Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Что такое «индивидуальность?

Сапунова Екатерина Сергеевна
АННОТАЦИЯ
Класс:
Данный урок является продолжением изучения темы «Личность» и тесно связан с предыдущим. Учащиеся уже познакомились с такими понятиями как «личность», «социализация» и научились давать им развернутую характеристику. Следующим этапом является рассмотрения двух важнейших понятий, без которых невозможно дальнейшее успешное освоение учебного курса: «индивидуальность» и «сильная личность». Урок направлен не только на формирование у учащихся понимания упомянутых выше терминов, но и на воспитание их, создание условий при которых шестиклассники смогут отличать нравственные и общественно-полезные поступки от аморальных, а также руководствоваться в своей жизни принципом полезности своих действий для окружающих, ответственности за поступки, которые они совершают. Ключевой особенностью урока является необходимость замотивировать учащихся на совершение добрых дел, стимулировать в них желание и потребность приносить пользу обществу, в том числе, и на основе тех примеров, с которыми шестиклассники познакомятся на уроке.
Методическая разработка подготовлена на основе рабочей программы учебного предмета «Обществознание», 34 часа в год, 1 час в неделю
Класс: 6
Тема урока:Что такое индивидуальность?
Учебник:Обществознание. 6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / [Н. Ф. Виноградова, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и др.]; под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой. – 8-е изд. – М.: Просвещение, 2018. – 111 с.: ил.
Цель:познакомить учащихся с понятием «индивидуальность», охарактеризовать сильную личность
Задачи:
  1. Актуализировать знания учащихся о понятии «личность», механизмах ее формирования, двойственной природе человека;
  2. Выявить черты характера, присущие личности;
  3. Выделить отличительные черты сильной личности;
Планируемые результаты:
  1. Учащиеся определяют понятие «личность», механизмы ее формирования, ключевые личностные характеристики человека;
  2. Учащиеся сравнивают социальные объекты, выделяя их общие и отличительные черты;
  3. Учащиеся выделяют черты характера, присущие сильной личности;
  4. Учащиеся участвуют в дискуссии, владеют навыками работы с учебником, решают проблемные задачи.
 
Формируемые УУД:
1. Предметные
  1. Применять понятийный аппарат (человек, личность, индивидуальность, характер, сильная личность);
  2. Уметь анализировать, сопоставлять, изучать и систематизировать различные источники информации;
  3.  Понимать значение общества для формирования личности, важность трудовой деятельности для личности и общества.
 2. Метапредметные
  1. Коммуникативные: точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в ходе дискуссии, задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности;
  2. Регулятивные: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, искать и выделять необходимую информацию;
  3. Познавательные: осуществлять поиск информации, сравнивать, классифицировать и обобщать факты; давать определения понятиям;
 3. Личностные
  1. Анализировать собственные поступки;
  2. Нести ответственность за свои решения;
  3. Развивать творческие способности.
 
Тип урока: комбинированный (повторение; открытие нового знания)
Формы и методы диагностики предметных и метапредметных результатов:проблемная беседа, фронтальный и индивидуальный опрос, работа в группах, индивидуальные проекты.
 
ХОД УРОКА
  1. Организационный момент. Приветствие учащихся.
  2. Актуализация знаний.
Ребята, вы, наверняка, знакомы с произведением Редьярда Киплинга «Книга джунглей», в котором рассказывается о жизни мальчика по имени «Маугли»[1]. Что вы о нем знаете?
Ответы учащихся. В случае затруднения, необходимо осветить основные эпизоды произведения, подробнее остановившись на том, что Маугли очень рано оказался вне человеческого общества, воспитывался животными и потому приобрел не только их повадки, но стал полноценным членом стаи.
История Маугли – это увлекательная сказка о том, как ребенок, оказавшийся вдали от человеческой цивилизации, растет и развивается, перенимая повадки животных, находящихся рядом с ним, становится не только одним из них, но даже вожаком всей стаи, противостоит коварному и опасному тигру Шерхану.Мы вспомнили об этом произведении не просто так. Р. Киплинг, сам того не зная, дал название целому феномену, известному как «детиМаугли». Так называют детей, которые в первые годы своей жизни были ограничены в контактах с другими людьми, или вовсе воспитывались животными. Как вы думаете, к чему это может приводить?
Ответы учащихся. Шестиклассники должны отметить, что это приводит к нарушению развития ребенка, тому, что он становится не похож на своих сверстников, воспитывавшихся в обычных условиях.
Вы совершенно правы. Ребенок, не знавший общества других людей, очень часто не умеет разговаривать, ходить на двух ногах, контролировать свое тело и реакции и ведет себя совсем как дикое животное. Как вы считаете, почему это происходит?
Ответы учащихся.
Вы совершенно правы. Ребенок, растущий в неподходящих условиях, развивается не так, как каждый из вас. Биологические начала его развиваются, в то время, как социальные существенно отстают.
3. Проверка домашнего задания: фронтальный опрос.
Мы с вами продолжаем знакомство с таким понятием как «личность» человека и особенностями, которые определяют личность каждого из нас. Вспомните, о каких биологических и социальных началах человека мы с вами уже говорили?
Ответы учащихся. Шестиклассники должны вспомнить материал, изученный ими на прошлом уроке, охарактеризовать биологические (потребность в воздухе, пище, воде, солнечном свете, отдыхе тепле) и социальные (потребность в общении, взаимодействии с другими людьми, особенности мышления и речи в жизни человека) начала человека.
Почему человеку важно развивать и биологические и социальные начала?
Ответы учащихся. Ключевое положение, которое должно прозвучать: для того, чтобы стать личностью.
В своих ответах вы неоднократно упомянули слово «личность». Что же это такое?
Ответы учащихся. В случае затруднения необходимо обратиться к учебнику, где указано, что личность – это совокупность качеств человека, которые обретаются им в процессе жизни в обществе, в деятельности и общении с другими людьми. Личность – это вершина всех человеческих качеств, потому что только личность обладает сознанием.
Мы с вами определили, что такое личность. А как человек становится личностью?
Ответы учащихся. Основные моменты, которые должны прозвучать: человек становится личностью в процессе деятельности (игра, учение, труд) и общения с другим людьми.
Процесс превращения человека из несмышленого ребенка в личность, который вы описали, называется социализацией. Давайте запишем это понятие. Мы с вами уже говорили о том, что все развиваются по-разному. На процесс социализации влияют множество факторов. Особенности семьи, друзей, религии, культуры, государства, в котором живет человек. Как вы думаете, как это влияет на каждого из нас?
Ответы учащихся.Ключевое положение, которое должно быть озвучено: особенности эти приводят к тому, что каждый человек вырастает не похожим ни на кого другого.
Каким общим словом мы можем назвать все то, о чем вы говорите?
Ответы учащихся.Индивидуальность.
А знаете ли вы, что такое индивидуальность?
Ответы учащихся. Шестиклассники сталкиваются с проблемой непонимания термина и предлагают тему урока, которая фиксируется на доске. Примерная тема: «Что такое индивидуальность?»
4. Проверка домашнего задания: индивидуальные ответы.
Скажите, ребята, как вы считаете: нужна ли каждому из нас индивидуальность? Что было бы, если бы все люди были одинаковыми?
Ответы учащихся.
А теперь такой вопрос: скажите, всякая ли индивидуальность человека хороша для него самого и окружающих?
Ответы учащихся. Мнения шестиклассников могут разделиться. В таком случае, необходимо попросить аргументировать каждую из точек зрения и прийти к общему выводу о том, что индивидуальность каждого человека заслуживает уважения, но иногда может приносить существенные проблемы не только самому человеку, но и окружающим.
Существует в современном мире и такое выражение: «стать личностью». Как вы его понимаете?
Ответы учащихся.
Его употребляют по отношению к людям, отличающимся твердостью характера, остротой ума, силой воли. Давайте запишем это понятие в тетради. Как вы считаете, наделен ли был этими качествами юный грек Геростат, о судьбе которого вы читали дома? Кто может рассказать мне о нем?
Ответ учащегося. При необходимости его дополняют другие обучающиеся.При затруднении следует обратиться к тексту учебника [2, с. 13].
Кто может объяснить, почему поступок Геростата мы считаем безнравственным?
Ответ учащегося.
Можем ли мы сказать, что Геростат выделился из окружения? Какой ценой он этого добился?
Ответ учащегося.
5. Изучение новой темы.
А можем ли мы назвать его сильной личностью? Почему вы так считаете?
Ответ учащегося.
И вот мы столкнулись с проблемой, которая существует в человеческом обществе уже много-много веков. Не все люди одинаковы, и цели, которые они себе ставят, часто бывают далеки от понятий морали и нравственности. Давайте обратимся к учебнику и рассмотрим картину В. А. Серова «Петр I». Как вы можете ее прокомментировать?
Ответы учащихся. Шестиклассники должны отметить, что фигура Петра Великого выделяется на фонедругих людей изображенных на картине, что царь смело шагает против ветра, в то время, как его спутники сгибаются от силы порывов, кутаются в полы своей одежды. Учащиеся должны отметить суровое, сосредоточенное лицо Петра Алексеевича. Применив свои знания об истории Санкт-Петербурга, связать этот портрет с историческими фактами, известными им [2, с. 14].
И Геростат, и Петр Великий вошли в историю. Но какими же разными путями… Как вы думаете, почему русский народ дал Петру такое прозвище «Великий»?
Ответы учащихся. Должны прозвучать следующие положения: такое прозвище царь получил из-за своей мудрости, силы характера, уверенности, стойкости, готовности не отступать при неудачах, потому что он думал не только о собственном благе, но и о судьбе всей страны, которой он управлял.
Можете ли вы на основе описания Петра Великого сформулировать, какие же черты присущи сильной личности?
Ответы учащихся. Итоговый вариант записывается в тетради.
6. Работа в группах.
Сильной личностью может стать каждый из нас. И не только в каких-то экстренных ситуациях, но каждый день. Каждый наш выбор должен быть осознанным и всегда направлены на то, чтобы совершать добрые дела и приносить пользу не только себе, но и окружающим. Теперь я предлагаю вам познакомиться с еще некоторыми сильными личностями, которые жили или живут в наше с вами время.
Учащиеся делятся на три группы и получают раздаточные материалы (См. Приложение 1). Познакомившись с полученной информацией, каждая группа должна выступить с ней перед другими учащимися и в конце своего выступления высказать мнение о том, считают ли они этого человека сильной личностью и почему.
7. Подведение выводов.
Сегодня мы с вами познакомились с биографиями различных людей, от юного грека Геростата, жившего еще до начала нашей эры, и вплоть до наших с вами современников. Скажите, можем ли мы на основе полученной сегодня информации сделать какой-то общий вывод о том, что значит «быть сильной личностью»?
Ответы учащихся.
Скажите, кто-то из вас считает себя сильной личностью?
Ответы учащихся.
Обязательно ли для того, чтобы считать себя сильной личностью, совершить что-то великое и прославиться на весь мир?
Ответы учащихся.
Что вы узнали нового на этом уроке?
Ответы учащихся.
8. Рефлексия.
На доску вывешивается ватман, на котором написаны следующие фразы: «Сегодня я узнал, что … / На этом уроке я... / Мне было трудно…/ Я понял, что ... / Я научился… / Мне было интересно узнать… » и т. п. Учащиеся выходят к доске и дополняют эти фразы, либо пишут собственные.
9. Организованное окончание уроков, домашнее задание.
Домашнее задание учащимся предлагается на выбор:
1. Написать небольшой рассказ «Что было бы, если бы все люди стали одинаковыми?»
2. Задание 1 из рубрики «В классе и дома», к первому параграфу.
3. Прочитать 1 параграф и устно ответить на вопросы из рубрики «Проверим себя».
 
 
 
 
 
 
 
 
Приложение 1.
 
МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПЕРВОЙ ГРУППЫ
Андрей Александрович Ламанов, Евгений Геннадьевич Новоселов
7 сентября 2010 года пассажирский самолет ТУ-154 совершал перелет по маршруту Удачный-Москва. Во время перелета возникла внештатная ситуация – отказало все электрооборудование. Командиры экипажа, пислотыЛаманов и Новоселов приняли решение садиться  на заброшенную полосу аэродрома в селе Ижма, Республики Коми. На борту самолета находились девять членов экипажа и 72 пассажира, в том числе женщина на 36-й неделе беременности и трое детей. Благодаря действиям экипажа никто не пострадал.
8 октября 2010 года звание Героя России за мужество и героизм, проявленные при исполнении служебного долга в экстремальных условиях  было присвоено пилотам Ламанову Андрею Александровичу и Новоселову Евгению Геннадьевичу. Так же  медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени был награжден  начальник вертолётной площадки в Ижме Сергей Сотников, что много лет исполнял свой долг, поддерживая полосу в летном состоянии.
 
 
МАТЕРИАЛ ДЛЯ ВТОРОЙ ГРУППЫ
Фонд «БИМ»
Имя Дарьи Тараскиной почти неизвестно.  Она не получала государственных наград, ее не показывают по телевизору. В тоже время каждый день благодаря этой женщине спасаются десятки жизней. В 1968 году Дарья Александровна основала  благотворительный фонд защиты животных «БИМ». Первый приют был создан Дарьей Тараскиной ещё во времена СССР, когда она стала свидетелем государственной «утилизации» бездомных животных. Женщина не могла без слез смотреть на то, как страдают ни в чем не повинные собаки и стала спасать их, забирать с улиц, выхаживать и пристраивать к новым хозяевам. Сейчас «БИМ» - это 5 приютов в Москве и Московской области, где никому не отказывают в помощи. Сюда принимают животных, от которых отказались в ветеринарных клиниках, готовы прийти на помощь в любое время дня и ночи. В приютах живут кошки, собаки, птицы, лошади, медведи, лисы, кролики, ежи вороны, обезьян и даже верблюды.
Фонд этот работает исключительно благодаря помощи неравнодушных и волонтеров. Один из главных его лозунгов – «мы в ответе за тех, кого приручили»[3].
 
 
МАТЕРИАЛ ДЛЯ ТРЕТЬЕЙ ГРУППЫ
Александр Скворцов
Саше Скворцову из Брянска 22 года, и он настоящий герой города: парень вытащил из горящего дома семерых детей и их маму.
В тот день Александр был в гостях у старшей дочки, 15-летней Кати. Глава семьи рано утром ушел на работу, дома все спали, и он запер дверь на ключ. Многодетная мама возилась с малышами, младшим из которых всего три года, когда Саша почувствовал запах дыма. Первым делом логично бросились к двери, но она оказалась заперта, а второй ключ лежал в спальне родителей, которую уже отрезал огонь.
«Я растерялась, в первую очередь начала детей пересчитывать, – рассказывает Наталья, мама. – Не могла вызвать ни пожарных, ничего, хотя телефон был в руках».
Парень не растерялся: попытался открыть окно, но оно было плотно заклеено на зиму. Несколькими ударами табуретки Саша выбил раму, помог выбраться наружу Кате и ее маме, а затем, оставаясь в горящем доме,  передавал им  на руки остальных детей.
«Сам стал вылезать – взорвался газ, – говорит Саша. – Опалило волосы, лицо. Но жив, дети целы, это главное. Благодарности мне не надо. Я считаю, что так бы поступил каждый мужчина» [4].
 
Список использованной литературы
 
1. Киплинг Р. Маугли / Сказочные повести. М.: Махаон. 2015. 224 с.
2. Обществознание. 6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / [Н. Ф. Виноградова, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и др.]; под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой. – 8-е изд. – М.: Просвещение, 2018. – 111 с.: ил.
3. Сидорчик А. Герои нашего времени. Пять историй о людях, шагнувшись в бессмертие [Электронный ресурс]. Аргументы и факты. Режим доступа: https://aif.ru/society/army/40858. Датаобращения: 25. 11. 2020.
4. Юные герои [Электронный ресурс] Спасэкстрим. Режим доступа: https://spas-extreme.mchs.gov.ru/geroi. Дата обращения: 25.11.2020.
5. Махоткин А. В. Обществознание в схемах и таблицах / А. В. Махоткин, Н. В. Махоткина. – М.: Эксмо, 2013.368 с. 
 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»