащимся лучше запомнить материал и понять его содержание. Система кластеров охватывает большее количество информации, чем могли бы получить при обычной письменной работе, что важно для старшеклассников.
На любом уроке обществознания работа с кластерами предоставляет учащимся возможность мыслить творчески. На этапе рефлексии можно предложить следующий порядок работы с кластером:
1. Посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы.
2. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. У этих второстепенных слов тоже могут быть ответвления.
3. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждой из «веточек» в свою очередь тоже появляются «веточки», устанавливаются новые логические связи. В итоге получается структура, которая графически отображает размышления, определяет информационное поле данной темы.
В плане подготовки к единому государственному экзамену поможет сегодня «Метод интеллект-карт», который является разработкой Тони Бьюзена, британского писателя, лектора и консультанта по вопросам интеллекта, психологии обучения и проблем мышления. По мнению разработчика, интеллект-карта – это мощный графический метод, предоставляющий универсальный ключ к высвобождению потенциала, скрытого в мозге.
1) наглядность (вся проблема с ее многочисленными сторонами и гранями оказывается прямо перед вами, ее можно окинуть одним взглядом);
2) привлекательность (хорошая интеллектуальная карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно);
3) запоминаемость (благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается);
4) информативность (интеллект-карта помогает выявить недостаток информации и понять, какой информации не хватает);
5) креативность (интеллект-карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи);
6) инновационность (интеллект-карта наводит на мысли о новых идеях: бывает, достаточно провести от объекта на интеллект-карте пустую веточку и подумать, что она могла бы означать?).
Важной частью подготовки обучающихся к ЕГЭ по обществознанию является работа с понятийным аппаратом. На первом этапе даю четкие указания ни в коем случае не зубрить определения. Во-первых, нет времени, а терминов много. Во-вторых, у каждого термина в специальной литературе может быть сотни определений. Мой совет: просто найти одно - два определения термина – поймать его значение, придумать свое, простое определение и составить с этим словом штук 5 предложений, то есть заставить термин работать в голове. Таким способом вы добавите его в свой пассивный словарный запас. Это значит, что вы вспомните значение слова, когда снова встретите его. Этого достаточно, чтобы узнать термин в тесте и выбрать правильный ответ. Если же вы составите на каждое слово по 10-12 предложений и постараетесь еще пару раз употребить его, то оно обязательно войдет в ваш активный словарный запас. Еще раз напоминаю – без знания терминов невозможно сдать обществознание.
В своей педагогической деятельности я использую различные приемы работы с понятиями:
В своей педагогической деятельности я использую различные приемы работы с понятиями:
- понятийный диктант (устно произношу определения, а дети записывают сами понятия). Данное упражнение позволяет тренировать умение детей в различении понятий;
- специальные «терминологические» тесты. Все вопросы в них – это значения терминов, а из двух – трех предложенных вариантов ответов учащийся должен выбрать правильный ответ. Такие тесты можно использовать несколько раз в одном и том же классе, как для закрепления, так и для повторения изученного материала.
Таким образом, системная работа с понятиями поможет в качественной подготовке выпускников к сдаче единого государственного экзамена.
Хочется акцентировать внимание на проведении уроков в виде лекций как форме учебных занятий в старших классах, в которой учитель дает глубокое, целостное, логически стройное изложение основного теоретического материала. Лекции целесообразно использовать, открывая или завершая тематический блок. Подобные лекции содержат минимум банка данных, знакомят учащихся с исходными теоретическими положениями. Они способствуют пониманию темы, осмыслению конкретных фактов или, наоборот, систематизируют, обогащают вопросы темы, поднимают их до уровня проблемного анализа, актуальных суждений и выводов – оценок. В наиболее подготовленных классах перед началом лекции я поручаю составить логические схемы, таблицы, чтобы они отражали материал.
Уроки в форме практических занятий также эффективны при подготовке учащихся к итоговой аттестации. На основе ранее полученных знаний и умений школьники решают познавательные задачи, представляют результаты своей практической и творческой деятельности или осваивают сложные познавательные приемы. Практикумы подразделяются на три вида:
1) практическое занятие по развитию познавательных умений;
2) практическое занятие по решению познавательных задач;Хочется акцентировать внимание на проведении уроков в виде лекций как форме учебных занятий в старших классах, в которой учитель дает глубокое, целостное, логически стройное изложение основного теоретического материала. Лекции целесообразно использовать, открывая или завершая тематический блок. Подобные лекции содержат минимум банка данных, знакомят учащихся с исходными теоретическими положениями. Они способствуют пониманию темы, осмыслению конкретных фактов или, наоборот, систематизируют, обогащают вопросы темы, поднимают их до уровня проблемного анализа, актуальных суждений и выводов – оценок. В наиболее подготовленных классах перед началом лекции я поручаю составить логические схемы, таблицы, чтобы они отражали материал.
Уроки в форме практических занятий также эффективны при подготовке учащихся к итоговой аттестации. На основе ранее полученных знаний и умений школьники решают познавательные задачи, представляют результаты своей практической и творческой деятельности или осваивают сложные познавательные приемы. Практикумы подразделяются на три вида:
1) практическое занятие по развитию познавательных умений;
3) практическое занятие по проверке результатов творческо-поисковой деятельности.
Для успешного выполнения заданий ЕГЭ нужна постоянная тренировка в решении этих заданий. Чем больше учащиеся выполнят заданий ЕГЭ прошлых лет, тестов из всевозможных учебных пособий, заданий, продуманных самим учителем, тем больше у них будет опыта, и тем меньше возможных неприятностей их будет ожидать во время экзамена.
Вышеизложенные приемы – это только малая часть методов, которые могут быть использованы в современной школе при подготовке к сдаче ЕГЭ по обществознанию. Все они предполагают возрастание роли обучаемого в учебном процессе, усиление помощи со стороны учителя в организации индивидуального учебного процесса.
Таким образом, подготовка учащихся к единому государственному экзамену по обществознанию невозможна без постоянной, вдумчивой, целенаправленной работы над каждым заданием: тестирование, повторение терминов, написание творческих работ. Без четко спланированной, ежедневной работы учащимся будет трудно выполнить задания, чтобы повысить уровень подготовки. Итоговая аттестация по обществознанию обязывает учителя перестроить свою работу с детьми так, чтобы в результате помочь им успешно сдать экзамен. Ведь для этого нужно совсем немного: стремление самих ребят и желание учителя помочь своим ученикам. Работа по подготовке учащихся к ЕГЭ по обществознанию становится эффективной только в том случае, если выше перечисленные мероприятия приобретают системный характер.
Таким образом, подготовка учащихся к единому государственному экзамену по обществознанию невозможна без постоянной, вдумчивой, целенаправленной работы над каждым заданием: тестирование, повторение терминов, написание творческих работ. Без четко спланированной, ежедневной работы учащимся будет трудно выполнить задания, чтобы повысить уровень подготовки. Итоговая аттестация по обществознанию обязывает учителя перестроить свою работу с детьми так, чтобы в результате помочь им успешно сдать экзамен. Ведь для этого нужно совсем немного: стремление самих ребят и желание учителя помочь своим ученикам. Работа по подготовке учащихся к ЕГЭ по обществознанию становится эффективной только в том случае, если выше перечисленные мероприятия приобретают системный характер.