Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Методы и приемы разбора понятий на уроке обществознания в основной школе

Methods and techniques of parsing concepts in a social studies lesson in primary school
 
 
А.К. Чернова
A.K. Chernova
 
АННОТАЦИЯ 
 Данная методическая разработка посвящается вопросам работы учащихся с обществоведческими понятиями. Представленные ниже приемы будут полезны как учителям, так и учащимся. Учителя будут уверены в том, что понятие разобрано и не прошло мимо учащегося, как набор непонятных слов, а для учащихся в том, что понятие станет понятнее, а также при дальнейшем использовании данных приемов, позволит научиться самостоятельно формировать понятия.
 
ANNOTATION
  This methodological development is devoted to the issues of students' work with social science concepts. The techniques presented below will be useful for both teachers and students. Teachers will be sure that the concept has been disassembled and has not passed by the student as a set of incomprehensible words, and for students that the concept will become clearer, as well as with further use of these techniques, it will allow them to learn how to form concepts independently.
 
ВВЕДЕНИЕ
   С 2001 года в Российской Федерации действует система сдачи Единого государственного экзамена (ЕГЭ), который служит одновременно выпускным экзаменом из школы и вступительным экзаменом в вузы. Стоит также отметить и Основной государственный экзамен (ОГЭ), который служит для контроля знаний, полученных учащимися за 9 лет, а также для приёма в учреждения среднего профессионального образования (колледжи и техникумы).
   Предмет «Обществознание» является одним из самых востребованных для поступления в высшие и средние профессиональные учебные заведения, поэтому количество сдающих этот предмет очень велико.
       С учетом специфики предмета, важным элементом для успешной сдачи экзаменов является знание понятий и умение эти понятия применять. Часто у учащихся возникают проблемы либо со знанием понятий, либо с их формулировкой. В этом и состоит актуальность данной методической разработки. Спрос рождает предложение.
       Данная разработка универсальна и может быть использована не только на уроках обществознания, но и в других школьных дисциплинах, где используются понятия, как элементы учебного процесса.
        В дальнейшем, при условии постоянной тренировки этого навыка, ученик сможет уже самостоятельно формулировать понятия. Навык формулировки понятий отлично поможет при сдаче государственных экзаменов, в развитии умения объяснять свои мысли, говорить своими словами, а не заученными, вызубренными формулировками. Также это поспособствуют совершенствованию лексикона учащихся, важно отметить, что дети не только будут знать обществоведческие понятия, но и понимать их.
       Цель разработки: создание условий для восприятия и понимания обществоведческих понятий.
 Задачи методической разработки: сформировать умения формулировать обществоведческие понятия, выявлять термины и основные признаки, продолжить развивать грамотную речь, совершенствование лексикона учащихся.

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАЗБОРА ПОНЯТИЙ НА УРОКЕ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ
        При переходе в пятый класс основной школы, учащиеся уже начинают полноценную работу с понятиями и учатся не только их понимать, но и использовать их. На основе предложенного ниже приема формируется познавательное универсальное умение работы с информацией, из которой состоит понятие. Данный прием поможет учащимся в дальнейшем обучении и в других дисциплинах. С самого начала следует дать универсальную формулу. «Понятие = Термин + Признак + Признак(и)…». 
     Далее идет разбор понятия как с членами предложения в русском языке. Само понятие, которое мы будем разбирать, это подлежащие. В качестве примера возьмем понятие «Заработная плата- вознаграждение за труд, которое зависит от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы…»[1]. От понятия заработная плата задаем вопрос «что это такое?» проводим стрелочку к сказуемому, то есть к слову вознаграждение, которое является термином. «За труд» относиться к сказуемому, поэтому является одним из признаков понятия, а именно дополнением, обозначаем пунктирной линией. Далее от сказуемого задаем вопрос «какое?» и получаем определение «которое зависит от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы», отмечаем волнистой линией. Разбор данного примера можно увидеть в иллюстрации 1.
      Всем известны негативные стороны заучивания, чтобы уменьшить нагрузку учащихся при изучении или повторении материала, предлагаю следующий алгоритм работы с понятиями. В качестве примера будем продолжать использовать понятие заработная плата из программы шестого класса.
   Во – первых, понятие следует выписать, дабы активировать двигательную и зрительную память.
       Во – вторых, выделите с помощью универсальной формулы основную часть понятия, то есть термин и важные признаки. Если у учащегося навыки запоминания на низком уровне, можно предложить схематичное представление основной части термина, то есть кластер.
      В – третьих, если присутствуют не знакомые или непонятные для учащегося термины или слова, их нужно разобрать. Рядом с понятием, там, где учащемуся удобно, следует написать определение этого слова или более понятный синоним. Если проблем в этом пункте нет или уже были решены с помощью предложенных выше хитростей, можно сразу переходить к следующему пункту.
   В - четвертых, применяем разбор понятия, с помощью схемы работы с членами предложения. Пример письменного разбора понятия с кластером можно увидеть в иллюстрации 2.
      В заключении, для активации слуховой памяти повторите вслух это понятие столько раз сколько потребуется и попробуйте повторить, не подглядывая в исписанный лист.
     Данный алгоритм можно модернизировать с учетом особенностей каждого. Школьник, студент, учитель, да и вообще любой человек чувствует какой способ запоминания у него лучше развит. Например, если школьник любит рисовать и у него хорошо развита наглядно-образная память он может добавить в свой разбор понятия ассоциативный образ, то есть нарисовать что-то, что будет ассоциироваться с этим понятием.
    Данная методическая разработка является основой, которую каждый сможет подстроить под свои навыки, возможности и способности.
 
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. «Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 24.04.2020)
________________________________________
[1] "Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 24.04.2020)


You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»