Научное познание
Хорошилов Андрей Алексеевич,
учитель истории и обществознания
ГБОУ школа № 27
Обществознание, 10 класс, 1 час.учитель истории и обществознания
ГБОУ школа № 27
Цель изучения темы
Учащиеся должны овладеть способностью использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности по доказательству соответствия информации и открытий критериям научного знания на основе:
- Знания основных особенностей, уровней и методов научного знания;
- Понимания взаимосвязи между применяемыми методами и результатами познавательной деятельности;
- Умения отличать и доказывать соответствие открытий и информации специфике научного знания.
Личностный: осознавать разнообразность информации в современном мире; проявлять внутреннюю позицию на уровне положительного отношения к ценным, достоверным источникаминформации
Метапредметный:
- Познавательные умения: извлекать информацию в соответствии с темой; определять значения и смысл терминов; устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения, выводы, доказательства
- Регулятивные умения: самоконтроль, самооценка, принятие решений и осуществление осознанного выбора в учебной̆ и познавательной̆ деятельности;
- Коммуникативные умения: отстаивать свое мнение; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; внимательно слушать и слышать партнера
Содержание темы
Блок 1. Особенности научного познания
Блок 2. Уровни научного знания
Блок 3. Методы научного познания
Термины и понятия (глоссарий) по теме: научная теория, эмпирический закон, гипотеза, научный эксперимент, моделирование, научная революция, дифференциация, интергация
Организация образовательного пространства
Межпредметные связи: физика, химия, биология, история
Ресурсы: Боголюбов Л.Н. Обществознание. 10 класс. Профил. уровень. – 3-е издание - М.: Просвещение, 2018.
Формы работы учеников: индивидуальная, групповая
Учебные задания
I этап. Самоопределение к деятельности
Актуализация
Выполните задания:
1. Выберите верные суждения об истине и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Критерием истины может быть её признание авторитетными лицами.
2) Критерием истины может быть её соответствие ранее открытым законам науки.
3) Истину нельзя установить голосованием, она может быть и на стороне меньшинства.
4) Истинным признается утверждение, проверенное практикой и опытом многих поколений.
5) Истиной не является элемент знаний, который в будущем может быть опровергнут.
2. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
Чувственное познание, познавательная деятельность, субъект познания, объект познания, рациональное познание.
3. Ниже приведён перечень характеристик. Все они, за исключением двух, представляют виды познания. Запишите цифры выпадающие из ряда
1) трудовое; 2) обыденное; 3) художественное; 4) рациональное; 5) конкурентное; 6) мифологическое.
Ситуативное задание
ХХI век –век информации и открытий. В повседневной жизни в потоке информации человеку становится все сложнее отличить истину от лжи, достоверную информацию от поддельной, научное знание от паранауки.
Как современному человеку отличить научное знание от ненаучного?
Приведите пример любого научного открытия и докажите, на основании не менее 3-х аргументов, что оно соответствует требованиям к научному знанию.
II этап.
Учебно-познавательная деятельность. Учебные задания на «знание» (З), на «понимание» (П), на «умение» (У)
Содержание блоков осваивается школьниками на основе п. 24 («Научное познание»)
Блок 1. Особенности научного познания.
1. На основе п. 24, стр. 248-249
Задание 1 (З), индивидуальное
Назовите (выпишите) на основании текста шесть особенностей научного познания
Задание 2 (П), фронтальное
Укажите связи которые объединяют все шесть особенностей.
Задание 3 (У), индивидуальное
На основании знаний из курса естественных наук приведите пример любого научного открытия и покажите его соответствие всем шести особенностям.
Блок 2. Уровни научного знания
1. На основе п. 24, стр. 249-250
Задание 1 (З), фронтальное
Назовите два уровня научного знания
Задание 2 (П), фронтальное
Объясните чем они отличаются друг от друга
Задание 4 (У), индивидуальное
Составьте схему «Уровни научного познания». Обозначьте в ней определения каждого уровня и соответствующие им формы знания.
Блок 3. Методы научного познания
1. На основе п. 24, стр. 250-251
Задание 1 (З), индивидуальное
Выпишите и разделите по уровням научного знания (в схему) все методы перечисленные в пункте параграфа
Задание 2 (П), фронтальное
Объясните значение этих методов для получения достоверного научного знания
Задание 3 (У), индивидуальное
На основании знаний из курса естественных наук составьте сопоставления любых 3-х методов и научных знаний полученных с помощью этих методов
Диагностика освоения содержания темы
1. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Целенаправленное систематическое изучение объекта без воздействия на него называют __________(А). Концентрируя __________(Б) на объекте, исследователь опирается на имеющиеся у него некоторые знания о нём, без которых нельзя определить цель этого вида деятельности. Этот метод характеризуется активностью __________(В), его способностью к отбору нужной информации, определяемой целью исследования. Взаимодействие между субъектом и объектом опосредуется следующими __________(Г): приборами и инструментами, с помощью которых ведётся наблюдение. Микроскоп и телескоп, фото- и телеаппаратура, радиолокатор и генератор ультразвука, многие другие приспособления превращают недоступные органам чувств человека микробы, элементарные частицы и т.п. в эмпирические __________(Д). Данный метод научного познания даёт исходную __________(Е) об объекте, необходимую для его дальнейшего исследования».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.
Список терминов:
1) информация | 2) познание | 3) наблюдатель |
4) средства | 5) методы | 6) истина |
7) наблюдение | 8) внимание | 9) объекты |
В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В | Г | Д | Е |
2. Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «научное познание»;
2) составьте два предложения:
− одно предложение, содержащее информацию об уровнях научного познания;
− одно предложение, раскрывающее основные особенности научного познания
3. Известный мореплаватель Магеллан искал кратчайший путь в Индию. Он пользовался картой, где был указан пролив, соединяющий Атлантический и Тихий океаны. Однако в отмеченном на карте месте Магеллан пролива не обнаружил. Тогда он, изучив описания, составленные предшественниками, предположил, что этот пролив должен быть южнее. Он исследовал каждую бухту, каждый залив – и обнаружил пролив между материком и архипелагом Огненная Земля.
О каких уровнях научного познания идёт речь в данном отрывке? Укажите формы знания в каждом из них. Перечислите три метода научного познания, используемые Магелланом.
III этап.
Интеллектуально-преобразовательная деятельность
Задание В (эвристический уровень)
ХХI век –век информации и открытий. В повседневной жизни в потоке информации человеку становится все сложнее отличить истину от лжи, достоверную информацию от поддельной, научное знание от паранауки.
Как современному человеку отличить научное знание от ненаучного?
Приведите пример любого научного открытия и докажите, что оно соответствует требованиям к научному знанию.
Задание Б (импровизационный уровень)
Для ответа на поставленный вопрос обратитесь:
1) К учебнику: параграф 24
2) К конспекту в тетради
Задание А (информативный уровень)
Для ответа на поставленный вопрос воспользуйтесь схемой:
- На основании знаний из курса естественных наук приведите пример любого научного открытия. (Например: Закон Ома)
- Проверьте соответствует ли открытие 6 особенностям научного знания
- Определите уровень научного знания по отношению к этому открытию
- Предположите возможные методы, с помощью которых могло быть сделано это открытие
Закончите предложения.
Задание 1 (самоанализ).
Входе занятий по теме мне удалось научиться ____________________.
Задание 2 (самооценка).
Я доволен (льна) своей работой на уроке, потому что _____________ .
Я оцениваю свою работу по теме на ____(отлично, хорошо, удов.),потому что ______