Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 1 / 5

Звезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Научное познание

Хорошилов Андрей Алексеевич,
учитель истории и обществознания
​ГБОУ школа № 27 
Обществознание, 10 класс, 1 час.
Цель изучения темы
            Учащиеся должны овладеть способностью использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности по доказательству соответствия информации и открытий критериям научного знания на основе:
  • Знания основных особенностей, уровней и методов научного знания;
  • Понимания взаимосвязи между применяемыми методами и результатами познавательной деятельности;
  • Умения отличать и доказывать соответствие открытий и информации специфике научного знания.   
Планируемы результат изучения темы
            Личностный: осознавать разнообразность информации в современном мире; проявлять внутреннюю позицию на уровне положительного отношения к ценным, достоверным источникаминформации
            Метапредметный:
  • Познавательные умения: извлекать информацию в соответствии с темой; определять значения и смысл терминов; устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения, выводы, доказательства
  • Регулятивные умения: самоконтроль, самооценка, принятие решений и осуществление осознанного выбора в учебной̆ и познавательной̆ деятельности;
  • Коммуникативные умения: отстаивать свое мнение; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; внимательно слушать и слышать партнера
Предметный: Уметь различать формы познания окружающего мира, артикулировать отличительные особенности научного знания.  
Содержание темы
            Блок 1. Особенности научного познания
            Блок 2. Уровни научного знания
            Блок 3. Методы научного познания            
Термины и понятия (глоссарий) по теме:  научная теория, эмпирический закон, гипотеза, научный эксперимент, моделирование, научная революция, дифференциация, интергация 
Организация образовательного пространства
            Межпредметные связи: физика, химия, биология, история
Ресурсы: Боголюбов Л.Н. Обществознание. 10 класс. Профил. уровень. – 3-е издание - М.: Просвещение, 2018.
            Формы работы учеников: индивидуальная, групповая 
Учебные задания 
I этап. Самоопределение к деятельности
Актуализация
            Выполните задания: 
 1. Выберите вер­ные суж­де­ния об ис­ти­не и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны. 
1) Критерием ис­ти­ны может быть её при­зна­ние ав­то­ри­тет­ны­ми лицами.
2) Критерием ис­ти­ны может быть её со­от­вет­ствие ранее от­кры­тым за­ко­нам науки.
3) Истину нель­зя уста­но­вить голосованием, она может быть и на сто­ро­не меньшинства.
4) Истинным при­зна­ет­ся утверждение, про­ве­рен­ное прак­ти­кой и опы­том мно­гих поколений.
5) Истиной не яв­ля­ет­ся эле­мент знаний, ко­то­рый в бу­ду­щем может быть опровергнут. 
2. Найдите понятие, ко­то­рое является обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных понятий пред­став­лен­но­го ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание). 
Чувственное познаниепознавательная деятельностьсубъект познанияобъект познаниярациональное познание
3. Ниже приведён перечень характеристик. Все они, за исключением двух, представляют виды познания. Запишите цифры выпадающие из ряда 
1) трудовое; 2) обыденное; 3) художественное; 4) рациональное;  5) конкурентное; 6) мифологическое
Ситуативное задание
ХХI век –век информации и открытий. В повседневной жизни в потоке информации человеку становится все сложнее отличить истину от лжи, достоверную информацию от поддельной, научное знание от паранауки. 
            Как современному человеку отличить научное знание от ненаучного?
Приведите пример любого научного открытия и докажите, на основании не менее 3-х аргументов, что оно соответствует требованиям к научному знанию.  
II этап.  
Учебно-познавательная деятельность. Учебные задания на «знание» (З), на «понимание» (П), на «умение» (У) 
Содержание блоков осваивается школьниками на основе п. 24 («Научное познание») 
Блок 1. Особенности научного познания.
1. На основе п. 24, стр. 248-249
            Задание 1 (З), индивидуальное
            Назовите (выпишите) на основании текста шесть особенностей научного познания 
            Задание 2 (П), фронтальное
            Укажите связи которые объединяют все шесть особенностей. 
            Задание 3 (У), индивидуальное
На основании знаний из курса естественных наук приведите пример любого научного открытия и покажите его соответствие всем шести особенностям. 
Блок 2. Уровни научного знания
1. На основе п. 24, стр. 249-250
            Задание 1 (З), фронтальное
            Назовите два уровня научного знания
Задание 2 (П), фронтальное
Объясните чем они отличаются друг от друга
            Задание 4 (У), индивидуальное
            Составьте схему «Уровни научного познания». Обозначьте в ней определения каждого уровня и соответствующие им формы знания. 
Блок 3. Методы научного познания
1. На основе п. 24, стр. 250-251
            Задание 1 (З), индивидуальное
            Выпишите и разделите по уровням научного знания (в схему) все методы перечисленные в пункте параграфа
            Задание 2 (П), фронтальное
            Объясните значение этих методов для получения достоверного научного знания 
Задание 3 (У),  индивидуальное
На основании знаний из курса естественных наук составьте сопоставления любых 3-х методов и научных знаний полученных с помощью этих методов 
Диагностика освоения содержания темы 
1. Прочитайте приведённый ниже текст, в ко­то­ром про­пу­щен ряд слов. Вы­бе­ри­те из пред­ла­га­е­мо­го спис­ка слова, ко­то­рые не­об­хо­ди­мо вста­вить на место пропусков. 
«Целенаправленное си­сте­ма­ти­че­ское изу­че­ние объ­ек­та без воз­дей­ствия на него на­зы­ва­ют __________(А). Кон­цен­три­руя __________(Б) на объекте, ис­сле­до­ва­тель опи­ра­ет­ся на име­ю­щи­е­ся у него не­ко­то­рые зна­ния о нём, без ко­то­рых нель­зя опре­де­лить цель этого вида деятельности. Этот метод ха­рак­те­ри­зу­ет­ся ак­тив­но­стью __________(В), его спо­соб­но­стью к от­бо­ру нуж­ной информации, опре­де­ля­е­мой целью исследования. Вза­и­мо­дей­ствие между субъ­ек­том и объ­ек­том опо­сре­ду­ет­ся сле­ду­ю­щи­ми __________(Г): при­бо­ра­ми и инструментами, с по­мо­щью ко­то­рых ведётся наблюдение. Мик­ро­скоп и телескоп, фото- и телеаппаратура, ра­дио­ло­ка­тор и ге­не­ра­тор ультразвука, мно­гие дру­гие при­спо­соб­ле­ния пре­вра­ща­ют не­до­ступ­ные ор­га­нам чувств че­ло­ве­ка микробы, эле­мен­тар­ные ча­сти­цы и т.п. в эм­пи­ри­че­ские __________(Д). Дан­ный метод на­уч­но­го по­зна­ния даёт ис­ход­ную __________(Е) об объекте, не­об­хо­ди­мую для его даль­ней­ше­го исследования». 
Слова в спис­ке даны в име­ни­тель­ном падеже. Каж­дое слово может быть ис­поль­зо­ва­но толь­ко один раз.
Выбирайте по­сле­до­ва­тель­но одно слово за другим, мыс­лен­но за­пол­няя каж­дый пропуск. Об­ра­ти­те вни­ма­ние на то, что в спис­ке слов больше, чем Вам по­тре­бу­ет­ся для за­пол­не­ния пропусков. 
Список терминов:
1) информация 2) познание 3) наблюдатель
4) средства 5) методы 6) истина
7) наблюдение 8) внимание 9) объекты
 
В дан­ной ниже таб­ли­це при­ве­де­ны буквы, обо­зна­ча­ю­щие про­пу­щен­ные слова. За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:
A Б В Г Д Е
           
 
2. Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «научное познание»;
2) составьте два предложения:
− одно предложение, содержащее информацию об уровнях научного познания;
− одно предложение, раскрывающее основные особенности научного познания 
3. Известный мо­ре­пла­ва­тель Ма­гел­лан искал крат­чай­ший путь в Индию. Он поль­зо­вал­ся картой, где был ука­зан пролив, со­еди­ня­ю­щий Ат­лан­ти­че­ский и Тихий океаны. Од­на­ко в от­ме­чен­ном на карте месте Ма­гел­лан про­ли­ва не обнаружил. Тогда он, изу­чив описания, со­став­лен­ные предшественниками, предположил, что этот про­лив дол­жен быть южнее. Он ис­сле­до­вал каж­дую бухту, каж­дый залив – и об­на­ру­жил про­лив между ма­те­ри­ком и ар­хи­пела­гом Ог­нен­ная Земля.
О каких уров­нях на­уч­но­го по­зна­ния идёт речь в дан­ном отрывке? Ука­жи­те формы зна­ния в каж­дом из них. Пе­ре­чис­ли­те три ме­то­да на­уч­но­го познания, ис­поль­зу­е­мые Магелланом. 
III этап. 
Интеллектуально-преобразовательная деятельность
Задание В (эвристический уровень)
ХХI век –век информации и открытий. В повседневной жизни в потоке информации человеку становится все сложнее отличить истину от лжи, достоверную информацию от поддельной, научное знание от паранауки. 
            Как современному человеку отличить научное знание от ненаучного?
Приведите пример любого научного открытия и докажите, что оно соответствует требованиям к научному знанию.  
Задание Б (импровизационный уровень)
Для ответа на поставленный вопрос обратитесь:
1) К учебнику: параграф 24
2) К конспекту в тетради 
Задание А (информативный уровень)
Для ответа на поставленный вопрос воспользуйтесь схемой:
  1. На основании знаний из курса естественных наук приведите пример любого научного открытия. (Например: Закон Ома)
  2. Проверьте соответствует ли открытие 6 особенностям научного знания
  3. Определите уровень научного знания по отношению к этому открытию
  4. Предположите возможные методы, с помощью которых могло быть сделано это открытие  
IV этап. Рефлексивная деятельность 
Закончите предложения.
Задание 1 (самоанализ). 
Входе занятий по теме мне удалось научиться ____________________.  
Задание 2 (самооценка).
Я доволен (льна) своей работой на уроке, потому что _____________ .
Я оцениваю свою работу по теме на ____(отлично, хорошо, удов.),потому что ______

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»